Посетив приятное во многих отношениях (архитектурном, историческом и эмоциональном) туристическое местечко Мон-сен-Мишель, дальше выехали на северо-восточную часть полуострова Котантен. Именно на нем находится знаменитый своими зонтиками, порт Шербур. Но — к нему в другой раз. А сейчас, приехав в небольшой городок Жоганвиль (Joganville), свернем ҝ морю в сторону длинной пляжной линии Равеновиль (Ravenoville). Но, наша цель была не искупаться в прохладных волнах Атлантики, а познакомиться с одним из самых известных мест высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 года — пляжем Юта-бич. Такое американское название ему присвоили во время подготовки плана высадки десанта. Как известно, для этого, начиная еще с 40-го года разведка занималась сбором фотографий и информации о картинах побережья. Берега Норманции в этом отношении неоднородны и, порой, очень сложны для высадки десанта со стороны моря.
Да и немцы тоже не дремали и, ожидая высадки союзников именно со стороны Британии, почти два года укрепляли береговые позиции Атлантики во Франции, Бельгии и Нидерландах. Союзники не раз, начиная с 1942 года, делали такие попытки захвата плацдармов на материковой части Европы, но — увы — каждый раз неудачно. В городе Дьепп, например, мы видели памятник погибшим воинам при таком неудавшемся десанте. Немцы очень сильно укрепили всю береговую линию, создав на ней хорошую систему обороны — т.н. «Атлантический Вал».
И вот, проехав небольшой городок Жоганвиль (Joganville), сворачиваем в сторону побережья Ла-Манш и через несколько километров приезжаем к одному из главных немецких форпостов «Атлантического Вала» в этой части Нормандии — «Батарее Крисбег».
Эта батарея как бы возглавляла всю оборону на пляже Юта-бич (Utach Beach). Почему Юта? Просто потому, что при подготовке к десанту и штурму берегов Нормандии, американцы предложили для секретности дать объектам высадки не местные имена, а обозначить их названиями известных американских мест — Юта, Омаха и др.
Карта памятных объектов на пляже Юта
Как известно, из-за «братского» сотрудничества Советского Союза с гитлеровцами в начале Второй мировой войны, в результате которого Советами были аннексированы в 1939-40-х годах земли у Польши, Финляндии, Молдавии и Прибалтийских стран, программа помощи СССР от США в виде ленд-лиза долго оттягивалась и была подписана в Вашингтоне 11 ноября 1941 года, а заработала она только летом 1942. Схема ленд-лиза выглядела так: США давали в аренду другим государствам товары и материалы, необходимые для военных действий, а плату требовали только за то, что уцелело после войны.
К концу войны советская армия ездила на американских джипах и грузовиках, советские асы летали на американских истребителях, а советские танкисты дошли до Берлина на американской бронетехнике. Кроме вооружений, США отправляли станки для заводов, паровозы, трактора, бензин, одежду, обувь, еду и многое другое. А СССР так и не рассчитался с долгами за поставки вплоть до своего распада. Поставка этой помощи осуществлялась в основном через порты Мурманска, Архангельска и Владивостока, а также через южные границы из Ирана. Авиационная техника поставлялась в
громадных количествах через Аляску.
1942–43 годы в ходе Второй Мировой прошли в активных боях почти по всему Земному шару. Британию нещадно бомбили немцы и она воевала еще и в Африке. Америка увязла в борьбе на Тихом океане с японцами, но все равно хорошо помогала всем противникам Гитлера. Все же союзники активно готовились к освобождению Европы и работали над этим планом. Во многом — засекреченном. Высадка десанта по освобождению Европы должна была пройти на участке побережья Нормандии длиной около 80 км между устьем реки Орн и коммуной Озвиль, который был разделён на 5 основных секторов вторжения: «Юта», «Омаха», «Голд», «Джуно» и «Сворд».
Планирование высадки десанта в Нормандии. Пляж Unah - самый левый.
Ну, а немцы, догадываясь и предвидя такие действия, тоже готовились к обороне захваченных территорий. Они понимали, что наступление из Британии будет где-то здесь и выстроили длинную полосу укреплений под названием «Атлантический Вал».
С одним из таких немецких форпостов мы уже познакомились в северной части Нормандии, когда выехали из города Кале.
Батарея Крисбег (Batteries de Crisbecq)
Все побережье от Гавра до Шербура представляет в основном удобную для осуществления десанта, местность — низкие берега, длинные песчаные пляжи и нет никаких крутых береговых стен, типа как в Этрета. И вот на этом побережье немцами и была выстроена хорошая система укреплений.
Для батареи Крисбег ими было выбрано очень удачное место на расстоянии около трех километров от побережья океана, с которого контролировался громадный участок как береговой, так и морской линий.
Ее строительство началось в 1942 году под контролем организации Тодта, отвечавшей за монтаж всех сооружений Атлантического вала.
Основным вооружением батареи были три чешские 21-см пушки Kanone 39, две из которых размещались в укрепленных бетонных казематах со стенами толщиной до трех метров! Батарея была с дальностью стрельбы 27–33 километра и эти орудия хорошо защищали подходы от кораблей с моря.
Батарея вступила в бой с кораблями США в день «Д» (6 июня 1944 г.) и, оказав большое сопротивление, потопила один корабль, нанесла большие потери десантникам, высаживавшимся на берег и была оставлена немцами только 11 июня 1944 г.
Для такого рода сооружения это было очень удачным местом: с западной стороны — открытые поля, с восточной — болота с оврагами. Таким образом, за исключением портовых батарей Шербура и Гавра, это была самая мощная батарея с дальностью стрельбы более 30 км. Первая 210-мм пушка была установлена еще 19 апреля 1942 года.
Сделаем короткую прогулку по этому оборонительному комплексу.
Вход в один из бункеров Батареи Крисбег
Из трех 210-мм дальнобойных орудий, только два из них были защищены большими бетонными казематами. Для командного пункта, укрытия для личного состава и боеприпасов, а также нескольких оборонительных пулеметных точек были построены хорошие укрепления, разбомбить которые удалось далеко не все.
Этот оборонный комплекс после войны пребывал в полуразрущенном и заросшем сорняками, состоянии и только к 60-ти летнему юбилею «Дня-D» в 2004 году, батарея Crisbecg была отреставрирована и приняла своих первых посетителей и гостей, среди которых были и участники того знаменитого десанта.
Когда смотришь на фотографии строительства этого сооружения, возникает двоякое чувство — с одной стороны — восхищаешься талантом инженерной мысли, а с другой — ужасом массовых убийств, ради которых оно и строилось.
Гарнизон этой батареи, включая командира оберлейтенанта ВМС Вальтера Омсена, состоял из трёх офицеров, 24 унтер-офицеров и 287 солдат. Ну и еще было человек сто охраны — бывшие раненые, полуинвалиды.
Ночью 6 июня наряду с морским десантом, был сброшен и воздушный десант. Увы — некоторые из них сразу попали в плен. И вот на этом снимке мы видим допрос такого десантника.
В казематах для солдат были созданы довольно комфортные условия их содержания.
Вот, например такое укрытие, построенное для двух боевых групп по 10 человек. Чтобы сэкономить место, кровати были выдвижными, а столы можно было сложить. Солдаты по очереди ночевали здесь, в то время как высокопоставленные офицеры размещались в замке в соседней деревне Фонтене и на фермах рядом с батареей. Как мы знаем, интернета тогда не было и единственной связью с миром были письма. Ну, еще — проводной телефон.
В качестве артиллерии немцы использовали различные типы пушек, захваченных в основном у противника — французов, поляков и русских. Солдат тоже набирали из военнопленных этих же стран. Ну, а командование было немецким.
105-мм испанская пушка. Вес: 3 тонны, дальность стрельбы: 11 000 м, скорость стрельбы: 15 выстрелов/мин.
Французская пушка 130 мм "Chakal"
Самым мощным орудием на этом батарейном комплексе была 210-мм чехословацкая пушка SKODA с максимальной дальностью стрельбы 33 км. Для нее был построен специальный бункер, чьи размеры впечатляют и сейчас: 21×16 м, с высотой 8 м. Рядом находится сторожевая башня, с которой открывается хорошая панорама побережья, что и сделало эту батарею самой мощной на пляже Юта. Здесь союзники встретили самое ожесточенное сопротивление в период с 6 по 11 июня 1944 года со стороны немецких солдат под командованием старшего лейтенанта Вальтера Омсена. Он первым заметил в пять часов утра приближение военных кораблей союзников и сообщил об этом в штаб обороны.
В 5:52 он получил приказ открыть огонь по кораблям, которые тогда находились на расстоянии 17 км. В 5:55 батарея Омсена атаковала и обстреляла американские крейсеры USS Tuscaloosa и USS Quincy, а также американский линкор USS Nevada. В 6:30 батарея обстреляла американский эсминец USS Corry и потопила его. В 11 часов утра орудие открыло огонь по пляжу, на который шла высадка десанта, что привело к тяжелым потерям среди американцев и затруднило высадку техники и подкреплений в Юта-Бич.
P. S. Вальтер Омсен после войны прожил благополучно свою жизнь — работал в сельском хозяйстве, служил на флоте и увлекался парусным спортом. Умер в 1988 г. в возрасте 77 лет…
Осмотрев экспозиции этого военно-исторического комплекса, выезжаем на дорогу, идущую к побережью океана в сторону пляжа Utah (Юта). Это всего пара-тройка километров. Там, прямо на берегу, на окраине местечка Кеневиль (Queneville), расположился музей World War 2 Museum, экспозиции которого посвящены Дню D — высадке десанта союзников на Нормандское побережье.
Военный музей «World War 2 Museum»
Здание музея находится почти на берегу океана, на который и проводилась высадка десанта союзников. В музее выставлено много фотографий, отражающих моменты штурма этой территории.
Трудно даже представить себе, как происходила здесь, при постоянно меняющейся из-за приливов-отливов, глубине океана, эта десантная операция. Она началась еще ночью — первыми вылетели самолеты с воздушными десантниками, которые были сброшены в середине полуострова, чтобы перерезать все коммуникации к порту Шербур.
Ну, а утром началась высадка на берег десантников. Это тоже было нелегкой задачей — все подступы к морю были заминированы и заставлены т.н. «ежами». В первой волне шёл десант на 20 десантных катерах по 30 человек в каждом. Они расчищали дорогу для последующих десантных волн…
Что интересно — в составе первых подразделений был и заместитель командира 4-й дивизии бригадный генерал Теодор Рузвельт — младший сын Президента США тоже Теодора Рузвельта. Он лично возглавил высадку морского десанта на побережье. В своем возрасте 57 лет, он стал самым старым из солдат, которые достигли побережья.
Кстати, как известно, в ту войну этим не брезговали и дети наших советских руководителей — мы все знаем истории сыновей Сталина, Микояна, Булганина, Хрущева, которые успешно воевали в Ту войну. И все, кстати, были летчиками-истребителями! Интересно — сыновья нынешних руководителей замечены на современной СВО-войне?
К исходу дня 6 июня американцы потеряли убитыми на «Юта» 197 человек. Это были самые низкие потери среди других участков высадки. Например, в то же время на соседнем участке «Омаха», союзники безвозвратно потеряли около 3 тыс. солдат…
Несколько военных экспонатов той поры выставлены на улице.
Всего в тот день 6 июня 1944 года, на побережье Нормандии были высажены 156 000 солдат и десантированы с самолетов 24 тыс. британских, американских, канадских и французских парашютистов. Считается, что это было крупнейшей в мировой истории операцией по одновременному десантированию с моря такого количества солдат и парашютистов. Ну, а с моря их еще поддерживали свыше 195 тыс. моряков с одновременным привлечением почти 7 тыс. различных видов боевых и транспортных судов…
Победа, девочка! Теперь можешь спать спокойно!
Береговая линия тоже была доступна для обозрения. Это и есть пляж Квинвиль (Quineville), который на картах союзников именовался как Юта (Utah). Его длина составляет около 8 километров и сейчас в обе стороны — пустота и тишина. Море отступило далеко и не видно никаких волн. Неужели вот в этой тихой идиллии и было начало процесса освобождения Европы от фашизма?
Познакомившись с военным музеем «World War 2 Museum», вырулили вдоль побережья к следующей военно-исторической локации пляжа Юта — еще одному Военному музею на Юта-бич — Utach Beach D-Day Landing Memorial. До него всего несколько километров по берегу. А уже от него едем домой — в наш уютный городок Довиль!
На следующий день у нас намечено посещение памятных мест, связанных с десантом союзников на пляж Омаха. Там были наиболее трагические страницы из истории освобождения Нормандии от фашистов. Там, например, один из немецких пулеметчиков, в свободное время работавший на чистке картошки, за один день "выкосил" более двух тысяч десантников, штурмовавших берега этого пляжа ...
Военный музей Юта бич (Utach Beach D-Day Landing Memorial)
Как я уже ранее говорил, пляж Юта был в числе первых мест, которые союзники штурмовали утром 6 июня 1944 года. Он был выбран для создания плацдарма в районе Котантен с целью захвата города Шербур и его глубоководного порта. К концу дня более 23 000 американских солдат высадились в этом месте, чтобы начать титаническую борьбу за освобождение Франции.
Военный музей Юта Бич. Из Интернета
В этом музее тоже очень хорошо представлена история высадки десанта в день D. Но в его экспозициях есть много чего другого интересного. Это техника — танки, самолеты во всей своей неувядающей силе и красоте.
В зале можно посмотреть фильм «Пляж победы», получившем премию «Золотой орел» в области документального кино в 2012 году.
На территории музея находится ряд интересных динамических памятников, заставляющих задержаться возле них и задуматься о бренности нашего бытия. Вот эти люди и спасли наш мир от Того фашизма.
Так и хочется сказать им: «Не уходите далеко» …