Пару лет назад, будучи безлошадной туристкой, заехавшей в прекрасные тосканские дали, с помощью замечательных друзей, найденных благодаря туристическим форумам, мне удалось немного прокатиться по некоторым живописным и любимым всеми фотографами точкам долины Валь д’Орча. Об этом я рассказывала здесь. Но мне было неудобно слишком уж пользоваться великодушием прекрасных людей, принявших участие в той моей поездке, поэтому в тот раз получилась неплохая обзорная прогулка, чтобы сориентироваться на местности и получше подготовиться к следующему разу.
В этом году у меня была и отличная компания, и машина в придачу, и вот тут-то появилась возможность не только полюбоваться местными красотами в режимное время, но и добавить в свой маршрут еще нехоженые мной тропы. За что бескрайняя благодарность автомобильной душе нашей теплой компании, моему спутнику, который не только помог воплотить давнишнюю мечту в жизнь, но и мужественно поднимался до рассвета, чтобы обеспечить реализацию этой мечты-:)
И таким незабываемым рассветом в этот раз для нас стал восход солнца над долиной Валь д’Орча около знаменитой виллы Бельведер (Podere Belvedere) — и одной из самых фотографируемых в этой области.
Безусловно, в Тоскане немало похожих холмов с домиками, окруженными кипарисовыми аллеями не менее живописно, чем здесь. Но почему-то продолжают стекаться сюда фотографы-профессионалы и любители со всего мира, чтобы увезти отображение своего собственного рассвета над долиной. Вот ведь и мне не давала эта мысль покоя не один год с тех пор, как мне довелось увидеть совершенно волшебную фотографию, сделанную каким-то мастером, на просторах интернета. На той фотографии вилла светилась волшебным светом в первых лучах восходящего солнца, окруженная клубами стелющегося тумана. В этот наш приезд тумана мы не застали, для этого, говорят, надо приезжать в октябре—ноябре. Я всего лишь фотолюбитель, поэтому не рассчитывала получить шедевр, но рассуждала так: не сфотографирую, так хоть полюбуюсь-:)
А полюбоваться было чем, правда! Волшебство длится буквально пару минут, когда первые лучи солнца появляются из-за холма слева, и сначала подсвечивают траву на склоне, в то время, как сама вилла остается еще в сумерках.
А через несколько минут солнечные лучи добираются и до нее, и все вокруг озаряется нежным золотистым сиянием, травяной покров холмистой долины мягко подсвечивается, и зрелище этой непередаваемой красоты лично меня заставило просто онеметь от восторга, забыв о том, что хотелось снимать.
Впрочем, кое-что все же наснималось, правда, больше видео, чем фото, все же этот способ самовыражения мне ближе-:)
Могу сразу сказать, что несмотря на начитанность по теме, я все же сделала ошибку, выбрав точкой дислокации начало подъездной дорожки к вилле 43.066168, 11.614723. В этой точке в кадр лезут столбы и провода, как ни примеривайся. Я вспомнила, что читала об этом в других отчетах. И что советовали отойти правее, если стоять лицом к вилле. Но мне показалось неправильным ходить по траве на частной территории, чтобы выбрать кадр получше. Тем более, что как только мы появились, к нам выехала таинственная машина, которая наблюдала за нами все время, пока мы там находились. Думаю, это охрана с фермы. Я читала о том, что такое назойливое внимание фотографов к этому месту очень раздражает местных фермеров, поэтому была готова к разборкам в случае чего, и уж тем более не стала сходить с подъездной дорожки. Вскоре после нас (а мы были первыми на месте) подъехало еще несколько фотографов, но все они встали поодаль — 43.065417,11.613306, там, где действительно и рекомендовалось в некоторых отчетах, и куда я не решилась заходить-:) Вероятно, там был действительно «тот самый» правильный ракурс. Ну что ж, зато у меня свой собственный-:)
Когда улеглись первые восторги от красочной встречи нового дня, мы поскорей переместились к следующей живописной точке — капелле Виталета (Cappella Madonna di Vitaleta).
Сначала поснимали ее с дороги — отсюда: 43.073199, 11.624606. Здесь есть, где остановиться нескольким машинам. И вид на часовню замечательный.
В этом месте от дороги отходит небольшая подъездная дорожка к агротуризмо, тоже обсаженная кипарисами, и вот если прогуляться немного вперед по ней до поворота, то Ах! открывается потрясающий вид на долину и Пьенцу, возвышающуюся над ней.
Для Пьенцы ранним утром, правда, неудачный ракурс, поскольку солнце встает прямо за ней, зато как переливается трава на холмах долины! А уж как заливаются жаворонки в небе, м-м-м, незабываемо-:)
Полюбовавшись издалека на часовню, мы переместились к ней поближе. Пару лет назад я уже бывала здесь, и знала, что место популярно у фото-туристов. Так что раннее утро, сразу после восхода солнца, было прекрасным временем для того, чтобы побыть наедине с этой удивительно гармоничной маленькой церквушкой. Кроме того, в планах было поснимать ее в лучах закатного солнца. А пока что мы бодро шлепали по гравийной дорожке в сторону часовни, наслаждаясь пришедшим на смену сумеречному холоду теплом и пением птиц в полях. Машину оставили, как и в прошлый раз, на маленьком пятачке, немного не доезжая до места (43.070366, 11.642068).
Что тут скажешь, минуты, проведенные в тишине у стен часовни, бесценны!
Солнце поднималось все выше, и мы поспешили исследовать знаменитые пейзажи Валь д’Орчи, и в этот раз мы проехались по основным кипарисовым «достопримечательностям» долины.
В некоторых местах я уже бывала, но на этот раз нам удалось провести везде подольше времени, побродив в окрестностях. Главной активно фотографируемой кипарисовой «звездой» этих мест является небольшой, но очень живописный кипарисовый островок в 5 км от Сан Квирико д’Орча (его фотографию из моей прошлой поездки я привела в начале этого рассказа). Два года назад я оказалась в этих местах в пору бурного цветения на окружающих его холмах, в этот раз пейзажи были сдержаннее.
Зато мы от души погуляли по дорожке, ведущей мимо островка, по пути наслаждаясь видами.
С бокового ракурса отчетливо просматривается Монтальчино, раскинувшийся на дальнем холме.
А если пройти еще немного вперед по той дорожке, поодаль от первого кипарисового островка обнаруживается второй, только здесь деревья высажены по кругу, образуя кипарисовое кольцо, что тоже довольно живописно.
Жаль только, что в центре круга настоящая помойка: насыпаны горы песка и гравия, стоит старая ржавая техника. Возможно, планируется облагородить этот пятачок, но пока это выглядит не слишком красиво.
Кипарис очень популярное дерево в итальянском пейзаже. В стародавние времена это растение символизировало смерть и скорбь, и корни этого значения, по-видимому, в старой древнегреческой легенде о друге Аполлона Кипарисе, и тут уж я процитирую чужой труд:
«На острове Кеосе, в Карфейской долине, был олень, посвященный нимфам. Прекрасен был этот олень. Ветвистые рога его были вызолочены, жемчужное ожерелье украшало его шею, а с ушей спускались драгоценные украшения. Олень совсем забыл страх перед людьми. Он заходил в дома поселян и охотно протягивал шею всякому, кто хотел её погладить. Все любили этого оленя, но больше всех любил его сын царя Кеоса — Кипарис, любимый друг Аполлона. Кипарис водил оленя на поляны с сочной травой и к звонко журчащим ручьям, он украшал рога его венками из душистых цветов, часто, играя с оленем, вскакивал юный Кипарис, смеясь, ему на спину и разъезжал на нем по цветущей Карфейской долине. Был жаркий летний полдень; солнце палило; весь воздух полон был зноя. Олень укрылся в тени от полуденного жара и лег в кустах. Случайно там, где лежал олень, охотился Кипарис. Не узнал он своего любимого оленя, так как его прикрывала листва, бросил в него острым копьем и поразил насмерть. Ужаснулся Кипарис, когда увидал, что убил своего любимца. В горе он хочет умереть вместе с ним. Напрасно утешал его Аполлон. Горе Кипариса было неутешно, он молит сребролукого бога, чтобы бог дал грустить ему вечно. Внял ему Аполлон. Юноша превратился в дерево. Кудри его стали темно-зеленой хвоей, тело его одела кора. Стройным деревом кипарисом стоял он перед Аполлоном; как стрела, уходила его вершина в небо. Грустно вздохнул Аполлон и промолвил: " Всегда буду я скорбеть о тебе, прекрасный юноша, скорбеть будешь и ты о чужом горе. Будь же всегда со скорбящими!»
В свете этой легенды становятся понятны упоминания в сети о могилах, скрывающихся по сенью некоторых кипарисовых островков в Тоскане. Да и сама я, гуляя по окрестностям Монтепульчано 2 года назад, обратила внимание, что у многих кипарисов, высаженных вдоль дорожки от кладбища до церкви Сан Бьяджо, были установлены каменные таблички, напоминающие могильные надгробия.
В то же время кипарис был символом нетленности и вечной жизни, и здесь, вероятно, смысл в особых свойствах его древесины, которая устойчива к гниению и содержит масла, отпугивающие насекомых и убивающие микробов, что сохраняет нетленным предмет, положенный в ящик, сделанный из этого растения. Его побеги использовали для бальзамирования мумий и пропитки пергаментов. По версиям, которые попались мне в сети, из древесины кипариса были построены корабли Александра Македонского и даже Ноев Ковчег.
Но не только символом печали и скорби стало это дерево. Считается, что кипарис оберегает дом, рядом с которым растет. Думаю, недвижимость Тосканы под надежной защитой-:) Стройные кипарисовые аллеи стоят на страже вдоль подъездных дорожек практически на любой ферме или вилле, они дарят тенистую прохладу в жаркие дни, и радость ценителям красоты, а ведь мы помним, что в Италии ничего не может быть сделано просто так, ведь должно быть еще и красиво!-:)
Одно из горячо любимых фотографами мест — кипарисовая аллея агротуризмо Farmhouse Poggio Covili, мы заехали к ней после осмотра Баньи Виньони по дороге к Баньи Сан Филиппо, о которых расскажу чуть позднее. Остановились примерно тут 43.022071, 11.635214, чтобы полюбоваться боковым ракурсом на аллею.
Дойдя до въезда на подъездную дорожку, разумеется, не удержались от экспериментов с ракурсами, но ничего путного из этого не вышло. Да и солнце уже было в самом зените, свет был таким ярким и слепящим, что мы без сожаления продолжили свой путь.
Кстати, прямо напротив этой фермы нам встретилось поле с цветущими маками. В которое мы немедленно и залезли.
В эту мою поездку я, наконец, настигла их. Гонялась за ними и в прошлый раз, не слишком удачно. И вот в этом году фортуна немного улыбнулась мне, и я нашла свое маковое поле, на свою голову-:) А вместе с маками нашла и жирного мерзкого клеща.
Увидев вожделенные, манящие алыми всполохами просторы, я забыла всякую осторожность и ломанулась в самые кущи.
Рассматривая теперь ворох фотографий, сделанный в полях, продолжаю гадать, на каком из них меня поджидала эта гадкая особь. Тут ведь надо оговориться, что прививок я легкомысленно не делала, да и прививки эти способны защитить только от энцефалита. Медицинская страховка, к слову, не включает в себя «клещевой» случай, меня об этом предупредили в офисе страховой компании (ирония судьба, верно?). Однако, обнаружив гада, я сразу позвонила по телефону страховой, и мне выслали адрес ближайшей больницы, куда следовало ехать для извлечения клеща. Там мы провели в очереди около четырех часов, и помощь мне таки оказали, вытащили заразу. Но в Италии не делают никаких анализов на инфекции в извлеченном клеще, как в России. Считается, что этот регион не эндемичен по энцефалиту. Дали пачку антибиотиков и счет на оплату (обошлось в 30 евро). И теперь, вот уже спустя несколько месяцев, я все еще проверяюсь на боррелиоз. Так что будьте осторожны! Помните о такой опасности. По итальянски клещ, кстати, называется tick, в больнице только одна девушка в приемном покое владела английским. И общение с врачом было весьма затруднительным, хоть я и владею азами итальянского языка. Словом, лучше в такую ситуацию не попадать.
А мы заехали еще в одно местечко, близ La Foce, обещавшее красивый вид на извилистую дорожку среди холмов (ее координаты 43.025409, 11.762695). Парковка на смотровой площадке здесь: 43°01’41.2"N 11°46’29.5"E.
Здесь не такой запоминающийся ракурс, как на самую известную «пьяную» дорогу у Монтикьелло, но тоже неплохо. Хотя выросшие кусты частично загораживают панораму, открывающуюся с этой площадки.
Напоследок, заехали к красивейшему дорожному серпантину этих мест под Монтикьелло, я уже рассказывала про это место в прошлый раз. Координаты площадки, откуда открывается вид на дорогу 43.061959,11.722691.
Как и в случае с кипарисовым островком, близлежащие холмы не были в этот раз укрыты ковром желтых цветов, но пейзаж все равно показался мне достаточно впечатляющим. Однако в этот раз нам удалось проехать по этой извилистой дорожке перед тем, как остановиться на холме напротив. Фрагмент этой поездки можно посмотреть в видеоролике, который получился по результатам прогулки того дня.
Оттуда же открывается и вид на Пьенцу. Теперь, когда я уже начала неплохо ориентироваться на местности, я бы предприняла все же прогулку на велосипеде (на электро) по окрестностям. Прокат е-байков есть в Пьенце.
Последним ярким штрихом в рисунке дня стал закат у капеллы Виталета.
И этот вечер мне подарил не только потрясающие краски угасающего дня, но и интересную встречу. Я уже упоминала ранее, что давно мечтала отправиться в фототур в Тоскану (и не только туда) с настоящим мастером художественной фотографии. Когда-то в детстве и юности я серьезно увлекалась фотографией (еще аналоговой, пленочной, со всеми ее прелестями в виде темной лаборатории и запахом фиксажа-:)) И даже планировала стать фотографом, пойдя по стопам моего любимого руководителя фотостудии. Но судьба распорядилась иначе, профессией стало видео. А фотография осталась большой страстью, правда, на любительском уровне. Поэтому очень и хотелось перенять хоть частичку мастерства у настоящего профессионала, и не в лекционной комнате, а на месте, в полях. Я переписывалась задолго до поездки с очень хорошим фотографом, настоящим мастером художественной фотографии, в надежде присоединиться к его фотопутешествиям. Но, увы, не сложилось это, зато сложилось самой приехать в благословенные тосканские земли со своим фотоаппаратом, и прокатиться по наиболее красивым точка долины. И вот мы топаем по уже знакомой гравийной дорожке навстречу закатным краскам, к полюбившейся капелле Виталета.
Подойдя ближе, обнаруживаем, что таких желающих тут уже много, и все они (ну, почти все) тактично, чтобы не мешать друг другу, выстроились в ряд перед часовней в ожидании последних солнечных лучей.
И тут я понимаю, что это группа, и, скорей всего, организованный фототур. Оглядываюсь по сторонам, и вижу того самого замечательного фотографа, в поездку с которым мне так и не удалось собраться! Это был настоящий ас своего дела, фотохудожник Даниил Коржонов.
Так, неожиданно для себя, я все же поучаствовала в фотосессии большого мастера.
Как говорят, надо очень сильно мечтать, и желаемое сбудется. У меня всегда так и получалось, многое из того, о чем мечталось, со временем реализовывалось, потому что я никогда не прекращала мечтать-:) Как говорят, не можешь ползти, хотя бы ляг и лежи в сторону своей мечты-:)))
А закат удался на славу! И этот потрясающий ракурс капеллы, который снимала в тот вечер дюжина фотографов с разных частей света, был выше всяких похвал. Солнце перед тем, как окончательно закатиться, ненадолго вынырнуло из-за облаков, мягко позолотив траву перед задохнувшимися от восторга наблюдателями, и наступили тосканские сумерки.
Полную версию видео о красотах долины Валь д’Орча можно посмотреть здесь: