Итак — наше автопутешествие Вокруг Нормандии, вступило в свою активную фазу — вырулив из интересного портового города Кале, мы приехали в очень уютный курортный городок Виссан, в котором пляжная линия растянулась на целых 12 километров. И из него, проехав маяк Кап-Гри-Нез (Cap Gris-Nez), направились в городок Оденган. Зачем? Чем он знаменит?
Там расположен уникальный музей, посвященный громадной оборонительной линии под названием «Атлантический Вал» (или — Стена), которую выстроили гитлеровцы вдоль всего побережья с французской стороны пролива Ла-Манш. Мы встречали их всюду — под Кале, под Довилем и даже под Шербуром. Вот такие сооружения (сверху видна только десятая его часть!), встречались на нашем пути очень часто. И в хорошо сохранившемся состоянии, и в полуразрушенном и заросшими кустарником или травой.
2
Как известно, к такому штурму основательно готовились обе стороны. Вот мы и посетим этот музей и увидим качество подготовки немецкой обороны времен Второй Мировой войны.
Ну, а по поводу подготовки союзников к штурму этих позиций, я знаю, что они начали готовиться к этому еще с 1941 года. Некая фотографическая компания откуда-то с Востока надумала создать красивый фотоальбом и книгу о побережье Нормандии и они за хорошее вознаграждение просили им высылать фотографии различных частей береговой линии с французской стороны. Так был создан большой архив и наступило понимание того — где и как лучше всего штурмовать берега Нормандии…
Музей «Атлантический Вал» (Museum of the Atlantic Wall), Оденган
Музей «Атлантический Вал» погружает нас в жизнь одного из 4 бункеров — Батарею Тодта. Она была построена возле городка Оденган недалеко от мыса Гриз-Нез, на котором мы видели маяк и его орудия направлены как и тогда — в сторону Англии. Эта батарея представляла собой грозное подразделение — она стреляла снарядами на расстояние до 42 километров и покрывала своими обстрелами территорию прибрежной части Англии (до Дувра было 29 км.). Почему Тодта? Кто это? Он был рейхсминистром вооружений и боеприпасов и автором такого рода сооружений и погиб в январе 1942 г. в авиакатастрофе.
2
«Атлантический Вал» стал самой грандиозной системой береговых укреплений в истории человечества. Его береговые батареи, бетонные подземные сооружения и различные средства противодесантной обороны представляли собой шедевры артиллерийской и строительной мысли. В то же время Гитлер и его адмиралы допустили ряд непростительных просчетов, сделавших возможным успешное вторжение союзников в Нормандию. Западные историки уже полвека спорят о достоинствах и недостатках систем Вала. А советское руководство со времен войны наложило табу на любую информацию об Атлантическом вале. Интересно — почему?
3
В этом месте стоял 242-й береговой артиллерийский дивизион MAa 242, которым командовал лейтенант-коммандер Клаус Момбер, который отвечал за наступательные батареи Па-де-Кале: батарею Линдеманна, батарею Гроссер Курфюрст, батарею Гри-Не, а также батарею Тодта.
3
Первый снаряд с батареи Тодта был выпущен 20 января 1942 года. Деятельность батареи была оживленной в течение 1942 года, более спокойной в 1943 году и очень активной после 6 июня 1944 года, когда началось наступление союзников. Действительно, несмотря на некоторые выстрелы в день высадки — день «Д» (6 июня 1944 г.), именно 29 сентября 1944 года немецким солдатам пришлось отражать самую массированную атаку союзников. И они — проиграли…
Батарея Тодта была открыта, в частности, в присутствии великих адмиралов Редера и Дёница.
1
Купив билет (9 евро), обошли этот бункер вокруг. Вот знаменитая железнодорожная пушка Leopold — ее калибр 280 мм, а дальность стельбы достигала 62 километров. Это одна из двух последних в мире железнодорожных пушек К5 (все еще направленных на Англию!).
2
Орудия гораздо меньшего калибра, предназначались для поражения кораблей и живой силы противника, идущих по проливу.
3
На следующем снимке показаны немецкие заграждения, которые были установленны на всех пляжах, чтобы противостоять любым попыткам высадки союзников. Они были частью всей оборонительной системы, включавшей колючую проволоку и «ежи», которые называли здесь — «бельгийскими воротами». Большинство этих препятствий были вдобавок еще и заминированы.
1
А это авиационные бомбы, которыми англичане бомбили фрицев.
1
Однако немцы правильно рассчитали, что бетонные своды толщиной до пяти и более метров выдержат попадания любых авиабомб союзников. Я уже не говорю о том, что вероятность попадания бомбы весом в несколько тонн с высоты 6–9 км, то есть с высоты полета британских и американских тяжелых бомбардировщиков, в цель с максимальным размером 35 на 30 метров, очень мала. Между прочим, союзная авиация, сколько ни бомбила куда большие бетонные укрытия германских подводных лодок в Сен-Назере и Лориане, не добилась ни одного пробития сводов этих укрытий.
Столь же неуязвимы для бомбежек были и бетонные кубы с орудиями береговой обороны. Вывести их из строя могло лишь прямое попадание одного или нескольких снарядов калибра 356–406 мм в амбразуру бетонного куба. В те времена ведь не было высокоточных и самонаводящихся, как сейчас, снарядов.
2
Разумеется, помещение артиллерийских орудий в бетонные укрепления имело и свои минусы, так, к примеру, орудие лишалось возможности вести круговой обстрел и сектор ведения огня уменьшался примерно до 120°.
1
Обойдя главный бункер снаружи, спускаемся вниз и входим внутрь для знакомства с его экспозициями. Он оказался удивительно хорошо задокументированным и был одним из крупнейших оборонных проектов Третьего рейха.
1
Экспозиции внутри бункера
На спуске вниз нас встречает плакат с солдатом Союзных войск, который указывает, что нам делать, чтобы мы не потерялись — «Следуйте по синим стрелкам и цифрам»!
1
Коллекция музея большая и включает в себя много оружия и бытовых предметов. Большинство экспонатов размещено за стеклом, которое слегка бликовало, поэтому их иногда было трудно рассмотреть и сфотографировать.
Мы прошлись по всем подземным бункерным комнатам и познакомились с условиями и бытом немецких солдат, служивших в этом месте.
1
1
Радиостанция обеспечивала бесперебойную связь со всеми подразделениями и даже с Берлином. Радисты повсюду в Те времена были привилегированным звеном в армии. У нас, помню — тоже.
1
Из документации, представленной в музее, стало ясно, что к январю 1944 г., когда ситуация на всех фронтах для немцев оставляла желать лучшего, Гитлер решил реконструировать оборонительные укрепления. Так, некоторые такие зоны он обозначил как «крепости». Теперь Южная Жиронда, Руан, Сен-Назер, Лориан, Брест, Сен-Мало, Нормандские острова, Шербур, Гавр, Булонь, Дюнкерк, остров Валхерен (город Флиссинген), Хук-ван-Холланд и Эймейден стали крепостями. Видимо, в крепости были преобразованы Кале и Ла-Паллис — Ла-Рошель, но на немецких картах они не были обозначены таковыми.
1
Зачем нужны были такие сооружения? Прежде всего затем, что у немцев не хватало солдат для такой длинной линии обороны. Гитлер предполагал, что пятнадцать тысяч блиндажей надежно укроют его солдат от артиллерийского огня с вражеских кораблей, а затем они встанут в бой уже под открытым небом, ибо, по его мнению, отражение атаки противника с закрытых позиций не позволяет в должной мере проявить стойкость и мужество.
Гитлер вплоть до мельчайших подробностей вникал в планы строительства этих оборонительных сооружений и даже лично — преимущественно в ночные часы — создавал проекты отдельных опорных пунктов. Его эскизные рисунки поражали своей точностью (бывший художник, все-таки!). Гитлер не стеснялся хвалить сам себя и неустанно повторял, что его проекты — образец идеального отношения к потребностям фронтовиков! И действительно, командующий инженерными войсками практически не вносил в них никаких поправок.
Для солдат были созданы нормальные и, я бы сказал — комфортные условия. Они спали не на полу с сеном, а в довольно удобных кроватях и неплохо питались. Аккордеон был любимым инструментом у немецких солдат. Баяна они не знали.
1
1
1
По всем помещениям было проведено отопление, так что солдаты не мерзли в бетонных коробках в холодную пору года. Нормандия — это не Италия…
1
Из транспортных средств у немецких солдат были мотоциклы с коляской и велосипеды. Помню, и у нас в далеком отсюда Нижнем Тагиле в годы моего послевоенного детства, было много на улицах с деревянными тротуарами такой немецкой техники.
2
1
Типичное обмундирование солдат вермахта.
2
1
Заведующий оружейной комнатой, наверно. Привилегированная должность в рядовой армейской иерархии, однако!
1
Итак, пройдя по всем помещениям музея, мы поняли, что это был хороший и довольно комфортный опорный пункт, имевший бетонированные позиции для различных типов вооружения и боеприпасов, командные посты и укрытия для личного состава. Более крупные объекты такого рода, имели специализированные бункеры для медицинских пунктов, узлов связи и других специальных целей и задач.
Все такие опорные пункты имели круговую оборону. Они огораживались колючей проволокой, а при необходимости и минными полями. К ним пролагались коммуникации и боевые траншеи.
1
1
В таком пункте, как правило, располагался взвод (30–50 чел). В более крупных опорных пунктах личный состав доводился до роты (это три взвода).
1
По данным главного инженера группы армий «Б» генерала Вильгельма Мейзе, Роммель на первом этапе планировал создать полосу обороны глубиной 1000 м вдоль побережья и еще одну — подальше от берега — с плотностью 10 мин на 1 метр, установив на территории Франции в общей сложности 20 млн мин. Для создания параллельной полосы приблизительно в 8 км от побережья с такой же плотностью установки мин потребовалось бы еще 200 млн мин.
Алан Уилт, автор книги «Атлантический вал», приводит следующие данные: с октября 1941 г. по 30 октября 1943 г. на береговых фронтах было заложено 1 992 895 мин; с ноября 1943 г. по 30 мая 1944 г. — 6 508 330 мин; с февраля 1944 г. по 20 мая 1944 г. — 4 193 167 мин. Всего в 1941—1944 гг. немцы на французском побережье заложили 8 501 224 мины. А для завершения береговой обороны Роммель требовал предоставить еще 50 миллионов мин!
1
1
Мощь Атлантического Вала
К весне 1944 г. на позициях Атлантического Вала в зоне 15‑й армии было построено 495 казематов или других артиллерийских позиций для орудий калибра 15 см и выше, в зоне 7‑й армии — около 200, в зоне 1‑й армии — 65. Огневую мощь этих батарей составляли орудия более двух десятков калибров — от 7,5 до 40,6 см.
Трофейные орудия (французские, советские, чешские, английские, югославские и голландские) составляли значительную часть вооружения немецких батарей. Зенитные пушки и крупнокалиберные орудия на железнодорожных платформах также входили в состав батарей. Большинство батарей находилось под командованием вермахта, так как командование кригсмарине (военно-морского флота) не имело достаточного количества артиллеристов для обслуживания такого огромного числа орудий. Так что немцы, со своей скрупулезностью, подготовились к обороне очень хорошо!
1 из 2
1
Железнодорожная пушка «Леопольд». Калибр 280 мм, дальность стрельбы - 62 км
Батарея 38‑см орудий SKC/34 могла стрелять штатными морскими осколочно-фугасными и бронебойными снарядами весом 800 кг, длиной 4,6 калибра, снаряженными 69 кг тротила. При заряде в 212 кг и начальной скорости 820 м/с дальность стрельбы при угле возвышения 45° составляла 42 км. Для сравнения, у башен линкоров типа «Бисмарк» максимальный угол возвышения был 30°, и стрельба теми же снарядами могла вестись на дистанцию до 35 км.
Кроме того, в 1942 г. специально для 38‑см береговых и железнодорожных установок был принят на вооружение легкий осколочно-фугасный снаряд «Зигфрид-граната» весом 495 кг. Снаряд был начинен 48 кг тротила. При заряде в 298 кг снаряд имел начальную скорость 1050 м/с и дальность 55 км. В 1942 г. было изготовлено 899 «Зигфрид-гранат», а в 1943 г. — 1623. Батарея «Тодт» обстреливала «Зигфрид-гранатами» территорию Англии до 26 сентября 1944 г.
1
Бетонная будка часового
Батарея «Тодт» была окружена заграждениями из нескольких рядов, подключенной к электричеству, колючей проволокой и противотанковыми рвами. С воздуха ее прикрывали шестиорудийная батарея 7,5‑см трофейных французских зенитных орудий 7,5 cm M. 17/34(f) и батарея 2‑см зенитных автоматов.
Штурм батареи «Тодт»
17 сентября 1944 г. канадские войска начали наступление на батарею «Тодт». В боях приняла участие также танковая дивизия. Канадцы широко использовали тяжелые танки «Черчилль МК-3» и «Черчилль МК-4». Наиболее эффективно действовали огнеметные танки «Черчилль-Крокодил» и штурмовые танки AVR. Штурмовые танки были созданы на базе танков «Черчилль», но имели на вооружении 305‑мм мортиры. Дальность стрельбы мортир не превышала 90 метров, но зато их снаряды могли разрушать бетонные стенки толщиной до 3 метров.
Вот информационный лист о штурме батареи, перевод которого я дал ниже:
1
После освобождения прибрежного городка Болонь-сюр-Мер 22 сентября 1944 г., канадцы начали окружать деревни вокруг мыса Кап-Гри-Нью. 26 и 28 сентября 847 самолетов ВВС Великобритании и ВВС США сбросили 2000 тонн взрывчатки на Одинген и район Гриз-Нез. 29 сентября 9-я канадская пехотная бригада атаковала 2 батареи тяжелой артиллерии дальнего действия в Харингзелле (батарея Тодта) и Фрамцелле (Гроссер-Курфюрстендамм), а затем батарею Грис-Нес.
29 сентября 1944 года: 6:30 канадский офицер, подполковник Д. Ф. Форбс, прославившийся на всю английскую армию тем, что сам постучался в бронированную дверь одного из казематов с требованием капитуляции гарнизона и передал им белый флаг! 6:45 — Начало наступления. 10:30 — л-т Клаус Момбер, командир батареи Тофт, сдался в плен. 15:00: Батареи Гроссер Курфюрстендамм и Гризне тоже сдались. Потери канадцев: 5 убитых, 3 раненых офицера и 34 раненых солдата. Пленные: 26 офицеров и более 1500 рядовых солдат.
Итак, 29 сентября, после крайне ожесточенных боев, канадцам удалось овладеть батареей «Тодт». Перед отходом германские расчеты подорвали орудия. В 10:30 почти повсюду развевались белые флаги. А бригадный генерал Рокингем отправил белый флаг, который развевался на Бэттери Тодта, мэру Дувра.
1
1
План штурма Батареи Тодта
В нескольких шагах от музея находятся небольшие лесные массивы Харингзелле. Пройдясь по их тропам, мы попадем еще к трем другим бункерам Батареи Тодта. Особенностью этих 12 га лесного массива заключается в их искусственности — лес был высажен, чтобы скрыть эти построенные казематы — тогда сюда были привезены и высажены несколько тысяч взрослых! деревьев, взятых из лесов около Булони.
1
Впечатляющая бетонная конструкция «Батарея Тодта» - часть Атлантического вала.
После знакомства с таким суровым историческим местом, направляемся в Руан — как бы областной центр. Но по французски — это историческая столица Нормандии, ныне центр региона Нормандия и префектура департамента Приморская Сена на севере Франции…
P. S. Может кого-то это опечалит, а кого-то обрадует — мы посетим еще несколько объектов такой же военно-исторической направленности в разных частях побережья Нормандии — недалеко от Шербура — Батарею Крисби (Batteries de Crisbeco) и самый западный пляж высадки десантников - Юта ((Utah), а также парочку музейных комплексов по такой же военной тематике на самом восточном пляже высадки союзных десантников - Сворд (Sword). Именно в этих местах на широченных нормандских пляжах начались 6 июня 1944 года военные операции по высадке десанта союзников — наступил «Day-D»!