Музей политической истории России по праву считается одним из первых советских музеев, ведь он был создан в далёком 1919-м, буквально через два года после Октябрьской революции. С тех пор на нашу страну выпало огромное количество испытаний и перемен. Все они отражены здесь — среди ценнейших экспонатов, инсталляций и мультимедийных выставок. Кроме того тут регулярно организуются лекции от ведущих российских историков.
Стоимость для взрослых посетителей зависит от филиала:
Дети до 18 лет, инвалиды I и II групп могут посещать дома Кшесинской и Фитингофа по льготным условиям, стоимость билета для них составляет 100 рублей, студентам очной формы обучения и пенсионерам вход в музей обойдется в 150 рублей. Все сопутствующие документы необходимо предъявлять на кассе. Бесплатно посещать экспозиции музея политической истории могут дети до 7 лет.
Часы работы:
Кассы закрываются на час раньше.
Современный выставочный центр является прямым «потомком» Музея Революции, появившегося 9 октября 1919-го года, и не где-нибудь, а в залах самого Зимнего дворца. Правда, для свободного доступа открылся он чуть позже, в январе 1920-го, с этого же времени началось активное создание подобных экспозиций по всей стране. Главной задачей было рассказать о борьбе большевиков и их соратников за строительство нового государства.
Уже через три года стало понятно, что несколькими залами не обойтись, и в 1923-м, в рабочем кабинете Ленина, оформился «Уголок Ильича». Открыли его в национализированном особняке Матильды Кшесинской — печально известной балерины и любовницы императора Николая II. Спустя 15 лет другой видный деятель — Сергей Киров — также получил собственную экспозицию, к сожалению, уже после своей трагической гибели и серьёзных «чисток» идеологических отделов.
В период Великой Отечественной войны и блокады музей не прекращал свою работу ни на один день, но испытания ждали его и после победы. Так, вслед за переездом в Петропавловскую крепость, в конце 1940-х грянуло знаменитое «Ленинградское дело»,после которого из фондов изъяли почти 100 тысяч единиц хранения. Среди утерянных навсегда экспонатов были редчайшие карикатуры на партийных вождей и архивные фотографии.
Возрождением принято считать 1957-й год, когда музей фактически заново открылся в 36-ти залах бывшего дома Кшесинской и особняка Брандта, стоящего по соседству. Коллекции заметно уменьшились, зато посетители могли воочию увидеть фронтовые реликвии, включая личные вещи маршалов Жукова и Рокоссовского. Вслед за привычной революционной тематикой активно продвигались достижения народного хозяйства — от передовых научных открытий до рекордов в промышленности.
Вместе с перестройкой изменилась и вся концепция. Был снят формальный запрет на показ портретов Троцкого, Каменева и прочих опальных деятелей, экспозиции стали распределять свободнее и без указок «сверху», что позволило создать объективный и концептуальный подход. Например, музей стал одной из первых в стране площадок, освещавших скандальные забастовки шахтёров в Кузбассе, а также другие нашумевшие события.
Распад Советского Союза не мог не отразиться на экспозициях. Формат диктатуры «одной партии» ушёл в прошлое, так в 1991-м году появился Музей политической истории. На тот момент упор делался на актуальных темах — ГУЛАГе, репрессиях сталинской эпохи, недавнем путче и новом курсе на демократию. Бешеным успехом у петербуржцев стали пользоваться восковые фигуры, изображавшие вождей в сценках, о которых раньше знали только из газет.
С середины 2000-х и по настоящее время ведётся активная модернизация залов. Теперь в них практически нет идеологического диктата, экспонатам дают высказаться «своим голосом», отражая не столько сами эпохи, сколько судьбы конкретных людей, принимавших участие в жизни и развитии огромной страны.
На сегодняшний день, в музее работает 5 постоянных экспозиций. Они упорядочены по хронологии, и каждая из них отвечает заданной тематике в неповторяющемся стиле.
Легендарная прима-балерина не раз становилась героиней биографических книг, документальных и художественных фильмов. Прожив почти 100 лет, и оставив после себя не только богатое культурное наследие, но и сотни сплетен о влиятельных любовниках, она до сих пор представляет огромный интерес в среде историков и культурологов. Собранная в её доме коллекция — живое подтверждение неординарного успеха и сказочного богатства великой танцовщицы.
В витринах можно увидеть парадное платье Матильды, копии писем и некоторые личные вещи. Особую ценность представляют фотографии с балетных постановок, которые прекрасно иллюстрируют таланты и недюжинную физическую форму артистки. Завершается прогулка в прошлое эксклюзивным фильмом, посвящённым молодым годам хозяйки особняка и её тернистому пути к мировой славе.
Экспозиция, рассказывающая о переломных событиях отечественной истории на рубеже XIX и начала XX столетия, реформах, реформаторах и отдельных человеческих трагедиях, которые выпали на непростую эпоху. Это было время, когда на политической арене сияли имена Витте и Столыпина, тайная полиция работала в реакционном режиме, а на газетных страницах и в публичных «кружках» решалась судьба государства и тех, кто в ответе за её свершение.
Среди уникальных вещей здесь фрагмент каторжных кандалов Чернышевского, верёвка, на которой повесили террористку Софью Перовскую, руководившую убийством Александра II, и даже самодельное оружие времён революции 1905–1907-го годов. Этому периоду посвящены отдельные витрины, на них красуются эксклюзивные находки, в том числе и детские кубики, внутри которых пряталась газета «Искра» для последующей контрабандной доставки.
До сих пор не утихают споры о событиях октября 1917-го года и последовавшей за ними Гражданской войной. Разобраться в происходящем и узнать что-то новое поможет отдельная экспозиция, посвящённая разностороннему взгляду на трагедии и взлёты XX века. Именно здесь находится рабочий кабинет Ленина, первый Секретариат ЦК социал-демократической рабочей партии большевиков и редчайшие материалы кинохроник Белого и Красного движений.
Богатейшая коллекция, иллюстрирующая бытовую сторону жизни в СССР на фоне феноменальных успехов. 70 лет истории нашей страны показаны через призму простого человека, его повседневных забот, горестей и неиссякаемой мечты о светлом будущем. Авторы экспозиции не делают выводов, лишь дают почву для размышлений, какую цену приходится платить отдельно взятому гражданину ради того, чтобы «сказку сделать былью».
Масштабный проект, который начал работу в 2013-м году после 10-летней подготовки. Это своеобразный музей внутри большого музея и первая интерактивная площадка, посвящённая двум векам истории. Представленные тут экспонаты можно листать, брать в руки и разглядывать, мультимедийные экраны работают «по требованию», а уникальные арт-объекты иллюстрируют, насколько сильно влияет решение одного человека у власти на судьбы миллионов.
Автором проекта дома Кшесинской является именитый дореволюционный архитектор Александр фон Гоген. На его счету десятки домов, как в самом Петербурге, так и в Гатчине, Выборге и других местах. Ещё одним знаменитым его творением, помимо особняка самой высокооплачиваемой балерины Российской Империи, является мемориальный музей Суворова — признанный шедевр эклектичного псевдорусского стиля и настоящая сокровищница для знатоков истории.
Популярная легенда о тайном туннеле, который связывал дом танцовщицы и Зимний дворец, к сожалению многих петербуржцев, далека от правды. Особняк был построен уже после официального расставания Николая II со своей любовницей, когда она крутила роман с его дядей — великим князем Сергеем Михайловичем Романовым. Другое объяснение — подземные коммуникации города уже тогда препятствовали созданию таких туннелей.
Владимир Ильич Ленин в общей сложности проработал в особняке 90 дней. Здесь, в белом зале особняка Кшесинской, им были впервые зачитаны легендарные «Апрельские тезисы». Другой важный элемент — балкон, выходящий на Кронверкский проспект. С него вождь мирового пролетариата неоднократно выступал перед собравшимися соратниками. Знаменитый сюжет советских картин «Ленин на балконе» срисовывался именно отсюда, в дни самых жарких диспутов.
Достопримечательность находится в шаговой доступности от станции метро «Горьковская». На выходе с эскалатора нужно будет повернуть направо к Кронверкскому проспекту, так, чтобы Александровский парк оставался за спиной, снова повернуть направо и идти, никуда не сворачивая, центральный вход будет по левую руку через 600 метров. Ещё проще — на трамвае или автобусе, до остановки «Троицкая площадь», она примыкает к воротам с правой стороны.
С комфортом можно доехать и на такси, воспользовавшись диспетчерской службой заказа — Яндекс, Maxim или Uber. Все три компании хорошо представлены в Северной столице, имеют новый автопарк и адекватные тарифы, особенно по сравнению с уличными извозчиками.
Для самостоятельной поездки лучше сразу ехать по координатам навигатора — 59.954601, 30.32497. Тут автомобилистов и будет ждать главное испытание — возле музея разрешено останавливаться только на небольшом отрезке по улице Куйбышева, а ближайшая стоянка находится глубоко во дворах на съезде с соседней Мичуринской улицы. Рисковать и парковаться ближе не стоит — штрафы вплоть до вызова эвакуаторов никто не отменял.
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.