В городе Триберг, где туристов радует самый высокий водопад Германии, и самые большие в мире часы с кукушкой, есть небольшой и очень неплохой музей Шварцвальда.
В городе Триберг, где туристов радует самый высокий водопад Германии, и самые большие в мире часы с кукушкой, есть небольшой и очень неплохой музей Шварцвальда.
Здание музея было построено в 1873 году, в качестве коммерческого, а музей в нем открыт в 1936 году.
На входе в музей посетителей встречает настоящая «Брунхильда»:
Буквально у ног этой громадины растут нежнейшие крокусы:
В музее представлены выставки часов Шварцвальда четырех веков, резьбы по дереву, национальных костюмов, плетения из соломы, стеклодувной продукции. Особое внимание стоит уделить разделу музыкальных механических инструментов, с одной из крупнейших в мире коллекций шарманок.
Один из залов показывает макет железной дороги, с площадкой для бобслея и санного спорта и первым в мире электрическим подъемником для лыжников.
Часть экспонатов показывает развитие Шварцвальдской железной дороги (фото с сайта музея):
Часы:
С начала 18 века производство деревянных настенных часов превратилось в постоянное ремесло. Сыновья фермеров, не имевшие права наследовать, часто обучались этому делу.
В течении века производство отдельных деталей было разделено между различными профессиями. Поставщиками для часов были, например, производители оправ, маляры, производители вывесок, литейные мастера и производители часовых цепей. Около 1840 года торговля часами практиковалась примерно в 80 общинах. Часовщики собирали часы в небольших мастерских у себя дома. Специальные инструменты, такие, как шпиндельная дрель, и зубофрезерный станок ускорили производство. В начале часовщику требовалось в среднем одна неделя на часы, около 1850 года ему требовался один день.
Появление часовых фабрик вызвало упадок ремесленного производства в небольших мастерских.
Торговцы часами из Шварцвальда продают часы за границу с середины 18 века. Они были сгруппированы в компании по производству часов, которые были организованы по образцу торговцев стеклом в Шварцвальде. Часовых продавцов из Шварцвальда можно было увидеть почти во всех городах Европы. После 1780 года они дошли до России, Турции, США и даже Мексики.
Дилеры заказывали часы у мастеров на дому, и доставляли их в центральные офисы. Позже посредническую торговлю заняли трактирщики и бакалейщики. А дилеры отправлялись из своих штаб-квартир к покупателям в городах и деревнях. Пластины и механизмы предлагали отдельно, чтобы покупатель смог сам собрать свои часы.
Они передавали в Шварцвальд новые модные часовые течения и пожелания потребителей, а вернувшись домой, привозили с собой новые инструменты и идеи. После 1850 года продажи были сосредоточены на рынках и в специализированных магазинах.
Музыкальные механические инструменты:
Курт Нимут был основателем коллекции механических музыкальных инструментов, представленных в музее. С детства он обожал шарманщиков, за которыми следовал по Берлину, и собирал для них мелкие деньги. Свою первую шарманку он получил в обмен на пару джинсов. С 1979 года он превратил свое хобби в свою профессию. Он начал бизнес по аренде шарманок и играл на них на улицах. Позже он начал создавать шарманки в берлинском стиле и традициях в собственной мастерской. Кроме того, он организовывал крупные берлинские фестивали шарманок и был одним из основателей «Международной организации друзей шарманок в Берлине». Его коллекция механических музыкальных инструментов стала настолько большой, что он смог открыть частный музей в своем доме. Курт Нимут умер в 1996 году. Перед этим он создал фонд для сохранения и поддержания своей коллекции и выставления инструментов в музее Шварцвальда.
Музыкальные часы — это устройство для хранения музыки своего времени. Они позволяют нам сегодня услышать музыку, записанную в 18 и 19 веках. Моцарт, Бетховен и Гайдн писали музыку для флейтовых часов, но, как правило, короткие, живые пьесы, такие, как вальсы, марши и полонезы. Однако были записаны и гимны для религиозных мероприятий. Аранжировщики и рисовальщики цилиндров перенесли ноты на цилиндр и снабдили их орнаментами в стиле музицирования того времени. В Шварцвальде часовщики сами написали некоторые мелодии, так что сегодня мы редко можем сказать, как называются эти произведения.
Музыкальные часы с цимбалой производились в Шварцвальде между 1770 и 1850 годами. Большинство производителей музыкальных часов работали в Нойштадте, Фуртвангене и Ференбахе. Их работы экспортировали по всему миру.
Лишь несколько часовщиков в Шварцвальде овладели искусством более сложных часов с цимбалой и флейтой. Эта работа требовала более высокого понимания музыки и изготовления инструментов. В 18 веке мастеров музыкальных часов консультировали монахи из монастырей Шварцвальда, которые обучали их музыке, и помогали улучшить звучание их инструментов. Часто это были священные музыкальные произведения.
Между 1750 и 1850 годами музыкальные часы можно было найти только в богатых домах. Их мелодии звучали каждый час, но можно было проигрывать их и в другой время.
Несколько часовщиков Шварцвальда специализировались на производстве часов. Эти часы, построенные в основном, из дерева, были доступной альтернативой музыкальным зарубежным часам.
В то время самыми популярными были часы, играющие на флейте. Они строились с небольшими органными произведениями. Сильфоны создают необходимый воздух для деревянных и металлических труб. Существуют также куранты с металлическими или стеклянными колокольчиками и цимбалы, в которых по струнам ударяют маленькие кожаные молоточки. Все эти часы имеют общие деревянные цилиндры с металлическими штифтами, которые заставляют качаться механические струны и куранты открывают клапаны трубы.
Шарманка — инструмент, созданный для использования на улицах. Во времена без радио, шарманщики «приносили музыку» в деревни и города. Жонглеры и исполнители баллад использовали шарманки для привлечения людей. С конца 19 века шарманки для всей Европы производились, в основном, в Шварцвальде и в Берлине.
Ярмарочные органы с ярко раскрашенными фасадами и движущимися фигурками привлекали внимание к каруселям и другим ярмарочным аттракционам с середины 19 века. Все больше и больше людей пытались зарабатывать себе на жизнь игрой на шарманке. Поскольку игра на шарманке считалась попрошайничеством, местные власти усложнили это, продавая концессии и торговые лицензии, к которым прилагались различные условия. Инвалиды войны получали льготы. Вплоть до 1950-х годов люди зарабатывали деньги на улицах с помощью шарманок.
Оркестрионы — это самоиграющие музыкальные инструменты, имитирующие целый оркестр. Производители либо использовали разные органные трубы для имитации оркестровых инструментов, либо сочетали фортепиано с ударными инструментами. Затем игра управлялась механически.
В 19 веке строители оркестров Шварцвальда строили оркестры с трубами в традициях изготовления флейтовых часов. Поставщиками были производители трубок и органов, а также другие местные мастера. С конца 19 века, а Ляйпциге производились оркестрионы с фортепиано в качестве основного корпуса. Около 1900 года производители оркестрионов Шварцвальда и Ляйпцига доминировали на мировом рынке. У них работали филиалы в Лондоне, Москве, НЙ. Ряд причин, прежде всего — экономических, обусловил прекращение оркестростроения после ПМВ. Радио и граммофон стали долгожданной альтернативой для трактирщиков и частных владельцев кафе.
Оркестрионы, построенные до 1890 года, как и шарманки и часы с флейтой, имеют закрепленный цилиндр, на котором мелодия хранится с помощью металлических штифтов. Но штифтовый ролик здесь значительно больше. Рычажный механизм сканирует штифты вращающегося барабана и регулирует длину тона и выбор инструмента. Грузы массой до 300 кг приводят в движение ролик и сильфоны для создания сжатого воздуха. Позднее привод веса заменили электродвигателем.
С 1890 года игольчатые ролики постепенно заменили перфорированными лентами специальной бумаги, которые сканируются с помощью давления воздуха или вакуума. Эти музыкальные группы позволяют играть более длинные музыкальные произведения на оркестрионе. Они были дешевле в производстве и их можно было легко заменить.
Основу звука в национальном шварцвальдском оркестроне составляют органные трубы или фортепиано. Дополнительные инструменты могут включать глокеншпиль, ксилофон, треугольник и даже скрипки.
Примерно в 1900 году любителям нравилось исполнять классическую музыку небольшими и большими ансамблями. Легкие в исполнении попурри из опер и отрывки из симфоний были главным репертуаром для оркестров кофеен, частных инструментальных коллективов и для игры на фортепиано дома. Аранжировщики — новаторы также переписывали классические произведения для соответствующей инструментовки оркестриона. Например, они делали аранжировки для фортепиано, мандолины, ксилофона из оркестровых произведений. Песни из опер и оперетт, танцевальную музыку или хиты можно было приобрести для использования в кафе, пабах или танцевальных залах.
Фортепианные ролы и закрепленные цилиндры оркестров демонстрируют большое разнообразие легкой музыки того времени.
Быт дома:
В дополнение к четырем стульям, скамейке, столу, двум настенным тарелкам и сундуку, выставленным в «Комнате Шницеппа», этот комод принадлежит фермерской комнате, созданной мастером из Триберга Карлом Йозефом Фортвенглером, известным как «Шницерсепп». Макс Тиль приобрел у него эти изделия на выставке во Франкфурте для своего загородного дома в Бад-Хомбурге, в 1914 году. Резьба изображает влюбленных, поочередно срывающих цветы (на настенной тарелке). Юноша просит руки девушки у ее отца (на стуле). Девушка уходит от родителей к любимому, а родители с тоской смотрят ей вслед из фермерского дома (на скамейке). Свадебная процессия с музыкантами (на сундуке). Танцующие родители (на комоде). И, пара молодоженов, которые преклоняют колени перед священником во время венчания и склоняются над колыбелью после свадьбы (комод).
Поскольку музей позиционируется, как этнографический, то несколько комнат показывают был крестьян Шварцвальда:
Несколько витрин уделяют внимание костюмам. Поскольку у меня есть отдельный отзыв о Шварцвальдском костюме, повторяться не буду.
Стекло:
Шварцвальд с его богатыми лесами и кварцевым песком в его ручьях на протяжении веков предлагал самое важное сырье для производства стекла. Светские и церковные помещики сделали леса доступными для стеклодувов. После расчистки землю можно было использовать под пастбища или пахотные земли.
Стекло продавали коробейники, которые развозили его по деревням и городам на рамах. После 1720 года они сформировали компании стеклодувов, которые принесли с собой ремесленные идеи, такие как плетение из соломы.
Объекты изготавливались для хозяйственных нужд. Позднее стали производиться также бусы и шары для праздничных костюмов, а с середины 18 века — стаканы для экспорта в города. Помимо простых сосудов из зеленого лесного стекла, были созданы самые разнообразные стаканы из синего кобальтового стекла, красного рубинового стекла, белого матового стеклаи бесцветного стекла. Их украшали цветными эмалями и красками или резным орнаментом.
Каждый стекольный завод растпространял свои товары, нося их по домам для заказчикам. Позже, стекло стали доставлять на склад, который, обычно, находился неподалеку от транспортного узла. Там стекло помещали в вагоны, которые принадлежали стекольному заводу.
Работа доставщика стекла, который обычно развозил 70–90 предметов, было довольно опасной. Часто стекловозов грабили и отбирали товар. Некоторые стеклодувы покидали завод и становились независимыми мастерами и торговцами. Это было началом развития, которое позже завершилось созданием кооперативов перевозчиков стекла.
По расчетам, стекловозы перевозили грузы массой до 30 килограммов на расстояние 35 километров за сутки.
Самое позднее, между 1720 и 1740 годами, стеклодувы Южной Германии, которые со временем становились всен более и более независимыми торговцами стеклом, объединились, чтобы сформировать кооперативы. Так возникли пять компаний, местонахождение и расчетный офис которых находились, по врайней мере в начале, в Ленцкирхе.
Фермеры и крепостные крестьяне затем поселились вдоль дорог, проложенных стеклодувами, и сыграли значительную роль в заселении высот Шварцвальда. С появлением железной дороги удаленность Шварцвальда стала недостатком для стеклоделов, которы впоследствии во второй пловине 19 века постепенно уменьшился.
Политические изменения, окружавшие Германскую империю, которая медленно формировалась в 19 веке, также повредили стеклу Шварцвальда. С 1835 года отмена Таможенным союзом Германии таможенных барьеров между многочисленныминебольшими германскими государствами создала дополнительное конкурентное давление, особенно со стороны более дешевых баварских товаров.
Церковь:
небольшой уголок уделен церкви «Мария в соснах», я о ней тоже не буду повторно рассказывать, все есть в рассказе про Триберг.
Стоимость билета:
взрослый 5,50 евро
семейный 13,50 евро
группы от 20 человек 5,00 евро
Часы работы:
ежедневно с 11.00. до 17.00.
Адрес:
Wallfahrtstrasse 4
78098 Триберг
+497722866490
+4977224443