Санкт-Петербург по праву считается не только Северной столицей, но и городом мостов, ведь за этой известной среди экскурсоводов и путеводителей формулировкой скрываются реальные цифры — более 800 переправ через Неву, каналы и небольшие речки. Есть среди инженерных конструкций по-настоящему уникальные объекты, например, разводной мост Александра Невского, названный в честь легендарного новгородского князя, творившего историю России задолго до основания города.
График разведения переправы не меняется уже много лет. Проезжая часть перекрывается для автомобилей в 2:20 ночи, и остаётся закрытой до 5:10 утра. Развод напрямую зависит не только от сезона судоходства по Неве — с конца апреля по начало ноября, но и от погодных условий. Так, гидравлические конструкции запрещено приводить в действие в жаркие дни, когда температура воздуха превышает +25 оС в тени, а также в шторма при скорости ветра более 15 м/с.
Лучшим местом для наблюдения считается Синопская набережная в районе реки Монастырки у одной из пристаней, либо Малоохтинский проспект, напротив здания Гидрометеорологического университета. К обеим точкам нужно подходить заранее — у туристов будет всего 2 минуты — именно столько нужно разводным крыльям, чтобы подняться на полную высоту. Технические сбои настолько редкие, что их в шутку называют большим «везением» для зевак.
Приближаться к самой переправе в момент закрытия можно в составе экскурсионных групп на микроавтобусах, и только на отведённое сотрудниками ГИБДД расстояние. Запрета на фотографирование нет, но любые попытки проникнуть за пределы разрешённой зоны жёстко караются штрафами. Под разведённым сводом регулярно курсируют катера и теплоходы с туристами — удовольствие это недешёвое, но весьма популярное.
Генеральный план переправы начал разрабатываться ещё в 1930-е годы, и амбициозный проект носил рабочее название — Старо-Невский мост. Ленинградские власти поставили ключевую цель — развить перспективный для будущей застройки район Малой Охты, соединив его с Васильевским островом и Невским проспектом. К сожалению, планы разрушила начавшаяся Великая Отечественная война и последовавшая за ней блокада города.
После победы будущий мост объявили «градостроительной задачей особой важности», за разработку которой начали бороться несколько коллективов из инженеров и архитекторов. Закрытый конкурс был объявлен в 1959-м году, но победителя у него не было — комиссию не устраивали планируемые затраты — у пережившего страшные военные годы Ленинграда попросту не хватало денег. В результате проект отдали команде под руководством Александра Евдонина — строителя, создавшего десятки мостов по всему СССР.
Фактическое возведение началось уже в 1960-м году. Задача была крайне непростой — чтобы опоры выдержали многотонную конструкцию, их приходилось вбивать на 35-метровую глубину, под водой, и в крайне неблагоприятных условиях. Для повышения прочности, впервые в советской истории использовались вантовые элементы — натяжные тросы из легированной стали, их, ради сохранения эстетики, решили скрыть под бетонной облицовкой.
Открытие моста Александра Невского стало настоящим событием, растянувшимся на полгода. В мае 1965-го года тысячи удивлённых ленинградцев могли видеть невероятное зрелище — на строение, по свежеуложенной развязке, въехала колонна полностью снаряжённых танков Т-34. Они двигались с одинаковой скоростью, чтобы протестировать прочность пролётов сильнейшими вибрациями от гусениц, и детище советских инженеров выдержало испытание на «отлично».
Торжественный запуск автомобильного движения состоялся в ноябре 1965-го, и буквально через 10 лет переправа столкнулась с первыми неприятностями. Разработчики учли всё, кроме агрессивных климатических условий — от постоянных перепадов температуры и высокой влажности гидроизоляция растворилась в битуме, а пушечное масло, которым смазывались металлические элементы, оказалось ненадёжным, ванты начали ржаветь.
Неравнодушные горожане практически сразу забили тревогу, но многочисленные проверки не обнаружили нарушений. Так продолжалось до 1982-го года, когда в Неву обрушился 17-тонный противовес одного из пролётов. По счастливому стечению обстоятельств обошлось без жертв, но громкое происшествие вынудило власти закрыть переправу. Несколько месяцев между левым и правым берегом курсировал паром, пока противовесные элементы не были заменены.
Капитальный ремонт стартовал лишь в 2000-м году, в рамках подготовки к 300-летнему юбилею Северной столицы. Работы завершились в срок, и к пышному празднику мост Александра Невского получил не только новейшие несущие конструкции и разводную систему, но и декоративные элементы. По ночам его сверху освещают 500 фонарей с иллюминационными вставками, а на опорах установили прожектора для большего удобства прохождения экскурсионных судов.
Дорожные службы Санкт-Петербурга ведут ежегодную статистику загруженности переправы. По приблизительным расчётам, каждый час по ней проезжает 10 тысяч единиц транспорта, включая легковые автомобили, грузовики, автобусы и трамваи. Такой поток привёл к огромному количеству пробок — в настоящее время ведутся проекты по расширению развязки перед мостом, а также современного наземного перехода у съезда на Обводный канал.
Пролётные конструкции имеют необычную форму растянутой и перевёрнутой буквы V. Во время капитальной реставрации их пришлось укрепить новейшей разработкой — поперечными консольными балками. Сквозь них проходит арматура, ванты и силовые кабеля, подающие напряжение на гидравлическую систему развода. На сегодняшний день это единственное сооружение такого рода и такого уровня высокой инженерной сложности во всём городе.
До 2004-го года мост Александра Невского считался самой длинной переправой Петербурга. Открывшийся Большой Обуховский путепровод вместе с эстакадой занимает 994 метра. Явно проигрывает он только по ежедневной загруженности — юго-восточная окраина не имеет такого масштабного потока легковых автомобилей, как исторический центр, её больше используют для грузоперевозок. Да и архитектурная ценность новшества весьма сомнительна.
Пандусы по обоим берегам — не просто укреплённые конструкции, внутри них находятся инженерные помещения и блоки управления разводным механизмом. Нерабочее пространство одного из пандусов на левом берегу использовано с умом — ещё в советские годы его благоустроили для размещения парковочных мест, рассчитанных на 230 легковых автомобилей. В настоящее время решается вопрос о переносе стоянки, чтобы разгрузить движение.
В хорошую погоду пешеходная часть переправы считается отличной смотровой площадкой. С середины открывается необычный вид на Александро-Невскую лавру — православная святыня находится в шаговой доступности от левобережного съезда. Часто в экскурсии входит осмотр сразу нескольких достопримечательностей, включая отдельно стоящую Лазаревскую церковь, Митрополичий сад и современный Музей городской скульптуры.
Перед входом в лавру, напротив памятника великому князю, находится ещё одно место, которое не всегда включается в экскурсии — Тихвинское кладбище. Некрополь известен тем, что здесь захоронены десятки деятелей культуры и искусства — Чайковский, Римский-Корсаков, Достоевский, Жуковский — лишь малая часть знаменитых фамилий. Большинство надгробий охраняется и поддерживается в идеальном состоянии, рядом с ними нередко читаются полноценные лекции, посвящённые усопшим мастерам.
Сама площадь Александра Невского, примыкающая к мосту, имела непростую судьбу. Её несколько раз перестраивали, снося все дома, и последняя реконструкция была вызвана именно возведением переправы и последующим появлением гостиницы «Москва». Последнее обновление произошло в 2002-м году, когда центральную часть украсила монументальная скульптура новгородского князя, сидящего верхом на коне.
С 2017-го года ведётся активное улучшение движения в районе въезда на мост. По генеральному плану, здесь появится тоннель, который разгрузит автомобильный траффик на правом берегу Невы, что должно облегчить передвижение, в том числе и для туристов. Пока что точных данных о том, как всё будет выглядеть, не публикуется, но совершенно ясно одно — облик достопримечательности в скором времени изменится навсегда.
Переправа находится в шаговой доступности от двух станций метро с одинаковым названием — «площадь Александра Невского». Неважно, с какой ветки выходить, с оранжевой или зелёной, расстояние будет примерно 700 метров. Главное — выйти с эскалатора лицом к памятнику, и повернуть не на Невский проспект, а налево, и мост уже будет хорошо виден. Дальше только пешком о, никуда не сворачивая, но внимательно переходя дорогу — не все выезды с прилегающих территорий регулируются светофорами.
Насчёт автобусных и троллейбусных остановок не стоит доверять путеводителям, которые отправляют туристов к метро — гораздо ближе идти от «проспекта Обуховской обороны». Пассажиров высаживают около старого Лазаревского кладбища, к нему нужно повернуться спиной, и буквально через 150 метров начинается мостовая эстакада.
Те, кто не хочет трястись в общественном транспорте, активно пользуются всеми популярными сервисами такси — от Яндекса и Maxim до приложения Uber. Машину советуют заказывать хотя бы за 24 часа до поездки, чтобы цена была чуть ниже, и не возникло проблем из-за пробок. Уличных таксистов, хоть и немного, до связываться с ними не советуют — слишком часто гости Северной столицы жалуются на нечестных водителей и завышенные тарифы.
На личном автомобиле нужно двигаться по координатам навигатора — 59.926114, 30.396640. С бесплатными парковками не должно быть никаких проблем. Одна из них находится на левом берегу Невы, с заездом со стороны набережной. Единственный минус — очень мало пешеходных переходов, на тот случай, если машина оставлена на обочине — перебегать с учётом дневного траффика не только опасно, но и дорого — дежурство сотрудников ГИБДД никто не отменял.
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.