Новодвинская крепость — оборонительное сооружение с трехсотлетней историей, единственное бастионное укрепление Русского Севера. Крепости, построенной по указу Петра I, довелось сыграть решающую роль в истории Северной войны.
Объект имеет статус памятника федерального значения. Находится в поселке Конвейер на острове Линский прилук в дельте реки Северная Двина. Административно фортификационное сооружение относится к Маймаксанскому округу. От г. Архангельска нужно преодолеть расстояние в 20 км.
Сегодня Новодвинская крепость фактически является объектом Краеведческого музея Архангельска. Она представляет собой полуразрушенное укрепление, которое, тем не менее, привлекает любителей истории и прогулок по знаковым местам. Потрясающие виды на окрестности открываются со стен крепости. Сотрудники музея организуют регулярные экскурсии для детей и взрослых с мая по сентябрь с выездом из Архангельска. Записаться на экскурсию можно по телефону или в музее.
В XVIII в. единственным торговым и морским портом России был Архангельск. Петр I распорядился сделать здесь верфи, где строили и торговые, и военные корабли. Так город постепенно стал центром судостроения, его стратегическое значение возрастало. Шла Северная война, и царь понимал, что нападение шведов на такой важный объект просто неминуемо.
Чтобы подготовиться к встрече с врагом, Петр I приказал построить укрепление, которое бы вмещало тысячу человек. Инженер-фортификатор Иоган Адлер первым попытался составить план строительства, однако тот не понравился Петру. Другой военный инженер Егор Резен приступил к работе в апреле 1701 г.
На тот момент это была самая масштабная стройка во всем государстве. Возводили из камня и леса. Основную часть камня добывали в Орлецах и отправляли к крепости на баржах. В дело были вовлечены почти три тысячи крестьян из ближних деревень, учредили даже специальный орган для управления работами — так называемую Семиградскую ратушу. Место было выбрано максимально недоступное для неприятеля. С востока и запада крепость защищена водными преградами, на севере — болотистый берег, и только с юга был возможен подход вражеских войск.
Строительство происходило очень быстро: в мае 1701 г. уже был готов план и расчищена территория, в июне заложили крепость. И сразу же новому оборонительному сооружению, еще в начале строительства, пришлось принять бой. Шведские войска попытались пойти в атаку на Архангельск, прислав в устье Двины военные корабли.
Одно из судов село на мель у самой крепости, другие были обстреляны из пушек береговой батареи, а два даже захвачены в плен вместе с орудиями и амуницией. Так Новодвинская крепость получила первые трофеи. Бой длился 13 часов и закончился тем, что враг отступил. Это стало первой победой русских войск и переломным моментом в истории Северной войны.
В 1702 г. Петр сам приехал в Архангельск, чтобы руководить строительством. Для царя возвели деревянный дом на острове, где он жил полных два месяца. Работали и над возведением храма святых покровителей Петра и Павла. Крепостная церковь из бруса была закончена и освещена в августе 1702 г., в ее освещении принял участие царь.
Достроили крепость в 1705 г., но еще почти 10 лет длилось формирование и комплектация фортификационного комплекса. На вооружение поставили 180 пушек. В 1731 г. включили Новодвинскую крепость в штатный реестр.
Панорама стены укрепления
Во время Крымской войны крепость спасла Архангельск только тем, что наводила страх на противника. В 1854 г. было объявлено об осадном положении крепости, тут же ее дополнительно вооружили и укрепили, оборудовали артиллерийские точки. Англо-французская эскадра не решилась зайти в устье Северной Двины, боялись погибнуть под огнем крепостных орудий.
В 1864 г. военный порт в Архангельске закрыли. Отпала и необходимость в оборонительном сооружении, поэтому бастион передали в ведение Архангельской епархии. Сначала сановники обдумывали вариант создания на этой территории епархиального училища для женщин, однако скоро отказались от идеи. В Новодвинской крепости в итоге устроили склад строительных материалов и другой хозяйственной утвари, а часть камней из оборонительных стен и вовсе распродали. Известно, что до сегодняшнего дня в постройках Северной железной дороги можно увидеть белые глыбы — это блоки, взятые со стен крепости. К концу XIX в. в ситуацию даже вынужден был вмешаться губернатор, который остановил уничтожение бастиона.
В 1911—1913 гг. известный русский реставратор изучал крепость и предложил внести строение в список достопримечательностей России. Но начало Первой мировой войны, а затем и приход советской власти помешали реализации этих планов.
При СССР крепость отдали под детскую колонию, а в 1930 г. переориентировали учреждение под содержание совершеннолетних преступников. Трудовая колония достраивалась и расширялась, поэтому часть бастиона разрушалась. Так был уничтожена облицовка из камня, практически все внутренние постройки, разобраны северные и восточные куртины, многие части цитадели просто обрушились от времени. Внутри крепости находились цеха колонии, а жили заключенные в поселке.
В 90-х годах XX в. начался длительный процесс выселения колонии из Новодвинской крепости. Только в 2007 г. она была передана в ведение Краеведческого музея. В 2008 г. начались работы по реставрации. Однако на сегодняшний день частично приведены в порядок только южная и западная части памятника истории и архитектуры, процесс восстановления продолжается.
Новодвинское укрепление каменно-земляное, ориентировано по сторонам света. По форме — квадрат с вытянутыми бастионами по углам. У каждого бастиона есть свое название: Рогаточный, Морской, Могильный, Флажный. Это первая в России так называемая звездчатая крепость, построенная по голландскому проекту. Именно по ее примеру позднее возвели знаменитую Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге.
Укрепленные стены протяженностью 1500 м рассчитаны на оборону и артиллерийский бой. Толщина каменной кладки от 2,5 до 3,5 м, а основание земляных валов достигает 20 м в ширину на некоторых участках. Южная куртина была самой укрепленной, оснащенной караульными башнями. С северной стороны вход в бастион прикрывал равелин, который был разобран и до наших дней не сохранился.
Попасть внутрь можно через одни из трех ворот. Южные (также назывались Летними или Полуденными) находятся в центре южной куртины. Именно к ним выходит турист, приехавший по современной дороге, чтобы осмотреть крепость. Вход был оформлен в стиле античной арки, ворота защищены подъемными решетками. Также выглядели и Двинские ворота (главные), выходившие на берег реки. Третьи ворота называются Равелинными, находятся с северной стороны. Историки утверждают, что в крепость вели тайные подземные ходы.
Во дворе располагались казармы — кирпичные двухэтажные здания. Имелись оружейные склады, многочисленные хозяйственные помещения и дом коменданта крепости. В центре двора находился небольшой деревянный храм. За долгую историю крепости ее ни разу принципиально не перестраивали, поэтому стены по сей день сохранили свои изначальные черты, правда, уже в довольно разрушенном виде. Из внутренних построек почти ничего не уцелело, только офицерский дом.
Ежегодно стараниями сотрудников музея 12 июля отмечается День Новодвинской крепости. Он совпадает с праздником апостолов Петра и Павла — святых покровителей северного форпоста. В этот день организуют познавательные экскурсии (исторические, археологические и ботанические), массовые гуляния со средневековыми танцами, игротеку для детей и взрослых. Гости могут узнать больше об истории бастиона, увидеть постановочные бои и исторические реконструкции, создать своими руками корабли на мастер-классе и сделать памятные фото в стилизованных фотозонах.
Если поездка с организованной экскурсионной группой вас не привлекает, то добираться в Новодвинскую крепость можно самостоятельно.
Из Архангельска на городском транспорте:
Общественный транспорт приходит сюда с интервалом в 10–15 минут. Переправляйтесь на остров Бревенник: летом это можно сделать на теплоходе, зимой действует ледовая переправа. Теплоход ходит раз в час, а сам путь по воде занимает не более 5 минут. На другом берегу будет поселок с названием 23 лесозавод. На этом ваш путь не заканчивается.
У причала вы увидите вымощенную досками дорожку для пешеходов. Двигайтесь по ней и попадете на остановку автобуса, который идет в поселок с названием Конвейер. Здесь стоит хорошо рассчитать время, так как автобусы ходят редко, есть рейс в 10 утра, а потом только в 3 часа дня. Ехать нужно до конечной остановки, это займет примерно 20 минут. Если не хотите терять время на ожидание автобуса, можно пройти пешком, расстояние до цели — 8,5 км.
На нужной остановке несложно сориентироваться: найдите указатель с надписью «Крепость», через 5–7 минут неспешного шага вы окажетесь у Южных ворот Новодвинской крепости. Рассчитывайте время прогулки так, чтобы успеть на обратный автобус до переправы, который уходит около 15:00.
Сначала двигайтесь на север от Архангельска по Маймаксанскому шоссе. Так вы доберетесь до переправы «Причал лесозавода № 22». Дождитесь парома (ходит раз в 2 часа) и отправляйтесь на остров Бревенник, 23 лесозавод. От переправы выезжайте на дорогу, вымощенную бетонными плитами, и двигайтесь в сторону поселка Конвейер. По этой дороге ходят и автобусы. Скоро вы увидите столб с указателем «Крепость».
Видео о Новодвинской крепости
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.