В Баденском монастыре Залем, на Боденском озере, расположен (неожиданно) музей пожарного дела. Вторая неожиданность для меня заключалась в том, что музей оказался очень интересным!
В Баденском монастыре Залем, на Боденском озере, расположен (неожиданно) музей пожарного дела. Вторая неожиданность для меня заключалась в том, что музей оказался очень интересным!
Несмотря на название отзыва, в Германии при пожаре мы должны звонить не 01, а 112, равно как и в полицейские и медицинские экстренные службы — это единый номер.
Второе, что хочу заметить, так часто произносимое слово «пожарник»,в корне неверно, надо говорить «пожарный», в первом случае — скорее тот, кто поджигает, во втором, тот, кто тушит.
Музей оказался, на мой взгляд, супер — интересным, я подписала все экспонаты, на фото в слайд — шоу. А это и техника. и форма, и автомобили, и принадлежности для пожаротушения.
Со времен средневековья в городах были составлены правила пожарной безопасности, которые более или менее успешно соблюдались, однако зачастую отсутствовало подходящее оборудование и необходимая организация. Первыми сторожами были граждане, которым было приказано следить за возгораниями, чаще, это были члены ремесленных гильдий. Со временем была выделена отдельная пожарная гильдия.
Первые хорошо организованные добровольные, профессиональные и заводские пожарные бригады в Германии, и в частности, в Великом Герцогстве Баденском, появились примерно в середине 19 века, в Карлсруэ, Ульме, Хайдельберге. Великий Герцог Карл Фридрих фон Баден организовал страхование от пожара в Карлсруэ. Оно было обязательным и содержало 40 параграфов в защиту всех частных домов, за исключением церковных и школьных зданий, а также имущества маркграфского дома. Эта страховка была монополией государства до тех пор, пока страхование от пожаров не было разрешено частным компаниям в 1990-х годах.
Страховые компании проводили профилактику пожаров, устраивали противопожарные бассейны, закупали оборудование. Страховые компании оговаривали, какие устройства следует оставить доступными, и как действовать при пожаротушении и спасении раненых.
В городах охранникам на церковных башнях было поручено следить за пожарами. О возникновении пожара они извещали ударами в колокол. В 18 и 19 веках стражникам на башне предоставлялись специальные оптические приборы — пироскопы или топоскопы, что бы точно определять место пожара в крупных городах и передать его пожарным.
До введения новых систем передачи, сигналы передавались свистками, рожками, барабанами и сигнальными флажками. Простые последовательности тонов для различных команд со временем были расширены и составлены в виде последовательностей мелодий для определенных правил упражнений. Новые системы передач, такие как телеграф и телефон, сделали их бессмысленными. В 1851 году компания Сименс в Берлине построила телеграфную телекоммуникационную систему с 37 точками передачи сообщений, которые были разбросаны по всему городу. Начиная с 1870 годов Азбука Морзе улучшила систему оповещения. Вернер Сименс также разработал первую пожарную сигнализацию общего пользования. Однако, еще долгое время, не отказывались от почтовых голубей «на случай сбоя питания».
В 20 веке появляются маленькие передвижные пожарные насосы. Даже кагда начали использовать двигатели внутреннего сгорания, маленькие моторизированные насосы пользовались большим спросом. Первый маленький моторизированный насос был разработан Розенбауэром в Линце в 1910 году, а их серийное производство началось в 1920 году. Такие тележки с насосом транспортировали шланги, насадки, оборудование к месту использования. На подобных механизмах специализировалась компания «Бедуве» в Аахене.
Важным элементом пожарной службы является униформа. Она не только показывает принадлежность к пожарной службе, но также предоставляет информацию о статусе. Однако, первоочередная функция пожарной униформы — защита при работе. До середины 19 века у пожарных не было единой униформы. В 1870 году компания Магирус начинает массовый выпуск защитных костюмов, с определенной износостойкостью, со специальными ботинками и головными уборами.
Головные уборы — отдельная тема. Я, когда их увидела, захотела предложить тем, кто носит сейчас маску, а сверху еще щиток. Особенно хорошо подойдут противогазы:
Помимо одежды и головных уборов, члены пожарных команд были снабжены специальными значками и нашивками:
Важным достижением в области пожаротушения стала разработка шлангов в 17 веке, насосы. снабженные шлангами, были гораздо более продуктивны, чем насосы с насадкой. Существуют два типа шлангов: напорные и всасывающие. Сшитые и клепанные кожаные шланги начали активно использоваться с 18 века. Современные шланги изготовлены из синтетической ткани с прорезиненной внутренней частью.
Не всегда при пожаротушениях можно использовать воду: например, при тушении масел, газов или электрических систем, используют химические «бомбы» и огнетушители. Первая «бомба» была разработана в 1754 году Якобом Ротом из Эсслингена: стеклянные бутылки или сферы были заполнены негорючим минеральным порошком, который при взрыве разлетался и удалял кислород из огня, тем самым, погашая его. В 1864 году в Мейбене был разработан огнетушитель, содержащий селитру, серу и уголь. В 1902 году, Вильгельм Граф изобрел первый серийный огнетушитель «Шпитцюте». Стеклянный цилиндр, наполненный соляной кислотой, разбивался при ударе об пол, соляная кислота вступала в реакцию с наполнителем «конического мешка» — раствором гидрокарбоната натрия. Выделяющийся углекислый газ создает избыточное давление и прогоняет тушащее вещество через сопло (Уф, все равно, ничего не поняла). Сегодня используются порошковые и пенные огнетушители, работающие несколько иначе.
В 19 веке паровой двигатель начинают использовать для пожарных машин. Паровые котлы и двигатели для работы насосов обычно монтировались на конных шасси. В то же время были предприняты попытки содействовать развитию самоходных паровых опрыскивателей, в которых паровая машина обеспечивает и подачу воды, и привод. Первая самоходная паровая машина была разработана шведом Джоном Эриксоном в 1828 году для лондонского машиностроительного завода джона Брейтуэйта. Но, устройства были тяжелы и дороги, и производство застопорилось.
Первый немецкий паровой опрыскиватель был произведен в 1863 году, в Ганновере, компанией, которая специализировалась на паровозах. В 1883 году курц совместно с Даймлером изготовил первый быстроходный мобильный двигатель, который был установлен на дубовом блоке подвески колокола. В 1888 году они построили первую пожарную машину с двигателем внутреннего сгорания. В 1904 году в Ульме, компания Магирус построила полную самоходную пожарную машину с опрыскивателем и поворотной лестницей.
Карл Метц из Манхайма, основал в Хайдельберге крупнейшую компанию по производству пожарных машин. Он проводил по всей Европе компанию за тщательное обучение и подготовку пожарных команд. Его машины и оборудование были легкие и удобные в употреблении.
Еще один пионер в производстве инжекторных двигателях для пожарного дела — Якоб Гретер, производил их с 1869 года. Будучи сам командиром пожарного отряда во Фрайбкрге, хорошо знал противопожарное оборудование и требования к нему. В 1877 году он запатентовал специальный тип шлангового соединения, который до сих пор известен, как «муфта Гретера». В начале 20 века он разработал самоходный опрыскиватель с бензиновым двигателем.
В 1882 году Гвидо Сторц запатентовал пожарную муфту без резьбы, это было быстрое и беспроблемное соединение. А в 1933 году, муфты и шланги, наконец стандартизировали.
И еще одна фамилия, человека, который сыграл важную роль в становлении пожарного дела — это Карл Теодор Блерш, освоивший технику литья и обработки водонесущих частей насосов. Начиная с середины 19 века, в Юберлингене огн производил пожарные машины.
В планах реорганизации пожарной команды Конрад Дитрих Магирус посвятил себя совершенствованию технического оснащения пожарных команд. В 1849 году он издал книгу на эту тему, долгие годы служащую учебником. Он разработал новое альпинистское снаряжение, лестницы — передвижные и поворотные, и многое другое.
В первой половине 19 века при пожаротушении активно используются «Гимнасты» — альпинисты, они спасли множество людей. Их смогли организовать в специальные гражданские отряды. и по сей день, в Германии пожарная служба, это, в подавляющем большинстве — Добровольные пожарные дружины. А бравые пожарные — занимают первое место в рейтинге самых уважаемых профессий.
На многочисленных щитах рассказывается об истории пожарного дела и о пионерах этой профессии. Все дублировано на английском языке.
При музее работает небольшое кафе, где можно перекусить и выпить местное вино.
Часы работы:
с понедельника по субботу с 9.30. до 18.00.
воскресенье с 10.30. до 18.00.
Адрес:
Feuerwehrmuseum Salem
88682 Salem
Другие материалы по музеям ФЗ Баден-Вюртемберг по ссылкам: