На большей части Андалусии властвует средиземноморский климат, для которого характерно высокое атмосферное давление летом (следствие антициклонов с Азорских островов) и как следствие, сильные засухи, иногда прерывающиеся грозовыми ливнями, и крайне высокие температуры. Зимой тропические антициклоны уходят на юг и впускают на территорию Андалусии полярные фронта. Погода становится неустойчивой, осенью, зимой и весной идут проливные дожди, но температура воздуха остается умеренной.
Ландшафтное разнообразие и положение региона между двумя водными массивами, обладающими совершенно разными характеристиками, объясняет наличие нескольких, совершенно непохожих, климатических зон. Уровень осадков уменьшается с запада на восток. Самое дождливое место Андалусии – Сьерра Грасалема: именно там в 1963 году выпало больше всего на всем Иберийском полуострове и территории Испании – 4 346 мм за год. А в самом сухом месте – на мысе Гата – выпадает всего 117 мм в год.
Самые дождливые точки Андалусии совпадают с ее самыми высокими точками: особенно много осадков выпадает в районе Серрании-де-Ронда и Сьерры Грасалема. В бассейне Гвадалквивира уровень дождевых осадков средний. А вот в провинции Альмерия находится единственная в Европе пустыня – пустыня Табернас. За год в Андалусии бывает примерно 75 дождливых дней, а в самых засушливых районах – 50. Таким образом, почти во всем регионе 300 дней в году светит солнце.
Среднегодовая температура в Андалусии не опускается ниже 16°C, а в городах поднимается даже до более высокой отметки: 18,5°C в Малаге и 15,1°C в Баэсе. В большей части бассейна Гвалквивира среднегодовая температура достигает 18ºС, а в отдельных точках восточного побережья Альмерии превосходит 20ºС (21,5ºС в Куэвас-Дель-Альмансора). Самый холодный месяц – январь (в Гранаде средняя температура опускается до 6,4 °C), а жарче всего в Андалусии в июле и августе (28,5°C). Самый жаркий город Андалусии – Кордоба, за которой следует Севилья. Температурный максимум в Испании и на всем полуострове зафиксирован в долине Гвадалквивира: 6 августа 1946 года в Севилье столбик термометра поднялся до отметки 47ºC. Самые низкие температуры отмечаются в Хаэне и сьеррах Гранады: так, в январе 2005 года в Сантьяго-де-ла-Эспада (Хаэн) зафиксировали температуру -21°C, и температуру -18°C – в Прадольяно (Гранада). Самая низкая среднегодовая температура в южной части Иберийского полуострова – 3,9ºC – отмечена в Прадольяно: снег с горных вершин там не сходит почти весь год. Территориальное устройство
Существование, функционирование и соблюдение территориально-организационного деления любой территории невозможно без развитой транспортной системы. Благодаря транспортной инфраструктуре развиваются и поддерживаются экономические отношения и связи между территориальными структурами региона.
В городах Андалусии пока не создана отлаженная система сосуществования пешеходного движения, безмоторных транспортных средств, общественного и частного транспорта, что вызывает определенные транспортные проблемы. Поэтому в последние годы в столицах некоторых провинций Андалусии – в частности, в Кордобе, Гранаде и Севилье – стараются развивать систему общественного транспорта и поощряют использование велосипедов.
Андалузская система железнодорожного сообщения не претерпела практически никаких изменений за последние сто лет: транспортные узлы, как и век тому назад, расположены в Севилье и Мадриде, а прямого железнодорожного сообщения между большинством крупных городов просто не существует. Одна из двух главных линий соединяет Альхесирас и Севилью, а другая позволяет добраться до Мадрида из Альмерии и Гранады. Через Кордобу и Хаэн проходит высокоскоростная железнодорожная линия «Alta Velocidad». Именно андалусийская линия «Alta Velocidad» стала первой линией для высокоскоростных поездов, соединившей в 1992 году Севилью и Мадрид.
Дороги самых популярных направлений постепенно стали основными автомагистралями области, от которых разрастается обширную сеть автодорог. Трасса E-05 (A-4), соединяющая Мадрид и Севилью, и ведущая до Кадиса, начинается в Деспеньяперрос и проходит через Байлен и Кордобу.
С начинающейся в Байлене трассы А-44 (Е-902) можно попасть на дорогу, ведущую в Гранаду и в Мортиль. С востока на запад автономии до самой Португалии тянется автострада А-92, соединяющая Севилью, Малагу, Гранаду и Альмерию с трассой А-49 «Севилья – Уэльва». Пересекающая автономию с севера на юг трасса A-45 соединяет Кордобу и Малагу. Но все же нельзя сказать, что проблема автодорожного сообщения в Андалусии решена полностью: далеко не все уголки региона соединены прямым автомобильным сообщением, дороги перегружены в сезон отпусков и страдают от движения тяжелого транспорта, идущего из сельскохозяйственных прибрежных районов. Кроме того, идущий с запада страны поток работающих в Европе загружает такие направления, как Тарифа и Альгесирас.
Одним из самых крупных и важных портов Андалусии является грузопассажирский порт Пуэрто Баиа в Альгесирасе. В 2004 году через него прошло более 60 миллионов тонн груза. Другие порты Андалусии выполняют главным образом торговую функцию: это порты Малаги, Кадиса, Уэльвы и Севильи. Последний – единственный речной порт в Испании.
На 2008 год Андалусия располагает шестью аэропортами, пять из которых осуществляют международные перевозки. Движение в аэропортах очень насыщено: только на аэропорт Малаги ложится нагрузка в 60,67% всех пассажироперевозок в автономии. Два самых популярных аэропорта – в Малаге и Севилье – обслуживают 80,79% пассажиров, а вместе с аэропортом Хереса - 87,96%.
В соответствии с Планом развития инфраструктуры транспортной системы Андалусии 2007-2013 (PISTA), принятым Советом Правительства, на развитие транспорта и транспортных услуг в регионе предполагается выделить 30.000 миллионов евро.
На формирование андалузской культуры значительное влияние оказали исторические события и географические особенности региона, в частности, сложные миграции различных народов по территории Андалусии. Именно под влиянием перемещения различных народов и цивилизаций по землям Андалусии сложилась постепенно ее культура. У этих, часто совершенно не похожих друг на друга народов, население Андалусии перенимало культуру, привычки и жизненный уклад. Появление в период античности на землях Андалусии первых восточных купцов, затем романизация, длительный период мусульманского господства и последовавшая за ним христианизация сформировали характер, привычки и мировоззрение тех жителей Андалусии, которых уже в XIX веке принято было считать единой нацией.
В так называемый «классический период» развития культура Андалусии стала восприниматься как культура всей Испании. Во многом это произошло благодаря романтически настроенным путешественникам, которым именно андалузская культура казалась утонченной, необычной, полной экзотики.
Так, Ортега-и-Гассет писал:
«Андалусия никогда не была столь тщеславна, чтобы выказывать желание стать отдельным государством, но при этом именно здесь сформировалась уникальная, не похожая ни на одну другую, культура».
И весь XIX век Андалусия определяла нравы и жизненный уклад целой Испании. Век андалузского господства начался с созыва Кадисских кортесов и закончился убийством малагийца Кановаса дель Кастильо и изгнанием Франсиско Сильвелы. Весь этот период тон в Ипании задавала Андалусия. Она проникла в живопись – и на холстах художников появились террасы, горшки с цветами и голубое небо. Все читали писателей, уроженцев юга, и говорили о «Земле Святой Марии». Воришка из Сьерра Морена и контрабандист стали любимцами публики. И вся Испания гордилась тем, что подарила миру Андалусию. Но уже к 1900 году все переменилось – вмешался север.
Искусство
Андалусия дала жизнь многим величайшим творцам. Достаточно упомянуть прославивших ее художников: Веласкеса, Мурильо, Вальдеса Леаля, скульпторов Мартинеса Монтаньеса и Алонсо Кано. Весь современный мир знает работы Васкеса Диаса и Пабло Пикассо. Композиторы Мануэль де Фалья и Хоакин Турина – гранадец и севильянец – вплели в свои сочинения народные андалусские мелодии и сделали их достоянием всего человечества.
Архитектура
Со времен неолита сохранились на территории Андалусии мегалиты – дольмены Менга и Вьера. Первые найденные городские постройки относятся к Бронзовому веку (в Лос Мильярес и Эль Агар).
Среди наиболее значительных памятников античной архитектуры можно назвать раскопки самого старого на всем Иберийском полуострове финикийского города Донья Бланка и развалины города Италика.
Многие из самых известных архитектурных памятников Андалусии – дворец Альгамбра, мечеть в Кордобе и башня Хиральда – принадлежат к испано-арабской архитектуре. Арабская архитектура, как в свое время романская, заметно повлияла на последующее развитие архитектуры в Андалусии: особенно на мавританское зодчество, воплотившееся в королевском Севильском Алькасаре и церквях королевства Кордоба и Севилья, архитектура которых сочетает арабские элементы с романскими и готическими. Построенный несколько позже Кафедральный собор в Севилье, самый большой готический собор в мире, стал основой для сооружения других религиозных зданий: Церкви Святого Мигеля в Хересе, церкви в городке Пуэрто-де-Санта-Мария и галереи Лас Ковачас в Санукар-де-Баррамеда. Говоря о Гранаде, нельзя не упомянуть Гранадский Собор и примыкающую к нему Королевскую капеллу – усыпальницу королей: основание зданий выполнено в готическом стиле, а сами здания – уже в рамках архитектуры Возрождения.
Наиболее полно архитектура эпохи Возрождения в Испании раскрылась в зодчестве королевства Хаэн. Возведенный Андресом Вандельвирой кафедральный собор, ставший образцом для архитекторов кафедральных соборов в Малаге и Гуадиксе, и архитектурные ансамбли городов Убеда и Баэса вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории Севильского королевства и самой Севильи также были возведены прекрасные памятники архитектуры Возрождения: здание муниципалитета Севильи, больница Лас Синко Льягас, монастырь в Хересе-де-ла-Фронтера. Дворец Карлоса V в Гранаде примечателен сугубо итальянской архитектурой.
К барочному стилю относятся здания дворца Сан Тельмо в Севилье и Гранадского монастыря. Табачная фабрика в Севилье выполнена в академическом стиле. Здания муниципалитета в Кадисе, Королевской тюрьмы и Санта Куэва стали воплощением неоклассицизма.
Духом историцизма пронизаны здания, возведенные в XIX – XX веках: особенно в архитектурном ансамбле Испаноамериканского Выставочного комплекса (1929) выделяется Площадь Испании, выполненная в неомавританском стиле и подчеркивающая исторический регионализм. Особое место в андалузском зодчестве занимает и промышленная архитектура, связанная с развитыми в регионе секторами экономики.
В современной традиционной архитектуре четко просматривается средиземноморский стиль, берущий начало в романской и арабской культуре, и прекрасно соответствующий андалузскому климату. Здания примыкают одно к другому – так жители защищаются от жары. Стены белят известью, чтобы они не перегревались. В разных районах Андалусии, в зависимости от климата и традиций, крыши домов строят по-разному: делают плоскими и засыпают землей либо возводят многоскатные черепичные крыши, так называемые «арабские». И наконец, настоящий андалузский дом невозможно представить без внутреннего дворика – патио. Особенно знамениты патио Кордобы. В качестве традиционного декора используются кованые решетки и керамическая плитка. И роскошный особняк, и скромный домик в Андалусии немыслимы без обилия зелени, цветов и воды. Хотя, безусловно, не все архитектурные ансамбли Андалусии похожи один на другой. Архитектура Альпухарры, пещеры Ойя-де-Гуадикс и Сакромонте, традиционная архитектура Маркесадо де Сенете поражают своей уникальностью.
В сельской архитектуре привлекают внимание усадьбы, фермы, хутора.
Скульптура
В период новой истории тон в скульптуре стали задавать гранадская и севильская школа в лице Меркаданте де Бретанья, Педро Мильяна, Хуана Мартинеса Монтаннеса, Педро Рольдана, Хосе де Арке, Херонимо Бальбаса, Алонсо Кано и Педро де Мена. Обе школы сосредоточили свое внимание прежде всего на религиозной тематике; материалом для алтарей и религиозных фигур обычно выступало дерево.
Но еще с давнейших времен в Андалусии существовала и нерелигиозная скульптура: это мраморные фигуры в стиле Возрождения дворца Каса-де-Пилатос и мифологические скульптуры Диего де Пескеры. Но только в XIX веке благодаря творчеству Антонио Сусильо андалузская скульптура отошла от религиозной тематики.
Живопись
Наиболее важную роль в становлении андалузской живописи сыграли гранадская и севильская школы. Севильскую школу живописи, расцвет которой пришелся на XV – XIX века, по праву считают одной из величайших не только в испанском, но и в европейском искусстве. Именно она дала миру прекрасных художников Сурбарана, Веласкеса, Мурильо и замечательного теоретика искусства Франсиско Пачеко. В Музее изящных искусств в Севилье собрана вторая по величине коллекция живописи в Испании, дающая полное представление об эволюции севильской живописи.
Богатейшая коллекция андалузской живописи в жанре бытовизма, начиная с эпохи романтизма, представлена в частной коллекции баронессы Кармен Тиссен-Борнемиса. В ней можно найти работы Мануэля Баррона, Хосе Гарсия Рамоса, Гонсало Бильбао, Хулио Ромеро де Торреса.
В современной живописи особо выделяется фигура Пабло Пикассо, обширнейшее собрание работ которого представлено в Музее Пикассо в Малаге.
Музыка
Термин «андалузская музыка» подразумевает не только народную музыку Андалусии. Это особый музыкальный жанр, включающий наряду с народной и авторскую музыку, обладающую характерным ритмом и мелодикой. Поэтому вполне можно говорить об андалузской музыке, сочиненной не андалузскими композиторами. На профессиональном языке музыкантов это явление принято называть музыкальным андалусизмом.
Музыкальный и танцевальный жанр фламенко появился в Андалусии в начале XVIII века. На его формирование и развитие особое влияние оказала цыганская культура. Понятие фламенко включает пение «канте», игру на гитаре и танец. Часто именно с фламенко ассоциируют андалузскую и испанскую культуру.
В статьях 37.1.18º и 68 Статута об автономии Андалусии подчеркивается важность фламенко как культурного феномена:
«Основные принципы государственной политики»: 18º «Сохранение и защита культурного, исторического и художественного наследия Андалусии, особенно фламенко».
Выдержка из статьи 37.1.18º:
«В исключительной юрисдикции автономной области Андалусии находится определение, сохранение, изучение и популяризация фламенко, так же как и обучение ему, формирование, расширение и распространение фламенко как уникального элемента андалузского культурного наследия».
Выдержка из Статьи 68:
Среди выдающихся музыкантов Андалусии композиторы Кристобаль де Моралес, Франсиско Герреро, Франсиско Корреа де Араухо, Мануэль Гарсия, Мануэль де Фалья, Хоакин Турина, Мануэль Кастильо и основоположник современной классической гитары Андрес Сеговья.
Обязательно нужно упомянуть и о современных музыкантах, работающих в жанре народной музыки – песен и канте хондо: Росио Хурадо, Лоле Флорес (за мастерство и исполнительский темперамент певицу называют Ла Фараона – «Царица»), Хуанито Вальдерраму и всемирно известного певца фламенко Камарона де ла Исла. Последнего критики часто называют лучшим певцом фламенко в истории.
Современная андалузская музыка знаменита роком. В этом жанре работают группы «Triana» и «Medina Azahara». Композиция «Macarena» дуэта «Los del Río» стала известна на весь мир. Именно она звучала на церемонии «Superbowl» национальной футбольной лиги США и стала основной музыкальной темой избирательной кампании Демократической партии США. Нельзя не упомянуть о певце и поэте Хоакине Сабина, об Изабель Пантохе, о Розе Лопес, представлявшей Испанию на фестивале «Евровидение 2002» и о Давиде Бисбале.