Кореизская тропа в Крыму — один из самых загадочных и малоизученных маршрутов полуострова. До сих пор бывалые туристы спорят, когда точно дорога была проложена, и как правильно её нужно проходить — сверху или снизу. В одном мнения сходятся — открывающиеся виды на гору Ай-Петри и окрестности Ялты завораживают. Отсутствие сложных участков делает маршрут подходящим, как при оздоровлении терренкурами, так и для спортивных восхождений в разное время года.
Первые упоминания о дорогах, ведущих от черноморского берега на Ай-Петри относят ещё к документам поздней Античности, когда Крым по факту использовался Римской империей в качестве военно-торговой базы. Сведения эти настолько фрагментарны, а археологические находки противоречивы, что даже опытные историки не берутся давать точных дат, высказывая лишь гипотезы, что полторы тысячи лет назад здесь активно выгуливали домашний скот.
Окончательно маршрут оформился лишь в XX веке, когда в 1960-х годах группа советских спелеологов начала изучать местные карстовые гроты. На подступах к горе обнаружились несколько этажей пещер, но попасть к ним можно только с вершин, спускаясь на скалолазных верёвках. Чтобы увидеть каждый грот хотя бы с земли, протаптывались новые грунтовые дорожки прямо посреди соснового бора, среди ветвей которого проглядывались горные зубья.
Новая глава в истории тропы наступила 7 лет спустя, когда закладывалась будущая канатная дорога Мисхор — Ай-Петри, впоследствии ставшая кратчайшим путём на вершину. Маршрут немного скорректировали, чтобы стальные тросы и кабинки не проходили над головами пешеходов весь подъём. Торжественное открытие фуникулёра состоялось в 1987-м году, тогда же и началось возрождение не самой востребованной туристической дороги.
Современная Кореизская тропа — это альтернативный прогулочный вариант для тех, кому нет нужды подниматься по Боткинскому или Штангеевскому терренкуру. Дорога и проще, и сложнее — перепад высот непредсказуемый, но и обрывов над стометровыми отвесными скалами нет. Все опасные участки давно отгорожены прочными перилами с заборами, везде висят знаки и самодельные указатели из камней — заблудиться будет непросто даже новичкам.
Точка старта у дороги одна, находится она на 9-м километре Южнобережного шоссе, буквально сразу за большим бетонным указателем «72-Севастополь — Ялта-9». Здесь туристов ждёт первая «ловушка», о которой редко пишут в путеводителях — выбирать нужно не крайнюю левую грунтовку, а хорошо утоптанный центр. Если пойти до конца влево, трек упрётся в «Сосновый бор» — промежуточную станцию фуникулёра, откуда придётся пробираться сквозь густую чащу.
Дальше и практически до конца путь никуда не петляет, а постепенно уводит туриста от моря к склону горы. Обочины маркируют несколькими способами — красные стрелки на оврагах и деревьях, камешки, выложенные вдоль правильного отрезка, и белые тряпки на ветках кустарников. Примерно через каждые 200–300 шагов встречаются «сократы» — так назвали срезы маршрута, но пользоваться ими при первом восхождении не рекомендуется, чтобы не начать ходить кругами.
Третья часть дороги отмечена зоной отдыха — стоит беседка от лесничества, оформлен родник с питьевой водой и несколько импровизированных скамеек. Тут начнётся самый сложный стометровый отрезок — тропа резко уходит вверх под 45 градусов наклона, и придётся шагать очень быстро, чтобы не соскользнуть на сыпучих камнях. Пройдя этот участок, можно вернуться к прогулочному темпу — торопиться больше некуда, впереди — плавный подъём.
Следующая остановка — Воронья скала, у которой оборудован второй и последний источник пресной воды до самой вершины. Обогнув каменный отрог, нужно внимательно смотреть налево сквозь сосновые ветки — за ними прячутся «разинутые» своды Мисхорской пещеры, где в тёплое время года регулярно работают спелеологи. Разведанная глубина грота — 70 метров, и попасть туда без опытного инструктора нельзя — придётся любоваться суровой красотой с земли.
Перед финальным отрезком туристов встречает местный старожил — сосна «Самолёт» необычной закрученной формы. Таких деревьев на склоне очень много, и особенно хорошо они выглядят снежной зимой, или после первых осенних морозов, когда густые «лапы» хвои действительно похожи на крылья самолётов. Вокруг — несколько оборудованных смотровых площадок, они безопасны, но не спасают от тумана, его главная гора Крыма притягивает с особой силой.
Добравшись до конечной станции канатной дороги, можно выбирать-либо путь продолжится на зубцы Ай-Петри, либо спуститься той же дорогой вниз после недолгого привала, или купить билет на фуникулёр, и промчаться вниз, пытаясь разглядеть тропу сверху. Последний вариант самый простой и быстрый — спуск займёт не более 15 минут, нижняя станция находится напротив другой смотровой площадки — в этот раз на море — от неё до Мисхорского парка рукой подать.
Второе название маршрута — Мисхорская тропа, и у него такой же официальный статус. Дело в том, что в 1958-м году Мисхор и Кореиз объединились в один муниципальный район, но жители по привычке продолжали «привязывать» места к конкретному посёлку. Так, Юсуповский дворец и дворец Дюльбер до сих пор относятся к кореизским достопримечательностям. Их посещение нередко совмещают с походом на Ай-Петри в единых обзорных экскурсиях по Большой Ялте.
С 2010-го года Кореизская тропа стала использоваться как трасса для экстремальных велосипедных спусков. Любителям прокатиться «с ветерком» установили трамплины и целый парк спортивных снарядов для трюков и прыжков. Как только начинаются официальные соревнования, организаторы перекрывают доступ к пешеходным участкам подъёма, чтобы избежать любых происшествий со спортсменами и случайного наезда на заблудившихся в лесу туристов.
Знаменитая сосна «Самолёт», растущая близ вершины горы, получила свою необычную «закрученную» форму ствола благодаря уникальному климату. Она стоит на розе ветров — месте пересечения агрессивных воздушных масс, где ежедневно случаются шторма и небольшие ураганы. Но гораздо интереснее этого факта возраст самого дерева — предположительно оно растёт здесь с конца XVIII века, что делает его старше половины населённых пунктов Крыма.
Некомпетентные экскурсоводы и обозреватели утверждают, что маршрут подходит для любого возраста, в том числе детям и пожилым путешественникам, но верить этой информации ни в коем случае нельзя. Забывают один важный факт — средний наклон подъёма — около 40 градусов, многие идут с палками для трекинга и буквально налегке, чтобы не останавливаться на привал после каждого поворота. Неопытному туристу тропа может показаться слишком сложной и крутой.
Точка старка находится в 50 метрах от пригородной остановки «Кореиз», мимо которой идут несколько ялтинских рейсовых автобусов и одно маршрутное такси из Алупки. На 2025 год проблем с расписанием нет, раньше были частые жалобы, что водители отказывались останавливаться у знака, но теперь это неактуально. Автобусы ходят каждые 15–30 минут в течение дня, точный график зависит от маршрута, но лучше садиться на № 142 до Симеиза, они идут чаще.
Договориться с такси тоже легко — водители привыкли высаживать пассажиров «за указателем», фактически на самом начале маршрута, главное — уточнить, откуда пойдёте — с горы или от шоссе. Заказывать машину придётся у местных диспетчеров — приложения Uber, Maxim и Яндекс в Крыму не работают. Неплохо узнать заранее, какой тариф на пригород, некоторые шофёры без стеснения увеличивают стоимость, не предупредив, если в салоне нет счётчика.
Тем, кто путешествует на автомобиле, восхождение усложнится — ближайшие парковки находятся на нижней (44.425642, 34.070108) и верхней (44.453308, 34.059910) станции канатной дороги. Как вариант — оставить машину внизу, купить билет на фуникулёр, но выйти на «Сосновом бору», чтобы продолжить путь уже пешком, как рядовой турист. Парковаться вдоль трасс запрещено, эвакуаторы регулярно забирают нарушителей на штрафстоянки.
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.