Волго-Донской судоходный канал был построен в начале 1950-х годов, он связал русла двух крупных рек — Волги и Дона, обеспечив развитие торговли, сельского хозяйства, туризма в регионе и слияние пяти морей — Белого, Азовского, Балтийского, Черного, Каспийского.
Строительство канала вошло в историю России как масштабный проект, навсегда изменивший географический ландшафт и жизнь проживающих в Волгоградской области людей. Для его создания затопили огромные территории и почти 1400 населенных пунктов, предварительно выселив с них местных жителей. Сегодня Волго-Донской канал имени В. И. Ленина — важнейшая транспортная артерия страны, в период навигации по нему проходят пассажирские и грузовые суда грузоподъемностью до 5000 тонн.
Длина Волго-Донского канала составляет 101 километр, почти половина этого расстояния приходится на водохранилища — Береславское, Варваровское, Карповское. Глубина достигает 3,5 метров. На протяжении русла построено 13 шлюзов, а также плотины, мосты, пристани, пункты водосброса и другая инфраструктура.
Туристов к каналу привлекают архитектурные сооружения и памятники, воздвигнутые советскими инженерами и скульпторами. Пожалуй, самым известным из них является Триумфальная арка первого шлюза. Находится она в Красноармейском районе Волгограда и хорошо просматривается с Красноармейского моста и Севастопольской набережной.
Вид на Триумфальную арку с моста:
Особенно интересно наблюдать как проходят суда через арку. Чтобы не пропустить это зрелище следует ознакомиться с дислокацией флота. Расписание движения судов в режиме онлайн, график навигации и другая полезная информация о судоходстве доступны на официальном сайте ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей».
Триумфальная арка первого шлюза располагается в черте города и открывает список памятников Волго-Дона. Грандиозное сооружение возвышается над каналом на 40 метров, подчеркивает важность и масштабность проекта. Выполненная по образцам классических древнеримских арок, она славит не победу воинов, а советский народ. На самом верху конструкции установлены знамена, украшенные серпом и молотом, якорями и звездами. На перемычке, обращенной к Красноармейскому мосту, издалека читается надпись «Слава Советскому народу — строителю коммунизма», а на противоположной стороне написано «Слава Великому Ленину».
Буквально в километре от арки взору открывается Сарептский маяк — памятник морякам Волжской военной флотилии, принимавшим участие в Сталинградской битве. Его установили после открытия Волго-Донского канала, в 1953 году. Ценители архитектуры без труда узнают в маяке отличный образец сталинского ампира. Архитектору Р. Якубову удалось создать величественное сооружение, декорированное чугунными рострами.
На противоположном от маяка берегу, в конце Севастопольской набережной, трудно не заметить еще одну топовую достопримечательность канала — памятник В. И. Ленину. 27-метровая фигура революционера стоит на почти 30-метровом постаменте, что делает ее самым высоким памятником Владимиру Ильичу в России.
От первого шлюза суда отправляются на юг, проходят остальные шлюзы, Варварское, Береславское, Карповское водохранилища и после Приморска попадают в Цимлянский гидроузел. В этом месте находится Шлюз № 13 Волго-Донского судоходного канала, также отмеченный триумфальной аркой. Недалеко от него на берегу виднеется 16‑метровый монумент скульптора Е. Вучетича — «Соединение фронтов», посвященный объединению Сталинградского и Юго‑Западного фронтов в ноябре 1942 года.
13 шлюзов Волго-Донского канала расположены друг от друга на расстоянии от 700 метров до 20 километров. 9 из них относятся в Волжской лестнице шлюзов (высотой 88 метров), другие 4 — к Донской (44 метра).
Триумфальными арками отмечены только шлюзы № 1 и № 13 остальные украшены массивными пилонами с декором морской и советской тематики.
Увидеть все достопримечательности Волго-Донского канала можно заказав экскурсию на теплоходе. Мероприятия проходят в период навигации, чаще всего летом, когда в Волгоград приезжают туристы.
Прогулка на теплоходе может занимать от 2-х часов до целого дня — все зависит от выбранной программы. Как правило, тур включает осмотр самых интересных шлюзов и памятников, посещения Музея истории Волго-Донского канала в Красноармейском районе Волгограда или в Пятиморске.
Рыбалка в Волго-Донском канале популярна круглый год. По отзывам рыбаков, в зависимости от приманки удается поймать карася, сазана, густеру, плотву, окуня, уклейку. Иногда попадаются сом, судак, голавль. Протяженность канала и большие водохранилища позволяют каждому любителю рыбалки найти подходящее место и не остаться без улова. На рыбацких форумах вы сможете найти массу полезных советов по прикормке, выбору снастей и проч.
О необходимости соединить две реки начали говорить задолго до строительства канала. Существует версия, что еще в середине XVI века реализовать смелый проект хотели турки и султан Селим II даже дал такое распоряжение своим солдатам, но те быстро отступили, оценив сложность работ. Однако не все историки согласны с этой версией, так как она полна неточностей, и считают, что первым о канале задумался Петр I. Великий император подошел к делу серьезно, приказал подготовить проект и в 1697 году даже началась стройка, но Северная война порушила все планы и о проекте забыли на долгие годы.
В начале XX века появились десятки проектов Волго-Дона, но лишь в 1948-м Совет министров одобрил один из них. Руководителем стройки был назначен Сергей Жук, хорошо проявивший себя на возведении Беломорско-Балтийского канала.
В строительстве было задействовано до 8 тыс. единиц техники и около 700 тыс. человек. Рабочих приглашали со всей страны, отправляли трудиться на Волго-Донском канале военнослужащих, студентов, добровольцев, а также советских заключенных и военнопленных немцев.
Общими усилиями было вырыто 150 млн. кубометров земли и залито 3 млн. кубометров бетона. Спустя 4,5 года канал был готов, Дон и Волга слились 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут, а торжественное открытие состоялось 27 июля того же года. В этот день под Триумфальной аркой первого шлюза прошел первый теплоход «Иосиф Сталин», открывший навигацию.
Участников экскурсий турфирмы обычно забирают и развозят обратно на автобусах из Волжского и Волгограда, поэтому они могут не беспокоится о транспорте. А вот индивидуальным путешественникам стоит знать, что Красноармейский район очень удален от центра Волгограда и добираться до него придется более часа.
Удобнее всего ехать на автобусе № 2, рейс идет от ж/д вокзала Волгоград-1 через Центральный, Ворошиловский, Кировский и Советский районы до остановки «Канал имени Ленина». Она располагается сразу за Красноармейским мостом, с которого открывается чудесная панорама на арку. Также подойдет и автобус № 77 — он стартует из Дзержинского района.
Кроме указанных рейсов до остановки «Канал имени Ленина» ходят трамвай № 11, автобусы № 55, 79, 79а, 103, 104, 114, 115д, 117, 118, 122, 130, 571, маршрутки № 5с, 29с, 34, 69, 70а, 83, 83а, 94, 115, 117к, 144, 154, 161, 221, 257, 258, 259.
На машине получится доехать за 45–60 минут. Точное время зависит от загруженности дороги, по маршруту нередко бывают пробки.
Автомобильный маршрут на Яндекс Картах:
При желании можно вызвать такси, сделать заказ помогут сервисы Яндекс Go, Maxim, Gett, Ситимобил, Uber.
Волго-Донской судоходный канал имени Ленина в Волгограде: видео
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.