Костел Святой Анны является шедевром поздней готики и одним из символов Вильнюса. Он находится в Старом городе на улице Майронё и относится к ряду интереснейших достопримечательностей города. Будучи римско-католическим храмом, он был возведен в XIII веке в стиле классической готической архитектуры и составил единый архитектурный ансамбль с монастырем и церковью святых Бернарда и Франциска. По легенде Наполеон Бонапарт, когда увидел это строение, пришел в восторг от изящества и красоты собора и расстраивался, что у него нет возможности увезти его с собой в Париж.
Самая первая эмоция, которую испытывает практически каждый турист, оказавшийся здесь, — это разочарование. Дело в том, что фотографии не передают реальные размеры святыни, из-за чего она кажется огромной. Люди, приехавшие в Вильнюс впервые, ждут нечто настолько же грандиозное, как и соборы Кельна, Милана или Реймса. В действительности костел достаточно миниатюрен, но при этом крайне изящен и очень гармоничен, поэтому первое ощущение вскоре сменяется восторгом.
В настоящее время туристов всех стран привлекает внешний вид святыни и скрытый смысл, таящийся за готическим фасадом. Костел могут посетить все желающие, в выходные здесь можно стать свидетелем мессы, которую служат монахи из соседнего монастыря. Внутри не так много места, поэтому лучше посещать этот памятник архитектуры в утренние часы, в более позднее время его начинают заполнять толпы туристов.
Со вторника по субботу русскоязычным гостям предоставляют возможность проведения групповых экскурсий на родном языке с гидом в течение 30 минут или 1,5 часов в зависимости от протяженности маршрута. Также можно заказать индивидуальную экскурсию.
Напротив здания разбит миниатюрный сквер, где приезжие могут расслабиться прямо на траве, любуясь готическим фасадом костела и его колокольней. Отсюда открывается чудесный вид на святыню, позволяющий сделать хорошие фотографии и подумать о вечном.
Изначально костел был деревянным, возвели его в 1394 году. По прошествии века на его месте было отстроено здание из камня, которое освятили в 1501 году. В качестве спонсора постройки выступил великий князь литовский Александр Ягеллон, являвшийся внуком Казимира Ягеллона, который был фундатором Бернардинского костела. Над именем создателя историки гадают до сих пор, есть предположения, что им стал Бенедикт Рейт, подаривший миру Собор Святого Вита в Праге и замок Вавель в Кракове.
Среди местных ходят легенды о завистливом и коварном главном строителе церкви. Говорят, что Рейта назначили ответственным за возведение монастыря и маленькой церкви. Монастырь должен был принести значительно больший доход, поэтому архитектор лично руководил процессом, заниматься церковью же должен был его помощник. Когда ее строительство было завершено, Рейт пришел посмотреть на результат и настолько был поражен увиденным, что сбросил своего помощника со строительных лесов, а позже присвоил его работу себе. Спустя год после освящения от старости разрушилась стоящая рядом церковь бернардинцев, тогда послушникам пришлось проводить обряды в костеле Святой Анны.
На протяжении всей своей долгой истории костел Святой Анны проходил через пожары и запустение. Своим нынешним обликом он обязан князю Николаю Радзивиллу, преобразившему и вновь освятившему здание в конце XVI века. Позже оно не раз реставрировалось и подвергалось изменениям, но в его общем облике с тех пор ничего не поменялось.
Одновременно с этим отстроили святыню бернардинцев, которая стала частью оборонительной стены по периметру Вильнюса. В XVII веке строителями были укреплены своды костела, заштукатурены его стены, также было создано три барочных алтаря. Во время строительства использовали желтый фасонный кирпич, который отличается повышенной устойчивостью к внешним воздействиям.
Пожар 1761 года сильно испортил стены, закоптив их, позже они были заново покрыты штукатуркой и окрашены в красный цвет. Все имевшиеся конструкции из дерева были заменены каменными.
С приходом войны 1812 года костел временно стал пристанищем для французской кавалерии, которая, покидая Вильнюс, уничтожила всё деревянное убранство святыни.
По окончании военных действий место несколько раз реставрировалось, но до серьезных изменений дело не дошло. Проект Чагина в XIX веке позволил пристроить к нему новую колокольню в готическом стиле, сохранившуюся до настоящего времени. В конце 1980-х годов церковь бернардинцев передали Институту Искусств, но уже спустя несколько лет она была отреставрирована и отдана в пользование францисканским монахам.
В 2008 году часть костела закрыли из-за его постепенного разрушения от вибрации, создаваемой регулярно проезжающими рядом машинами.
Костел Святой Анны является типичным образцом поздней готической архитектуры, которая была популярна в Европе в средние века. Строение отличается небольшими размерами, оно однонефное и имеет множество декоративных башенок и стрельчатых окон, делающих здание воздушным и даже словно игрушечным. Костел имеет удлиненную прямоугольную форму, стены по бокам тонкие, между боковыми парами окон изнутри и снаружи выступают столбы, которые играют роль контрфорсов, поддерживающих своды.
Неповторимый фронтон костела Святой Анны выгодно выделяет его среди прочих шедевров восточноевропейской кирпичной готической архитектуры. Святыня является величайшим произведением, сохранившимся до нашего времени и демонстрирующим изящество, необыкновенную пластику, разнообразие и грациозность линий. Не подлежит сомнению мастерство строителей, занимавшихся созданием этого архитектурного памятника.
Фасад здания признан самым необычным во всей восточной Европе. Он разбит на три части, каждая из которых заканчивается аккуратной башней, рисунок фронтона отличается причудливостью и красотой, именно благодаря нему костел Святой Анны является уникальным в своем роде. По одной из версий в фасад символическим образом вписан герб рода Гедиминовичей, которым была отведена важная роль в истории Литвы и России.
Если внимательно присмотреться, можно разглядеть на основном фасаде буквы «А» и «М», которые могут означать «Ana Mater Marija» или «Ave Maria» на латинском («Святая Анна — мать девы Марии» или «Славься, Мария»). Часть авторитетных источников утверждает, что в композиции фасада делается упор на столпы Гедиминовичей, которым соответствуют три верхние башенки.
Верхнюю часть фасада от цокольной, имеющей три арки входа, отделяет карниз. Вход сделан на контрасте с декоративным видом основной части фасада, которая не может похвастаться ни единой плоской поверхностью. От карниза вверх тянутся вертикали прямоугольников срединной части фасада, их опоясывает веревочный орнамент. Связывает воедино все элементы, включая высокие узкие окна, большая выгнутая килевидная арка, над ней возвышается центральная башенка фасада.
Между средней и увесистыми боковыми башнями выступают наружу застекленные эркеры, украшенные миниатюрными башенками и пинаклями на них. У башенок стрельчатых арок строение становится продолжением мотива большой арки. В качестве завершающего элемента ажурного фасада выступают островерхие восьмигранные башни, окончаниями которых служат столбики с пинаклями. На пинаклях и остриях башенок присутствуют кованые изображения солнца, крестов и флюгеров.
Сразу за костелом Святой Анны разместился бенедиктинский монастырь, подтверждающий тот факт, что ранее на месте святыни было отстроено языческое святилище. Дело в том, что в средние века церкви никогда не появлялись в случайном месте, особенно это касалось Литвы. Здание было построено в начале XVI века и также много раз перестраивалось.
Часовню в стиле барокко возвели уже позже, а своим современным обликом она обзавелась после реконструкции 1820 года. Самой последней постройкой стала колокольня, она выросла в 1873 году. Отзывы специалистов о ней сдержанные: она считается не очень удачным произведением искусства, сильно отличающимся от остального архитектурного ансамбля.
Внутреннее убранство храма известно своей скромностью, простотой и стандартным для католических храмов интерьером: цвет стен светлый, росписи отсутствуют, количество икон минимально. Пресбитерий и основное помещение разделены посредством арки, в северной части костел соединен ризницей и галереей с Бернардинским монастырем.
В святыне размещена Академия Искусств, также здесь есть 14 алтарей с фигурами святых из дерева, самое старое в стране распятие, которое создал неизвестный мастер в XIV веке, и несколько десятков надгробий потрясающей красоты.
Костел Святой Анны достаточно легко отыскать, ближайшей к нему автобусной остановкой является «Дайлес академия», через которую следуют автобусы № 10, № 11, № 33, № 89.
Туристы, имеющие права, могут взять автомобиль в прокате и добраться до места самостоятельно.
Помимо этого, в городе есть несколько местных служб такси, также есть возможность вызова машины через популярные службы Яндекс.Такси и Uber.
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.