Святой монастырь Хиландар занял одну из густо поросших лесом живописных долин на северо-востоке святой горы Афон приблизительно в 4 км от моря и монастыря Есфигмен. Хиландарский монастырь основали сербы в конце XII века, и, даже учитывая факт его удаленности, место и сейчас считается главной святыней православной Сербии.
Из-за непрекращающейся поддержки со стороны сербских правителей место стремительно росло и богатело, на сегодняшний день оно стоит на четвертом месте в иерархии обителей Афона. Среди паломников Хиландар известен своим славянским гостеприимством, комфортными условиями пребывания и огромным количеством реликвий даже по афонским меркам, одной из которых стала чтимая всеми икона Богоматери «Троеручица», созданная в VIII веке.
Одна из версий сообщает, что название Хиландар пошло от имени основателя здешней монашеской общины, другие утверждают, что обитель так назвали из-за ее формы, которая имеет нечто общее с очертаниями византийского корабля типа «хеландион».
Основание монастыря относят к 1198 году, его создателями стали сербский правитель Стефан Немана и его сын Растко, которые приняли постриг и взяли себе имена Симеон и Савва, а затем стали наиболее почитаемыми сербскими святыми. Именно в 1198 году Ватопедом был передан отцу и сыну разрушенный на тот момент монастырь. Император Алексий III скрепил дар указом, который подтвердил, что обитель навсегда становится собственностью сербов. Отец и сын приложили много сил для восстановления Хиландара, почти отстроив его с нуля. Через два года после основания обители скончался преподобный Симеон, он был захоронен здесь же. Спустя 4 года после этого Савва вернулся в Сербию и взял с собой останки отца для перезахоронения их в Студенице. Братию не устроил такой вариант развития событий, тем не менее игумену Мефодию приснился сон, в котором преподобный сообщил ему, что мощи должны быть возвращены в Сербию, а на месте захоронения вырастет виноградная лоза. Вскоре после отъезда владыки Саввы с мощами из камня под пустым погостом появилась лоза, до сих пор там растет виноград.
С 1293 года из-за своего второго ктитора сербского короля Стефана Уроша Милутина место снова стало процветать, даря Сербии множество боголюбивых епископов и патриархов. История подтверждает, что для хиландарских иноков в приоритете всегда были прилежание и духовная мудрость. Духовная литература, переведенная в стенах этого монастыря с греческого на славянский язык, выступала в качестве основного источника духовного просвещения страны, через нее происходило наполнение и других земель.
Прочие монастыри потеряли своих благотворителей во времена падения Византийской империи, но Хиландару посчастливилось процветать на протяжении всего срока турецкого владычества. Он стабильно существовал весь этот период, а из числа его братии много раз был избран прот. Обитель достигла упадка лишь в XVII веке после упразднения турками сербского автономного правления и принуждения страны подчиниться Вселенскому патриарху, исполнявшему функции не только духовного, но и светского правителя христианских подданных Османской империи. Возобновили работу монастыря пожертвования от болгар и благочестивый венецианский купец, известный позже как инок Никанор. Приток монахов из Сербии постепенно ослабевал, но обитель сохраняла славянский характер, а к концу XVIII века Хиландар стал по большей части болгарским.
Сербская Православная Церковь снова стала автокефальной только в 1879 году, спустя 17 лет царем Сербии Александром I была посещена обитель и оплачены восстановительные работы, которые так нужны были монастырю после пожаров 1722 и 1891 годов. Также благодаря царю Хиландар пополнился сербскими монахами, он же дал обители средства на их содержание, поэтому с течением времени монастырь снова стал сербским.
К концу XX века упразднили Устав Саввы Сербского, который гласил, что в монастыре избирался лишь наместник, а игуменство было собственностью Богородицы, из-за этого из монастыря ушла часть братии. 2004 год ознаменовался сильнейшим пожаром, тогда всего лишь за ночь обитель наполовину сгорела, огонь распространился от игуменской келии до архондарика и братских келий. Сейчас среди насельников монастыря бытует мнение, что пожар выступил в качестве справедливого наказания за отступление от Типика святого Саввы.
Облик монастыря удивляет его гостей явными балканскими чертами: внушительные здания-башни имеют узкие окна и ярус декоративных каменных бело-красных арок, будто перенесенных сюда прямиком из горных обителей Сербии. Жилой корпус украшают белые и красные террасы из дерева, так похожие на караван-сараи Балкан из средних веков.
История главного собора монастыря идет с XIV века, в свое время его освятили в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Его многоярусная архитектура имеет ряд балканских и византийских черт, это приближает его к классическим базиликам Константинополя. Интерьер поражает великолепными фресками: они достаточно современные и имеют тщательную проработку деталей, их появление относят к началу XIX века. Вход в алтарь закрыт панелью из резного дерева, за ней расположился старинный мраморный экран. Тут же доступна к осмотру и чаша для святой воды, изготовленная в XVIII веке.
Территория обители насчитывает 11 малых церквей, в них хранится огромное количество реликвий, в число которых входят жезл с крышкой гробницы святого Саввы, здесь же туристы могут полюбоваться древом его виноградной лозы, плоды которой лечили женское бесплодие, частицами Животворящего Креста Господня, терновым венцом и пеленой Христа, а также частицами мощей Иоанна Предтечи и пророка Исайи. Музей обители хранит ряд церковных одеяний и кресел, украшенных перламутром. Хиландарский монастырь обладает великолепной сокровищницей и библиотекой, имеющей богатейшее собрание, оно может похвастаться 800 славянскими манускриптами, пергаментными рукописями с церковными текстами и музыкой, а также 7 тысячами книжных изданий.
Соборный храм Хиландара удивляет своей коллекцией чудотворных икон Божией Матери. Самой известной является «Троеручица», стоящая на игуменском месте в обители и являющая настоятельство Богородицы над монастырем.
Также обитель хранит и древнюю лозу, поднявшуюся из земли там, где был погребен Симеон Мироточивый. Сейчас внешний вид лозы оставляет желать лучшего, тем не менее она цветет и плодоносит, ее плоды выступают в качестве лекарства от болезней и бесплодия. Собранный с нее виноград высушивают и передают паломникам, которые приезжают молиться о продолжении потомства.
Говоря о святынях монастыря, нельзя забывать о фрагментах даров волхвов Младенцу Христу, к ним же относятся орудия страстей Господних, частицы Истинного Креста Господня, ряд мощей. Алтарь собора стал хранилищем Евангелия, для создания его листов была использована белая кожа, все надписи сделаны золотыми буквами.
Добраться до места можно при помощи парома, следующего из Уранополиса или Дафни в сторону пристани обители. От пристани паломники могут уехать на монастырской машине, которая приезжает туда специально ко времени прибытия парома.
Путешественники могут пройтись пешком от монастыря Есфигмен, весь путь займет около 40 минут, от монастыря Зограф дойти получится за 2,5 часа, монастырь Ватопед же более всего удален от Хиландара, от него пешая дорога займет 4 часа.
При желании можно воспользоваться службой такси Uber.
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.