Продолжаем наше автопутешествие по Нрмандии. Начав его с города Кале, мы, проехав по побережью пролива Ла-Манш, посетили его самые известные места, привлекшие свое внимание известных писателей и художников — Руан, Дьепп, Сен-Валере-ан-Ко, Этрета.
Наиболее эмоциональное впечатление у нас оставил городок Этрета. Это было не только уютное и красивое, со своим французским шармом, местечко. Оно приятно поразило нас как своими природными красотами в виде уникальных скальных образований на берегу океана, так и своим оригинальным парковым комплексом, называемым Сады Этрета.
Проведя вторую ночь тоже в Этрета, утром вырулили к нашей следующей ночевке — в город Довиль. Там мы проведем три ночи и оттуда, делая радиальные выезды, будем исследовать дальше нормандское побережье. Из интересующих нас мест на первом месте стояли ааббатство Мон-сен-Мишель и места, связанные с «Днем-D» — высадкой союзников в июне 1944 года — там длинные пляжи без высоких круч и именно там разворачивалась вся картина начала освобождения Европы от фашизма.
Карта маршрута Этрета - Довиль
Сен-Жуэн-Брюневаль
Первым интересным местечком на нашем пути через 10 километров был небольшой городок Сен-Жуэн-Брюневаль. Собственно, этот городок интересен только тем, что в нем находится второй по величине во Франции нефтетанкерный порт и нефтебаза «Гавр-Антифер», построенные в 1973–1975 годах.
Но, с другой стороны, это место получило известность еще со времен Второй Мировой войны из-за того, что здесь немцами был установлен т.н. Вюрцбургский радар, использовавшийся для наведения на цели противника. А британцы в феврале 1942 года, проведя операцию «Укус» (также известную как «Рейд Брюневаль»), захватили основные компоненты этого радара, надолго выведя его из строя.
Ковиль-сюр-Мер
Выехав дальше, на кругу перекрестка дорог видим интересный памятник — женщина поит теленка из ведра. Прямо идиллия! По задумке ее авторов, эта скульптурная композиция наверняка олицетворяет хорошую жизнь и сельскохозяйственное призвание Ковиля-сюр-Мера. Свернем направо туда…
Сам памятник довольно интересен с точки зрения его композиции и исполнения — со стороны моря кольцевая развязка состоит из гальки, напоминающей пляж и растений с синими цветами, напоминающих море. Со стороны суши (северо-восток) посреди трав и ромашек стоит фермерша с теленком. А на заднем плане — деревянный забор и яблони, типичные атрибуты для сельских домов.
Ковиль-сюр-Мер небольшой, стоит на высоком берегу и в нем много домов старой постройки. Его жители занимаются, в основном, сельским хозяйством.
Из памятных мест этого местечка запомнился красивый и очень трогательно смотрящийся мемориал павшим жителям Ковиль-сюр-Мер во время Первой Мировой войны.
Через этот городок, впрочем, как и через все проехавшие нами ранее места и местечки, от города Трепор до Гавра вдоль побережья Ла-Манш компанией Vélomaritime проложен велосипедный маршрут длиной около 180 км, который вьется между алебастровыми скалами и зелеными долинами, связывая между собой элегантные деревни и морские курорты Приморской Сены.
Гавр — один из крупнейших портов Франции
Выехав из Ковиль-сюр-Мер, незаметно попали в пригороды Гавра. Город находится на правом берегу устья Сены, имеет выход к проливу Ла-Манш и уже в XVI веке считался важнейшим портом Франции. Сегодня Гавр принимает за год более 120 круизных лайнеров всех типов и около 350000 пассажиров в год. Те, кто совершает круизы и имеет в своей программе Париж или Руан — обязательно швартуются в Гавре. Ну и также, благодаря своему расположению и хорошей инфраструктуре, он считается отличной отправной точкой для круизов по Северной Европе.
Набережная Promenade des Regates
Навигатор привел нас на набережную Promenade des Regates и, оставив машину на парковке, прогулялись по ней, ознакомившись с сервисом и правилами пользования пляжами Франции.
По всей набережной, длиной около полутора километров, проложены дорожки для пешеходов и велосипедистов.
Бульвар им. бельгийского короля Альберта I (1875-1934)
Ширина пляжной линии неодинакова — в начале и в конце она узкая, а в середине может достигать ста метров.
У этих мест была длинная и довольно интересная история. В галло-римский период в окрестностях Гавра жили кельтские племена. При римлянах здесь проходил путь, связывающий устье Сены с берегом Ла-Манша. В 9 веке было основано аббатство Гравиль, а через два столетия портовая деревня Лёр. В 15 веке Гийом Мале построил Гравильский замок, который был разрушен в ходе Столетней войны и пришёл в запустение.
Фактически, как город, Гавр был основан в 16 веке в период правления короля Франциска I. Причиной этому послужило заиливание бухт традиционных портов северо-западной Франции, поэтому французский монарх был вынужден подписать указ о строительстве нового порта. Поначалу его назвали Францискополис, а затем Le Havre-de-Grâce, что переводится как «Гавань благодати». Гавр сравнительно быстро превратился в морские ворота Франции. В период религиозных войн город был разграблен гугенотами и после этого в 16 веке были усилены его оборонительные сооружения. Увы — это было не последние его разрушения — наиболее чудовищно на нем сказалась Вторая Мировая война — он был почти весь разрушен бомбежками…
Художники тоже не обошли своим вниманием эти пляжные места. Кабинки для переодевания, как видим, уже были в моде еще в Те времена — в конце 19-го — начале 20-го века…
Рауль Дюки (Raoul Dufy: 1877-1953), «Пляж года в Гавр», 1910
Ну, а сейчас они выглядят вот так — такими стройными рядами.
Прогулявшись по пляжному песочку и встретив на своем пути на пляже только несколько бездельничающих семей восточных мигрантов (палестинских?), выпили по чашечке ароматного французского кофе и вырулили дальше — в центр города.
В принципе, город небольшой — в нем проживает около 180 тысяч населения и, как говорят справочники, на осмотр его достопримечательностей, «у вас уйдёт не больше 1–2 часов». Так как во время Второй Мировой войны город был уничтожен почти до основания, поэтому в нем сохранилось мало исторических достопримечательностей и домов старой архитектуры типа как в Руане.
Соборы
Свернув с набережной на улицу Frederic le Maitre, мы видим впереди какое-то очень высокое сооружение, напоминающее небоскреб — это церковь Сен-Жозеф. Она была построена как памятник жертвам Второй Мировой войны.
Улица Фредерика Матре. Впереди - церковь Сен-Жозеф
Ее необычная башня в форме восьмиугольника возвышается над городом на 106 метров. В стенах сделано 6500 небольших витражных окон, цвета стекол в которых располагаются строго от темного к светлому, благодаря чему в храме большое количество солнечного света.
Это уникальное сооружение в стиле неоготики внесено в список охраняемых объектов международной организации ЮНЕСКО.
Одним из старейших зданий в городе является Кафедральный собор Нотр-дам-де-Гавр — он строился почти двести лет в период с XVI по XVIII век. Главной ценностью храма является его старинный орган, подаренный в 1639 году кардиналом Ришелье. В период Второй Мировой Войны этот собор очень пострадал и на его реконструкцию ушло около 30 лет.
Портовая часть города
Познакомившись с этими религиозными сооружениями, вырулили к портовой части Гавра. Как я уже говорил — Гавр — является крупнейшим портом Франции на северном побережье пролива Ла-Манш. Он обеспечивает главные грузовые и пассажирские перевозки между Францией, США, Канадой, Японией, Малайзией, Великобританией и Голландией. Короче — со всем Миром…
Семафорная башня на входе в портовую гавань
На улице Chaussée John Cennedy, идущей вдоль портовой части, есть детский уголок. Но сама улица выглядит какой-то свободной от застройки.
Но, если мы посмотрим на картины столетней давности, то видим, что жизнь, здесь, как говорится — кипела. Улицы были застроены красивыми домами и были полны гуляющей публики. Вот, например, парочка картин кисти Клода Моне, написанных им здесь. Видны явные отличия, наступившие за сто с лишним лет на этих местах. Во время Второй Мировой Гавр подвергся ужасным бомбардировкам как со стороны союзников, освобождавших эти земли, так и со стороны немцев, отчаянно защищавших награбленное.
Клод Моне, 1874 - «Порт Гавра»
«Большая набережная в Гавре» — еще одна картина Клода Моне.
Клод Моне - «Большая набережная в Гавре», 1874
Картина написана в 1874 году и изображает здание пароходной конторы «Бюро Большой набережной» с вывеской пассажирской линии «Гавр-Кан». Возле здания стоит кучка людей, к набережной пришвартован большой пароход, несколько ближе его, в правом нижнем углу из-за постройки виднеется труба и мачта ещё одного парохода, на берегу условно обозначены штабели каких-то ящиков и бочек. На заднем плане видны корпуса других судов и множество корабельных мачт.
Ну, а сейчас выруливаем еще к одному интересному месту в Гавре — площади генерала-Де Голля.
«Хрущевки»
Бульвар Франсуа (Boulevard Francois)
Проехав по нескольким улицам среди однообразных пятиэтажек, я подумал — неужели мы перенеслись в наши города с их «хрущевками»? Выглядели они немного получше, чем наши — киевские, но все равно, как говорится — осадок был.
Как я уже говорил ранее, во время Второй мировой Гавр, из-за своего месторасположения и военно-транспортного значения, был в буквальном смысле, стерт до основания — сначала поработала авиация союзников, а затем немцами, после высадки союзников в Нормандии, был полностью уничтожен порт Гавра. Нужно было срочно строить жилье для возвращавшихся в город жителей. И за основу были приняты дома, которые у нас называют «хрущевками» — пятиэтажные, без лифтов, с невысокими потолками. Кстати, и кафедральный храм города был восстановлен тоже с использованием панелей, а не кирпичной кладки.
Кто жил в наших «хрущевках», наверно помнит, что на кухне из одного положения, не делая ни одного лишнего шага, можно было делать и достать все, что надо — и зажечь плиту, и взять что-то из холодильника, и накормить ребенка…
Площадь генерала-Де Голля
Площадь Генерала де Голля (Place General de Gaulle) находится в центре Гавра и является одним из самых живописных и оживленных мест города. Думаю, все помнят, что Шарль-Де Голль был известным французским генералом и первым президентом Пятой Республики Франция. В центре площади установлен и его памятник, который был открыт в 1980 году.
Но центральным памятником считается монумент погибшим воинам в Первую Мировую, установленный здесь еше в 1922 году. И, что удивительно — он уцелел во Вторую и по ее окончании в него были добавлены ещё пять с лишним тысяч фамилий гаврцев, отдавших жизни во время очередного мирового баттла.
Позади этого монумента находится сооружение, которое все называют «Вулкан». На самом деле, это культурный центр Гавра, построенный в 80-х годах 20 века. Такой интересный современный объект используется как театр и концертный зал. Его автор — бразильский архитектор Оскар Немейер, известный своими яркими работами в Южной Америке. Еще, как известно, по его проекту было создано здание штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке и генплан новой столицы Бразилии — города Бразилиа. Ну и много других зданий и сооружений, которые ему удалось создать на своем долгом веку — Оскар прожил хорошую творческую жизнь за свои 105 лет…
Что это такое стоит на этой же площади — никто не знает. Остается только гадать…
Памятник на Quai de Arsenal
Ну, вот — на этом наше короткое знакомство с главным портом Северной Нормандии закончено и мы можем выруливать дальше к известным городкам, имеющим довольно хороший шарм — Онфлер, Трувиль и Довиль. Выехав на улицу Quai Lamblardie, взяли курс на первый городок — Онфлер.
Путь на него лежит по Нормандскому мосту, пересекающему реку Сена. Это монументальное инженерное сооружение, имеющее длину более 2 км, является одним из крупнейших вантовых мостов в мире. И там — на другой стороне моста уже будет Онфлер — еще один городок творческих личностей, увлекающихся живописью, поэзией и, конечно — женщинами.
Мост Нормандия. Фото из Интернета.
Теги:
Автопутешествия, Самостоятельные путешествия