Токио, столица Японии, — настоящий город контрастов, где гармонично сосуществуют, взаимно проникая друг в друга, европейская и восточная культуры, древность — с современностью, а каменные джунгли — с традиционными храмами.
Огромный и многоликий Токио находится в юго-восточной части острова Хонсю, в регионе Канто, он раскинулся в бухте на побережье Токийского залива в Тихом океане и протянулся на 90 километров, что с учётом яркого уличного освещения по ночам делает его хорошо заметным не только с воздуха, но и из космоса.
Мегаполис является крупнейшим экономическим, политическим, финансовым, образовательным и культурным центром современной Страны восходящего солнца. Кроме того, Токио — самый крупный город в Японии и один из самых густонаселённых в мире.
Этот город достаточно молод — ему всего-то чуть более пяти сотен лет. За свою относительно недолгую историю он успел сменить имя, пережить разрушительные землетрясения, пожары и даже войну. Некогда бывший скромной рыбацкой деревушкой под названием Эдо, расположенной рядом с одноимённым феодальным замком, Токио стал столицей страны в XVII веке. С тех пор город активно рос и развивался, получив своё нынешнее имя: Токио в переводе с японского означает «Восточная столица».
Сегодняшний Токио предлагает туристам огромное разнообразие видов отдыха. Любители культурно-познавательного туризма найдут здесь уникальные достопримечательности — дворцы, памятники, храмы, сады. В городе имеется несколько сотен картинных галерей и несколько десятков государственных и частных музеев. Только в Токийском национальном музее содержится 85 000 произведений искусства, живописи, скульптуры.
Основан: 1603 год Площадь: 2188,67 км2 Население: 13 742 906 чел. (2017) Валюта: Японская иена Язык: японский Оф.сайт:http://www.metro.tokyo.jp
Токио — рай для шопоголиков, в его магазинах и торговых центрах можно купить практически всё, начиная с самых современных гаджетов и заканчивая одеждой и аксессуарами известных мировых брендов.
Также Токио — город, который никогда не спит: здесь кипит ночная жизнь в модных барах и ресторанах, ночных клубах и экстравагантных стрип-барах — на любой вкус и кошелек.
Желающие познакомиться с японской кулинарией найдут в столице Страны восходящего солнца массу заведений питания — кафе и ресторанов, где смогут полакомиться знаменитыми суши и прочими национальными японскими блюдами и деликатесами.
В последнее время Токио занял достойное место среди крупнейших мировых финансовых центров: Токийская фондовая биржа по объему финансовых операций сравнима со знаменитыми биржами Нью-Йорка и Лондона.
Туристы признаются: этот город неоновых реклам, небоскрёбов и старинных храмов не может оставить равнодушным никого. Вернувшись из Токио, они вновь и вновь хотят ощутить дух города, опередившего время, и окунуться в атмосферу самого настоящего мегаполиса будущего.
Токио может предложить гостю огромное разнообразие интересных достопримечательностей. На сколько бы дней ни приехал турист в этот город, его «обязательная программа» будет включать посещение следующих важных мест:
Императорский дворец — резиденция японских императоров, расположенная в самом сердце Токио. Комплекс площадью 7,5 км² построен на месте старого замка сёгунов Эдо, от которого до наших дней сохранилось несколько построек, например, башня Фусимиягура и мост Нидзюбаси. В западной части, закрытой для туристов, находятся личные покои императорской семьи, в восточной части разбит Восточный парк, построенный в традиционном японском стиле. Экскурсии во внутренний двор дворца без посещения его самого обычно длятся чуть более часа, туристам предоставляется аудиогид на японском и английском языках. Лучшим временем для посещения дворца считается март—апрель, когда цветут сакуры.
В районе Асакуса, который сам по себе уже является достопримечательностью, стоит увидеть знаменитый храм Сэнсо-дзи (Senso-ji) — буддистский храм, построенный в честь бодхисатвы Каннон в 628 году: местные рыбаки на берегу реки Сумида нашли статую богини милосердия Каннон и решили возвести в её честь храм. Местные жители верят, что дым, поднимающийся из урны для воскурения благовоний перед храмом, может излечить от болезней, и натираются им.
Вход в Сэнсо-дзи предваряют ворота Каминаримон («Ворота грома»), в арке которых висит большой красный фонарь, подаренный храму компанией «Мацусита». У ворот начинается старинная торговая улица Накамисэ-дори (Nakamise-dori) с сувенирными лавками, в которых можно купить различные традиционные японские предметы по приемлемым ценам: веера, кимоно, палочки для суши, наборы для саке, зонты, фарфор, копии самурайского оружия и т. д.
Святилище Мэйдзи — ещё один знаменитый токийский храм, находящийся в районе Сибуя. Это самое крупное синтоистское святилище в городе, посвящённое императору Мэйдзи и его супруге императрице Сёкэн. Храм был построен в 1920 году, он окружен садом, славящимся обширной коллекцией японских растений. При храме также работает музей-сокровищница, собрание которого рассказывает о времени правления императорской четы.
Рукотворный остров Одайба — также одно из популярных мест у туристов в городе. На этом искусственном острове в Токийском заливе можно найти выставочные залы известных компаний Toyota и Panasonic. Токио с островом связывает знаменитый Радужный мост — визитная карточка столицы. Этот висячий мост был построен в 1988-1993 годах, его длина — 918 м, высота — 52 м (с башнями — 126 м). В тёмное время суток мост освещается яркими разноцветными огнями, что и определило его название.
На острове находится ряд грандиозных сооружений — здание штаб-квартиры телекомпании Fuji Televizion и впечатляющее размерами и архитектурой здание выставочного центра Tokyo Big Sight. В Одайбе расположен и интересный Музей Мирайкан. Этот интерактивный музей знакомит гостей с такими науками, как биология, физика, информатика, космонавтика и робототехника. В музее можно не только смотреть, но и трогать все экспонаты, он понравится туристам всех возрастов.
Рынок Цукидзи — одна из самых необычных достопримечательностей Токио, если в этом небанальном городе правомерно выделять таковые. Этот знаменитый рыбный рынок — крупнейший в мире. Каждый день на нём продают 2500 тонн рыбы и морепродуктов 480-ти видов — третью часть от всего количества, съедаемого в Японии, на общую сумму около 28 миллионов долларов.
Ранее рынок располагался в одноимённом районе — Цукидзи (築地), находящемся рядом с Гиндзой, он работал с 1935 года, однако в октябре 2018 года переехал на новое место — в восточный район Тоёсу. Здесь для туристов были устроены смотровые площадки, защищённые стеклом, с которых они могут наблюдать за происходящим на рынке. Также открылись дополнительные рыбные магазины и рестораны.
Главным событием, которое привлекает больше всего туристов, остаются утренние аукционы тунца. Доехать до рынка можно на метро по линии Юрикамомэ, выйдя на станции Shijō-mae.
Увидеть Токио с высоты птичьего полёта можно в самых разных местах, однако самым популярным остаётся Телебашня Токио (Tokyo Tower) — один из узнаваемых символов города. Она находится в парке Сиба и имеет высоту 332,6 м. На момент своей постройки в 1954 году башня являлась высочайшим стальным сооружением в мире. С двух её смотровых площадок открывается потрясающий вид на Токийский залив и город.
Другой популярной башней в Токио является Tokyo Sky Tree высотой 634 метра — она и сейчас остается высочайшей телебашней в мире и привлекает тысячи туристов. Сооружение располагается в токийском районе Сумида, её смотровые площадки находятся на высоте 350 и 450 метров. Первая (Tembo deck) может одновременно вместить до 2000 человек, вторая (Tembo galleria) — около 900.
Кроме того, смотровые площадки можно найти на 45-м этаже в новом здании Токийской мэрии в районе небоскрёбов Shinjuku или в небоскрёбе Roppongi Hills в одноимённом районе Роппонги, на 52-м этаже которого расположена смотровая площадка с впечатляющим видом на столицу Японии. Помимо этого в комплексе находятся магазины, рестораны, отель Hyatt, кинотеатр и концертный зал.
Где побывать в Токио еще? Например, в парке Уэно, большом районе, где можно провести целый день.
Парк Уэно — одна из самых известных зелёных зон Токио, заложенная в 1873 году. Уже 1890 году парк стал собственностью императора, а с 1924 года был передан городу. Если вы оказались в Токио в период цветения сакуры, то полюбоваться её цветением следует в первую очередь именно в парке Уэно, где было высажено огромное число этих деревьев.
В парке находится храм Канъэйдзи Киёмидзудо (Kaeiji Kiyomizudo) XVII века, посвященный богине милосердия Каннон, который, по местным поверьям, помогает бездетным парам обзавестись ребёнком. Алтарь храма украшен куклами, которые богине дарят благодарные родители. Здесь также имеется большой балкон, с которого открывается панорамный вид на парк.
Другим храмом, который можно посетить в Уэно, остаётся Тосёгу — святилище в честь самого влиятельного правителя Японии Токугава Иэясу. Храм был построен в 1621 году, в нём японцы просят удачи, а туристы могут последовать их примеру: для этого им следует купить в храме деревянную дощечку, написать на ней свою мечту и повесить в специально отведенном для этого месте. При храме также работает красивейший сад пионов, а дорогу к святилищу обрамляют 50 бронзовых подсвечников — отличная фотолокация!
Интересные фотографии можно сделать и на пруду Синобадзу-но икэ. Это самое романтичное место в Токио: здесь цветут лотосы, можно взять напрокат лодочку в форме лебедя и покататься с видом на высящийся в центре озера храм Бэнтэн-до в честь богини искусств Бэндзайтэн.
Здесь же, в Уэно, располагается и Токийский зоопарк, который, по версии журнала Forbes, входит в ТОП-15 лучших в мире. В зоопарке обитает около 400 видов животных, включая редких: например, суматранских тигров, западных равнинных горилл, больших бакланов и, конечно же, панд!
Будучи в Уэно, обязательно нужно посетить хотя бы один из местных музеев. Здесь находится большой Национальный музей с коллекциями предметов японского искусства, археологии, буддистской культуры; Национальный музей западного искусства; Токийский городской художественный музей; Национальный музей природы.
При этом в поездке любой продолжительности туристам можно порекомендовать сходить в токийские музеи, которых в городе огромное множество — от исторических до музеев современного искусства. Так, помимо расположенных в парке Уэно вышеперечисленных музеев, путешественникам стоит увидеть и необычные учреждения: грандиозный Музей метро, который поможет иностранцам разобраться в запутанной схеме токийского метрополитена; Музей аниме-студии Ghibli; Музей Маленького принца; Музей воздушных змеев и т. д.
Ещё один день, если таковой имеется в вашем распоряжении, можно посвятить другим интересным местам. Например, стоит посетить выставочный центр Toyota Mega Web — главный автомобильный музей Страны восходящего солнца. Он же шоу-рум всемирно известного концерна и фантастический парк развлечений. Музей занимает несколько этажей огромного развлекательного центра Palette Town в районе Одайба и знакомит гостей с автомобилями как прошлого, так и будущего. В Toyota Mega Web работают шесть постоянных выставок.
В Токио, огромном мегаполисе, живущем в сумасшедшем ритме, есть настоящие оазисы умиротворения для жителей, их могут увидеть и туристы: это сады и парки. Помимо огромного Уэно, токийцы любят отдыхать в Саду Рикюген (Rikugien Garden), малоизвестном иностранцам, или в парке Синдзюку Гёэн (Shinjuku Garden), считающемся самым красивым в столице. Для любования цветущей сакурой или красными осенними листьями подходит Сад Хаппо-эн, название которого переводится как «Сад восьми пейзажей».
Кроме того, располагая в Токио несколькими лишними днями, можно отправиться на экскурсию по его окрестностям. Безусловно, самая популярная однодневная поездка — на гору Фудзи, время в пути составит два часа.
Менее чем в часе езды от Токио расположен город Камакура (Kamakura), называемый также «Киото Восточной Японии», поскольку поездка в него в культурном плане может стать альтернативой посещению Киото. Камакура — один из древнейших городов Японии, основанный в 1192 году на острове Хонсю в заливе Сагами. Сейчас здесь насчитывается более 170 буддистских и синтоистких храмов и святынь.
В Токио каждый турист найдёт себе занятие по душе. Любителям архитектуры понравятся уникальные храмы и суперсовременные строения японской столицы, гурманы по достоинству оценят местную кухню, желающие больше узнать об истории и культуре Японии отправятся в музеи и старинные районы города.
Вот 10 вещей, которые в Токио стоит сделать путешественникам:
Посетить чайную церемонию и научиться заваривать чай, как настоящие японцы.
Узнать свою судьбу с помощью омикудзи — популярного японского гадания, практикуемого в буддистских и синтоистских храмах, например, в Сэнсо-дзи.
Япония — удивительная страна, жители которой различают не четыре сезона в году, как во всём мире, а шесть: тут учитывают сезон «ханами» — весеннее время цветения сакуры, и сезон «момидзи» — осенний период красных клёнов.
Ханами
В Токио, как и во всей стране, любование цветущей сакурой называется «ханами». Это событие ежегодно с нетерпением ожидают не только туристы, но и местные жители.
Сезон длится в период с марта по апрель, а точные даты цветения японцы рассчитывают по так называемому «закону сакуры»: считать начинают с 1 февраля, и когда дневная температура воздуха наберет в совокупности 600 градусов, наступит цветение. Для туристов, желающих увидеть «ханами», создано специальное новое приложение.
Первый этап «ханами» называется «кайка» — время, когда цветы только распускаются. Второй — «манкай», когда цветы на деревьях раскрываются полностью. В это время каждый уважающий себя японец отправляется на пикник в парк. Туристы также могут взять с собой еду и устроить пикник или просто прогуляться среди цветущих сакур в самых популярных парках Токио:
• парк Уэно с 800-ми деревьями (вход бесплатный, доступны пикники и прогулки на лодках); • парк Синдзюку (вход от 200 иен); • Восточные сады Императорского дворца — у рва вдоль аллеи Тидоригафути (вход бесплатный); • парк Китаномару (вход бесплатный, доступны фестивали и прогулки на лодках); • парк Сумида (вход бесплатный, доступны ханами и речные круизы); • парк Инокасира (вход бесплатный, доступны ханами и прогулки на лодках); • река Мегуро (вход бесплатный, доступны фестивали и вечерняя иллюминация); • сад Коисикава Коракуэн (вход от 300 иен).
Кроме того, в Токио в период цветения сакуры проводятся многочисленные посвященные ей фестивали под названием Сакура Мацури: на улицах и в парках всех желающих угощают традиционными японскими блюдами и напитками, сады украшают фонариками и подсвечивают яркой иллюминацией — ночное «ханами» называется «ёдзакура», и это совершенно потрясающее зрелище.
Японцы, живущие в гармонии с природой, с нетерпением ожидают ещё один сезон — время красных листьев, или «момидзи». Слово «момидзигари» означает охоту на красные осенние листья, прогулку с целью найти самое красивое дерево. При этом прогулка среди клёнов также оканчивается трапезой: для «момидзигари» японцы запасаются любимыми обедами бэнто.
Период осенних листьев наступает в Токио в зависимости от средней температуры года, в октябре или ноябре. Увидеть красные клёны в японской столице можно в тех же парках, в которых произрастает и сакура: — в Императорском саду, в парках Рикюген, Уэно, Синдзюку, в саду Коисикава Коракуэн — старейшем токийском ландшафтном саду.
Онсэны и сэнто
Чтобы ощутить дух Японии, туристам стоит побывать в местных банях или на горячих источниках. Первые называются сэнто, вторые — онсэн.
Онсэн — традиционный для Японии комплекс, сооруженный вокруг термального источника. В стране, изобилующей проявлениями вулканизма, имеется более 2000 горячих источников, многие из них находятся в Токио и окрестностях. Онсэны бывают открытыми, когда посетители купаются в естественном водоёме с горячей водой из источника, и закрытыми, когда горячей минеральной водой наполняют специальные ванны офуро.
Кроме того, японцы любят посещать сэнто — общественные бани, вода в которых чаще всего не минеральная, а обычная, но подогретая.
Самым известным и крупнейшим SPA-комплексом в Токио является Oedo-Onsen-Monogatari на острове Одайба, представляющий собой тематический парк развлечений на основе термального источника. Посетителям предлагается не просто погреться в горячей воде или подлечиться, но и окунуться в атмосферу старой Японии. Внутри комплекса устроен целый город в стиле Эдо — с сувенирными лавками, ресторанами, ландшафтным садом, чайными комнатами, массажными кабинетами, театральной площадкой. В этом онсэне используется минеральная вода, которая поднимается с глубины 1400 метров.
Комплекс работает с 11:00 утра до 9:00 утра следующего дня — таким образом, в нём можно провести сутки. В стоимость билета входят халат, полотенца, одноразовый станок для бритья, зубная щётка (уже с пастой), лосьоны и прочее. Свои вещи можно оставить в камере хранения, она закрывается на ключ, который нужно носить с собой. На ключе имеется штрихкод, который при совершении покупок в комплексе считывается и на выходе из бани производится полный расчёт. Добраться до этого онсэна можно на бесплатном автобусе-шаттле, курсирующем от станции метро линии Rinkai — Tokyo Teleport Station.
Кроме того, понежиться в минеральной воде, будучи в Токио, можно и в других местах.
Онсэн Setagaya Onsen Sanga-no-yu славится своим видом на гору Фудзи. Он является частью спортивного клуба, расположенного в доме, некогда принадлежащем клану Mito Tokugawa. Этот онсэн — зелёный оазис среди шумного Токио.
В онсэне Asahi-yu в Иокогаме гостям предлагают ванны с минеральной водой цвета кофе с молоком. Баня находится в старинном здании с традиционной черепичной крышей.
Онсэн Musashikoyama onsen Shimizu-yu считается одним из лучших в городе, здесь есть ванны с жёлтой и чёрной водой. Первые называются «золотыми ваннами» и являются целебными, поскольку насыщены железом и массой полезных минералов, после них рекомендуется нырять в «чёрную ванну» — единственную в Токио, также обладающую лечебным эффектом.
В онсэне Matsugashita Miyabi-yu посетители могут получить круглосуточный сервис. Баня расположилась на острове Shikine, неподалёку от порта, она работает круглогодично.
Кабуки
Театр Кабуки (歌舞伎) — знаменитый традиционный японский театр, появившийся в эпоху Эдо. Вместе с театрами, Но и Бунраку Кабуки относится к трём основным видам классического театра Японии. Кабуки включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Кабуки — зрелищное действо, использующее сложные театральные костюмы, яркий грим, необычные парики и требующее определённой выразительности действий актеров. Поскольку в представлении, как правило, употребляется устаревшая форма японского языка, понять которую сложно даже самим японцам, именно движения актёров и могут донести до зрителя содержание сюжета.
В представлении используется живая музыка и целая система необычных декораций: подвижная сцена с вращающимися платформами и потайными люками, мостик (ханамити), протянувшийся через зрительный зал, и т. д. Роли играют только мужчины, при этом некоторые из них (оннагата) специализируются на исполнении женских ролей.
Сюжет пьес обычно основан на исторических событиях, драмах, моральных и любовных историях. В некоторых театрах туристам дают аудиогид, который перескажет содержание на английском языке. Если вы услышали, что посреди представления кто-то из зрителей выкрикивает имена актеров, находящихся на сцене, не нужно считать это проявлением неуважения — это знак поддержки.
Представление кабуки обычно делится на две-три части, а части, в свою очередь, — на акты. Билеты можно купить отдельно как на часть, так (в некоторых театрах) и на акт. Цена — от 2000 до 25000 иен в зависимости от места.
Вот некоторые театры Кабуки, которое можно посетить в Токио:
Театр Кабукидза находится в районе Гиндза рядом со станцией Higashi-Ginza. Несмотря на то, что он подвергся реконструкции в 2013 году, его первоначальный облик был сохранён. Он считается самым доступным и удобным для иностранцев театром, где можно увидеть пьесы почти каждый день. Тут можно купить билет на отдельный акт и взять аудиогид.
Национальный театр Токио располагается поблизости от станций Hanzomon и Nagatacho. Здесь круглогодично посетители могут увидеть пьесы Кабуки. Туристам доступен аудиогид на английском языке.
Токио для детей
Если туристы прибыли в Токио с детьми, им также будет чем заняться: здесь масса интересных мест для юных путешественников всех возрастов.
Так, в Токио есть Диснейленд — первый в мире, построенный за пределами США, и один из самых больших тематических парков в Азии. Парк, раскинувшийся на берегу Токийского залива, занимает площадь почти в 47 га, он поделен на несколько тематических зон, соединённых монорельсовой железной дорогой. Парк располагает отелями, магазинами, ресторанами и т. д.
Другими популярными развлекательными парками являются Sanrio Puroland, посвященный мультипликационной кошечке Хеллоу Кити (Hello Kitty), DisneySea Park, ориентированный на морскую тематику, Tokyo One Piece Tower, посвященный аниме.
Также детям понравится музей аниме-студии Ghibli — одной их крупнейших в мире студий анимационного кино, основанной еще в 1985 году, у её истоков стоял легендарный Хаяо Миядзаки. Ещё один популярный детский музей посвящен Маленькому принцу, всемирно известному герою романа французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Также можно сходить с ребёнком в зоопарк, расположенный в парке Уэно, — один из лучших в мире.
Сумо
Часто туристы, отправляющиеся в Токио, хотят поближе познакомиться с традиционным японским спортом — борьбой сумо.
Японская борьба сумо появилась в давние времена в виде представлений в честь синтоистских божеств. Этим видом спорта в Японии профессионально занимаются только мужчины. Многие ритуалы сумоисты соблюдают на протяжении веков, например, символически очищают ринг солью. Ежегодно Японская ассоциация сумо проводит шесть турниров по всей стране, и три из них проходят в Токио — в январе, мае и сентябре. Турниры длятся 15 дней. Туристы могут попасть на них, приобретя заранее в кассах или на специальном сайте. Также их можно купить в круглосуточных магазинчиках или на стадионах.
Фестивали
В течение всего года в Токио проходит множество самых разных культурно-массовых мероприятий. Туристам перед поездкой рекомендуется поинтересоваться, не припадает ли какое-либо интересное событие на даты их визита в столицу Японии.
Так, здесь можно побывать на самых разных фестивалях: на Фестивале любования цветами сакуры в период «ханами» в парке Уэно, на летнем Фестивале фейерверков Сумида-гава — на реке Сумида, когда в небо района Ситамати взмывают сотни салютов. В конце сентября — начале октября в Токио проходит Фестиваль каштанов, где можно увидеть национальные шоу — танцы, музыку, театральные представления. В мае в столичном парке Ёёги устраивают необычный Фестиваль зомби — Zombiena, посвященный любимым персонажам современной молодежи.
Также весьма интересен Фестиваль тысячедневной удачи — исторический Sennichi-Mairi Houzuki Ennichi, проводимый в районе Минато, в синтоистском храме Атаго, и июньский Санно Мацури — один из трёх крупнейших фестивалей в стране, история которого начинается в эпоху Эдо.
Тем, кто окажется в Токио в октябре, стоит посетить грандиозную классическую чайную церемонию, устраиваемую специально для туристов в музее Edo-Tokyo Open-Air Architectural Museum и в саду Hamarikyu Detached Garden.
Частные гиды в Токио
Более детально с Токио вам помогут ознакомиться русские частные гиды.
На проекте Эксперты.Туристер.Ру зарегистрировано 19 русских гидов и компания в Токио.
Также весьма популярны перелёты в японскую столицу со стыковками в других азиатских странах: Таиланде, Тайване, Южной Корее. Рейсы совершают как регулярные перевозчики (China Southern Airlines, Air China, Turkish Airlines), так и лоукостеры (Peach, AirAsia и т. д.). Безусловно, в японскую столицу летают и другие авиакомпании — из Европы, Америки, Австралии. Всего в Токио совершают рейсы 71 международный перевозчик. Стоимость перелёта зависит от региона и от того, прямой рейс или стыковочный — прямые дороже.
В Токио есть два главных аэропорта — Нарита (Narita International Airport) и Ханэда (Haneda International Airport). Туристы, как правило, попадают в столицу Японии через Нариту, поскольку именно он специализируется на обслуживании международных рейсов. Ханэда предназначен для приёма внутренних авиарейсов.
Добираться из авиагавани Нарита в город удобнее всего электричками различных компаний, железнодорожные перроны находятся на цокольных этажах первого и второго терминалов. А выгоднее всего воспользоваться автобусом, например, компании Limousine Bus, который ходит раз в 20 минут — час, и преимуществом его является то, что можно выбрать направление и попасть непосредственно в нужный район. Кроме того, имеются ночные автобусные рейсы из аэропортов в Токио. Автобусы отправляются от главного терминала.
Подробнее:Как добраться из аэропортов в город — о видах транспорта, стоимости билетов, времени в пути и т. д. — можно прочесть в нашей статье «Транспорт в Токио».
Поезд
Экспресс-поезд, связывающий аэропорт Нарита с Токио
Токио является крупнейшим в стране железнодорожным узлом. Из большинства крупных городов страны можно добраться в столицу на поездах «Синкансэн», курсирующих по высокоскоростным магистралям.
Все они останавливаются на главном вокзале Токио (Tokyo Station, 東京駅 Tōkyō-eki), поезда, идущие на север, также делают остановку на станции Уэно, а на запад — на Синагаве.
Ещё одним важным ж/д узлом японской столицы является вокзал Синдзюку, расположенный в одноимённом районе.
Автобус
Туристам, которые уже находятся в Японии, из префектур (провинций) и городов, расположенных по соседству с Токио, проще всего добраться до столицы на автобусе. Автобусное сообщение развито в Японии не хуже, чем железнодорожное. Большинство автобусов приходит на главный автовокзал.
Кроме того, можно попасть в столицу Страны восходящего солнца водным транспортом: Токио — большой порт, он принимает множество пассажирских судов со всего света.
Паромные линии соединяют город с портами Йокосука, Канагава и Фуццу в префектуре Тиба. Они пересекают Токийский залив примерно за 40 минут и, в зависимости от сезона, курсируют с частотой раз в 30-50 минут.
Поездка на машине также может быть одним из вариантов добраться до Токио из любой точки Японии. Все крупные и большинство мелких островов связаны между собой туннелями и мостами, что позволяет двигаться без остановок. Однако в самом Токио, по мнению опытных путешественников, поездок на авто лучше избегать: город перегружен транспортом, а парковка очень дорогая. Также стоит помнить, что в Японии левостороннее движение.
Поиск авиабилетов в Токио
Трансферы в Токио
Поиск авиабилетов в Токио
Мы сравниваем все доступные варианты перелётов по вашему запросу, а потом направляем вас для покупки на официальные сайты авиакомпаний и агентств. Стоимость авиабилета, которую вы видите на Aviasales — финальная. Мы убрали все скрытые услуги и галочки.
Мы знаем, где купить авиабилеты дешево. Билеты на самолет в 220 стран мира. Поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.
Мы сотрудничаем с Aviasales.ru и не берем никаких комиссий — стоимость билетов абсолютно такая же как и на сайте.
Мы сотрудничаем с kiwitaxi и не берем никаких комиссий — стоимость аренды абсолютно такая же как и на сайте.
Где остановиться
В Токио имеется множество вариантов размещения, как в западном, так и в традиционном японском стиле. Они различаются по цене.
Так, отели в западном стиле ничем не отличаются от себе подобных во всем мире, они работают во всех японских городах, персонал в них говорит по-английски. Японские отели входят в Японскую гостиничную ассоциацию и отличаются высоким уровнем сервиса. Самые дорогие отели сосредоточены в районах Акасаке и Синдзюку.
Традиционные японские гостиницы называются рёканы. Они оформлены в национальном стиле — с бумажными дверцами, циновками-татами, матрасами вместо кроватей. Этот вариант размещения также нельзя назвать бюджетным.
Относительно новым и недорогим видом жилья считаются отели-капсулы. В них настолько маленькие номера, что создаётся ощущение ночёвки на полке в поезде. Удобства здесь ограничиваются спальным местом и телевизором. В большинстве капсульных отелей проживание мужчин и женщин раздельное — для них выделены отдельные этажи. Цена ночи в капсуле — от 2 000 иен.
Также Токио есть бюджетные хостелы, стоимость проживания в них начинается от 1200 иен. Большинство хостелов и недорогих гостиниц находится районах Тайто, Шитамачи, Асакуса, Уэно.
Лучшими же для ночлега в Токио считаются районы Синдзюку, Гиндза, Роппонги, окрестности Токийского вокзала — из-за развитой транспортной инфраструктуры они будут весьма удобными для туристов.
В японских отелях не принято оставлять чаевые персоналу, service charge (5–10%) автоматически добавляется к счёту.
Несмотря на то, что многие японские блюда — суши, роллы и сашими — можно попробовать почти в любом городе мира, узнать вкус настоящей кухни Страны восходящего солнца получится только на её родине, и именно в Токио открываются отличные возможности для гурманов.
В Токио, чтобы поесть вне дома, не обязательно идти в ресторан. В городе имеется огромное количество уличных палаток, магазинов, рынков с бесплатными тестовыми дегустациями, работают магазины с едой навынос в специальных боксах, закусочные, посвященные тому или иному блюду и т. д.
суши — самое-самое японское блюдо. Токио его родина, и называется оно здесь «нигиризуши» (рыба, нанизанная на рис);
фукагава-мэси — моллюски в раковинах с луком, отваренные в мисо, густой пасте, получаемой в процессе ферментации риса, соевых бобов, пшеницы или их смеси с помощью специальных плесневых грибов;
окономияки — местный аналог пиццы, лепешка с соусом, лапшой, кусочками мяса, овощей и морепродуктов;
мондзя-яки — ещё одно чисто токийское блюдо, версия «окономияки». Оно представляет собой капусту со сладкой кукурузой и сушеными кальмарами, залитое тонким карамельным тестом прямо на раскаленной плите;
намэро — популярное японское блюдо, также родом из Токио. Его приготавливают из рыбы нескольких видов, которая рубится с мисо, луком, имбирём и базиликом до состояния пасты. Обжаренное намэро называется санга-яки, приправленное соевым соусом — су-намэро, а политое зелёным чаем в ёмкости с рисом — сон-тя;
соба и удон — два вида лапши, гречневая и пшеничная соответственно, с которыми готовят супы.
Помимо этого в местных ресторанах и кафе всегда можно заказать другие популярные блюда японской кухни: суп мисо, темпуру (овощи и морепродукты в кляре), якитори (шашлычки из курицы с овощами), торисаши (тонкие ломтики ошпаренной сырой курицы в маринаде), сукияки (мясо или тофу с грибами и овощами), свиные отбивные тонкацу, блюда из угря (унаги) и т. д.
Саке — рисовая водка и один из символов Японии. Узнать о ней подробнее туристы могут, обратившись в информационный центр Sake Plaza в районе станции метро Toranomon. Там же можно продегустировать лучшие её сорта. Самым известным местным пивом является Асахи (Asahi).
Что касается цен, то в недорогой закусочной Токио можно перекусить за 7–10 долларов на человека, в ресторане стоимость обеда из трёх блюд обойдётся в сумму от 25 долларов, в заведениях высокой кухни — от 50 долларов. Поесть в «МакДональдсе» или другом фастфуде можно в среднем за 6 долларов.
В Токио имеется ряд аутентичных видов точек общественного питания, например, закусочные идзакая, где посетители могут отведать простую японскую еду. Они представлены во всем многообразии — от маленьких семейных баров до крупных сетей.
Ещё один вид закусочных — магазинчики конбини, где продают блюда местной кухни навынос. В них можно найти всё: от салатов, бутербродов и сэндвичей до традиционных комплексных обедов «бэнто». При этом «бэнто» продают также в отдельных магазинчиках. Кроме того, бывают закусочные, специализирующиеся только на лапше или карри.
Местными гигантами фастфуда, помимо «МакДональдса» и KFC, являются рестораны быстрого питания Matsuya, Ootoya и Yoshinoya.
Гурманы и эстеты найдут в Токио и рестораны, удостоенные мишленовских звезд. Среди них стоит упомянуть один из лучших суши-ресторанов города — Tsukiji, а также Akasaka, Ginza и Roppongi Hills с большим ассортиментом блюд японской кухни.
Имеется также ряд оригинальных ресторанов, посвященных определённой тематике, например Hello Kitty, Nicolas Charles Bunny Cafe, Alice in Wonderland Cafe и Moomin Anti Loneliness Cafe для одиноких посетителей и т. д.
В Японии существует множество сайтов и местных журналов о еде и ресторанах, например, вот такой сайт или каталог Tabelog, где собраны рейтинг и обзоры ресторанов Токио и всей страны. Они доступны на английском и японском языках.
Шоппинг в Токио
Токио — настоящий рай для шопоголиков. В этом городе можно купить практически всё.
Чаще всего туристы привозят из Токио новинки электроники, одежду и обувь, аксессуары. Самые популярные сувениры — куклы в национальных костюмах, расписные веера, свитки с живописью и каллиграфией, кимоно, складывающиеся бумажные фонарики, фигурки кошек «манэки-нэко» с поднятой лапкой, керамика, фарфор и различные предметы для поклонников аниме и манги. Среди съедобных сувениров — традиционные японские сладости, суши долгого хранения, сушеные и вяленые кальмары и осьминоги, зелёный чай, саке и другие спиртные напитки, например, вино с лепестками сакуры, которое можно купить в период «ханами».
Самым известным шоппинг-районом в Токио является Гинза, торговля в котором развивалась с XVII века — тогда здесь торговали в основном ювелирными изделиями. Сегодня тут сосредоточены бутики известных брендов, например, крупнейший в мире бутик Chanel, магазин Louis Vuitton, бутик Mikimoto (жемчуг и аксессуары с ним), крупнейшие универмаги 3Мх с самыми известными японскими брендами Matsuya, Mitsukoshi, Matsuzakaya.
В районе Акихабара торгуют электроникой и техникой — здесь можно купить практически любой суперсовременный гаджет. Местное сосредоточие магазинов называется Akihabara Electric Town и включает такие известные торговые точки как Nishikawa Musen и LAOX.
Молодёжную одежду стоит покупать в районе Сибуя, где расположены крупные торговые центры «109», Seibu, Kimuraya, а также европейские магазины Morgan, Zara, H&M, Benetton. Кроме того, молодым туристам, желающим совместить знакомство с Токио и шоппинг, стоит посетить район Харадзюку.
Доступную по цене одежду следует искать и в пригороде Минами Мачида (Minami Machida), в котором находится самый крупный в Большом Токио шоппинг-молл Grandberry Mall с достаточно доступными ценами.
Система Tax Free в Японии несколько отличается от общепринятой. Потребительский налог здесь составляет 8%, и, совершив покупку на более чем 10 000 иен в одной торговой точке (в некоторых магазинах — уже от 5 000 иен), иностранец освобождается от уплаты НДС. Примечательно, что вернуть налог могут прямо в магазине, вклеив в загранпаспорт туриста чек Tax Free, который в аэропорту заберёт таможенник. В часы пик многие крупные универмаги открывают специальные стойки возврата НДС, чтобы туристам не пришлось стоять в очереди.
Оформить беспошлинную покупку можно на любой потребительский товар, включая еду, напитки, лекарства, косметику, электронику и т. д.
Климат и погода в Токио
Поскольку Токио располагается в зоне влажных тропиков, для местного климата характерно деление на два сезона: сухой и влажный.
Сухой сезон — это зима, все остальное время — влажный сезон. Больше всего осадков выпадает летом и в начале осени. Самым влажными месяцами, когда дожди льют почти каждый день, считается период с июня по октябрь. Если ваш визит в Токио приходится на это время, следует заранее позаботиться о подходящей одежде и спланировать свой маршрут так, чтобы не промокнуть и провести время с пользой, посещая музеи, галереи, рестораны, мастер-классы, различные тематические кафе. При этом стоит помнить, что сильные дожди накрывают город в любой сезон.
Летом в японской столице обычно жаркая погода, в августе, например, средняя температура воздуха держится на отметке около +30°C. Несмотря на обилие осадков, в летние месяцы здесь душно, из-за чего почти в каждом помещении работают кондиционеры и вентиляторы.
Один из лучших туристических сезонов в Токио — весна.
С марта по май погода в целом благоприятная, с температурой воздуха до +22°С, иногда идут тёплые дожди, деревья и кустарники цветут в садах и парках. В это время на всей территории Японии наступает сезон «ханами» — время любования цветущими деревьями сакуры. Этот период привлекает в страну миллионы туристов со всего мира.
Осенью в Токио тоже достаточно тепло, вполне подходящими для туристической поездки являются сентябрь и октябрь, когда здесь вполне комфортная температура воздуха — в среднем +20°С…+25°С.
Также осенью наступает ещё один японский сезон — «момидзигари», время наблюдения за осенними клёнами, листва которых окрашивается в яркие оранжевые и красные цвета. Этот период также весьма популярен у иностранных туристов.
Однако в октябре в регион время от времени приходят тайфуны. В большинстве своём они не представляют угрозы для жителей и гостей японской столицы.
Так, самые мощные тайфуны наблюдались здесь более десяти лет назад, в 2007 году, и не так давно — в октябре 2019 года: последний тайфун «Хагибис» унёс жизни 72 человек.
Зима приходит в Токио в декабре и длится, как и положено, до конца февраля, в эти месяцы в городе зачастую выпадает снег. Однако крупные снегопады бывают редко. Интересно, что иногда в центре города лежат сугробы, а у островов Огасавара столбики термометров поднимаются до отметки +20°C.
Система общественного транспорта Токио прекрасно развита и представлена автобусами, метро, различным железнодорожным транспортом (метро, пригородные поезда, монорельс), такси и двумя трамвайными линиями. Имеется также специальный транспорт для туристов.
Городским транспортом в японской столице ежедневно пользуются несколько миллионов человек. Каждый район имеет на своей территории столько станций или остановок, чтобы жители могли добраться до них не более чем за 15 минут ходьбы. Названия станций дублируются на английском языке.
Подробнее: О передвижении по столице Японии (виды транспорта, билеты, цены, схемы) читайте в статье «Транспорт в Токио».
Метро
Самым популярным видом транспорта и у токийцев, и у гостей города является метро. Метро в Токио считается самым загруженным в мире, ежегодно его услугами пользуется свыше трёх миллиардов человек. В нем насчитывается 13 линий и 274 станции.
При этом в Токио существует две системы метро — Токийский метрополитен (Tokyo Metro, 東京メトロ) и метрополитен «Тоэй» (Toei Subway, 都営地下鉄). Первый состоит из девяти линий, второй — из четырёх. На станциях пересадок входы у них общие, нумерация одинаковая (линии имеют название, все на разные буквы, и каждая станция обозначается первой буквой линии и номером станции на ней — например, станция Уэно линии Гиндза обозначается как G16). Также одна станция метро может иметь два кода, так как находится на пересечении двух линий. Внутри каждой из систем действуют отдельные билеты.
Владельцы проездных карт PASMO или Suica могут беспрепятственно пересаживаться на линии другого оператора. Без прохождения турникетов можно пересесть с линии одного оператора на линию другого только на ветке Мита, где она скрещивается с веткой Намбоку между станциями Мэгуро и Сироканэ-Таканава.
Большинство надписей в метро продублированы латиницей, а объявления произносятся в том числе и по-английски. Бумажные схемы метро, которые можно взять на входе в любую станцию, также представлены на двух языках — японском и английском.
Цена билета в метро зависит от расстояния. Например, одна поездка в пределах центра на Tokyo Metro будет стоить 170 иен, а на Toei — 280 иен.
Метрополитеном можно доехать до всех интересных районов и достопримечательностей, так что вполне можно обойтись одним этим видом транспорта, без пересадки на другие (и без покупки новых билетов). Проездной на день в метро стоит 600 иен.
Уточнить стоимость билетов можно на специальной странице для туристов на сайте токийского метро, а при составлении оптимального маршрута пригодится специальный путеводитель по метро. Метро работает с 5:00 до 00:00.
Ещё один удобный вид транспорта в Токио — поезда. Главным оператором железнодорожного транспорта в городе, как и во всей стране, является компания JR (Japan Railway), ранее бывшая государственной, а теперь ставшая частной. Подразделение JR, обслуживающее Токио и окрестности, называется JR East.
Основной железнодорожной линией в Токио является линия Yamanote Line, которая проходит по периметру центрального Токио. Почти все межрегиональные линии JR и частные линии начинаются на станции в Яманотэ. Практически все станции линии соединяются с метро и другими линиями электричек. Она огибает центр города, именно с её помощью удобнее всего добираться до главных достопримечательностей Токио — Императорского дворца, парка Уэно, сада Синдзюку-гёэн, храма Мейдзи, аквариума Синагава и т. д.
В дополнение к поездам в Токио функционирует линия Yurikamome или Tokyo Waterfront Area Rapid Transit’s Rinkai Line. Она — беспилотная и полностью автоматическая, маршрут её проходит по острову Одайба. Часто её называют монорельсом, но на самом деле составы движутся по линии на шинах, развивая скорость до 60 км/ч.
Nippori-Toneri Line или линия Ниппори — автоматизированная линия между станцией Ниппори и Аракава управляемая компанией Toei. Длина её — всего 9.7 км, она имеет 13 станций. Ниппори также соединяется с кольцевой линией Яманотэ.
Туристам следует помнить, что железнодорожное сообщение прекращается поздно ночью и возобновляется только ранним утром.
Для проезда по железной дороге нужны отдельные билеты. Их можно купить в билетных автоматах, которые бывают также с английским языком. Стоимость билета в одну сторону варьируется в зависимости от расстояния, цены следует уточнять на сайтах компаний-операторов.
Автобус
Автобусные маршруты в Токио обычно пролегают по тем немногим районам, которые не охвачены сетью рельсового транспорта. Автобусы в сравнении с поездами — медленные, информации на английском в них мало, а остановки часто довольно сложно найти. Однако есть и плюсы — их маршруты проложены таким образом, что удачно связывают между собой разные станции метро.
Более подробную информацию о маршрутах и стоимости проезда можно найти на сайте TOEI Transportation.
Туристический автобус
Туристам могут пригодиться специальные экскурсионные автобусы, маршрут которых пролегает по главным достопримечательностям Токио. Такие двухэтажные автобусы работают по системе hop on/hop off, которая даёт возможность пассажирам выходить в любой точке маршрута, гулять по городу и затем возвращаться в автобус. Такие поездки организуют компании Sky Bus и Hato Bus.
Также в Токио туристам предлагаются необычные автобусы-панды. Asakusa Panda Bus — небольшие комфортабельные экскурсионные автобусы, стилизованные под панду, что особо нравится детям. Проезд в автобусах-пандах совершенно бесплатен!
Трамвай
Курсируют в Токио и трамваи, точнее, в городе осталась всего одна городская трамвайная линия — Tokyo Sakura Tram/Toden Arakawa Line, она управляется компанией Toei. Пролегает маршрут по старым городским кварталам, трамвай преодолевает примерно за час около 13 км.
Кроме того, в Токио курсирует трамвай Setagaya, оператором этой линии является частная компания Tokyu Corporation. Протяженность линии — 5 км, здесь всего 10 остановок.
Такси в Токио очень дорогое, но плюсом этого вида транспорта является то, что он работает круглосуточно.
Цена проезда обычно начинается от 710 иен за первые 2 км, а далее быстро растёт. Ночной тариф выше дневного на 20%. Таксисты в основном владеют только японским языком, поэтому лучше всего заранее приготовить карту, где отмечен нужный вам адрес.
Помните, что задние двери в японских такси автоматические и управляются водителем, не стоит пытаться открывать или закрывать их самостоятельно.
Велосипед
В Токио очень хорошо развита сеть пунктов проката велосипедов и велодорожек. Прокатные пункты имеются во всех районах города. Оплата бывает почасовая или дневная. Взять в аренду велосипед можно, предъявив удостоверение личности и кредитную карту.
Велосипедистам в Токио следует двигаться по левой части дороги, уступать дорогу пешеходам, стараться не занимать тротуары. Припаркованный в неположенном месте велосипед могут эвакуировать на штрафплощадку.
Примерно в два раза дешевле, чем в прокатных конторах, можно арендовать велосипед в мини-отелях и хостелах. Кроме того, по центру города компанией Great Cycling Tour организован специальный тур, предлагающий однодневную экскурсию для велосипедистов вокруг основных туристических достопримечательностей.
В Токио туристам не рекомендуется брать в аренду автомобиль по целому ряду причин. Во-первых, здесь не действительны ни российские водительские удостоверения (обычные пластиковые карты), ни российские международные водительские удостоверения. Во-вторых, город переполнен машинами, везде наблюдаются многокилометровые пробки, парковочных мест мало, цена бензина высока, а автобаны платные.
Билеты
Поскольку токийский транспорт управляется множеством компаний-операторов, цены на проезд в разных видах транспорта существенно различаются. Туристам можно посоветовать использовать проездные карты на все виды транспорта. Например, самой популярной считается проездной PASMO. Это пополняемая неперсональная карта, действительная в метро, поездах, автобусах, на которых есть соответствующая наклейка. Кроме того, этой картой можно рассчитаться в некоторых магазинах, киосках и т. д. Приобрести карту можно в специальных автоматах с логотипом или в пунктах продаж.
Также туристам можно посоветовать проездные Suica, Welcome Suica, Tokyo 1-Day Ticket, Toei One-day Pass, Tokyo Subway Ticket и т. д. Обо всех них можно узнать подробнее из нашей статьи «Транспорт в Токио».
История
На территории современного Токио люди селились ещё в каменном веке, но свою историю город ведёт с XII века.
Токио эпохи Эдо
В XII веке самурай Эдо Таро Сигэнадой построил на этом месте крепость. В 1457 году его потомок сёгун Ота Докан возвёл в Эдо одноимённый замок, вокруг которого возникло поселение, активно развивавшееся благодаря удобному географическому местоположению на равнине и на пересечении торговых путей. Также развитию Эдо (江戸, «Вход в залив») поспособствовала близость моря.
Через полтора столетия город был уже центром региона. В 1590 году Эдо захватил сёгун Иэясу Токугава, ставший родоначальником новой династии, властвовавшей вплоть до 1867 года. После этого город долгое время, вплоть до событий, называемых в японской истории Реставрацией Мэйдзи, являлся столицей сёгуната и играл роль политико-административного центра Японии.
При первом сёгуне город активно строился и развивался, и к середине XVIII века уже являлся одним из самых крупных городов в мире: в начале 1790-х годов в нём, включая окрестности, проживало свыше 1,3 миллиона жителей.
Период Реставрации Мейдзи
С началом периода Реставрации Мэйдзи сёгуны из рода Токугава потеряли свою власть, в то время как императорская власть была восстановлена. В жизни Японии произошло множество перемен, результатом которых стало то, что страна встала на путь бурного промышленного развития. В 1869 году Эдо стал столицей империи — сюда из Киото переехал император Муцухито со всем двором, а город получил новое имя — Токио («Восточная столица»).
Новое и новейшее время
Во второй половине XIX века новая столица активно развивала промышленность и судостроение, и вскоре Токио стал первой экономикой во всей Азии. Однако его развитие приостановилось из-за разрушительного землетрясения, произошедшего 1 сентября 1923 года, жертвами которого стали почти 90 000 человек. За землетрясением последовал масштабный пожар, уничтоживший многие памятники эпохи Эдо и унесший ещё больше жизней — около 140 000 человек.
Макет старинного японского судна в музее Эдо-Токио
Вскоре город был практически полностью восстановлен, а в июле 1932 года к нему были присоединены дополнительные районы, он стал крупнейшим мегаполисом мира с числом жителей 4,9 миллиона человек.
Катастрофические последствия для города имела и Вторая мировая война, точнее, её завершающий этап. Так, до 1944 года Квантунская армия вела успешные бои по всему Тихоокеанскому региону, но после коренного перелома в войне Токио подвергся бомбардировке американских ВВС, в результате чего погибли сотни тысяч токийцев, а оставшиеся в живых укрывались в сельских районах.
Однако после войны Токио быстро восстановился, явив миру «японское экономическое чудо», о котором говорят до сих пор. Разрушенные кварталы были отстроены в рекордные сроки благодаря, в том числе, американским инвестициям, и промышленность вновь показала рост. Вскоре Токио стал развитым индустриальным центром — одним из крупнейших в мире.
В 1964 году в городе проходила XVIII летняя Олимпиада. Власти Токио, готовясь к этому грандиозному спортивному событию, построили сеть современных автодорог, в результате чего движение на улицах мегаполиса нормализовалось.
Тогда же была открыта высокоскоростная железнодорожная линия из Токио в Осаку, которая явилась прообразом нынешних японских магистралей, опоясавших всю страну.
Кстати, в 2020 году Токио вновь примет летние Олимпийские игры, из-за чего к городу будет приковано внимание всего мира.
Пережив топливно-энергетический кризис начала 1970-х годов, к концу XX века Япония продемонстрировала развитие энергосберегающего производства и IT-технологий, и стало очевидно, что наукоемкие технологии в принципе — верный и беспроигрышный путь в будущее, к новым высотам и достижениям.
Этим путём развития Япония идёт и сегодня, в XXI веке. Нынешний Токио, столица экзотической и супертехнологичной страны, — крупнейший финансово-инвестиционный и информационный центр всего постиндустриального мира и безусловная столица «новой Азии», привлекающая ежегодно миллионы туристов из разных стран.
Районы
Токио официально не является городом, этот статус по отношению к нему был упразднён в 1943 году. Он — префектура и столичный округ (都), а также городской конгломерат, включающий территории прилегающих Кавасаки и Иокогамы. Как столичный округ, Токио включает в себя 23 специальных района (самостоятельные муниципальные образования с собственным мэром и районным советом), гористую местность Тама к западу от города и островные территории (острова Идзу, Огасавара и ещё несколько небольших островков). В дополнение к этим 23 районам в префектуру Токио входят 26 городов, один уезд и четыре округа (5 посёлков и 8 сёл).
Туристам, отправляющимся в Токио, будет интересно не столько административное деление города, сколько деление на районы, сложившиеся исторически. В каждом из них имеется ряд достопримечательностей и мест, которые стоит посетить. Вот только некоторые из них:
Гиндза (銀座) — престижный район Токио, торговый и культурный центр города, в нём расположено множество фешенебельных гостиниц, больших универмагов, шикарных бутиков, баров, клубов и ресторанов. Название района переводится как «серебряный ряд», потому что в XVII веке здесь работал монетный двор, выпускавший серебряные монеты. Позже в Гиндзе обосновались мастера-ювелиры.
Деревянная Гиндза сильно пострадала от пожара 1872 года, но вскоре была восстановлена и застроена кирпичными зданиями по проекту английского архитектора Томаса Вотерса. Прогресс в Токио начал своё шествие с Гинзы: здесь впервые в Японии в 1874 году появились газовые фонари, а в 1882-м — электродуговые. Тут же были проложены первые в стране рельсы для конки. При этом квартал ещё дважды разрушался — землетрясением 1923 года и в результате бомбардировок 1945 года.
Асакуса
Асакуса (浅草) — район, расположенный на северо-западной окраине центральной части Токио и возникший вокруг храма Асакуса (Сэнсо-дзи), буддистской святыни в честь бодхисатвы Каннон, возведённой в 628 году. Этот район до сих пор сохранил неповторимую атмосферу старого Эдо. Вдоль его главной улицы Накамисэ расположилось множество ресторанчиков и лавок торговцев. В эпоху Эдо здесь находился театр Кабуки и местный Квартал красных фонарей.
Среди достопримечательностей Асакусы туристам могут быть интересны Башня пива, парк Сумида, раскинувшийся на берегу реки, музей барабанов «Тайкокан» и музей традиционных ремёсел «Ситамати».
Рядом с Гиндзой находится район Тиёда, известный тем, что на его территории расположен Императорский дворец — резиденция японских монархов. Он высится на фундаменте старинного замка Эдо, вокруг которого возник нынешний Токио. В западной части комплекса, закрытой для туристов, находятся личные покои императорской семьи, в восточной части разбит Восточный парк, построенный в традиционном японском стиле. Сад и часть сооружений замка открыты для публики.
Уэно
Район Уэно — ещё один уголок старого Токио в центре футуристической японской столицы. Туристы едут сюда, чтобы увидеть коллекции лучших японских музеев и побывать в одном из самых известных зоопарков мира.
В общем-то Уэно представляет собой один большой общественный парк, который так и называется — Высочайше пожалованный парк Уэно (上野恩賜公園). Это одна из самых посещаемых зелёных зон столицы и один из первых парков, появившихся в Японии после Реставрации Мэйдзи (1868 год). С 1890 по 1924 год парк находился в собственности императорской семьи, но потом вернулся во владение города. В нём проводились национальные промышленные выставки, открылся первый в стране художественный музей и был устроен первый зоопарк (1882 год).
Сегодня Уэно является своеобразным заповедником музеев: тут в четырёх зданиях Национального музея хранятся предметы японского искусства, археологические находки, произведения буддийского искусства — в целом свыше 86 000 экспонатов.
В 1959 году открылся Национальный музей западного искусства, а в 1961 году рядом с ним появился крупнейший для своего времени концертный зал Токио — Метрополитен Фестиваль-холл.
Тут же находится и Токийский городской художественный музей, Национальный музей природы и науки и Токийский университет искусств. Также в районе Уэно расположен зоопарк Уэно, старейший зоосад Японии, насчитывающий свыше 2 600 животных.
Одайба
Одайба (お台場), наверное, самый необычный район Токио, он представляет собой искусственный остров со своеобразной архитектурой и интересными музеями. Этот район относительно молод: несмотря на то, что несколько островов здесь были построены в середине XIX века, активно заселять их начали лишь в 1990-х годах. Промежутки между островами были засыпаны мусором, а получившийся в результате большой остров застроен.
Одайба соединяется с центром Токио Мостом Радуги — символом японской столицы, сейчас район является излюбленным местом отдыха токийцев и гостей города. Здесь сосредоточены торгово-развлекательные комплексы и ряд знаковых объектов: здание «Фудзи ТВ» (1997 год), японская копия статуи Свободы, одно из самых высоких колес обозрения в мире диаметром 115 м, ретромузей Тойоты в комплексе «Тойота Мега Вэб».
Акихабара (秋葉原) — район, славящийся обилием магазинов электроники и компьютерной техники, как новой, так и бывшей в употреблении. Название района переводится как «Долина осенних листьев», и местная торговая зона — одна из крупнейших в мире. Квартал появился после Второй мировой войны: местные умельцы скупали у военных радиодетали, мастерили радиоприемники и прочую технику и продавали здесь.
Сегодня новую технику можно найти на главной улице Тюо-дори, а товары б/у — на других улицах. Здесь даже имеется салон-магазин роботов, а самые последние новинки японской электроники поступают в многочисленные универмаги и магазины прямо с заводских конвейеров, минуя посредников и склады.
Сибуя
Район Сибуя (渋谷) привлекает поклонников поп-культуры и молодежных движений, это один из самых ярких и оживленных районов Токио, который ежедневно наводняют толпы туристов. На улицах Сибуи родились многие направления японской моды и тенденции в сфере развлечений. В этом районе находится множество крупных магазинов и универмагов.
Главной местной достопримечательностью является одна из важнейших святынь японской столицы — синтоистский храм Мэйдзи, построенный в 1920 году в честь императора Мэйдзи и его супруги. Он расположен в зелёной зоне к западу от железной дороги, неподалёку от ещё одной достопримечательности района — Парка Ёёги.
У туристов в этом районе популярен и большой перекресток перед выходом со станции метро, который называется «Выход Хатико», именно этот вид чаще всего встречается на фотографиях и в кинофильмах о Токио. Ещё здесь у входа на станцию Сибуя находится памятник верной собаке Хатико, которая ожидала своего умершего хозяина девять лет. В день смерти Хатико в Японии был объявлен траур.
Роппонги
Район Роппонги (六本木) — известный культурный и развлекательный центр, его название означает «шесть деревьев», и он очень популярен у туристов благодаря смешению европейской и японской культур. Несмотря на то, что люди здесь селились с XVII века, он был малонаселённым до Реставрации Мэйдзи. В 1890 году в этой местности квартировали солдаты Императорской армии, именно к этому периоду относится бурный рост ночных клубов в районе. В 1923 году все местные постройки были стёрты с лица земли землетрясением Канто. А в годы оккупации (1945–1952) здесь вновь находились казармы военных — теперь американских, вокруг которых вскоре возникли бары, рестораны и увеселительные заведения.
В этом районе находятся два комплекса зданий, не так давно, изменивших его облик: Roppongi Hills с 238-метровой башней Mori Tower и Tokyo Midtown с 248-метровым небоскрёбом Midtown Tower. Здесь также находится так называемый «Художественный треугольник Роппонги», включающий крупнейший художественный музей Японии — Национальный художественный центр, Художественный музей Mori и музей Suntory.
Харадзюку
Район Харадзюку (原宿), раскинувшийся вокруг одноимённой станции, считается центром молодёжной уличной моды. По выходным множество молодых людей, одетых в самые необычные костюмы героев аниме, собирается на улице Такесита, на мосту Дзингубаси и прилегающих переулках. Они занимаются «косплеем» (от Costume Play), это явление считается частью молодежной японской субкультуры. Истоки его можно найти в периоде, следующем за Второй мировой войной, когда здесь селились американские солдаты, и японская молодёжь приобщалась к иностранной культуре, посещая Харадзюку. Туристам следует помнить, что фотографировать молодых людей в костюмах желательно с их согласия.
Синдзюку — один из популярных у иностранцев районов в Токио. Здесь расположен самый оживлённый железнодорожный вокзал Японии — станция Синдзюку.
Район, бывший некогда отдельным городом, вошёл в состав Токио в 1920 году, а его активное развитие произошло после землетрясения 1923 года. Сегодня здесь находится административный центр префектуры Токио и заседает правительство Токио.
Синдзюку изобилует отелями, магазинами, ресторанами и барами на любой вкус и кошелёк. Здесь находится здание муниципалитета с одной из лучших в городе смотровых площадок, здание «Синдзюку Парк Тауэр» с отелем «Парк Хаятт», известным по кинофильму «Трудности перевода», парк Синдзюку-Гёэн, прекрасный в любое время года, квартал Ёцуя со старинными домами и храмами.
Связь
Стандартом мобильной связи в Японии является CDMA, точнее его 3G версия WCDMA, поэтому телефоны общепринятого в Европе стандарта GSM здесь работать не будут.
Обычно туристам советуют брать смартфоны в аренду в Японии (что является дорогим и бессмысленным способом добыть связь) или покупать сим-карты местных операторов. Крупнейшими из таких компаний являются NTT DoCoMo, предоставляющий услуги 3G связи под торговой маркой FOMA, и KDDI. Кроме того, существует ряд мобильных операторов помельче. На этом сайте находится обзор тарифов от разных компаний, сравнение их скорости и объёмов данных.
Гостям Японии, как правило, требуется только мобильный Интернет, редко кто из них звонит на номера внутри страны. Нужная туристам карта будет называться データ SIM («дата сим»), предоплаченная сим-карта, для оформления которой не нужна кредитная банковская карта. Она бывает с 1-2-3 GB Интернета на срок от двух недель до трёх месяцев. Её можно купить в любом крупном магазине электроники или в аэропорту по предъявлению паспорта. В целом за 3000-4000 иен турист получит стабильный Интернет.
Формат карт в Японии в основном «нано», адаптер для микро- и обычного формата стоит 100 иен. Наличие местной «симки» способно значительно облегчить путешествие туриста по Токио и всей Японии: появится возможность ориентироваться по онлайн-картам, увидеть актуальное расписание поездов, в том числе синкансенов, и т. д.
Избежать проблем со связью можно, скачав заранее на свой смартфон мобильное приложение Japan Connected-free Wi-Fi, или воспользоваться удобным сервисом Free Wi-Fi Japan от NTT EAST. Всё это даст возможность постоянного доступа к Сети и освободит от необходимости покупать дорогие карты и арендовать местные телефоны.
Что касается Wi-Fi в гостиницах или других объектах размещения, то наличие его в номерах стоит уточнять заранее — здесь считается, что на отдыхе Интернет не нужен. Очень часто в японских гостиницах Wi-Fi есть только в лобби.
Не так давно власти Японии анонсировали нововведение: к марту 2020 года, в преддверии Олимпийских игр, бесплатный доступ к беспроводному Интернету появится на 300 маршрутах общественного транспорта — на линиях автобусов и поездов, курсирующих между аэропортами и популярными туристическими объектами.