Весь вчерашний день прошел в нервотрепной переправе из Шотландии в Белфаст. Что-то случилось в его порту и в результате этого мы провели в пути не три обещанных по расписанию часа, а почти десять! Заселившись в отель, немного прогулялись по близлежащим однообразным жилым улочкам и вернулись отдыхать — завтра будет напряженный день, который начнется с экскурсии в музей корабля «Титаник».
Оставив машину на подземной парковке музея, поднялись наверх и обошли кругом оригинальное модерновое здание этого, печально известного, корабля. Оно было построено на территории бывшей верфи Harland and Volf, создавшей «Титаник». Сейчас это фешенебельный район с современными домами и отелями под названием «Квартал Титаник». Сам музей был открыт 1 апреля 2012 года — к столетию трагедии с этим кораблем. «Титаник» был вторым после «Олимпика» гигантским пассажирским судном в мире. Позднее (26.02.1914) было спущено на воду и третье — «Британик».
Билеты заранее мы не бронировали, а приехав к 9 утра, свободно их купили (25 ф.с./чел). К полудню, когда мы выходили из здания, у входа в него уже стояла длинная очередь. Двух-трех часов вместе с чашечкой кофе вполне достаточно для осмотра этого музея.
Музей корабля «Титаник»
Его высота составляет 38 м — то есть, это та же высота, что и у корпуса Титаника. А форма его углов напоминает нам одновременно как носы кораблей «Титаник» и «Олимпик», сооруженных на этой верфи, так и айсберга, встреча с которым оказалась для первого корабля роковой …
Перед музеем стоит бронзовая скульптура летящей вперед женщины-русалки, при виде которой сразу вспоминаются соответствующие кадры из известного фильма «Титаник».
Всего в музее содержатся девять разных экспозиций, в каждой из которых отображается тот или иной период жизни лайнера от его зарождения до гибели от встречи с айсбергом 14 апреля 1912 года при первом же плавании из Англии в Америку.
Какова же была Та эпоха, когда строили это судно? Британия в начале 20-го века была, как говорится, «на подъеме» — это была страна, обладавшая самыми большими колониями и территориями в мире. В британской империи были хорошие инженерные мозги, создававшие лучшие автомобили, самолеты и корабли. Страна уверенно двигалась в светлое будущее XX века, совершенно не подозревая о том, каким он реально, с его двумя мировыми войнами, окажется…
Экспозиции музея занимают несколько этажей. Начнем его осмотр, естественно — с первого.
Как выглядели рабочие, которые его строили? Об этом ярко и красноречиво рассказывает выставка картин ирландского художника Терри Бредли, выставленная на втором этаже.
Его своеобразный стиль живописи подчеркивает черты и характеры рабочих корабельных верфей того времени — одновременно и мужественные, и умные, и в то же время — любители не отказаться от стаканчика-другого, виски.
На значительной части площади следующего этажа показан сам город Белфаст и то, чем занимались его жители. В его производственном активе было все, начиная с обработки хлопка, привозимого из восточных колоний и заканчивая машиностроением. К концу XIX века важную роль в городе заняло производство виски и табачных изделий. Но главной фишкой Белфаста было судостроение!
В городе был очень большой район на берегу залива, в котором располагались корабельные верфи. «Титаник» строился в период с 1909 по 1912 год на верфи «Harland & Wolff» и был самым современным и большим на то время пассажирским лайнером, оснащенным двумя четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Лайнер мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч). У него было двойное дно и он, по версии журнала Shipbuilder» считался практически непотопляемым. Наверно поэтому, количество спасательных шлюпок, бывших на корабле во время его плавания, не соответствовало количеству пассажиров и это для многих стало роковым…
Проходя по другим залам музея, знакомимся с тем, как и чем жил город в Ту пору. На экране постоянно демонстрируемого документального фильма были видны проходящие мимо элегантные дамы, а все мужчины были одеты в костюмы с галстуками и в шляпах. Такая была тогда повсеместная и строго соблюдаемая британская культура — хорошо одет — значит у тебя порядок во всем!
На следующем этаже выставлены экспозиции, связанные с самой постройкой корабля — проектированием, конструированием и его сборкой. Инженеры и конструкторы сидят за столами в просторном помещении, вроде как бывшей, церкви и творят…
А это рабочие, которые участвовали в постройке этого корабля-гиганта. На переднем плане — в шляпах — руководство верфи.
Вот макет еще пустой верфи, но которой начнется сборка корабля.
А это уже вовсю идет строительство.
Глядя даже на фотографии, диву даешься — как все это можно было не только придумать и спроектировать, но и изготовить многие десятки тысяч, разных по масштабу и сложности, деталей и конструкций, а потом еще и собрать все это в единое целое!
И вот в мае 1911 года корабль был спущен на воду и все пророчили ему долгие годы плавания.
Каюты и общественные помещения «Титаника» разделялись на три класса. К услугам пассажиров первого класса были предоставлены плавательный бассейн, корт для игры в сквош, ресторан «À La Carte», два кафе, гимнастический зал. Во всех классах имелись обеденные и курительные салоны, открытые и закрытые променады. Наиболее роскошными и изысканными были интерьеры первого класса, выполненные в различных художественных стилях с использованием дорогих материалов, таких как красное дерево, позолота, витражное стекло, шёлк и прочие. Каюты и салоны третьего класса оформлялись максимально просто: стальные стены окрашивались в белый цвет либо обшивались деревянными панелями.
В музее представлены интерьеры кают разного класса, письма, истории пассажиров и членов экипажа. Всюду был комфорт и порядок и вот, 10 апреля 1912 года «Титаник», подняв якоря, отправился в свое первое плавание из британского города Саутгемптон в Нью-Йорк.
Народ, распределившись согласно своего финансового положения, по разным каютам, погрузился в сладкие мечты о будущей жизни в Америке. Большинство из них навсегда мигрировали в Америку. И этот путь «в один конец» для многих стал, действительно, последним…
14 апреля в 23:39 вперёдсмотрящий матрос Фредерик Флит доложил на капитанский мостик об айсберге, который был прямо по курсу. Меньше чем через минуту произошло столкновение и, получив несколько пробоин, пароход начал тонуть.
Команда стала готовить эвакуацию пассажиров. Сначала в шлюпки сажали женщин и детей первого класса, затем второго. Многие пассажиры третьего класса вообще не смогли подняться на верхние палубы — позаклинивало и позаливало проходы…
В 2:20 15 апреля, «Титаник» разломился на две части и затонул, унеся с собой жизни 1496 человек. То есть — не прошло и трех часов с момента столкновения с айсбергом…
712 спасшихся человек подобрал пароход «Карпатия». Другие суда, находившиеся в относительной близости от катастрофы, подошли в это место спустя только еще 2–3 часа. Печальная статистика этой катастрофы была представлена на громадном экране. Больше всего спасшихся было из числа пассажиров 1 и 2 класса. Делаем выводы — куда лучше брать билеты…
В настоящее время обломки «Титаника» покоятся на глубине 3750 м. Впервые их обнаружила экспедиция Роберта Балларда в 1985 году. На эти глубины спускался даже режиссер Джеймс Камерон, снявший фильм об этой трагедии. Последующие экспедиции подняли со дна тысячи артефактов. У некоторых из них нашлись даже хозяева! Носовая и кормовая части глубоко ушли в донный ил и их подъём на поверхность в целости не представляется возможным.
В музее сделана великолепное воспроизведение сцен катастрофы корабля. На экране показаны эмоции пассажиров от мечтаний о новой жизни в Америке до ужаса при погружении в холодные глубины Атлантики…
По окончании осмотра экспозиций можно посмотреть фильм про обнаружение «Титаника». Фильм интересный, в нём много подводных съёмок судна даже внутри, куда смогла пробраться маленькая подводная лодка. Когда смотрел эти кадры, вспомнилась моя дайв-экспедиция к подбитому немцами в Красном море британскому кораблю «Thistlegorn», перевозившему вооружение в Африку. Мы тогда спускались к нему, лежавшему на глубине около 30 метров и проплывали не только вокруг него, но и заплывали внутрь корабля, рассматривая каюты и трюмы, которые были полны разного рода оружия. Это были незабываемые впечатления! Но спуститься не на 30 метров, а на 3750 — это разные вещи…
«Титаник». Спустя сто лет …
Такие погружения в наше время стали хорошим туристическим бизнесом, но, увы! — последнее из них, возглавленное основателем компании Ocean Gate Стоктоном Раш, 12 июня этого года потерпело катастрофу — все его участники с его друзьями-миллиардерами, погибли…
В целом музей оставил у меня очень хорошее впечатление. Всё продуманно и сделано с душой. На выходе стоит макет носовой части корабля, к которому всегда стоит очередь повторить позу радости и восхищения жизнью, которую нам подарили Кейт Уинслет вместе с Леонардо ди Каприо в фильме «Титаник».
В реале нос корабля на глубине 3750 метров сейчас выглядит вот так.
«Номадик» — кораблик, без которого на «Титаник» не попасть!
После Титаника стоит направиться к «Номадику» — небольшому кораблю, стоящему в небольшой гавани неподалеку от музея. У него своя интересная история.
Пароход принадлежал судоходной компании Уайт Стар Лайн, которой так же принадлежали «Титаник», «Олимпик» и другие суда. «Номадик» был спущен на воду 25 апреля 1911 г. и был предназначен для доставки пассажиров к этим гигантским лайнерам. «Номадик» является последним судном компании «White Star Line», сохранившееся на плаву.
Сейчас в одном из его больших холлов показываются кадры из Той жизни этого судна — перевозка пассажиров, участие во Второй Мировой войне.
Ну, а на самом судне есть небольшая экспозиция, включающая в себя амуницию матросов и воинов, плававших на нем.
В той части судна, куда пассажиры обычно не заходят, видно как сделан корпус корабля. Вероятно, что в те годы, сварка металла еще в судостроении не использовалась или использовалась слабо, поэтому все листы между собой скреплали заклепками! Это же сколько нужно было просверлить дырок в листовом металле, а потом с двух стором бить молотами по этим заклепкам! Какой шум и звон в ушах, наверно стоял у рабочих, выполнявших эту работу…
Спустившись с «Номадика» по трапу на берег, отправились на остановку экскурсионного автобуса «Hop/On — Hop/Off», чтобы довершить знакомство с Белфастом. Проедем по его самым знАковым местам — как с архитектурной, так и с исторической точек зрения. Ведь город знаменит не только своим судостроением. Думаю, у всех «на слуху» ирландские события и выступления против королевской власти Британии, которые были в последней трети 20-го века и это, говорят, сказалось на облике столицы Северной Ирландии.
Вот в этой бухте строились когда-то самые знаменитые корабли Белфаста