Краеведческий музей «Дом на Набережной» — одна из нестандартных экспозиционных площадок в Москве. Всё выставочное пространство посвящено не конкретному историческому деятелю или периоду, а жильцам квартир, проживавших здесь с момента постройки и вплоть до 1970-х годов. В обыденных вещах отражена противоречивая для многих советская эпоха с её достижениями, горестями, искренним счастьем и верой в светлое будущее на фоне городских легенд и вида на Московский Кремль.
На 2024 год стоимость билетов составляет:
Официальное экскурсионное обслуживание от музея бронируется заранее по телефону. Условие проведения лекции — группы от 4 человек и более. Прогулки во дворе зависят от погоды — в сильные морозы и дождливые дни они отменяются или переносятся на другую дату.
Правом на бесплатное посещение могут воспользоваться:
Музей «Дом на Набережной» открыт ежедневно, кроме понедельников (официальный выходной) и последней пятницы месяца (санитарный день). Во вторник, среду и пятницу двери открыты с 10:00 до 18:30, в четверг удлинённый график — с 11:00 до 21:00, по субботам и воскресеньям доступ посетителей с 11:00 до 18:00, кассы закрываются на полчаса раньше.
Впервые о застройке напротив кремлёвских набережных заговорили ещё в 1918-м году, когда революционные власти приняли решение о переезде из Петрограда. Они сразу столкнулись с трудностями — малоэтажная на тот момент Москва не могла сравниться по комфорту с доходными домами Северной столицы, а растущее государство нуждалось в жилье. Первое время большевиков расселяли по гостиницам, построенным ещё при царе, но их вместимость оказалась ограниченной.
Место под будущий жилой комплекс начали искать лишь в 1926-м, и только через два года начались работы. Ответственным архитектором стал Борис Иофан, его европейское образование позволило подобрать оптимальную технологию, тип перекрытий и мощного фундамента на осушённом болоте. Объявленная стоимость строительства — 36 миллионов советских рублей, что стало рекордом на тот момент, как и количество людей — ежедневно на площадке трудилось около 850 рабочих.
Торжественное заселение первых жильцов прошло в феврале 1931-го года. Получившееся здание из восьми модульных корпусов вмещало 505 квартир с отоплением, горячей водой и подведённой к каждой кухне шахтой мусоропровода. В пристройках организовали спортзал и клуб, служившей местной театральной сценой. Все помещения подъездов вплоть до участков лестничной клетки украшала лепнина и художественная роспись — ею занимались реставраторы из Эрмитажа.
С началом войны тех жильцов, кто не ушёл на фронт, эвакуировали или переселили на безопасные московские окраины, но пустовали квартиры недолго — уже в конце 1942-го сюда начали возвращаться владельцы. Через 20 лет случилось знаковое для культурной жизни всей страны событие — в помещение пустовавшего клуба заехал Московский театр эстрады, и жизнь дома изменилась навсегда. Генералов КГБ сменяли деятели культуры и искусств, а сам район наводнили туристы.
Первая экспозиция, посвящённая почётным жильцам, оформилась в 1989-м году по инициативе совета старейшин дома. Место для неё определилось сразу — бывшие апартаменты начальника охраны на первом этаже. Поначалу выставки были скромными и «для своих», но спустя несколько лет о них узнали в министерстве культуры и присвоили дому титул народного музея, а потом — памятника архитектуры и истории. Первый полноправный директор — Ольга Трифонова, вдова знаменитого писателя.
Сегодня краеведческий музей «Дом на Набережной» нельзя назвать рядовой площадкой, хотя бы потому, что в нём нет традиционной дидактики и однозначной позиции. Сам концепт — о людях и для людей — отвечает на многие вопросы. Объединение с музеем ГУЛАГа в медиа пространстве восприняли негативно, но здешние сотрудники с порога объясняют, что не поддерживают никакие антисоветские мифы, а просто рассказывают о человеческих судьбах. Выводы же каждый сделает сам.
Выставочное пространство начинается с классической советской прихожей, где висят закутанные в толстый полиэтилен парадные генеральские кители. Эффект присутствия — важный элемент всего музея, чтобы гости ощутили дух ушедшей эпохи, особенно молодёжь, кто не застал советское время. Напротив — настольный макет здания в изометрии и несколько стендов с исторической справкой, прочитать которые настоятельно рекомендуется всем, для лучшего понимания экспонатов.
Дальше — отдельная витрина, посвящённая жизни и творчеству архитектора. Именно Борису Иофану принадлежала идея о создании 400-метрового Дворца Советов, но строительство так и не началось из-за войны. Жильцов-фронтовиков увековечили на отдельной мемориальной доске, а рядом с ней — список пропавших и репрессированных, как напоминание о другой стороне социалистического благополучия. Всё оформлено с аутентичной мебелью и узнаваемыми статуэтками той поры.
Выделить отдельно почётных жильцов невозможно — в разные годы здесь квартировали артистов, художников, партийных деятелей и военных, включая героев Советского Союза. Каждому — заслуженное упоминание и слава, а тех, кто не уместился на стендах, вписали в огромные журналы и книги памяти, куда может заглянуть любой желающий. Есть и нарочито простые уголки — под витринами виднеются игрушки, а рядом стоит обычная кровать, заправленная чьей-то заботливой бабушкой.
Несмотря на то, что экспонаты подписаны, по всем возникающим вопросам можно и даже нужно обращаться к смотрителям. Здесь они -в буквальном смысле свои, ведь устроиться на работу может только проживающий в доме человек, и в основном это пенсионеры, знающие немало интересных историй. Большинство экскурсий заканчиваются музыкой — на раритетном патефоне включают легендарные советские песни с пластинок, доставшихся от предыдущих владельцев квартир.
Название «Дом на Набережной» появилось с лёгкой руки писателя Юрия Трифонова и его одноимённой повести. В центре сюжета ностальгического произведения — судьба нескольких типичных московских интеллигентов, переплетающаяся в непростые тридцатые, послевоенные сороковые и благополучную брежневскую эпоху. Здание в тексте — это образ и символ неравенства между людьми, напоминание о грозном времени и надежда на чудо, способное изменить всё вокруг.
До 2010-го года на базе музея проходила ежегодная встреча «Столетия». На тот момент она была единственным в стране проектом, посвящённым открытому диалогу с людьми, отметившими вековой юбилей. Почтенных гостей встречали, как героев своего времени — готовились выставки с фотографиями и документами, раскрывалась роль отдельной личности в истории дома. Последним таким жильцом стал бывший советский дипломат Дмитрий Сафронов, умерший на 106-м году жизни.
Почти всю перестройку вокруг «правительственного» дома напротив Кремля ходили легенды и нелицеприятные истории. Начинались они с известного мифа о том, что мусоропроводы использовались для утилизации тел репрессированных. Доходило и до фантастических рассказов, что лично Сталин приказал проложить по дну Москвы-реки телефонные кабеля, чтобы прослушивать каждую квартиру. Разумеется, никакой «прослушки» в стенах не было — доказано капитальным ремонтом.
Другой, не менее жуткий миф, связан с самим местом возведения многоквартирного «монстра». Стоит он на Болотном острове, где до революции с одной стороны располагались купеческие винные склады, а с другой — могилы. Многие гиды до сих пор приписывают случай, когда уничтожалось Всехсвятское кладбище. Проблема только в том, что находилось оно на севере Москвы, возле станции метро «Сокол», а перенос захоронения был в 1982-м году, через полвека после возведения.
Трудно поверить в это сегодня, но вплоть до 1970-х годов главным человеком в жилом комплексе при правительстве был управдом. Его выбирали из старожилов на несколько лет, ему доверялись дубликаты ключей от всех квартир, он же вёл книгу учёта всех жильцов. Самое любопытное, что несколько раз в году «старший» приходил к советским чиновникам с описью имущества и ревизией бытового порядка. Тот, кто неаккуратно относился к общественной собственности -получал выговор на работе.
Квартиры в доме на набережной доставались далеко не всем. Мало дослужиться до высокого поста в министерстве или иметь родственников в ЦК. Каждый претендент обязан был доказать чистоту биографии, отсутствие дворянских или кулацких корней, не оставлять за собой след от «приводов» в милицию. Такой престиж после распада СССР «аукнулся» ценами на квартиры — квадратный метр жилплощади здесь до сих пор стоит дороже, чем новенькие апартаменты в многоэтажке.
Несмотря на то, что музей находится фактически в самом центре столицы, попасть в него людям, незнакомым с Москвой, может показаться делом непростым. Ближайшая станция метро — «Кропоткинская» — находится почти в километре, выйдя из зала нужно повернуть направо и пройти улицу Волхонку до конца так, чтобы памятник князю Владимиру оставался перед глазами. Дальше — снова направо через Большой Каменный мост, дом сразу после него.
Альтернативный маршрут чуть короче — для этого из вестибюля метро придётся выйти не направо, а налево, до Храма Христа Спасителя, обогнуть его по пешеходной дорожке или свернуть к памятнику императору Александру II. В любом случае нужно будет попасть на Пречистенскую набережную и Патриарший мост. Оттуда — опять налево и по пешеходному переходу до здания музея. Вход — со стороны улицы Серафимовича через двор, у первого подъезда.
На такси ехать комфортно, но не всегда дёшево и быстро. Если с ценой помогут разобраться мобильные приложения Uber, Яндекс или Maxim, то с ежедневными километровыми пробками в центре Москвы не справится никто. Заказывать машину лучше заблаговременно — хотя бы за 12 часов до планируемого визита или экскурсии. Уличные таксисты — не вариант, тарифы для приезжих у них такие, что проще пойти пешком из соседнего района.
С парковками дела обстоят ещё хуже — у самого музея и вдоль набережной останавливаться можно, но дорого — в 2024 году час стоит от 380 руб. Дешевле останавливаться на Водоотводном канале (55.742981, 37.614322) — 150 руб. в час. Ближайшая бесплатная стоянка — за Патриаршим мостом около памятника железной рыбе (55.741719, 37.609274). Где-либо рядом оставлять автомобиль нельзя — вокруг запрещающие знаки, а штрафы во всех смыслах московские.
Краеведческий музей «Дом на Набережной» на Google-панораме:
Видео о музее «Дом на Набережной»:
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.