Рождественская поездка в Испанию началась с того, что утром 24 декабря мне пришлось пробираться до автобуса по жутким сугробам. Столько снега, как в тот год, я у нас Эстонии в жизни не видел. Для катания на лыжах это было хорошо, а вот для остального… Всю дорогу до Таллина я посматривал на небо, а ну как погода будет такая, что все вылеты отменят. Но мне повезло — аэропорт в Таллине работал нормально, и вылететь удалось вовремя.
2
Еще раз убедился в том, что на «Фоккере» лететь не очень приятно. Самолет легкий, винтовой, и когда он набирает высоту и проходит сквозь облака, его довольно ощутимо подбрасывает вверх-вниз. Зато погода в Риге была просто замечательная — светило солнце, взлетная полоса была расчищена от снега и самолеты вылетали по расписанию.
На пересадке в Риге вылет немного задержали, так что, несмотря на всего получасовой интервал, бежать не пришлось, а даже наоборот, пришлось немного подождать. Полет до Брюсселя ничем не запомнился, кроме того, что когда садились, я обратил внимание на то, что окрестности города довольно ощутимо покрыты снегом. Ну примерно так же, как и в Риге.
Брюссельский аэропорт запомнился мне кошмарно длинной дорогой от самолета к станции пригородных поездов. Какие-то бесконечные залы, коридоры, эскалаторы, бесчисленное число раз приходилось сворачивать и заворачивать… Если бы не указатели, я бы здесь точно заблудился.
Но вот и станция. Здесь тоже легко заблудиться, ибо с английским здесь не очень дружат, оставалось только ориентироваться на поезда, идущие в Брюссель. А уже в самом Брюсселе приходилось внимательно следить по навигатору за картой и читать названия станций на перронах. Да, а главный вокзал в Брюсселе, видимо специально, чтобы туристам было проще, известен сразу под тремя названиями: по английски это South Station, по-голландски Zuidstation, а по-французски вообще Gare du Midi (которое из последних слов обозначает юг???).
До отправления поезда Thalys у меня оставалось еще полтора часа и я решил сходить в город погулять. Карту было вытаскивать неохота, и я пошел по направлению, как мне казалось, на Дворец Правосудия. По дороге мне попался красивый замок, я его назвал про себя Брюсельской Бастилией. На деле это оказалась башня Porte de Hal, построенная в 14-м веке и входившая раньше во второе кольцо городских стен. Сейчас же после реставрации там располагается музей старинного оружия.
5
А вот дальше я пошел по какой-то оживленной торговой улице, сплошь состоящей из магазинов, основными клиентами которых были смуглые жительницы Брюсселя в разноцветных платках. Их здесь было очень много! И говорили они явно не по-французски! На этом вылазку в город я решил завершить и поспешил обратно на вокзал.
Типичная станция метро. А из нее выходит типичная жительница Брюсселя
1
На улицах Брюсселя
2
На улицах Брюсселя
1
А вот дальше началась Она. Хрень.
Я заранее нашел, с какого перрона уходит мой поезд и занял позицию среди других ожидающих. На табло горело время отправления — 16:37. Вот только по радио объявления делали исключительно на языках, мне совершенно непонятных. Оставалось ориентироваться по толпе. Если объявят что-то действительно важное, то толпа ломанется в другое место:)
Еще немного настораживало, что предыдущий поезд в этом направлении горел на табло красным и был вроде как отменен. Вот подошло время и моего поезда, но он так и не подошел. Напряжение нарастало. Отдельные личности уже начали нервно ездить на эскалаторе вниз к информационным табло, чтобы узнать, что вообще происходит. Поезд сначала просто опаздывал, а потом табло на перроне вообще погасло. Постепенно весь народ с перрона переместился вниз, в здание вокзала. Тут наконец всем объявили, что и этот поезд тоже отменен. Вот блин! Нет, ну я конечно слышал, что из-за снегопадов возникли проблемы у поездов, идущих через тоннель в Лондон. Но какие проблемы могли возникнуть у поездов, идущих в Париж? Никакого снега к этому времени на улице уже не было! Но тем не менее поезд отменили, и я уже прикидывал в уме, в какой заднице оказался весь мой маршрут, ибо если отменили поезд, движущийся со скоростью 300 км/ч, то никакими другими видами транспорта до Парижа мне уже не добраться.
Уже потом прочитал на одном форуме —
Про отмену Талисов по телеку интересно рассказывали. Оказывается, когда внезапно и неожиданно начались морозы, рельсы покрылись тонким слоем льда. Когда же поезд шел по ним с большой скоростью, эта ледяная корка в виде маленьких острых льдинок разлеталась с довольной большой скоростью по всем направлениям, в том числе и под сам поезд, где проходит вся его электрическая система. Многие поезда таким образом были выведены из строя.
Тем временем у окошка Thalys скопилась огромная толпа людей, пытающихся узнать, что им дальше делать. Еще двое сотрудников стояли прямо в зале и по-английски давали советы туристам. От них я услышал, что еще не все потеряно, и я могу уехать на следующем поезде, который отправляется через полчаса. Ну плюс еще на полчаса опоздает, как было написано на табло… Вот только гарантировать места на нем они не могут, потому что видите, два поезда уже отменили, а люди все ждут…
Где-то в 17:30 поезд пришел и началось кино братьев Люмьер «Посадка на поезд» :) Конечно французам и бельгийцам было далеко до жителей Москвы и Подмосковья, штурмующих электрички, но толпы у каждой двери все равно возникли немаленькие. Народ уже забил все тамбуры, а желающих сесть все не убывало. Причем некоторые еще были с огромными рюкзаками и с детскими колясками. Апофеозом стало прибытие к дверям инвалида в коляске, который плаксивым, но требовательным голосом стал просить, чтобы его пустили в битком забитый тамбур вне очереди: -Силь ву пле… Силь ву пле…
Ну какое к черту «силь ву пле», если тут даже ходячим не протиснуться!
Но вот что характерно. Пассажиры, уже проникшие в вагон, совершенно не торопились проходить внутрь салона и между рядами кресел было еще достаточно мест. Вот ведь буржуи! Кто-то там пытался крикнуть что-то типа «граждане, продвиньтесь внутрь», но это как-то мало помогло.
Вобщем, на этот поезд мне сесть не удалось. Со значительным опозданием он отчалил. Не факт, что я успел бы на свой поезд, если бы уехал на нем, так что возможно это было и к лучшему. А так из Брюсселя и улететь на самолете будет проще, и сам город поменьше.
Теперь пришлось резко решать, что делать дальше. Вариантов было немного:
-Признать поездку неудачной, плюнуть на все и искать билет домой; -Отказаться от поездов и нагонять маршрут, взяв билет на самолет до Испании;
Однако, подумав, я остановился на третьем варианте. Все-таки не для того я ехал сюда, чтобы везде летать на самолетах. Я-то хотел попробовать именно поезда! Поэтому я воспользовался предложением женщины из инфопункта Thalys и перебронировал свой билет до Парижа на завтра, на 13:30. А еще в расположенном здесь же на вокзале Travel Center’е мне перебронировали и мой билет на ночной поезд до Мадрида. Там уже правда не было дешевых билетов за 71€, но, учитывая, что виноват во всем этом был не я, а Thalys, они бесплатно сделали мне билет за 160€. Я конечно попытался еще заикнуться и насчет билета на испанский поезд, но мне ответили, что испанскими поездами они не занимаются. Ну да это было понятно и так.
Да, а пока я сидел и обдумывал свое положение, в Travel Center зашел какой-то заросший деклассированный элемент и стал осыпать всех окружающих матерной руганью на каком-то славянском языке, то ли на сербском, то ли на болгарском. Потом он на некоторое время успокоился, тихо уселся на лавочке, скрутил цигарку и принялся нагло курить. При всеобщей борьбе против курения это был отчаянный поступок! К нему тут же подбежал бугай в белой рубашке и галстуке, но бомжик всем своим видом показал, что все словесные угрозы бугая ему по барабану, да и французский язык он вряд ли знал. Так что бугаю пришлось позорно покинуть поле боя:)
Теперь оставалось лишь найти ночлег в Брюсселе. Travel Center, несмотря на свое название, заказом гостиниц не занимался, а инфопункт то ли по случаю праздников, то ли по случаю позднего времени уже был закрыт. Интернет-салонов на вокзале обнаружить тоже не удалось. Были еще правда какие-то беспонтовые терминалы с типа интернетом, но с их помощью можно было смотреть только местные брюссельские туристические сайты с невероятно кривым интерфейсом. Там был даже поиск гостиниц, но когда я пытался нажать на кнопку «Book now», мой запрос уходил куда-то в космос, и на экране ничего не появлялось.
Пришлось показывать высший пилотаж в решении возникших проблем — звонить товарищу в Нарву и просить найти мне отель в районе Южного вокзала. Поначалу он не мог найти такого вокзала среди местных достопримечательностей, все, что он находил, это был какой-то Gare du Midi. Пришлось ему объяснить, что Midi по-французски это, видимо, и есть юг. Pardon my French, если что:)
В итоге были найдены два отеля — что-то за 35€ в полутора километрах от вокзала и некий Hotel de France за 39€ всего в 500-х метрах. Слава высоким технологиям! Вот его я и взял, продиктовав товарищу по телефону номер своей кредитки. Надеюсь, этим я не очень сильно повредил своей безопасности:) А он мне в ответ прислал с помощью SMS адрес гостиницы и код бронирования.
Гостиница и вправду оказалась недалеко и выглядела очень даже респектабельно: большие стеклянные двери, просторное лобби и т. п. Вот только ужин там не давали даже за деньги. Пришлось отправиться на улицу в поисках магазина, работающего достаточно допоздна. Он нашелся рядом за углом. Держали его турки, судя по внешности продавцов. Я поставил на прилавок выбранные товары, продавец посчитал и сказал мне «Thank you». Я аж удивился, вроде благодарить за покупку принято после того, как заплатишь. А когда заплатил, он мне сказал «Merci». Уже когда шел обратно, до меня дошло. Товаров я набрал на 5 евро, и продавец сказал мне вовсе не «Thank you» по-английски, а «Cinq euros» по-французски!
Хорошо знать много языков:)
На следующий день по плану я уже должен был быть в Мадриде, но из-за вчерашней неразберихи с поездами пришлось снова гулять по Брюсселю. Поезд у меня был только в 13:30, так что время еще было. Прошел по Boulevard Maurice Lemonnier до исторического центра, посмотрел на «писающего мальчика». Снова, спустя 9 лет, подивился на то, какой же он все-таки маленький, а еще на то, как же все-таки это странно — построить туристический брэнд целого города на отправлении естественных потребностей:)
По случаю Рождества писающий мальчик наряжен Санта-Клаусом
Писающий Санта — какое кощунство:)
2
Писающий мальчик
1
Дальше опять было «дежа-вю» — я вышел на главную площадь Брюсселя со знаменитой ратушей и опять вспомнил свой первый выезд за границу в мае 2000-го года.
3
Ратушная площадь (Гран Пляс, она же Гроте Маркт)
4
От ратуши пошел обратно в сторону вокзала, решив зайти к Дворцу Правосудия.
2
С правосудием в Брюсселе оказалось все в порядке, соответствующий дворец размерами своими напоминал Исаакиевский собор. Правда был в лесах.
1
Вид на Брюссель от лифта у дворца правосудия
А еще по дороге мне попалась «Avenue Stalingrad». Прославляют Сталина, да. В России вот таких улиц и то нет.
1
Рядом с Южным вокзалом
А вот поезд Thalys на этот раз пришел и ушел точно по расписанию. Народу на перроне было немного, все-таки Рождество — праздник семейный и мотаться по поездам в это время у европейцев не принято. Хоть в инфопункте Thalys вчера меня и предупреждали об обратном, перебронируя билет без гарантии сидячих мест.
Проштампованный билет «sans garantie de place assise» — без гарантии места
Поезд Thalys на Южном вокзале
В вагоне Thalys
В поезде ловился WiFi, но когда я попытался подключиться к нему, выяснилось, что он платный. Вот это, я считаю, жлобство — взять денег за понтовый скоростной поезд, а потом крохоборничать на мелких усулугах.
1
Всю дорогу поезд ехал со скоростью 300 км/ч! Причем скорость эта совершенно не ощущалась, рельсы были ровные и вагоны совершенно не качало. И навигатор у меня ловил GPS исправно. Так непривычно было видеть на его на экране такую скорость!
И спустя всего 1 час и 20 минут поезд действительно прибыл на Северный вокзал Парижа!