Как добраться
До столицы Арагона — Сарагосы — прямых рейсов из России нет, и даже с пересадкой добраться множеством «привычных» авиакомпаний, летающих как из столицы, так и из российских регионов, будет проблематично. Но есть и хорошие новости: Сарагосу выбрали своим хабом популярные европейские лоукостеры: RyanAir и WizzAir. На бортах этих авиакомпаний можно прилететь в столицу Арагона из Пальмы-де-Майорка, Канарских островов, Венеции, Бергамо (один из аэропортов Милана), Бухареста, Мюнхена, Брюсселя и Лондона.
Впрочем, российским путешественникам больше подойдет вариант перелета через Барселону — из столицы Каталонии до городов Арагона от 2 до 4 часов езды на машине. Также из Барселоны можно легко добраться на поезде и на автобусе. О том, как добраться до Барселоны, читайте здесь.
Поиск авиабилетов
в Арагон
Климат и погода в Арагоне
Хотя в основном климат можно назвать умеренным континентальным, его разнообразная орография привела к возникновению нескольких климатов или микроклиматов в разных уголках автономии — начиная с высоких гор с вечными льдами (ледниками), степных зон, (Монегрос) и заканчивая резко континентальным климатом области вокруг Теруэль-Дарока. Средние температуры зависят от высоты места над уровнем моря.
Соответственно, в долине Эбро зимние температуры достаточно высоки (хотя это впечатление портит сильный ветер), а летом достигают 40°C. В горных зонах зимы более суровы, средние температуры на 10°C меньше, чем в долине. Два основных ветра Арагона: северный ветер и восточный (бочорно). Первый дует с северо-запада долины на юго-восток, достигая большой силы и скорости, а второй — теплый ветер, дующий более беспорядочно и более мягко, в основном с юго-запада.
Растительность зависит от рельефа и климата — существует большое разнообразие видов, от диких растений до с/х культур. В областях, расположенных высоко над уровнем моря, можно обнаружить леса, кустарники и луга, в то время как долина Эбро служит для выращивания с/х культур.
Транспорт
Арагон занимает важное стратегическое положение, располагаясь на важных торговых путях, что делает выгодным развитие коммуникаций, хотя они до сих пор не удовлетворяют всех потребностей, а проекты создаются без предварительной оценки ситуации, из-за чего через несколько лет они становятся непригодными.
Аэропорты
На данный момент в Арагоне существуют два аэропорта:
- Аэропорт Сарагосы, расположенный в 10км на юго-западе от центра столицы. На данный момент подвергается серьезной реконструкций в связи с Экспо-2008, строится новый терминал с пропускающей способностью в 1.000.000 пассажиров в год. Кроме того, аэропорт ощущает приток пассажиров компании Ryanair, которая год за годом побивает собственные рекорды, перевезя 435.881 пассажиров за 2006г. по информации Aena. Самолеты летят до Парижа, Франкфурта, Севильи, Сантьяго де Компостела, Канарских островов, Пальма де Майорка, Лиссабона, Рима и Милана, планируется расширять этот список. Компании, осуществляющие перевозки: Ryanair, Plaza Servicions aéreos, Air Nostrum y Air Europa. Помимо роста числа пассажиров, увеличивается количество торговых перевозок спустя нескольких лет застоя, таким образом, превращая аэропорт в один из самых быстро развивающихся на Пиренейском Полуострове.
- Аэропорт Уэска-Пиринеос, расположенный в 10км от столицы Верхнего Арагона. На данный момент заканчиваются отделочные работы, хотя аэропорт до сих пор не сдан в эксплуатацию. Первые коммерческие полеты планируются на конец 2007г. компанией Pyrenair в Лиссабон, Ла Корунья, Мадрид и Валенсию.
- Аэродром Кауде, расположенный в 11км от Теруэля, на данный момент находится на стадии проектирования. В начале он будет служить для парковки, обслуживания, ремонта и разборки самолетов, хотя, возможно, в долгосрочной перспективе будет использован и для пассажирских и торговых перевозок.
- Аэродром Санта Силиа Хаки, расположенный в 14км к востоку от г.Хака, в самом центре Пиреней, осуществляет частные, туристические и ультралегкие перелеты.
- Аэродром Вильянуэва Галего, расположенный в 15км к северу от Сарагосы, предназначен для учебных и развлекательных целей.
Сеть автострад
Арагон имеет одну из самых протяженных в Испании дорожных сетей, большинство из которых находится в подчинении Совета Депутатов Арагона, трех провинциальных депутаций или одного из муниципалитетов Арагона. В сумме длина дорог составляет около 10.700км, половина из которых принадлежит DGA. 2200км принадлежат Государству, а оставшиеся 3000 – различным депутациям.
DGA сейчас занимается обновлением и поддержанием сохранности своих дорог, не забывая о современных требованиях, разрабатывает независимую платную автомагистраль, которая соединит Эль Бурго и Вильяфранка (Эбро), объединив автострады N-II, AP-2, N-232 и A-222, делая первый участок Кинто Синтурон (Z-50) в столице Арагона. Кроме этого, на различных стадиях проектирования находятся другие независимые автострады, например Галлур-Кариньена и Галлур-Эхеа.
Государство владеет многими автострадами, автомагистралями и шоссе Арагона, образуя таким образом крупную дорожную сеть в Арагоне. Вот некоторые из автострад:
- A-2 или Северо-восточная Автострада, соединяющая Мадрид и Барселону, состоящая из двух участков: Мадрид-Альфахарин и Фрага Барселона. Участок N-II между Фрагой и Альфахарином сейчас изучается. Кроме того, эта автострада сейчас реконструируется, что позволит улучшить качество покрытия и скорость передвижения.
- AP-2 или Северо-восточная Автомагистраль соединяет столицу Эбро и каталонский города Эль Вендрелль.
- A-23 или Мавританская Автострада соединяет валенсийский г.Сагутно и Туннель де Сомпорт, расположенный в округе Хасетания. Это шоссе пересекает Арагон с севера на юг, проходя на своем пути через три арагонесских столицы. На данный момент покрытие дороги находится на разных стадиях перехода к автостраде. В 2008г. покрытие автострады будет готово на участке между Нуэно, Теруэлем и Валенсией, на участке между Нуэно и туннелем де Сомпорт начнутся работы, либо проект будет находиться в стадии разработки. Цельные участки получают кодовый номер N-330.
- A-21 или Пиренейская Автострада будет построена вместе с A-22 и участком A-23 через Памплона-Уэска-Лерида, сейчас участки дороги находятся на разных стадиях разработки. Так, наваррский участок строится быстрыми темпами благодаря конкурсу дорожных покрытий, устроенному Действующим Сообществом. Участок между границей с соседним округом и Уэска находится на разных стадиях разработки из-за орографических сложностей, хотя есть уже строящиеся участки. На участке дороги между Уэска и Лерида уже ведется активное законное строительство, за исключением участка между столицей и Сьетамо, который недавно принял Декларацию о Воздействии на Природу (ДИА) и запретил реализацию проекта.
- A-68 или автострада Эбро соединяет Миранду в Эбро и Вальдеаргорфу, расположенную в Нижнем Арагоне (Baix Aragó). Эта автострада также находится на различных стадиях разработки. Быстрее всего идет постройка участка, проходящего через Наварру, более всего отстает участок на территории Арагона. Два участка рядом со столицей Эбро уже сданы в эксплуатацию, а точнее Фигеруэлас-Сарагоса и Сарагоса-Бурго. Другие участки на территории Арагона еще только изучаются, за исключением Эль Бурго и Фуэнтес (Эбро), где сейчас проводятся работа, хотя созданный чертеж позволит дороге перейти в статус автострады. Готовые участки этой автострады обозначены N-232.
- AP-68 или Баско-арагонесская Автомагистраль, соединяющая Бильбао и Сарагосу.
На данный момент многие проекты не допускаются к реализации после происшествии на трассах N-II и N-232, где постоянно происходят аварии с летальным исходом, поэтому планируется сделать платными автострады AP-68 y AP-2 на уже готовых участках.
Трассы, подчиняющиеся трем депутациям, остановлены в стадии реконструкции, уже ведутся разговоры о их передаче DGA для формирования Автономной Сети Автострад.
Железная дорога
Сеть железных дорог Арагона достаточна обширна, существуют обычные пути и, в то же время, специальные для скоростных поездов.
В 2003г. после долгих обсуждений был торжественно открыт Путь для Скоростных Поездов (ЛАВ), Мадрид-Сарагоса-Лерида, с остановками в Калатайуде и Сарагосе. В последствии был создан Путь для Скоростных Поездов в Уэска, столице округа Ойа де Уэска (Plana de Uesca), хотя он не очень удачен, т.к. пересекает пути для обычных поездов. В декабре 2007г. ожидалось открытие Путей для Скоростных Поездов до г.Кондаль, но из-за проблем с проведением работ срок был увеличен до февраля 2008г. Кроме того, обновляется линия Сарагоса-Теруэль для увеличения проходимости и для вступления в Сеть Кантабрийско-Средиземных Путей для Скоростных Поездов. Работы заключаются в замене рельс на более широкие (UIC), изменении системы электрификации и уменьшении числа поворотов. Путь, соединяющий Теруэль и Сарагосу (часть Пути Кантранк-Сангунто) находится в достаточно плохом состоянии, ни он сам, ни составы до сих пор не были обновлены, например, здесь курсирует Региональный Поезд Дьесель (ТДР), который уже утилизируется в Арагоне вслед за другими городами Полуострова.
Число RENFE-поездов в Арагоне было крайне мало, поэтому DGA субсидировала выпуск поездов специально для Аргона, но некоторые посчитали, что финансирование ж/д в Арагоне нарушает права других территорий Испанией. Некоторые считали, что создание независимых железных дорог, которыми уже были оснащены некоторые соседние территории и появление конкурентов у Государства сможет быстрее решить проблему восстановления ж/д сети Арагона, содействуя таким образом использованию вышеназванного транспорта.
Говоря о железных дорогах Арагона, следует выделить международную сеть Канфранк, приостановившую перевозки через Арагон и Францию в 70х годах после разрушения моста с французской стороны. С тех пор пути так и остались заброшены, требуя как минимум ремонта и сооружения туннеля под цепью Центральных Пиреней, а точнее – через массив Виньемалье, хотя ни ремонт, ни проектировка туннеля не планируются в ближайшей перспективе.
Культура
На всей территории Арагона говорят на кастильском, который является официальным языком, как и во всей Испании. В некоторых северных краях области говорят на арагонесском. Кроме того, на узкой полосе на востоке области используют и некоторые диалекты каталонского.
На сегодняшний день кастильский — единственный официальный язык, на котором говорит большинство населения Арагонеса. Он часто отличается от традиционного варианта, используя некоторые элементы арагонесского языка, которые, однако, постепенно исчезают после XV в. Можно выделить несколько вариантов кастильского, отличающихся интонацией и лексикой.
На арагонесском говорят в небольших областях Уэска и Сарагоса, а также заметно влияние языка в провинциях Сарагоса, Теруэль, Ла Рьоха, Наварра, в меньшей степени — в областях, говорящих на каталонском или валенсийском. Этот язык признан Европейским Союзом одним из «языком меньшинств», над которыми нависла угроза исчезновения, поэтому ЕС призвал DGA беречь его и поощрять его распространение.
Многочисленные диалекты каталонского, на которых говорят в некоторых восточных областях Арагона, образующих т.н. «Полосу». Этот язык, как и арагонесский, ожидает утверждения Закона о Языках и официального признания, хотя он и находится в лучших условиях, чем арагонесский. Так, в области Фрага можно получить 4-годичное Начальное Образование и 4-годичное Среднее Образование, занимаясь каталонским ежедневно в сверхурочное время.
Что посмотреть
Национальный парк Ордеса-и-Монте-Пердидо
Пиренеи старше Альп и начали формироваться еще в период палеозоя. С запада на восток они пересекают всю границу Франции и Испании и растягиваются на 450 километров, а высшая точка — 3400 метров над уровнем моря. Кстати эта гора — Ането — находится в провинции Арагон, как и третья по высоте в Пиренейской системе — Монте Пердидо, вокруг которой и раскинулся национальный парк Ордеса-и-Монте-Пердидо.
Чтобы попасть сюда, нужно доехать по живописным арагонским дорогам до посёлка Брото, и далее еще около 10 километров до большой парковки Pradera de Ordesa. Плюсы этого варианта — можно добраться на арендованной машине и погулять в ущелье национального парка Ордеса-и-Монте-Пердидо (Ordesa y Monte Perdido). Мимо будет протекать река Арасас, а живописные горы и водопады будут нависать над вами, демонстрируя свое величие.
Вторая опция — в том же поселке Брото можно взять джип-тур непосредственно к вершинам, откуда открывается, разумеется, более выигрышный вид. Можно это сделать с помощью компании Miradores de Ordesa, что переводится как смотровые площадки Ордесы — национального парка Ордеса-и-Монте-Пердидо. Кстати гора Монте-Пердидо переводится как «потерянная», что объясняется тем, что она постоянно норовит укрыться от ваших глаз в густых облаках. Но именно сверху увидеть ее гораздо больше шансов. Если позволяет время, лучше посмотреть на ущелье снизу и потом на тяговитых Land Rover Defender отправиться наверх. На своем авто сюда нельзя, будь он хоть с колесной формулой 6×6 — национальный парк все-таки. Но, если физические возможности позволяют, можно взять в аренду в Брото велосипеды. Заказать тур также можно еще в России — в компании «Время Тур».
Средневековый город Аинса
Аинса — городок с населением немногим более двух тысяч человек. Признан столицей сельского туризма Испании в 2018 году. Главная площадь города сумела наиболее хорошо сохранить свой изначальный вид относительно других площадей Испании — все дома XII века, окружающие площадь, искусно отреставрированы, но здесь нет никакого новостроя и существенных архитектурных переделок. Галереи на первых этажах этих зданий ранее, как и везде в средневековой Европе, использовались торговцами, а сегодня здесь — кафе, рестораны и сувенирные лавки.
Доминанта площади — церковь Святой Марии. Уникальность ее в том, что она является одним из лучших образцов романской архитектуры в Арагоне. Построенная в XI — XII веках, она стара настолько, что вместо окон — тонкие пластины мрамора: света даже днем хватает ровно настолько, чтобы не споткнуться, что только добавляет драматизма посещению святого места. Как и григорианские хоралы, доносящиеся из динамиков. В подвальном этаже обустроена крипта, камерность которой завораживает и заставляет задуматься о вечном. А самая высокая часть церкви раньше выполняла роль еще и сторожевой башни — на это намекают узкие щели-бойницы. Таков был удел всех сооружений культа того времени — нужно было думать не только о высоком, но и постоянно защищать свои владения от посягательств.
Главное защитное сооружение находится перед площадью — это крепость Аинсы XI века, точнее оставшиеся от нее стены и главная башня. На стены можно забраться и наслаждаться видом на площадь Plaza Mayor и старый город за ней, а с другой стороны вас все так же будут сопровождать величественные Пиренеи.
Защитную функцию выполнял и сам старый город, расположившийся на солидной возвышенности (569 метров над уровнем моря) с видом на Пиренеи и на протекающие внизу сразу две реки — Ара и Синка. Так что для туристов оборонительное прошлое города — не только примечательный исторический факт, но еще и услада для глаз: со смотровых площадок открываются умопомрачительные виды либо на одну водную артерию, либо на другую, либо сразу на слияние двух рек.
Старый город, разумеется, совсем невелик — всего-то пара главных улиц и несколько переулков между ними. Но бродить по нему можно довольно долго, и вовсе не из-за сложностей навигации. Каждый дом, мостовая, ворота или еще какой элемент неизменно будут привлекать ваше внимание. А уж если с вами будет знающий гид, то вы сможете узнать историю чуть ли не каждого камня в этом городе.
Базилика Нуэстра-Синьора-дель-Пилар в Сарагосе
Базилика Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар, или по-другому — Богоматери Пилар, является одной из крупнейших церквей Испании, построенной в стиле барокко. Также это крупнейшая церковь Сарагосы. Посвящение Деве Марии связано с явлением в этом месте в 40 году Святому Иакову и еще восьми его ученикам Богородицы. Считается, что это первыя святыня, посвященная Святой Марии. В центре базилики установленна колонна XV века, сделанная из яшмы и изображающая Богородицу с младенцем на руках.
Христианское святилище возникло в этом месте еще во II века Нашей Эры в виде небольшой часовни. После освобождения города от мавров, была построена церковь в романском стиле, она простояла до пожара в 1434 году. После этого здесь было воздвигнуто здание в готическом стиле, а современный облик базилика приняла в период между 1681 и 1872 годами. Но башни, которые мы видим сегодня, достроили только в 1907 и 1961 годы.
В честь Богоматери Пилар в Сарагосе проходит фестиваль, празднования начинаются в выходные перед 12 октября и длятся до 10 дней. Ферия Пилар предлагает всевозможные традиционные праздничные мероприятия: концерты, ярмарки, театральные представления, уличные шествия, торжественные молебны, бои быков, ежевечерние фейерверки, фестиваль хоты (национальное пение в Арагоне) и арагонских танцев, различные выставки и конкурсы. Ассортимент зрелищ и развлечений настолько широк, что праздники эти с нетерпением ждут все от мала до велика. Во время празднований проходит около 1400 различных мероприятий, вход на 90% из которых свободный.
Самым красочным и грандиозным событием праздника является подношение цветов Святой Деве Пилар. Статуя Богородицы устанавливается на специальной металлической конструкции (высота — 15 м, а вес — около 40 тонн), которая будет впоследствии полностью «заткана» цветами. Эта церемония является кульминацией празднований и проходит всегда 12 октября. Посетить это красочное действо можно в рамках экскурсии «Праздник Святой Девы Пилар в Арагоне».
Частные гиды в Арагоне
Более детально с Арагоном вам помогут ознакомиться русские частные гиды.
На проекте Эксперты.Туристер.Ру зарегистрировано 2 русских гида в Арагоне.
Еда и напитки
Для Арагона характерны такие блюда, как «хлеб пастуха», тернаско де Арагон, ветчина де Теруэль, огуречная трава, вина, приготовлены в Сомонтано, Кампо де Борха, Кариньане, Калатайуде, чиретас, торетас, свиная колбаса, мясо на вертеле, креспильос, тушеное мясо цыпленка с перцем, миндаль, оливковое масло (которое также изготовляется на территории Арагона), мед, персики и т.д.
Где искать и бронировать жилье в Арагоне