Итак, заканчивается наш четвертый день автопутешествия по Шотландии, во время которого мы посетили остров Скай. Два дня из них мы провели на острове, знакомясь с его достопримечательностями, а по одному дню ушло, чтобы доехать до острова и потом выбраться из него к границам с Северной Ирландией.
Последний этап пути шел вдоль Атлантики по дороге № А77, которая к вечеру привела нас к заливу Loch Ryan. Там, в небольшом местечке Cairnryan, находится паромная переправа компании Stena Line и завтра утром с ее помощью мы попадем в Белфаст — столицу Северной Ирландии. То есть, если смотреть по карте, то спустившись на юг Шотландии, нам нужно было бы повернуть направо. Но, увы — путь туда преграждает Ирландское море и попасть туда с машиной можно только единственным путем — паромом. В том месте, где находится паром (Cairnryan), найти место для ночлега не удалось — слишком маленький был поселок — всего с одной улицей.
Городок Stranraer
Зато чуть подальше — милях в шести, был прекрасный городок Stranraer. В нем мы забронировали отель и, заселившись в Lakeview 4*, который располагался на идущем вдоль залива проспекте Agnew Cres, прогулялись по этому уютному местечку.
Все дома в городе двух-трехэтажные. Здания большей этажности мы видели только в Глазго или Единбурге. А для небольших населенных пунктов такая малоэтажность — это британская строительная и жилищная культура. Никаких «панелек»! Даже пятиэтажных….
Этот город, насчитывающий сейчас около 11 тысяч жителей, возник немногим более пяти веков назад. Он сформировался из поселений, возникших вокруг замка Святого Иоанна, воздвигнутого в 1511 году. Этот средневековый замок и сегодня возвышается над типичными двух-трехэтажными домами в центре города.
Замок представляет собой высокое простецкое прямоугольное здание из грубо отесанного камня с небольшими окнами. Когда-то это был дом и крепость богатого землевладельца. В XIX веке в нем была тюрьма. А сейчас это музей города (Stranraer Museum), в котором можно ознакомиться как с историей замка, так и города Странраер и окрестных городков типа Портпатрик и др.
А на переднем плане этого снимка мы видим красивый чугунный питьевой фонтанчик, который был установлен к юбилею королевы Виктории в 1897 году.
На заднем плане виден Замок Св. Иоанна, воздвигнутый в 1511 году. На переднем плане - Фонтан - 1897 г.
В городе есть еще один музей — Музей Авиации (Stoneykirk Aviation Museum). Он представляет собой небольшую коллекцию авиационных образцов, дающих захватывающее представление о золотом веке британской авиации. Акцент музея состоит в том, чтобы показать технологии военной авиации времен холодной войны — то, что большинство авиационных музеев обходят стороной. В музее есть подборка отреставрированных кабин почти десятка разных военных самолетов. Он находится недалеко — около 10 миль от нас возле другого портового городка Portpatrick, но мы туда не успевали…
Согласно историческим документам, в 1600 году Странраер представлял собой город с рынком — в нем процветала торговля. В тот же период через него была проложена дорога из Дамфриса, в котором мы были во время нашей поездки по южной Шотландии, в Портпатрик — порт, через который осуществлялась торговля с Ирландией. В свое время Странрайр стал одним из пунктов маршрута, по которому из Ирландии перегоняли скот для продажи в Дамфрисе.
В 1700 году в городе была сооружена гавань и, когда в 1861 году из Дамфриса до Странрайра была проложена железная дорога, город стал основным портом региона. В настоящее время Странрайр — главный порт на паромной линии, соединяющей Шотландию с Белфастом. Но наш паром компании Stena Line, отправляется не отсюда, а от более современного причала — из местечка Cairnryan — мы его, проехав, оставили в 6 милях позади.
В городе хорошо развит туризм. Через него даже проходит интернациональный европейский маркированный велосипедный многодневный туристский маршрут. И тогда сюда съезжается много болельщиков этого вида спорта.
Что есть интересного в городке? Поужинав, прогулялись по его набережной и близлежащим улицам этой части Странрайр. Как и во всех британских городах, стоящих у моря, их прибрежная территория отдана на откуп гражданам — здесь всегда развита хорошая инфраструктура для отдыха жителей и гостей города.
На территории парка Agnew, который протянулся вдоль береговой линии в центральной части города, устроители соорудили большое озеро с островом, на котором растут даже пальмы.
Утки и лебеди, плавающие в этом озере, никого не удивляют. На самом острове и рядом с ним выстроена система активных развлечений для детей разного возраста.
Есть даже небольшая железная дорога. Правда, детская — для маленьких паровозиков. Сами они ходят или их надо возить за веревочку — не знаю.
Встретили в парке Agnew и памятник, посвященный большой трагедии — катастрофе парома «Принцесса Виктория», который шел отсюда в северо-ирландский порт Ларн. Это случилось в штормовой день 31 января 1953 года. Тогда ветром сорвало крепления ворот для въезда на паром автомашин и он, накренившись, затонул…
Едва ли кто-нибудь на Британских островах в начале 1953 г. мог предполагать, что именно на этой короткой линии, связывающей Шотландию и Северную Ирландию, произойдет катастрофа, которая по своей нелепости займет в истории кораблекрушений место рядом с »Титаником» (1912) и »Вестрисом» (1928).
Но случилось так, что почти новый, специально спроектированный для этой линии морской паром, выполняя очередной рейс, послал в эфир призыв о помощи. На «SOS» откликнулись береговые спасательные станции и суда, находившиеся в это время рядом. Держа с паромом прямую связь по радио, они поспешили на помощь. Но все попытки спасти паром оказались безуспешными: его искали 4 часа и не нашли. Он уже лежал на дне, унеся с собой большинство находившихся на его борту людей. Это судно было рассчитано на перевозку 1500 человек, но, к счастью, в тот злополучный рейс на нем было всего 127 пассажиров. Спаслось только 43 человека. Если бы паром отправился в плавание с полным комплектом пассажиров, эта катастрофа наверняка повторила бы драму «Титаника».
А эта скульптура посвящена Джонни Александру, который был известен в городе как «слепой Джонни». Он играл на гармони и был очень почитаемой личностью в Stranraer. Когда он скончался, сообщество захотело, чтобы его помнили. Его инструменты сейчас лежат в музее города.
А вот ресторанчик, в котором очень много вкусных рыбных блюд, но — увы! — без спиртных напитков! И даже пива к соленой рыбке не было…
В припортовой части набережной стоят свои инсталляции на морскую тематику. Есть маяк, спасательная шлюпка, в которой высажены цветы.
А это здание старой таможни. Наверно, рабтает и сейчас.
Неподалеку от таможни находится здание церкви St. John’s episcopal Сhurch — епископальной церкви Св. Джона.
Какова история шотландской епископальной церкви? Считается, что она возникла в 1582 году, когда Церковь Шотландии отвергла епископское правление (епископов) и приняла полное пресвитерианское правление (старейшинами) и реформировала богословие. Т. е., я так понимаю, было введено более демократическое управление церковью в своих городах и селах…
И, наконец, выходим к портовой части города. Тишина. Закат солнца и никакого движения транспортных судов.
Паромная переправа из Шотландии в Белфаст
Наш паром до Белфаста будет отправляться из другого порта — Loch Ryan port, который находится перед местечком Cairnryan в начале залива. Если внимательно присмотреться — он вооон там далеко впереди — за пирсом. До него — 6 миль (10 км).
Карта маршрута парома Stena Line из Шотландии до г. Белфаст
Отправление парома завтра в 11:30. Так что надо прибыть туда часа за полтора — где-то к 10 утра. За 40 минут до отправления парома погрузка автомашин прекращается.
Время следования в пути между этим портом и Белфастом — 2 часа 20 минут. Погрузка, выгрузка — еще плюс по часу. Общее расстояние такого круиза составит 54 мили (80 км).
Паром бренда Stena имеет ряд модификаций и, например, паром Superfast VII, входящий в число крупнейших и самых роскошных паромов флота Stena Line, имеет высочайший уровень качества, комфорта и сервиса пассажиров. Superfast VII предлагает лучший сервис паромной переправы по Ирландскому морю с многочисленными удобствами, включая Nordic Spa, интернет кафе, гостиную для отдыха, ресторан, бесплатный Wi-Fi, бесплатные фильмы, развлечения для детей и эксклюзивный лаунж Stena Plus.
Ну, вот — чашечка кофе, другая и мы скоро будем в Белфасте и еще успеем сегодня посетить музей корабля «Титаник» — самую главную достопримечательность северо-ирландской столицы. Но прошли два часа, а корабль что-то и так тихо и почти бесшумно шедший по морю, вдруг вообще заглох. Наступила полная тишина. И хорошо, что не было качки. Так прошел час, другой, народ начал постепенно волноваться. Последовали разные успокаивающие объявления по радио. Потом, наконец, по радио объявили, что мы задерживаемся по «техническим» причинам — в порту что-то произошло.
Неужели снова какой-то теракт? Ирландцы этим славились в борьбе за свою независимость. Потом объявили о предоставлении бесплатного обеда и все ринулись в ресторан на 7 этаже. Пообедав, все уже тоскливо сидели, не зная чем же все это закончится. В другой порт плыть не хотелось, обратно — тем более. Наконец, около шести часов вечера судно сдвинулось с места и через полчаса мы причалили в порт г. Белфаст. Выгрузка, заселение в отель и отдых. Ух! Сегодня — уже никуда!
Завтра предстоит напряженный день — с утра едем знакомиться с главной достопримечательностью Белфаста — музеем корабля «Титаник», а потом берем экскурсию по городу на автобусе Hop/On — Hop/Off — где захотел — там вышел. Ну, а следующим утром выруливаем на просторы Северной Ирландии — нам предстоит сделать двухдневный круг по дорогам северной части страны…
---------------------------------------------
1. — Шотландия. Дорога на остров Скай
2. — Шотландия. Северо-восток острова Скай
3. — Шотландия. Окончание путешествия по острову Скай
4. — Шотландия. Дорога к Северной Ирландии
5. - Переправа, переправа, а в Ирландию - направо
6. - Белфаст, Белфаст! "Титаник" продолжает рулить ...
7. - Вокруг Северной Ирландии. Городок Каррикфергус
8. — Северная Ирландия. Паровозы, пляжи и водопады
9. — Северная Ирландия. Карандаши, привидения и пещеры
10. Северная Ирландия. Вантовые мосты и руины замков
11. Северная Ирландия. Дорога Гигантов, замки и Бог морей
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Свадебное путешествие