Ярославский Художественный музей. Адрес: г. Ярославль, Волжская набережная, д. 23 (Губернаторский дом), тел.: (4852) 30-35-04, e-mail: info@yarartmuseum.ru, сайт: http://yarartmuseum.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/yarartmuseum. Время работы: с 10.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше, в предпраздничные дни рабочий день музея на час короче), выходной день — понедельник, санитарный день — последний вторник каждого месяца.
Фестиваль «Art non-stop».Выставка Татьяны Назаренко. Даты проведения: 17.03.2021–04.04.2021. Посещение бесплатное. Ввиду эпидемиологической обстановки посещение выставки проводится по сеансам (расписание можно уточнить на официальном сайте музея).
Приятно, когда мир потихоньку возвращается в свое прежнее состояние, открыты музеи, проводятся различные мероприятия. Вот и Ярославский художественный музей этим мартом порадовал ставшим традиционным (проводится в седьмой раз) фестивалем современного искусства «Art non-stop».
В его рамках представлена любопытная выставка работ народного художника Российской Федерации, действительного члена Российской академии художеств Татьяны Назаренко. Современное искусство, как и сам фестиваль — это отличная возможность открыть для себя новые имена, увидеть интересные и небанальные работы. Да и свободное посещение фестиваля — хороший стимул для приобщения к прекрасному широких масс. Сама уже несколько лет стараюсь не пропускать «Art non-stop», вот и сейчас, узнав об открытии, в обеденный перерыв поспешила на выставку. К моему удивлению, на выставке было много народа — в основном, молодежь, студенты. Когда уходила, пришла целая группа во главе с педагогом. Всегда приятно, когда молодых людей приобщают к культуре.
Фестивальная экспозиция располагается на третьем этаже ЯХМ в трех выставочных залах. Традиционно в фойе демонстрируется видеофильм о творчестве художницы.
Татьяну Назаренко в советское время называли «королевой союза художников», лидером искусства 1970-х годов. И по сей день, она считается одним из самобытных и талантливых представителей советской и новейшей школ живописи. В настоящее время Т. Назаренко активно выставляется в России и за рубежом.
Татьяна Назаренко удачно сочетает в своих работах советский реализм и приемы различных авангардных направлений 20 века. В основном, пишет портреты, бытовые сценки, а также натюрморты и пейзажи. Картины довольно масштабные. В большинстве своем — очень яркие, сочные, позитивные, красочные, солнечные. Заряжающие какими-то удивительно добрыми эмоциями, оставляющие светлые впечатления с небольшой ноткой дружеской иронии. Смотришь — и начинаешь невольно улыбаться, до чего же узнаваемы сюжеты и персонажи! А, вообще, подкупает и то, что для Татьяны очень важны люди. По ее мнению, каждый человек по своему интересен и прекрасен. Для художницы важна индивидуальность личности, а пейзажи, события выступают лишь фоном для раскрытия внутреннего мира человека, его эмоций, чувств, переживаний. Хотя художница и изображает людей без прикрас, как есть — этакими толстячками со складочками на боках, выглядит это как-то по-доброму. По-настоящему. «Меня всегда интересовали люди, — говорит Татьяна Назаренко в интервью местным СМИ, — я не могу отвернуться, отмахнуться от чужого несчастья. Заставить людей задуматься, призвать их к сочувствию — вот главная цель моей работы».
В основе выставки — полотна, созданные в первое десятилетие 21 века. С них и начинается знакомство с творчеством художницы. Картины, представленные в первом зале, невероятно заряжают таким здоровым, ярким, жарким оптимизмом. Это и понятно — в основном здесь изображены сценки из простой деревенской жизни. Татьяна Назаренко и сама признается, что в ее картинах нет вымышленных героев, все персонажи — это ее соседи, знакомые по сельской жизни. Такие, казалось бы, банальные сюжеты: деревенский праздник с возлияниями, разговорами и танцами, отдых «новых русских» у бассейна (да-да, в Татьяниной деревне есть и такие дачники-богачи), разговор на сельской улочке, купание в деревенском пруду (видимо, одна соседка, как говорится, дама без комплексов — топлес не считается зазорным).
1
1
И в то же время — очень трогательные картины: две женщины, танцующие под вальс со старых пластинок, лиричные влюбленные со свадебным букетом.
1
1
Еще мне очень понравилась большая картина с бело-розовыми мальвами.
И довольно миниатюрная работа, названная «Женщина и цветок», — крошечная фигурка пышечки-нимфы и мастерски выписанные лилии.
1
Второй зал, на мой взгляд, самый сильный в эмоциональном плане. Эта экспозиция больше всего отражает дух фестиваля современного искусства. Зал полностью отдан под цикл — инсталляцию «Переход», выполненный Т. Назаренко в 1995–1996 годах. Художница делала этот проект для выставки в Центральном доме художников, потом инсталляция демонстрировалась в Вашингтоне, где имела несомненный успех. Подозреваю, что в рамках фестиваля представлены не все «картины» этого цикла, наверное, только самые «приличные».
Работы весьма небанальны — это фанерные фигуры людей в полный рост, своеобразные портреты, написанные масляной краской. Фигуры очень (до мурашек!) реалистичны. Все они — обитатели подземных переходов из суровых и лихих 90-х. Бомжи, алкоголики, нищие, попрошайки, барыги, калеки, неформалы на фоне огромного полотна — аляповато размалеванной стены. Люди, которым, как кажется, нет места под солнцем. Только в мраке грязной подземки.
2
1
Второе неофициальное название цикла — «Отверженные». У меня возникли несколько иные ассоциации. Да это же современное прочтение (если угодно — интерпретация) пьесы Максима Горького «На дне»! Впрочем, классика — это как раз, когда читаешь произведение, написанное давно, и вдруг понимаешь: это ведь про наше время, про нас! У меня лично было именно такое ощущение, вспомнила, как полгода назад перечитывала Горького. А 90-е — это и подавно, очень близко, очень знакомо, это моя юность. И хотя ностальгии по тем временам не испытываю (разве что, по собственной молодости), есть что-то трешово-притягательное, болезненно-манящее в воспоминаниях о том периоде. Наверное, не только у меня — тема 90-х многих не отпускает. Серо, мрачно, больно, страшно. И очень сильно. Заставляет о многом задуматься. В том числе, о своем месте в этом мире. Как-то не хочется превратиться в одну из этих фигур…
1
Но встречу с искусством будет правильней завершить на позитивной ноте. Поэтому третий зал отведен для картин из цикла «Венецианский карнавал». Как же здорово ощутить частичку южного тепла среди серого промозглого марта! Яркие краски, разноцветные наряды, скрывающие лица загадочные маски.
В голове сразу же завертелась веселенькая песенка:
«Этой ярмарки краски,
Разноцветные пляски,
Деревянные качели,
Расписные карусели,
Звуки шаpманки,
Гаданье цыганки,
Медовый пряник,
Да воздушный шарик».
Впрочем, за всем этим пестрым маскарадом и шутовством (моя тема!) скрывается глубокий философский смысл. Существуем ли мы, настоящие? Или, запутавшись во лжи, иллюзиях, собственных фобиях, все мы стали лишь масками на улицах карнавала жизни? Мы так привыкли скрывать свои истинные эмоции, боимся быть собой, все время под кого-то подстраиваемся, стараемся произвести нужное впечатление. А правильно ли это?
Мы зачастую носим множество масок, меняя их, приспосабливаясь под ту или иную ситуацию. А стоит ли? И как научиться быть собой? Конечно, художница не дает прямых ответов на эти вопросы. Но, казалось бы, такие незамысловатые, брызжущие позитивом, искрометные картины из «Венецианского» цикла о многом заставляют задуматься.
1
Небольшое вкрапление среди маскарадных портретов — аллегоричная картина, изображающая первых людей — Адама и Еву, новое, этого года, психоделическое полотно «Сон», две работы, посвященные отдыху иностранцев. Впрочем, все мы — жители одной планеты, и все мы похожи, в отдыхе — в том числе.
Выставка Татьяны Назаренко лично мне понравилась. Люблю такие картины — с подтекстом. Люблю яркость, буйство цвета (ах, Матисс!), жизнелюбие, легкость, позитив. Впрочем, представленная выставка — это не только услада для глаз. Она еще и для души. Заставляет думать, размышлять. А это — тоже важная функция искусства.