После вчерашних приключений на перевале Бернина и у виадука Ландвассер в этот раз на ночлег мы остановились в деревушке Седрун, что расположилась вдоль дороги, ведущей к перевалу Оберальп.
После вчерашних приключений на перевале Бернина и у виадука Ландвассер в этот раз на ночлег мы остановились в деревушке Седрун, что расположилась вдоль дороги, ведущей к перевалу Оберальп.
Деревушка вполне современная, но все дома здесь в национальном стиле - либо полностью деревянные, либо с деревянной отделкой.
Именно здесь утром на балконе нашего отеля была сделана эта знаменитая фотография :)
А дальше мы продолжили наш путь, направившись в сторону перевала Оберальп. Какая же здесь красота вокруг! Эх, еще бы эти тучи убрать :)
И тут, уже начав подъем к перевалу, вдруг вспомнили, что забыли в отеле пакет с едой. Ну ладно, забыли и забыли, не возвращаться же теперь... Однако еды там было много, жалко было оставлять, так что все же решили вернуться, благо отъехали недалеко. Приехали, опять попросили наш ключ... Ура - номер убрать еще не успели, пакет лежал на стуле, где мы его и оставили :)
Ну что же, потеряли примерно полчаса. Но может теперь хоть погода разгуляется?
Интересно так снег сползает с гор. Главное, чтобы зимой лавиной не накрыло :)
По горам ехать тяжело, не успели проехать пару километров, как опять красивый вид, снова надо останавливаться. Это мы у въезда в деревушку Чамут.
Впереди над перевалом опять показалось голубое небо. А дальше нас ждет самая живописная часть серпантина.
Что интересно - мы могли сюда вообще не попасть. Как и многие другие горные перевалы в Швейцарии, перевал Оберальп закрывается на зиму. Я об этой особенности швейцарских дорог узнал незадолго до отъезда. Стал срочно уточнять маршрут и выяснять, какие перевалы успеют открыться к началу мая, а какие нет. И тут нам повезло - я нашел, что Оберальп должен открыться как раз 3 мая, за день до нашего приезда.
И вот мы на самой высокой точке перевала - 2046 м.
Это заметно ниже, чем вчерашний перевал Бернина - напомню, там было 2330 м - однако здесь, как можно видеть, сугробы гораздо более экстремальные. И какой-то экстремал в желтых штанах как раз фотографировал их с близкого расстояния :)
Вот приехали бы мы всего на пару дней раньше, и всего этого просто не увидели бы
Пришлось бы ехать в объезд, через Сен-Готардский тоннель. Я пишу этот рассказ 28 апреля, и в этом году перевал пока закрыт, а Google Maps рисует объезд на 136 км :)
Еще фото у сугроба. Наверху прохладно, так что одевайтесь теплее :)
На прощание оставили отпечатки ладоней. Где чьи, угадаете? :)
А дальше уже начинается спуск, и мы из самого большого швейцарского кантона Граубюнден попадаем в кантон Ури
Уже на той стороне располагается ж/д станция Oberalppass, где как раз готовился отправиться поезд
Что интересно, если мы поднимались на перевал по довольно-таки извилистому серпантину, то поезда забираются сюда по прямой. Как им это удается? А очень просто, я проверил на Street View и увидел - на самом крутом участке железной дороги рядом с рельсами идут зубцы, и электровоз на спуске или подъеме цепляется за них. Но на всех остальных участках - это самый обычный поезд!
Вот, посмотрите - сразу за перевалом уклон на спуске совсем небольшой, и никаких зубцов там уже нет. Вообще я всегда думал, что зубчатые поезда - они медленные. А тут получается, что отцепился от зубцов - и покатил с обычной скоростью. Очень грамотное решение!
Любопытно - местная гостиница утверждает, что она на 2 метра выше, чем официальная высота перевала - 2048 м. Возможно из-за того, что построена на склоне?
Мы же, отъехав чуть-чуть от перевала, решили, как и вчера, снова устроить засаду на один из проходящих поездов
Я даже перелез через барьер и сделал фото прямо со шпал :)
Долго ждать не пришлось, вскоре вдалеке показался очередной красный электровоз. И это оказался еще один известный швейцарский туристический поезд - Glacier Express.
На этом фото даже видно, как за панорамными стеклами сидят за столиками люди :)
У станции Нэчен начинается другой серпантин, на этот раз нисходящий. И теперь железная дорога извивается здесь параллельно автомобильной, а между рельсов у нее опять появляются зубцы.
И тут с серпантина открылся захватывающий вид на городок Андерматт, раскинувшийся на дне долины. И это наша вторая главная цель на сегодня. Именно в окрестностях Андерматта находится тот самый Чёртов мост, который в 1799 году штурмовали русские войска под командованием фельдмаршала Суворова.
На серпантине ужасно тяжело фотографировать, карманов для остановки нет, так что приходилось рисковать :)
Снова Андерматт. Кстати, если присмотреться, на идущей внизу железной дороге виден третий рельс с зубцами. Зеленые лужайки вдали - это дорога к перевалу Сен-Готард, откуда и пришли русские войска. Увы, сам перевал освобождается от снега только в июне, так что в этот раз ехать туда было бесполезно.
А с Чёртовым мостом поначалу чуть было не вышел облом. Мы подъехали к месту, обозначенному на карте, но там оказался ремонт, и повернуть к мосту было никак нельзя. Мы пересекли Ройс по автомобильному мосту, проехали через тоннель, а дальше пошла крытая галерея. И лишь уже на той стороне горы удалось найти стоянку. Но как же теперь попасть к мосту?
Наташа предложила подняться на гору, и там, о чудо, оказалась дорожка, ведущая в обход горы. На ней, правда, копошилась какая-то строительная техника, но мы решили, что швейцарские рабочие не станут препятствовать туристам. Так оно и вышло :)
Идем вдоль бурлящего Ройса. Кое-где на горных склонах еще лежит нерастаявший снег.
Идем мы, значит, по дорожке, я ушел немного вперед, фотографирую мосты. Их здесь три. Чертов мост впереди слева, на нашем уровне. Сверху над ним нависает автомобильный мост. А вдалеке виднеется третий - железнодорожный, по нему как раз проходил поезд.
И тут вдруг Наташа зовет меня, показывая на какую-то дверь, ведущую куда-то внутрь горы. Это оказалась построенная военными в конце XIX века штольня, довольно длинная. Мы пошли по ней, сверху капала вода, ладно хотя бы свет внутри хоть и не сразу, но зажегся.
Вышли наружу уже по другую сторону от Чёртова моста, рядом с другим мостом - железнодорожным. Вокруг бурлили водопады, а наверх вела какая-то хлипенькая поломанная лестница, переброшенная через один из ручьев.
Тут мы в очередной раз устроили фотоохоту на проезжавшие поезда :)
Но надо было как-то перебраться через железную дорогу. Мы спустились вон по той лесенке, потом пролезли под ж/д виадуком и наконец оказались на той самой автомобильной дороге, по которой сюда и приехали. А дальше по обочинам, в обход строительной техники, пробрались к тому съезду, куда до этого не смогли свернуть на машине.
Так мы оказались на другом берегу Ройса. Дорожка, по которой мы сюда пришли, осталась на той стороне. Исторический Чёртов мост - нижний, сверху от него идет автомобильная дорога. Третий мост - железнодорожный, его отсюда не видно.
Именно здесь, над Чёртовым мостом, выбит каменный крест в честь Суворова и его солдат, в 1799 году перешедших через Альпы.
Как же так вышло, что русские войска оказались аж в Швейцарии? Это долгая история. Российская Империя встряла в войну с Наполеоном задолго до 1812 года. Для всех тогдашних европейских монархий Бонапарт был возмутителем спокойствия, которого надо было наказать. Тем более, что не так давно революционеры казнили короля Людовика XVI, и оставлять это так было нельзя. Первой начала воевать с Францией Австрия, две державы столкнулись из-за итальянских владений Габсбургов. Это была т.н. Война первой коалиции. Наполеон тогда быстро разбил австрийцев, заставив их подписать выгодный для французов мир, после чего отбыл в Африку покорять и исследовать Египет.
В Европе же тем временем началась Война второй коалиции, в которую на этот раз австрийцы привлекли и Россию. И снова начались бои в северной Италии. Русскими войсками командовал знаменитый фельдмаршал граф Суворов-Рымникский. На этот раз французы разбиты и вынуждены покинуть Италию. Но еще остаются французские войска в Швейцарии. И вот для того, чтобы разбить их, Суворов получает приказ идти через Сен-Готардский перевал в Швейцарию.
В Швейцарии же обстановка была сложная. Французских войск там было намного больше, чем русских и австрийцев вместе. Суворов должен был идти на соединение с уже находившимся в Швейцарии отрядом Римского-Корсакова. Но тут австрийский император решил поменять свои планы и дал своим команду на отход. Русские вместе с оставшимися австрийцами были разбиты. Суворов им на помощь не успел.
Но отступать ему было уже некуда. Поэтому русские войска прошли перевал Сен-Готард и вышли к ущелью реки Ройс, единственная дорога через которое шла как раз по этому самому Чёртову мосту. Французы попытались разрушить мост, но русские быстро восстановили его, заменив разрушенный участок бревнами, которые они связали офицерскими шарфами. Ну все наверно в школе про это читали. А спустившись с гор, Суворов разбил остававшихся у него на пути французов и увел свои потрепанные войска обратно в Россию. За этот подвиг император Павел I пожаловал Суворову высшее воинское звание генералиссимуса.
А.Е.Коцебу, "Переход Суворова через Чёртов мост"
Мы же на обратном пути Чёртов мост перебежали бегом, так как он был перегорожен полосатой лентой, и на нем возились рабочие, которые нам были не особо рады. Но не идти же опять вокруг по обочинам и поломанным лестницам :)
Теперь, когда на Чёртовом мосту побывали, можно было съездить и в сам Андерматт. Уж больно живописно он смотрелся с высоты. Вот только парковка в городе повсюду платная, в автомат надо бросать монеты, а швейцарских монет у нас не было. Как и вобще швейцарских денег. И что же делать? Пришлось действовать по хитрой схеме - сначала бежать к банкомату, снимать деньги, потом к сувенирному магазину, покупать открытки, чтобы дали сдачу :)
Городок, конечно, красивый, да и с погодой повезло. Мы поднялись на пригорок к часовне Mariahilf Kapelle, которую до этого было видно с серпантина.
Тут вдалеке как раз проследовал поезд, взбиравшийся от Андерматта на перевал, откуда мы сегодня приехали
Еще один поезд ползет по карнизу. А вы пока попробуйте правильно произнести название ресторана, что на табличке. Хухихештли? :)
А дальше мы сели на лавочку и перекусили тем, что было в том самом пакете с едой, что утром забыли в отеле. Тут же рядом нарисовалась собачка, явно желавшая разделить трапезу с нами. Ну мы ей кинули кусок бутерброда, но она есть не стала, а побежала и куда-то его закопала. Ну прямо как белка :)
Дальше еще кружок по городу в поисках моста через речку
Речка, текущая через город, называется Унтеральпройс, это приток Ройса
Унтеральпройс и церковь Петра и Павла на фоне гор
Тут, в очередной раз проезжая через ж/д переезд у вокзала, увидели поезд, спускавшийся с перевала. Это невозможно было не заснять :)
А дальше, выезжая из Андерматта через ущелье Ройса, мы нагло и цинично нарушили все возможные правила дорожного движения :) Сейчас расскажу, как это было. Дело в том, что там дальше, за Чёртовым мостом, у деревушки Гёшенен, дорога, идущая из Андерматта, вливается в трассу №2, ведущую из тоннеля Сен-Готард на север. Но для того, чтобы проехать дальше, мне пришлось резко решать, куда же ехать на развилке - влево и вниз, или вправо и вверх. Бабушка в навигаторе этот момент как-то прозевала, по указателям тоже было не совсем понятно, куда поворачивать, ну и я, как правша, свернул вправо.
А дорога взяла и ушла на разворот. И пока я думал, что делать, впереди промелькнул указатель - "Тоннель Сен-Готард, 16942 м". АААА!!! Это нам что теперь, два раза по 17 км ехать, чтобы вернуться??? А тоннель, надо сказать, узенький, всего по одной полосе в каждую сторону и - без разделителя. Ну мы проехали немного, и я подумал, а может удастся развернуться? Да, я понимаю, разворачиваться в тоннеле нельзя, но не ехать же лишних 34 км! И тут впереди появился карман, куда я быстренько и свернул. Встречный поток был не особенно плотный, поэтому подождав несколько минут, я выждал момент, когда ни впереди, ни сзади никого гарантированно не будет и резко развернулся через сплошную линию. Интересно, у них здесь в кармане камеры стоят? Интересно, как долго мы теперь по Швейцарии проедем после такого нарушения? :)
А наша следующая цель - городок Мейринген, тот самый, из "Последнего дела Холмса". Кратчайшая дорога туда из Андерматта - через перевал Зюстен. Но он, увы, тоже еще закрыт после зимы. Так что надо ехать в объезд - вдоль Фирвальдштеттского озера.
Городок на берегу озера называется Штансштад. Свернули к нему, чтобы немного отдохнуть от дороги.
Главная достопримечательность Штансштада - крепостная башня Schnitzturm
Прямо на лужайке стоит памятник ж/д платформе :)
Городок маленький, но как и все швейцарские города - с вокзалом. Где опять удалось застать несколько поездов :)
А вечером мы приехали в Мейринген и уже ночью из окна своего номера увидели Рейхенбахский водопад. В темноте и с огромным увеличением получился какой-то импрессионизм :)
А на этом наш второй день в Швейцарии подошел к концу. Завтрашний день будет посвящен водопадам :)
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► Шерлок Холмс и водопады Мейрингена
И общее оглавление всего проекта, по дням -
1. Венеция — начало романтического путешествия
2. Так здравствуй, старый Сирмий, и встречай Гостя || Почти в Альпах. Вечер на озере Изео
3. Швейцарские поезда и виадук Ландвассер
4. Чёртов мост и перевал Оберальп
5. Шерлок Холмс и водопады Мейрингена || Эгль. Швейцария по-французски
6. Эгюий-дю-Миди — на крыше Европы || Шамони-Монблан и поезд к Ледяному морю