Наше двухнедельное путешествие по Аляске подходит к концу. Как быстро пролетели, насыщенные каждый час новыми впечатлениями, эти дни. Мы прилетели на Аляску в Анкоридж, а вылетать в Европу решили из более северного Фэрбенкса. И, если первую часть нашего познания Аляски мы проводили, пользуясь услугами местных турфирм, которые обеспечивали нас транспортом с водителями и гидами, то во второй его части мы решили быть самостоятельными и взяли напрокат автомашины с высоким клиренсом. В Америке это — не проблема. Итак, последний этап Анкоридж — Фэрбенкс, длиной 360 миль (576 км) мы едем самостоятельно.
По пути посетили несколько интересных природных мест, таких как ледник Матануска и Национальный Парк Денали. Не проехали мимо и нескольких музейных экспозиций, рассказывающих о жизни северных народов. Еще по пути заглянули в парочку местных городков, один из которых оказался уже заброшенным. Ну вот, наконец, и славный город Фэрбенкс!
В нем мы остановились на две ночи в отеле Clarion Hotel & Suites Fairbanks ($300/2n/1r) и весь следующий день посвятили одной из самых длинных экскурсий — 14-ти часовой автобусной под названием «К Полярному кругу» — Arctic Cirkle ($205/чел). Местом сбора на нее в 6:30 утра было назначено в офисе турфирмы у небольшого местного аэропорта — туда мы должны приехать сами на такси. Отель «зарядил» нам трансфер к этому месту по $20 /чел. Улыбнувшись, вызвали Uber по $20 за машину — ехать было километров 5–6. В сервисе этой фирмы были не только автоэкскурсии типа нашей, но также прокат автомобилей и экскурсионные полеты на самолетах. Реклама обещала, что в ходе нашей экскурсии мы увидим лосей, лис, медведей и, возможно, даже таинственную рысь! Ну-ну…
На месте сбора нас встретил водитель Джозеф — мужчина импозантной внешности с шикарными усами, напомнившими мне одного из кайзеров Австро-Венгрии. Потом, когда мы разговорились и познакомились поближе, он поведал, что его предки действительно, были из тех краев.
В большом туристическом автобусе, который был похож на американский для школьников, наша группа из восьми друзей, была одна. Длительность маршрута, рассказал нам Джозеф, будет составлять около 400 миль (640 км) в оба конца. По пути мы сделаем по 3 остановки в каждом направлении, в том числе и для ланча. В Америке они называются ланч-стоп. На первой представленной ниже карте проложен наш маршрут от Фэрбенкса до Северного Полярного Круга, линия которого находится на широте 66,5622 ° к северу от экватора. А вообще дорога, которая идет по шоссе James Dalton Hwy, по которой мы поедем, ведет в Арктику аж до залива Прудо Бей (Prudhoe Bay) — места одного из самых богатых нефтяных месторождений Америки (2-я карта). Одноименное поселение, в котором живут и работают нефтедобытчики, находится на широте уже 70°19′ градусов. На нашем пути мы увидим одну из самых длинных в мире линий трубопровода, по которому качают главное богатство Аляски — нефть…
Маршрут Arctic Cirkle от города Фэрбенкс до Полярного круга
Выехав из Фэрбенкса, Джозеф остановился у стенда, посвященного James Dalton Hwy — дороге, по которой мы поедем и которая через 496 миль (794 км) приведет к Ледовитому океану. Джозеф рассказал, что это шоссе, начало которому было положено в начале 1970-х, окончательно достроили в 1994 году. Дорога была названа в честь Джеймса Далтона — инженера, участвовавшего в создании Линии «Дью» — системы радиолокационных станций раннего обнаружения наступающих советских бомбардировщиков в ходе Холодной войны и обеспечения раннего предупреждения о сухопутном военном вторжении на арктические территории Америки и Канады.
При строительстве этого шоссе было образовано 29 строительных лагерей, в которые привлекли 70 тыс. рабочих с зарплатой 2–3 тыс. долл. в неделю.
Дорога, по которой мы ехали, была по-своему красива. Ее окружали невысокие горы, покрытые низкорастущим лесом. В начале пути изредка встречались небольшие поселки, потом пошла только одна тайга.
Километров через сто Джозеф заехал на санитарную остановку на какую-то заброшенную территорию. Чувствовалось, что тут когда-то была активная жизнь и ее хозяева увлекались автомобилями. Или колесами к ним. Но где можно было насобирать столько номерных знаков машин, колесных колпаков и дисков? Неужели на дороге было столько аварий?
И снова дорога. Длинная и нескончаемая. С однообразным, слегка холмистым пейзажем. Джозеф, чтобы мы особо не унывали, включил хорошую джазовую музыку и пообещал скорую встречу с главным раритетом этой дороги — Трансаляскинским нефтепроводом. Вон он уже появился вдали…
На 170-километре Джозеф свернул направо и мы почти вплотную подъехали к линии трубопровода. В этом месте можно было выйти и детально познакомиться с конструкцией этого сооружения.
Вот он, один из крупнейших в мире трубопроводов, который простирается на 800 миль (1287 км) с Севера на Юг Аляски. Этот нефтепровод, находящийся в частной собственности у компании Alyeska Pipeline Service Company, был спроектирован и построен в период с 29 апреля 1974 по 20 июня 1977 г. — то есть чуть больше чем за три года! Его строительство было связано с открытием новых месторождений углеводородного сырья на арктическом побережье Америки. Южная его часть заканчивается в незамерзающем порту Валдиз, откуда это сырье развозится уже танкерами. Весь этот путь нефть проходит за пять с лишним суток. Раз в три недели трубопровод специальным снарядом очищают от парафина, который образуется на его стенках.
Карта Трансаляскинского нефтепровода
Строительство Трансаляскинского нефтепровода стало крупнейшим инженерно-технологическим творением. Ведь он был построен в условиях вечной мерзлоты, полярной ночи, в суровом и уязвимом краю с очень высокой сейсмичностью и стал наиболее защищенным трубопроводом в мире. Для его строительства использовалась, выпускавшаяся в Японии труба диаметром 48 дюймов (120 см). Она была изготовлена из стали особой прочности, была достаточно эластична и упруга, под давлением она расширялась, а после снятия нагрузки возвращалась в исходное состояние, стойко переносила деформации и не разрывалась при натяжении!
В зоне вечной мерзлоты, на которой мы сейчас и находимся, большая часть этой трассы была проложена над землей на специальных шестиметровых опорах. Всего было установлено 78 тыс. опор с компенсаторами (они в виде светлых вертикалей видны на снимке), отдающими тепло в атмосферу и позволяющими трубе скользить по специальным металлическим рельсам в горизонтальном направлении, а при помощи специальной гравийной подушки — вертикально. Это было вызвано высокой температурой нефти, поступавшей на поверхность — 80 градусов по Цельсию, а условия вечной мерзлоты не позволяли прокладывать трубопровод в земле. Там, где это было возможно, подземные участки нефтепровода были проложены на глубинах от 2,5 до 5 м в обычных теплоизолированных траншеях в зависимости от характеристик грунта.
Этот трубопровод был спроектирован американским инженером русского происхождения Егором Поповым. Посетивший Аляску известный советский журналист Василий Песков (кто помнит его рассказы в «Комсомолке» о живущей в алтайской заброшке отшельнице Агафье Лыковой?), которому не откажешь в природной наблюдательности и правдивости, назвал его восьмым «чудом света». Этот нефтепровод протяженностью 1288 км пересекает около 800 рек и речек, в том числе крупнейшую реку Аляски — Юкон, три горных хребта и три активных геологических разлома, в том числе один из длиннейших в мире — сдвиговый разлом Денали. Трубопровод был спроектирован так, чтобы выдержать землетрясение силой в 8,5 балла. Но, как мы знаем, сильнейшее в ХХ веке землетрясение на Аляске силой 9,2 балла по шкале Рихтера произошло в марте 1964 года — до его постройки. Устоял ли бы он при таком катаклизме?
Залезать, чтобы опробовать трубопровод на прочность, мы не стали и вырулили по дороге дальше на Север. Через какое-то время показалась большая водная полоса — это знаменитая, по рассказам Джека Лондона, река Юкон.
Сразу же на другом берегу на 135 -й миле (218 км) от Фэрбенкса слева был лагерь Yukon River Camp, в котором мы остановились на ланч. Как известно, ланч в англоязычных странах — дело святое!
Кто пользуется этим лагерем? Многие! В основном это любители водного туризма, рыбаки и охотники, имеющие лицензии на отлов рыбы и отстрел животных. Также и рабочие, обслуживающие дорогу и трубопровод. Для их ночлега построен отельчик барачного типа, комнаты в котором имеют все удобства. Кафешка, в которой мы ланчевались, была небольшой, но имела все необходимое для качественного перекуса. Конечно, нашего борща там не было, а преобладали любимые американцами хамбургеры с различной начинкой. Ну и в разливе чай, кофе и неизменная Кока-кола.
Автопарк охотников и рыболовов
Напротив отеля был сувенирный магазин. Хотя это громко сказано — жалкий сарайчик, каких я в Америке еще не видел. Одинокая женщина с тоской ожидала нашего активного интереса к ее ассортименту. Можно себе представить какой там был набор сувениров. Конечно — бедный и местного производства — что-то из шкур мелких животных и рогов лосей. Но нас всех заинтересовала шкура медведя с впечатляющими когтями! И, судя по размеру шкуры, это еще был не очень большой мишка…
Выйдя на берег Юкона, увидели всю ширину и мощь этой знаменитой реки. Как известно, ее длина составляет 3187 км, а площадь бассейна водосбора — 854 428 квадратных километра (полторы Украины!). Исток этой реки находится в озере Атлин (Британская Колумбия, Канада) на высоте 645 метров над уровнем моря.
Побродив по берегу реки и полюбовавшись обманчиво тихой гладью мощно текущей воды, выехали дальше на север к нашей конечной цели — линии Северного Полярного круга. Параллельно дороге вилась и нитка нефтепровода, делая порой, немыслимые для нашего непрофессионального понимания, зигзаги.
Вдруг, после одного из поворотов все прямо привстали от удивления, увидев такое, фаллического плана, облако. И чего только не сотворит Природа!
На 177 миле (285 км) нас ждало еще одно природное чудо этих мест — скальный комплекс Finger Mountain. На самом деле это не гора, а широкий каменистый холм, вдруг как-то внезапно выросший посреди тундрово-лесистой низменной местности. И назван он так в честь скалы, кому-то напомившей палец.
На одном из склонов установлены информационные таблоиды и неподалеку от шоссе находились санитарные удобства для путешественников.
Еще немного и в 14:20 мы приехали к нашей цели — Северной Полярной линии (Arctic Cirkle), находящейся на широте 66,5622 ° к северу от экватора. Солнце, жарко, температура около +26. Это июльская Аляска! До Океана ещё почти 500 км — там уже будет 70 градусов северной широты и наверно — холоднее…
Джозеф остановился на стоянке, которая была напротив памятного знака, сооруженного на этой Полярной линии. Сделав фото на память, немного побродили вокруг, но ничего интересного не увидели. Кругом была низкорослая и равнинная тайга. Пока ходили и знакомились с окружающими красотами, на это место приехал одиноко путешествующий байкер. Походил, посмотрел по сторонам и попросил нас сфотографировать его на память у этого знака.
На опушке леса за автостоянкой было место для отдыха и пикника — стояли несколько столиков со скамейками. Наш Джозеф принес каждому по бутылке Кока-колы и большому хамбургеру и мы с удовольствием это все «уплели». Вокруг летали какие-птички-невелички и одна из них, совершенно никого не боясь, села на протянутую женскую ладонь, в которой лежало несколько хлебных крошек. Да и прыгавшая неподалеку белочка тоже не стесняясь нашего присутствия, спокойно расхаживала по столу. Все мы были в легком и приятном удивлении от такой близости и доверчивости этих милых существ. Кто же это такие бесстрашные? И только благодаря нашему профессору в области зоологии и орнитологии — Олегу Nomad, их удалось определить.
Канадская кукша (лат. Perisoreus canadensis)
Каролинская серая белка (лат. Sciurus carolinensis)
Минут через сорок Джозеф дал команду собираться и мы выехали в обратный путь к Фэрбенксу. По дороге сделали в том же Кемп-лагере на берегу Юкона остановку на второй ланч. Потом ехали практически без остановок и животного мира никакого не видели. Где же эти дикие медведи и лоси? Даже остановившись у одной небольшой речушки и прогулявшись немного вдоль нее, тоже не обнаружили никого из животного мира. А если бы наткнулись на медведицу с малышами? Мало бы не показалось…
Дорога, дорога, дорога…
В 21:00 Джозеф привез нас прямо в наш отель. Завтра нам предстоит еще целый день на знакомство с городом Фэрбенкс — вылетаем в Европу только вечером. Заглянем в музей под открытым небом с названием «Парк Пионеров» и потом просто прогулямся по паркам и улочкам и познакомимся с его архитектурой и историей. Ведь это место когда-то служило отправной точкой для транспортировки военной авиации в годы Второй Мировой войны по соглашению Ленд-лиз и наверняка это дело послужило перелому в ее ходе на территории Советского Союза.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм