Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге часто путают с другим учреждением — Музеем железных дорог России (у станции метро «Балтийская»).
Его экспозиция представляет большой интерес, так как это один из старейших научно-технических музеев мира. История учреждения началась в 1809 году, когда император Александр I выпустил Манифест об организации Института Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. По его указу в учреждении был выделен специальный зал, где хранились важные артефакты, чертежи и научные документы. Зал имел 6 тематических кабинетов, куда с 1813 года регулярно поступали экспонаты, демонстрирующие достижения инженеров в сфере строительства дорог, мостов и других сооружений. Изначально коллекция была доступна только специалистам и ученым, но с 1862 году она открылась для всех желающих.
За годы работы Музей ж/д транспорта в Санкт-Петербурге накопил огромное количество экспонатов и его площадей оказалось недостаточно. В связи с этим было принято решение о строительстве нового здания в центре города. Закладка состоялась в 1901 году и в этом доме музей существует и поныне.
В годы Великой Отечественной войны самые ценные артефакты были эвакуированы в Новосибирск. Здание сильно пострадало от бомбежек, но было восстановлено. Со временем его коллекция еще пополнилась и сегодня в музее насчитывается 60 тысяч единиц хранения. Учреждение постоянно развивается и является членом Союза музеев России и многих международных ассоциаций.
Экспозицию можно посетить в любой день недели с 10:30 до 17:30. Касса музея обслуживает гостей до 17:00. Последний четверг месяца — санитарный день.
Стоимость билетов зависит от дня недели, также предусмотрена возможность бесплатного посещения музея для льготных категорий.
Право на бесплатное посещение Музея железнодорожного транспорта имеют дети до 3 лет; участники блокады, ВОВ и боевых действий; военнослужащие, музейные работники, гиды. Многодетные семьи и лица до 18 лет могут посетить экспозицию бесплатно в третий понедельник месяца.
Музей железнодорожного транспорта на Садовой имеет 9 залов, где выставлены экспонаты, позволяющие проследить историю развития железных дорог и вагоностроения в нашей стране.
Зал № 1. Зарождение железных дорог России. Здесь представлены модели, фотографии и другие документы о создании первого паровоза Черепановых, построенного в 1834 году для уральского завода. Также выставка рассказывает о возникновении первой железной дороги, которая связала между собой Санкт-Петербург и Павловск в 1837 году.
Зал № 2. Мостостроение. Строительство мостов было и остается важнейшей отраслью региона, так как Северная столица располагается на островах. На экспозиции демонстрируются десятки моделей мостов: некоторые из них остались на этапе проекта, а часть была реализована. Выставка особенно интересна тем, кто увлекается строительством, архитектурой и инженерными работами.
Зал № 3. Подвижной состав. После строительства дороги между Санкт-Петербургом и Москвой начался период активного развития отечественного паровозо- и вагоностроения. Модели и макеты вагонов, паровозов, станций, приборы связи того времени — это все можно увидеть в данном зале.
Зал № 4. Железные дороги в годы ВОВ. Конечно, этот трагический период в мировой истории оставил свой след и в развитии железнодорожного транспорта. Кроме макета бронепоезда, большой интерес представляют документы, рассказывающие о демонтаже ж/д инфраструктуры фашистами в годы войны. За этот период в нашей стране было уничтожено 65000 км ж/д дорог и более 4000 станций.
Зал № 5. Строительные и дорожные машины. Этот зал будет интересен тем, кто увлекается машиностроением. Посетители познакомятся с особенностями технологии строительства ж/д путей.
Зал № 6. Макет механизированной сортировочной горки. Экспозиция представляет собой действующий макет железнодорожной станции с механизированной горкой. Часто на вагонах можно увидеть надпись «с горки не спускать» — в этом зале музея наглядно объясняется смысл этой надписи, а также назначение подобных станций.
Зал № 7. Локомотивостроение. Эту выставку очень любят дети, здесь представлена большая коллекция электровозов, паровозов, тепловозов. Среди экспонатов: модели, чертежи, фотоснимки, документы и пр.
Зал № 8. Вагоностроение. В ходе осмотра экспозиции гости музея узнают как выглядели первые вагоны и проследят их эволюцию до современных, привычных нам, моделей. Кроме того, на выставке собраны макеты и фотографии специализированных вагонов — для перевозки живой рыбы и жидкостей, вагоны-ледники, вагона-самосвалы и др.
Зал № 9. Организация движения поездов. В зале представлен макет карты России с обозначенными ж/д дорогами. Также здесь можно увидеть как выглядит диспетчерский пульт и узнать подробности процесса управления станцией.
Посещение временных выставок возможно при наличии входного билета в музей. Учреждение регулярно проводит в своих залах тематические выставки, приуроченные к праздникам или памятным датам — «Гений инженерного дела», «Усердие все превозмогает», «Иберийский экспресс», «Война, блокада, я и другие».
Музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге также участвует в Международной акции «Ночь Музеев» и устраивает музыкальные фестивали. За новостями следите на официальном сайте или в группе музея ВКонтакте.
Кроме залов на Садовой улице Музей ж/д транспорта располагает открытой площадкой на станции Лебяжье. Здесь все желающие могут осмотреть настоящую технику. Коллекция состоит из разных типов локомотивов, в том числе старейшего паровоза 1913 года.
Чтобы посетить площадку «Пионерский парк» нужно оставить заявку в музее. Это лучше сделать по телефону +7 (812) 570-22-51. По мере формирования группы сотрудники музея готовят экскурсию.
Стоимость для организованных групп до 20 человек — 5000 рублей (оплата в здании музея на Садовой). Сборные группы: взрослые — 400 рублей, дети от 3 лет — 200 рублей (оплата на месте). Подробности по телефону или в группе фондовой площадки ВКонтакте.
Посетить Музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге можно самостоятельно или в рамках экскурсии. Сотрудниками учреждения разработано несколько видов экскурсий, для разных групп посетителей.
Тематические экскурсии (подходят для любого возраста, для группы не более 25 человек):
Экскурсии для школьных групп до 25 человек:
Экскурсии для детей:
Обзорные экскурсии по постоянной экспозиции:
Индивидуальные посетители могут прийти на экскурсию в выходные и праздничные. Бесплатные сеансы проводятся при наличии входных билетов: обзорные экскурсии в 12:00, 13:30, 15:00, экспозиция «Августин Бетанкур — гений инженерного дела» — по субботам в 13:45.
Центральный музей железнодорожного транспорта Санкт-Петербурга находится по адресу: улица Садовая, 50. Это здание трудно пройти, так как рядом располагается большой Юсуповский сад.
В 300 метрах от музея есть три станции метро: «Садовая» (фиолетовая ветка), «Сенная» (синяя) и «Спасская» (оранжевая). Линии метрополитена проходят через центр, все ж/д вокзалы города и некоторые автовокзалы.
Возле Юсуповского сада есть несколько остановок:
Для автомобилистов имеются бесплатные парковки на улице Римского-Корсакова. Однако, стоит учесть, что это центральная часть города с узкими улицами, поэтому свободные места здесь бывают не часто.
Если нет желания ехать на общественном транспорте, воспользуйтесь услугами такси: его можно заказать через сервисы Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.
Музей железнодорожного транспорта Санкт-Петербурга: видео
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.