Рано утром покидаем горный район Franz Josef в новозеландских Альпах. Вчера мы cделали в нем трек на один из самых известных ледников мира и сегодня движемся на северо-восток вдоль западного побережья Южного острова Новой Зеландии в сторону г. Греймут (Greymouth). Это около 172 км. Там мы должны пересесть на поезд с панорамными окнами и приехать в город Крайстчерч на Восточную сторону Южного острова.
Карта автомобильной трассы от ледника Франц Йозеф до г. Крайстчерч
Городок Хокитика
Проехав 138 км, делаем часовую остановку в небольшом городке Хокитика (Hokitikа), знаменитого своими поделками из драгоценных и полудрагоценных камней. Сейчас это небольшой городок, в центре которого стоит башня с часами. А во время золотой лихорадки, возникшей на Западном побережье Южного острова в 1864 году, Хокитика стала столицей старателей-золотодобытчиков и была довольно густонаселенным местом. Там был порт и больше сотни никогда не пустовавших отеля. Добыча золота здесь продолжается и сейчас.
Самый крупный слиток золота, найденный в этих местах южнее Хокитики, весил 3.09 кг и получил название Dear Roddy (Уважаемый Родди) в честь тогдашнего министра по добыче ископаемых. По свидетельству специалистов, золото Западного побережья НЗ считается одним из самых чистых — его содержание в слитке достигает 94–98%.
Помимо золота, эти места богаты и полудрагоценными камнями, такими как нефриты, опалы и уникальные гудлетиты (Goodletite). Последние обнаружены только здесь — в новозеландских местечках Hokitika и Rimu. И — нигде больше на Земле.
Гудлетит — настоящий уникум. Его еще называют рубиновым камнем. Природа сотворила необычную комбинацию корунда, сапфира и турмалина в фуксите изумрудно-зеленого цвета. Резкий контраст ярких синих, зеленых и малиновых красок создают впечатление нереальности и какой-то искусственности. Особенно интересно он смотрится в ювелирных изделиях. Свое название он получил в честь нашедшего его Уильяма Гудлета.
Гудлетит в кольце. Из интернета
Любителей жемчуга обязательно заинтересует и т.н. «голубой жемчуг», который может иметь разные оттенки от синеватых, розоватых и сиреневых до зеленых. Эти зернышки жемчуга растут внутри ракушек Пауа — пестро-голубых красивых раковин. Вся эта богатая цветовая жемчужная гамма зависит от многих факторов в которых живут моллюски — от температуры и состава воды, от подводных течений, освещения и, наконец, от водорослей, которыми они питаются.
Сочетание белого, голубого и темно-синего жемчуга. Из интернета
Ракушки Пауа. Из интернета
Из всех этих камней в городке создают уникальные ювелирные изделия, комбинируя необработанные золотые комочки и чешуйки с привычными золотыми украшениями и драгоценными камнями. В результате получаются очень оригинальные изделия. К сожалению, недешевые. Наши женщины посмотрели на все эти камни, повосхищались и, покрутив носом, покупать ничего не стали.
Городок-музей Shanty Town
Не доезжая нескольких километров до городка Греймут (Greymouth), с которого мы будем ехать поездом на другое побережье острова, наш водитель-гид Ричард свернул вправо и мы подъехали к небольшому картинно выстроенному поселению Shanty Town (Город лачуг).
Ведь именно с этих мест во второй половине 19 века и началась в Новой Зеландии «золотая лихорадка». В 1864 году там были обнаружены залежи золотоносного песка и из Европы ринулись искатели счастья. Это привело к взрывному увеличению населения — с 300 до 30 тысяч человек. На усилиях этих энтузиастов и золоте, которое они добывали и выросли тогда многие городки на этом побережье.
Процесс становления миллионером легок и приятен
Но самый большой вклад в развитие этих мест внесли, как это ни покажется странным — китайцы. Именно китайские старатели были выбраны тогдашними властями по нескольким причинам: они умеют усердно трудиться, законопослушны и предпочитают, в конце концов, вернуться домой. К концу 1868 года золотодобытчики приезжали в Новую Зеландию прямо из Китая, что позднее стало обычным явлением. В Новой Зеландии китайцы первыми стали использовать драги, а не ходить с тазиком и лопатой.
Помимо золотодобычи, они были заняты и в других сферах деятельности: фермерстве, огородничестве, садоводстве; они стирали белье и строили железнодорожные пути и автодороги. Некоторым даже удалось организовать здесь собственное дело. Особенно много китайцев занималось огородничеством и прачечными.
За вход в городок нужно платить — как и во всякий музей. 10 NZD. Здесь собраны более чем 10.000 экспонатов, более 2000 фотографий и 1000 архивных материалов, имеющих происхождение в период с 1850 по 1940 год. Для посещения туристами Shanty Town был официально открыт в январе 1971 года.
В Шанти Таун можно примерить одежду первопоселенцев 19 века и окунуться в их быт
Здесь реконструированы целые улицы городка того времени — второй половины 19 века — со всеми его атрибутами — железнодорожной станцией с действующим старым паровозиком, банком, почтой, магазинами, кабачками и даже пожарной станцией.
Раритетный экспонат 19 века — пожарная машина
Поражает обилие вещей того времени — мебель первых поселенцев, весы для взвешивания золотого песка, пресс для печатания газет, фотографии западного побережья и первых поселенцев, золотодобывающее оборудование и одежда.
Город по-прежнему принимает пожертвования для пополнения коллекций той викторианской эпохи.
Мы прокатились пару остановок в старинных вагончиках, которые тянул пыхтящий на угле паровозик с до блеска начищенными медной трубой и свистком. На одной из остановок был цех с действующими лесопильными станками и при желании можно было на них попилять доски.
Для "посмотреть" кабину старинного паровоза нужно постоять в очереди
Антикварный паровоз в Шанти Таун
А немного в сторонке можно было намыть из золотоносного песка и презренный металл.
Это занятие оказалось очень интересным и азартным — почти как игра в карты. За пять минут, под руководством мастера, удалось намыть несколько миллиграмм золотишка. Его крупинки он бережно смыл из медного тазика в подставленную стеклянную пробирку и вручил ее «старателю».
Вот она, драгоценная пробирка с золотым песком!
Каждый турист, проходящий мимо, не упускал возможности подправить свое материальное положение и хоть немного окупить входной билет.
Прибыв в Greymouth, мы имели еще около часа свободного времени, которое потратили на сувениры и ланч. Наш гид Ричард раздал забронированные заранее билеты на трансальпийский поезд TranzAlpine train до Крайстчерча и в 13:45 мы отправились через весь Южный остров на Восток. Сам он поехал по автомобильной дороге и встретил нас уже в Крайстчерче. Расстояние 224 км поезд преодолел за 4.5 часа.
Маршрут по железной дороге от г. Греймут до г. Крайстчерч
Железнодорожный вокзал в городке Греймут
Вагоны поезда комфортные, с большими окнами и некоторые из них имели еще и открытые площадки в тамбуре — по-видимому для курильщиков и любителей свежего ветерка. Когда стоял на платформе, был удивлен шириной колеи — как потом оказалось, она была всего 1067 мм вместо привычных нам 1524 мм. Но скорость на этой «капской» колее поезд развивал хорошую.
Наш маршрут проходил через массив Южных Альп и поезд сделал остановку на самой высокогорной станции Arthur’s Pass. Новозеландцы не придумали ничего лучше, чем использовать привычное для европейцев название их высокогорного массива. К сожалению, с поезда, также как и с ледника Франца Иосифа, на который мы делали вчера трек, мы тоже не увидели самую большую вершину новозеландских Альп — гору Кука (Mount Cook) или, как ее называют коренные жители Маори — Aoraki. В переводе с их языка это будет «Большое белое облако». Высота ее «всего» 3754 м …
Однако маршрут восхождения на ее вершину, в отличие от более высоких Эльбруса или Килиманджаро технически сложнее и требует идеальной дисциплины, слаженности действий, хорошей физической формы и стабильного владения навыками страховки и передвижения на горном и ледовом рельефах. Он относится к категории 4б.
Кто знает, что это такое — тот понимает сложность этого восхождения. Как известно, всего существует шесть категорий сложности горных и альпинистских походов. Я в 70-х ходил в «четверки-пятерки» по Кавказу и после трека вокруг сложнейшей Ушбы на этом с такими походами «завязал», перейдя на 2–3 категории с нашими детьми и женами…
За окнами мелькали поля долины Canterbury Plains и многочисленные фермы. Мы видим, что каждый клочок скошенного сена заботливо завернут в специальные упаковки.
Всего за время пути поезд прошел через 16 туннелей, 5 виадуков, самый высокий из которых был 73 метра. После самой высокогорной станции Arthur’s Pass, на которой можно было выйти и размять ноги, поезд вошел в 8-километровый тоннель Отира и начал спускаться к восточному побережью Южного острова.
Вот уже видны причудливые скалы и долина реки Waimakariri River.
Дорога спускается еще дальше в долину и к вечеру мы прибываем в город Christchurch — столицу этого региона на Восточном побережье Южного острова. Ричард, встретив нас на вокзале, отвез в бекпекерский отель Christchurch YHA City Central на 273 Manchester Street. Хороший и уютный отель, да еще и на центральной улице!
Завтра будет более подробное знакомство с этим прекрасным городом.
----
В Приложении — документальный ТВ-фильм автора — «Новая Зеландия — страна Длинных Белых облаков» — 37 мин.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм