Итак, наступил последний день нашего путешествия по Аляске. Вчера мы совершили хорошую экскурсию к Полярному Кругу. Путь был неблизкий — около 600 километров, впечатления от поездки были двоякие: с одной стороны поразили расстояния, огромные равнинные пейзажи, широкая река Юкон и гигантская ветка нефтепровода, а с другой стороны — скромные впечатления от дикого животного мира. Никаких животных, как в Национальном Парке Денали, мы в этой поездке так и не увидели. Ну, разве что пару птичек и белочку. Но все равно, ощущение от познания этих неласковых, на первый взгляд, северных краев, осталось хорошим.
Вечером вылетаем домой и у нас еще есть несколько часов для неспешной прогулки по тихим и спокойным улочкам города Фэрбенкс — второго по величине после Анкориджа. Город как бы находится в междуречье рек Чена и Танана. Чена по размерам меньше и является притоком Тананы. Но основная городская жизнь и центр города сосредоточены вокруг Чены. Это и деловые офисы, и памятники истории, и учебные заведения. На землях, прилегающих к Танана (на карте — внизу) расположен аэропорт и пригороды Фэрбенкса, в которых проживает гораздо более значительная часть его населения — около 50 тысяч человек. В самом городе — считается, что около 30.
Вот и вся по ширине речка Чена. А вдали виден мост, соединяющий центральную площадь Golden Heart Plaza с правым берегом реки. На том, правом берегу, жизнь города, если можно так сказать — более интеллектуальная — там расположены Музей естественной истории Севера, Университет, колледж и парочка школ. Ну и, конечно, много частных домов, организованных в различного рода, конгломерации, гордо называемые городками (Town). Но — не деревнями (Willage)!
Посудили-порядили относительно посещения Музея естественной истории Севера, но решили, что эта гонка ни к чему — времени у нас не так уж и много, а подобный музей — Центр наследия коренных жителей Аляски, мы видели в окрестностях Анкориджа.
Пройти-проехать на другую сторону реки можно по проходящей по мосту дороге Кушман-стрит. Мост всегда украшен национальными флагами. Кстати, американцы очень его поважают и на многих частных домах можно видеть вывешенные на фронтонах такие звездно-полосатые флаги.
Перейдя на другую сторону — на правый берег реки, прогулялись по ее зеленой зоне. Там по всей длине береговой линии до следующего моста были расположены очень уютные местечки, на которых хорошо в тиши и любовании на водную гладь, посидеть со своею девушкой.
Но, увы! Такая идиллия была не везде. И это еще не вечер…
Вот под деревьями в прохладе тенистых деревьев тоже спала парочка друзей, явно местного аляскинского происхождения. Интересно — чем они занимаются по ночам, если днем так крепко спят?
Вернувшись обратно на другую строну реки, в Гриффин-парке увидели интересный памятник — двое мужчин стоят у пропеллера самолета. Подойдя ближе и прочитав надписи, поняли, что это монумент советским и американским летчикам, перегонявшим в СССР в годы Второй Мировой войны самолеты, которые поставлялись по программе Ленд-лиз. Памятник был открыт летом 2006 года и изображает двух пилотов, которые стоят у пропеллера самолета Р-39 «Аэрокобра». Советский летчик держит в правой руке карту Ленд-лиза с указанием полетного листа − через Аляску на Восточный фронт.
На мемориальной плите выбита надпись: «Аляска. Сибирь. Вторая Мировая Война. Мы летали в одном небе. Воздушный маршрут „Аляска-Сибирь“ 1942–1945» и высказывание президента США Ф. Д. Рузвельта, сделанное им на Ялтинской конференции 1 мая 1945 г.: «Мировая безопасность не может быть работой одного человека или одной партии, даже одного народа − это должен быть мир, опирающийся на совместные усилия всего человечества».
Памятник Ленд-лизу в Фэрбенксе. Автор памятника Ричард Уоллен.
Как осуществлялась эта, сложнейшая во всех отношениях, операция по переброске на многие тысячи километров тысяч военных самолетов самых разных марок и сопутствовавшего к ним оборудования, изложено в блоге.
Американские пенсионеры - большие любители путешествий
По набережной реки Чена прогуливаться приятно — народу немного, улицы практически пустые. И — тепло. Как для Аляски — даже жарко: +25. А вообще климат в этих местах резко континентальный: бывает от + 37°С до -54°С.
Неподалеку от памятника Ленд-лизу, на берегу реки есть еще парочка инсталляций, на которые стоит обратить внимание. Первым на нашем пути стал подаренный городу якорь со списанного военного корабля. Наверно, он должен символизировать вечную стоянку города на этом месте у реки, на котором в августе 1901 года сел на мель речной корабль Э. Барнетта, перевозивший припасы для вновь прибывающих золотоискателей. Именно это место и эта дата и считаются началом основания города Фэрбенкс. А откуда у него такое название? Поселение, выросшее в город, было названо в честь тогдашнего сенатора Конгресса США Чарльза Уоррена Фэрбенкса, позднее ставшего вице-президентом страны.
Чуть подальше и выше по течению реки, есть еще одна интересная инсталляция — Арка из рогов северных животных (Moose Antler Arch). Она была построена в 2010 году, считается самой северной роговой аркой в мире и состоит из более чем 100 рогов от разных видов северных животных. Эти рога сплетены вместе и обрамляют череп, служащим центром этой композиции. Рога, принадлежавшие лосям и оленям карибу, были подарены охотниками и фермерами со всей Аляски.
Эта арка объявлена как «Ворота в центр города Фэрбенкс» и ее целью является привлечение внимания к пешеходным и велосипедным дорожкам, которые предлагает город в парковых зонах вдоль реки.
Как известно, каждую весну лось и олень карибу отращивают новые рога, сбрасывая их осенью и любой, кто любит проводить какое-то время в тайге за грибочками или на охоте, вероятно, находил такие таежные подарки.
Пора идти в сторону нашего отеля, в котором мы провели две ночи и выезжать в аэропорт. До него идти недалеко — всего около километра и это расстояние было тоже приятно пройти пешком по тихим и спокойным улочкам города.
За офисом Юкон Квест стоит «нулевой» мильный столб с указанием расстояний до разных мест. Расстояния указаны в милях и километрах. На этом столбе есть даже Москва. Как далеко мы забрались! Правда, до Найроби или Рио-де-Жанейро еще почти вдвое больше…
После того как прошли несколько улиц с многоэтажными офисными помещениями, город стал в основном, одноэтажным — вдоль улиц тянулись небольшие и чистенькие дома безо всяких заборов. Встречалось много полянок и пустых пространств, которые были засажены цветами.
Уже подходя к нашему отелю, увидели оригинальную клумбу, цветы в (на) которой росли прямо в старой вагонетке, которая когда-то использовалась для перевозки золотоносной руды или песка.
Ну вот, наконец, и наш отель — Clarion Hotel & Suites Fairbanks. У него очень удобное расположение — он стоит довольно близко от реки Чена, по берегу которой и в этом месте тоже можно неплохо гулять, от автотрассы № 2, а также от аэропорта — каких-то три-четыре километра. Отель 3* и довольно комфортабельный.
Для трансфера в аэропорт менеджер отеля предоставил нам бесплатный проезд на небольшом минибусе и его водитель еще раз приятно удивил нас уже ставшим привычным пассажирским сервисом. Хотя он и видел, что среди нас не было «людей с ограниченными возможностями» — так в культурных странах называют инвалидов, он все равно поставил такую дополнительную подножку у входа в машину.
Это — Америка…
На этом наше полуторамесячное путешествие по США, совершенное в июне—июле 2018 г., заканчивается. А началось оно с прилета в Нью-Йорк, последующих перелетов к водопаду Ниагара и столицу игорного бизнеса — Лас-Вегас. Затем от него было большое автопутешествие к Тихоокеанскому побережью и далее — вдоль океана от Сан-Франциско до Сиэттла.
Ну, а после перелета в Анкоридж, постарались максимально использовать две недели на Аляске — посетили полуостров Кеннаи, где можно было полюбоваться китовой феерией и полуостров Катмаи с его медведями, ловившими прямо на наших глазах идущего на нерест лосося. Вернувшись в Анкоридж, на прокатных автомобилях продолжили путь на Север, посетив по пути природные достопримечательности этих мест — ледник Матануска и НП Денали и прибыли, наконец, в нашу последнюю точку — город Фэрбенкс.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм