Дорога троллей (Тролльстиген, Trollstigen) — уникальный туристический маршрут, соединяющий долину Валльдален с городами Олдаснес и Ромсдален. Этот образец инженерного искусства, именуемый также Лестницей, тянется на 56 км вдоль самых изумительных ландшафтов Гейрангерфьорда и его окрестностей.
Вокруг расположены горные вершины, большинство из которых имеют собственные названия. Ближайшие к Тролльстигену — Стиботнхорнет и Бископен. На западе возвышаются горы Кёнген и Дрониннъен. К северо-востоку от него находятся вершины Тролльтиндене, Троллькльорне и Тролльвегген.
Туристическая дорога довольно опасная и зигзагообразная: включает одиннадцать петель радиусом 10 м. Ширина проезжей части достигает в среднем 4–6 м. Альнесресет — наивысшая точка маршрута: она поднимается на 850 м над уровнем моря.
Путешественникам стоит учесть, что серпантин полностью лишён покрытия мобильной связью. Поэтому важно соблюдать осторожность на дороге: вызвать помощь довольно затруднительно.
Лестница троллей обязана своим появлением ферме Девольд. Здесь проводилась ежегодная румсдальская ярмарка, на которой продавали изделия народных умельцев и продукты. Поскольку ферма находилась в труднодоступном месте, торговцы нуждались в переправе через горные перевалы. Проложенные прежде дороги через Иннфьорден и Стегафьель не подходили для этой цели. Во-первых, окружной путь занимал больше времени; во-вторых, последний маршрут включал переправу на лодке.
Спустя два столетия судебный пристав Суннмёре при поддержке священника Людольфа Крона приказал крестьянам расчистить место для будущей дороги. За это назначили вознаграждение в 200 риксдалеров. На 1776—1781 гг. пришлись строительные работы по улучшению доступа к расчищенному участку. По словам местного шерифа, Тролльстиген больше не напоминал дикую тропу. Он превратился в отличную дорогу, на которой свободно могли разъехаться две телеги.
Разработкой плана нового маршрута через горы занимался инженер Нильс Ховденак. Норвежец выступал за то, чтобы дорога соединяла Эвстестёль и Стигфьелльрёр: со временем она могла бы превратиться в автомобильное шоссе. Директор Строительного ведомства сомневался в этом, но результаты исследования 1896 г. изменили его мнение.
Открытие железной дороги в Рауме послужило причиной для выдачи гранта на строительство дополнительного маршрута, который обеспечил бы доступ к вокзалу из внутренних районов Суннмёре. Лестница троллей расширилась и практически приобрела современный вид.
О перспективности Тролльстигена как главного туристического маршрута говорил Ховденак ещё в 1912 г. По словам инженера, местный перевал — едва ли не лучшее, что есть в Норвегии.
Спустя четыре года члены парламента задумались о модернизации Дороги троллей. Окружной совет разработал новый проект и выдвинул его на голосование. Силы практически сравнялись: число голосовавших за и против составляло 34 и 31 соответственно. Последние критиковали проект за то, что он придавал Тролльстигену большее значение, чем автомобильному сообщению между Иннфьорденом и Веблунгснесом (нынешнее шоссе E136).
В 1927 г. многие председатели сомневались в целесообразности прокладки дороги через гору в Мёре-ог-Ромсдаль. Несмотря на протесты, Совет графства не прекратил работу. В том же году началась модернизация маршрута между Лангдалем и Эвстестёлем в долине Валльдален.
Позже рабочие взялись за участок Слеттвикане-Альнесресет и обустройство одиннадцати петель маршрута. Особенно резкие повороты обезопасили кирпичными кладками, отдельные участки соединили мостами. Примечательно, что каждая петля носит имя группы, которая отвечала за её строительство.
Хотя все работы велись вручную, за один день умудрялись пробурить несколько 3-метровых скважин. Помимо этого, строители возводили перила, постепенно продвигаясь к водопаду Стигфоссен. Проект завершился в 1936 г. На церемонии открытия присутствовал король Хокон VII.
В районе самой высокой точки маршрута возвышалась гостиница «Тролльстигхаймен». После окончания Второй мировой войны её расширили до двух зданий. К сожалению, гостиница пострадала от сокрушительной лавины в 1963 г. На этом месте планировали возвести новый отель, но от идеи пришлось отказаться в рамках будущей модернизации.
Сейчас Дорога троллей она известна как один из самых посещаемых природных объектов региона. На вершине Тролльстигена возведены новый туристический центр, кафе и сувенирные магазинчики.
Панорама Лестницы троллей с трассы FV-63
Дорога троллей открыта с мая по октябрь. Эти даты могут сдвигаться в зависимости от погодных условий. Проще всего доехать до Тролльстигена на автомобиле из ближайших населённых пунктов:
Обратите внимание: из-за сравнительно небольшой ширины Лестницы троллей сюда не допускаются туристы на транспорте, длина которого превышает 12,5 м. Лучший вариант для поездки по серпантину — легковой автомобиль или мотоцикл.
Путешественники могут частично преодолеть расстояние на автобусе:
Существует и третий вариант: доехать до Ондалснеса на поезде, а оттуда — на автомобиле или автобусе до знаменитой дороги. На сайте жд Норвегии можно забронировать билет на нужные дату и время.
Видео: Дорога троллей в Норвегии
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.