Ярославский Художественный музей. Адрес: г. Ярославль, Волжская набережная, д. 23 (Губернаторский дом), тел.: (4852) 30-35-04, e-mail: info@yarartmuseum.ru, сайт: http://yarartmuseum.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/yarartmuseum. Время работы: с 10.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше, в предпраздничные дни рабочий день музея на час короче), выходной день — понедельник, санитарный день — последний вторник каждого месяца.
Это как на копии «Танца» Анри Матисса канцелярской кнопкой пришпилить вырезанный из старой газеты потрет Ленина.
Какая-то по-есенински похмельная безысходность.
Вроде, ничего запредельного. Наоборот, все предельно ясно. И понятно. Но от этой ясности — в разы острее. И от понятности — больнее.
Тоскливо становится. Хотя, всегда тоскливо — когда думаешь.
Грустная выставка.
Впрочем, это лишь слова. И они ровным счетом ничего не передают. Это (эту выставку) надо не просто видеть. Ее надо воспринять, осознать, прочувствовать. Да, я знала, что меня ждет (что я, современного искусства не видела, что ли?). Сюжеты по новостным программам смотрела. Картины эти по ТВ видела. Но это: не просто прикольно, не попытка в очередной раз найти некий глубинный смысл, которого, скорей всего, нет (или не надо слушать глупых «советчиков», которым просто завидно от того, что они не понимают того, что понимаешь ты, не художница, но ценительница — последнее — сарказм).
Да, наверное, будет правильно сказать: это просто грустно.
Игорь Новиков. Русско-швейцарский художник. Авангардист. Нонкомформист. Эмигрировавший в благополучную Швейцарию, но беззаветно любящий несчастную Россию. Ей же посвящающий свои работы. На выставке — картины рубежа веков, с конца восьмидесятых годов 20 века до современного времени, наших нулевых — десятых и уже двадцатых. Картины — переживания, переосмысления, размышления художника, всегда наиболее интересные именно в переломные, переходные моменты.
Вот, за что я люблю современное искусство (впрочем, искусство вообще), так это за возможность думать. Размышлять. Можно часами стоять перед работой сюрреалиста или абстракциониста и рассуждать об экзистенциальности и прочих тонких материях. А можно вот так, прийти на выставку современного художника, и все-все будет предельно понятно. Для всех понятно. И это тоже цель искусства — чтобы не только завуалировано. Чтобы прозрачно. Сейчас, в современном мире, где никто не хочет ни думать, ни размышлять, ни тем более понимать, это важно.
Традиционно три зала. Традиционно тематически разделены. И при этом, неразрывно связаны. Картин много. Они большие. Написанные маслом. Жирные мазки, резкие линии. Если цвет — то его много, очень много, яркого, насыщенного, глубокого.
И непременные человечки. Те самые, схематичные фигурки, похожие на тех, что рисуют на дорожных знаках. Белые, красные, желтые (или золотые?). Чаще бесполые. Иногда (и это одновременно и удивительно, и почему-то ожидаемо) — в касках, как у Дарта Вейдера.
1
Первый зал — очень портретный. Правда, здесь портреты не людей — Города. Точнее, его самого знакового места.
1
Среди них, этих портретов, пара изумительно милых сюрреалистично-абстракционистких работ и самый настоящий, в классическом понимании портрет.
Автопортрет художника. С красным человечком на плече. Сюжетом напоминающий сценку, когда за одним плечом человека — ангел, а за другим — демон. Мне почему-то очень не хочется думать, кого из них изобразил на своем плече художник. К тому же, здесь и без этого полно тем для ассоциаций.
Итак, портреты. Города, который называется Москва. И его знакового места, которое называется Кремль. Точнее сказать, портреты Кремля. Черно-серый монохром. Изредка — вкрапления алого (Кремль — красный). Почему-то в памяти невольно всплывают строки Э. Лимонова: «Белая моя белая, красная моя красная!». Позднее, читая о художнике, встретила упоминание, что они были знакомы. Или это я так подсознательно сассоциировала: Кремль — равно — революция? Кремль — это кремлевские лозунги? Это, кстати, не про сейчас, хотя уж очень хочется так думать (просто так легче). Это — про всегда. Про все времена, с того момента, как стоит Кремль. Царские времена. И времена Советского союза.
Если вспомнить, что некоторые из работ датированы концом восьмидесятых годов, то становится понятной реакция художника. Патриоты бы точно обиделись.
А картина, где на фоне Ленина золотой человечек на лестнице, называется «Субботник». И я давлю нервный смешок. У нас с прошлой среды в городе месячник благоустройства объявлен, а 24 апреля будет общегородской субботник. Кремль стоит. И дело Ленина живо. «С» — это «стабильность».
Второй зал интересен своей иносказательностью. Основой для цикла «Апокалипсис» служат гравюры. Грешники, скелеты — все как обычно. И непременные человечки, почему-то выглядящие на этих гравюрах неимоверно гармонично.
Здесь же — как отсылка или продолжение «Перехода» Татьяны Назаренко с ее фигурами бомжей, раскрашенные фигуры из алюминия все тех же «человеков» в наиболее ярких, запоминающихся позах.
Третий зал — опять же, традиционно, оставлен на «сладенькое». Тот самый, где представлены работы — весьма вольные копии картин известных художников рубежа (уже другого) 19 — 20 веков. И в которых в сюжет классической картины все так же бесцеремонно вторгаются человечки с дорожных знаков. Своеобразный диалог художника настоящего (представителя современного искусства) и художников прошлого. Переосмысление. Интерпретация. Не для себя даже больше. Для современных, не желающих часами стоять и думать: а что же хотел сказать своим полотном художник. Вот Игорь Новиков им и объясняет, точнее, фигурки — привычные, как персонажи примитивных компьютерных игр, скачут, показывают, рассказывают. Поколению, ленящемуся прочитать смс из двух слов, понятнее вот такие схематичные образы. Значит ли это, что художник ведет диалог больше даже не с именитыми мастерами, а с ними, современными человечками из «Тик-тока»?
Но я все же немного из другого поколения. Для меня эти работы — грустное переосмысление. Будь то «Бурлаки на Волге» И. Репина или «Над вечным покоем» И. Левитана. Будь то И. Шишкин или А. Куинджи.
Или буквально прибившая меня «Аленушка» В. Васнецова — прямолинейное прочтение сюжета: «не пей, а то козленочком станешь».
Иисус на фоне газпромовских труб.
Пасторальные, такие милые, светлые пейзажи с лугами, лесами, избушками, церквушками — березовая Русь. И красно-белые «человеки». «Человеки» — менеджеры, вечно куда-то спешащие, что-то продающие, строчащие какие-то отчеты, со своими вечными портфелями — то ли бюрократы, то ли «офисный планктон» — менеджеры, убивающие своим безразличием Россию. «Человеки» — алкоголики, с вечными бутылками, повалившиеся, ползающие — безвременный бич России, очередная отсылка — связь с маргиналами Т. Назаренко. Менеджеры (бюрократы) и пьяницы — грустная действительность нашей страны, которая им не нужна.
Не нужны все эти замечательные, прекрасные, лиричные пейзажи и славные сказки, в которых добро побеждает зло. Выросло целое поколение «человеков», в которых нет ничего доброго, чистого, светлого. «Человеков» — менеджеров. И тех, кому важнее алкогольный дурман, «человеков» — алкоголиков, готовых променять свою душу, все променять ради прозрачной жидкости иллюзорного счастья. Я же говорю, все здесь предельно понятно. И потому становится еще грустнее…
Мы выходим из музея. Странно, когда шли на выставку, по небу гуляли тучи, я волновалась, что пойдет дождь, а у меня на ногах замшевые ботинки, которые непременно промокнут. А вышли — ясное небо и солнце. Волга, проснувшаяся, вскрывшаяся ото льда. Значит, не так все и плохо? Значит, есть надежда на светлое будущее?
Это, как когда читаешь антиутопию и думаешь: а ведь не так плох мир, в котором мы сейчас живем. Ведь там, в этой антиутопии, все намного хуже. И тут же нагоняет вторая мысль, наложенная на осмысление существующей действительности: главное, сделать так, чтобы в нашем мире, у нас так не случилось. Искусство (и живопись, и музыка, и литература) хорошо тем, что развивает способность размышлять.
11.04.2021.
P.S. Информация от Ярославского художественного музея: "В эту субботу, 17 апреля в 15:00, в #ЯХМ – встреча с художником Игорем Новиковым". Так что, если будете в Ярославле и захотите составить свое представление об этой неоднозначной выставке, приходите ))!