После долгого перерыва, связанного с поездкой на Мадагаскар, продолжаю серию очерков о путешествии «Вокруг Южной Америки», которое логично подходит к своему концу. Еще пара дней и мы спустимся с высокогорных плато Боливии и Перу в джунгли Амазонии.
Мы уже оставили позади Бразилию, Аргентину, Чили и Боливию и вот уже почти неделю путешествуем по Перу. Нам удалось увидеть жизнь индейцев племени Урос на озере Титикака и познакомиться с достопримечательностями древней столицы Инков — города Куско и его ближайших окрестностей — Саксайуаман, Тамбомачай, Пука Пукара и Кенко.Никого не оставили равнодушными и соляные копи древних инков, и террасы Морай.
Спустившись с соляных копей, мы попадаем в Священную долину Инков (Valle Sagrado de los Incas), по которой течет бурная река Урубамба. Именно в долине находятся еще более интересные достижения той индейской эпохи — сооружения Ольянтайтамбо и самый знаковый объект Инков — «затерянный город» Мачу Пикчу.
Спустившись к реке, под музыку и национальный фольклор пообедали ресторанчике Tunupa.
Остановившись неподалеку на ночлег, остаток дня провели на рынке сувениров Chincheru, а вечером прогулялись по берегу Урубамбы.
По рынку можно бродить часами, любуясь цветастыми вязаными изделиями из шерсти альпака и разнообразными поделками hand-made народных умельцев. Попадались и оригинальные украшения из серебра. Предлагались и изделия, покрытые благородной патиной, показывая на которую, продавцы с честными глазами утверждали, что они еще из «той эпохи».
Очень оригинально выглядели предметы из высушенной и отполированной тыквы, поверхность которых была покрыта картинками из перуанского фольклора. Своими яркими красками и древними узорами поражали вытканные на примитивных ткацких станках коврики и ткани с национальными орнаментами. Ну и, конечно, всех поразил очень большой выбор изделий из шерсти альпака. Вообщем, там было и на что посмотреть, и что купить. И вытащить оттуда женщин без покупок не представлялось возможным.
Какими же еще перуанскими сувенирами стоило удивить своих земляков? Конечно же, чаем из листьев коки вместе с бутылочкой местного крепкого напитка Писко. Хорошей памятью стали и диски с перуанской музыкой, которую я использовал в своем документальном фильме «Вокруг Южной Америки».
После завтрака садимся в наш автобус и через полчаса прибываем ко входу в следующий археологический памятник культуры инков — город Ольянтайтамбо (исп. Ollantaytambo). Он расположен у реки Патаканча невдалеке от ее впадения в Урубамбу. Здесь тоже довольно приличная высота — почти 2800 метров над уровнем моря.
Всех туристов встречает памятник Пачакутеку — девятому королю инков.
Памятник Пачакутеку — девятому королю инков
Основной архитектурный крепостной комплекс Ольянтайтамбо находится на северо-западном склоне одноименного городка. Еще издали видны его каменные террасы, поднимающиеся вверх по склону горы.
Выйдя из автобуса, внимательно рассматриваем схему этого комплекса и наш гид Педро (мы еще добавляли приставку Дон перед обращением к нему, чему он несказанно радовался) показывает направление нашего движения — вверх по дорожке.
Схема комплекса Ольянтайтамбо. Если "кликнуть" - изображение увеличится. Из интернета
Террасы Пуматаллиса
До верхнего яруса, на котором располагается разрушенный церемониальный храм по вертикали метров 60. Двадцатиэтажный дом. Подъем нетяжелый, и даже интересный. Идешь, рассматриваешь удивительную полигональную кладку камней и размышляешь — как это все было здесь когда-то, как и чем обрабатывали эти камни…
А Дон Педро рассказывает — что и к чему. И, как и у каждого знакового объекта, у этого инковского сооружения тоже есть своя навороченная средневековыми страстями легенда и, конечно, связанная с любовью.
Некий бравый служака верховного Инки Юпанки Пачакутека, которого звали Ольянтая, влюбился в его дочь по имени Кури-Койльюр и, осмелившись просить ее руки, тем самым навлек на себя гнев владыки и был изгнан с глаз долой. Смертельно обидевшись, Ольянтая пошел войной на папу своей суженой и убил его. Дочка Кури-Койльюр в благодарность за это рожает ему дочь Айму Сумак (в переводе «Какая красивая»), которая, в конечном счете и спасет влюбленным родителям их жизни, на которые покусился выживший сын Пачакутека — тоже Юпанка…
Эта романтическая легенда даже переложена на спектакль, который и по сей день популярен в Перу — зрители выходят из театра, держа в руках платочки, которыми вытирали слезы…
Ну, а вообще-то, крепость считалась неприступной и Ольянтайтамбо вошел в историю, как центр сопротивления испанским конкистадорам. Во время ее штурма войсками Писсаро летом 1536 года, индейцы затопили все подходы к террасам водами Патаканча — притоком реки Урубамбы и обрушили на испанцев град камней и стрел. Испанцы отступили, так и не сумев ее захватить. Правда, и индейцы тоже потом долго здесь не задержались.
И впрямь, выстроенная на почти вертикальных склонах, она выглядит неприступной…
Некоторые ученые считают, что крепость была построена задолго до инков. Только не знают — кем…
Другие исследователи полагают, что это произошло во время правления инки Пачакутека в 15 веке, который, одержав победу над жителями Ольянтайтамбо, разрушил старое поселение и воздвиг новое, которое стало королевской резиденцией.
Но, если внимательно присмотреться, мы тоже увидим свидетельства того, что это не инки строили его некоторые мегалитические конструкции, а застали они уже здесь руины и занимались только их ремонтом исходя из уровня своего технического развития. А он позволял только делать новые сооружения из рваного необработанного камня на глиняном растворе. Именно такие сооружения и окружают ныне комплекс Ольянтайтамбо.
Однако, идем дальше. Поднимаясь вверх вдоль зеленых террас, которые были выше человеческого роста, видим древние улочки на выступах скал и городок внизу. Мы поднимаемся через т.н. террасы Пуматаллиса. Таких террас, позволявших вести сельское хозяйство на ранее непригодных к обработке землях, было много и по другим, окружавшим город, склонам гор.
Ступени самих террас выполнены простой кладкой камней — не так тщательно продогнанных друг к другу. Зато боковые стены восхищают кладкой, которой они выполнены. Ученые называют ее полигональной — это когда швы между камнями хоть и неровные, но между ними нельзя просунуть даже лезвие бритвы… Мы обсуждали это, когда осматривали первые такие феномены в Куско.
Поднимаясь, часто осматривались назад. Было видно, что склоны долин рек Урубамба и Патаканча покрыты широкой сетью сельскохозяйственных террас, которые поднимаются вверх по окружающим их холмам. Однако, как сказал наш гид Дон Педро, террасы в крепостном комплексе Ольянтайтамбо выполнены с гораздо большим искусством, так как считалось, что это свидетельствовало о более высоком статусе города и населявших его людей.
Для чего строились эти террасы? В горных районах это был единственный способ отвоевать у суровой природы земли и приспособить их к получению урожая. Подобные технологии мы видели у всех народов мира — в Юго-Восточной Азии, Африке, Мадагаскаре…
Если присмотреться, то видно, что террасы в Ольянтайтамбо действительно построены намного лучше, чем обычные террасы инков. У них более высокие стены и выложены они из более тщательно обработанных камней. Похожие сооружения мы видели и в Писаке.
Ну, и все еще непонятным остается вопрос добычи и транспортировки этих гигантских каменных блоков. Каменоломни, в которых они добывались, находились на крутом склоне горы с другой стороны реки Урубамба. В общей сложности, расстояние этой транспортировки составляло несколько километров по сложно пересеченной местности. И мы знаем, что инки не знали ни колес, ни подъемных кранов. Тогда как и чем они передвигали эти гигантские блоки с каменного карьера на строительные площадки Ольянтайтамбо? Сплошные вопросы, на которые и сейчас нет ответов …
Верхняя часть крепости Ольянтайтамбо
Поднявшись наверх, мы увидели Храм Десяти Ниш, названный так по количеству сохранившихся трапециевидных углублений в его задней стене. Вон он виден слева на верхнем ярусе. Храм, однако…
Выше находится Храм Солнца, состоящий из шести розовых монолитов, якобы скрепленных расплавленной бронзой, Зал правителя, Серебряный храм Луны и солнечный камень для наблюдения за светилом. Некоторые из этих сооружений находятся в полуразрушенном состоянии и мы видим рядом с ними хаотично лежащие огромные цельные блоки, будто сорвавшиеся откуда-то сверху. Без пояснений гида тут сложно разобраться…
Эти валяющиеся каменные блоки хорошо видны на приведенном выше снимке. Некоторые исследователи полагают, что это результат не варварского разрушения завоевателями крепости, а следствие разрушительного наводнения. Может, быть, даже — Цунами, пришедшего через трехкилометровые горы с Тихого океана…
И такая гипотеза существует!
Храм Солнца в Ольянтайтамбо
Зернохранилища
Поднявшись на террасы, на противоположной стороне за поселком мы видим гору, на которой высятся какие-то строения, похожие на бараки.
При внимательном рассмотрении становится понятным, что их стены сооружены из необработанных камней и без тщательной заделки швов, присущих помещениям, в которых жили люди. Наш гид пояснил, что это зернохранилища Колька, в которых хранилась продукция сельскохозяйственных террас, расположенных вокруг города.
Естественные факторы, такие как большая высота, сильный ветер и низкая температура предотвращали гниение хранившегося урожая и способствовали его более длительному хранению.
Как и чем поднимали это зерно туда — на эти крутые склоны? Хотя, даже издали, просматривается серпантин тропы-дороги, ведущей к верхнему ярусу этих строений. Да-а-а! Без дела тогда никто не сидел…
В нижней части комплекса находится Храм воды и небольшой церемониальный фонтан, в котором якобы любили совершать омовения царствующие особы. Они функционируют и по сей день.
Сегодня Ольянтайтамбо очень популярен у всех туристов, посещающих Священную долину Инков. И это не связано только с наличием в нем данного археологического комплекса. Дело в том, что дальше — в сторону Мачу Пикчу, который невозможно пропустить, по долине реки Урубамба проехать автотранспортом уже нельзя — дорог нет и туда вдоль берега реки проложена только железнодорожная ветка.
Поэтому к городку Аквас Кальентес (Горячие Источники), от которого идет подъем на «Затерянный город», можно попасть только поездом. В Ольянтайтамбо существует довольно развитая сеть хостелов и отелей, в которых туристы в ожидании поезда останавливаются на ночь.
Стоит отметить, что в связи с большим наплывом туристов, будет нелишним и раннее бронирование билетов на перуанских сайтах http://ticketmachupicchu.com/ или https://zonasegura.incarail.com/. Стоимость билета на поезд от Ольянтайтамбо до Аквас Кальентес на треть ниже, чем из Куско и сейчас составляет $62 USD в одну сторону. Из Ольянтайтамбо в сторону Мачу Пикчу отправляется около 10 поездов каждый день.
Итак, осмотрев достопримечательности Ольянтайтамбо, спускаемся вниз к железнодорожному вокзалу и ждем поезда в Аквас Кальентес к очередному чуду Света - Мачу Пикчу.
Теги:
Автобусные туры, Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия