Когда-то я писала про этот замок, совсем коротко, так как раньше нельзя было фотографировать. Сейчас туристам разрешают снимать, плюс, праздничные опции — подсветка, шоу-проекции, красивейшие украшенные елки в каждом помещении замка.
Когда-то я писала про этот замок, совсем коротко, так как раньше нельзя было фотографировать. Сейчас туристам разрешают снимать, плюс, праздничные опции — подсветка, шоу-проекции, красивейшие украшенные елки в каждом помещении замка.
Не поехать в такое время просто нельзя, и не показать тем, кто не был — тоже нельзя.
Как только начинает смеркаться — замок начинают освещать.
Если есть возможность, о, конечно, лучше пробыть там до темноты.
Немного расскажу об истории замка. принадлежащего семье Гогенцоллернов, единственному королевскому роду Пруссии и императорскому Германии.
Первое упоминание о современном замке относится к 13 веку, но известно, что уже в 11 веке на этом месте стояла первая крепость.
В 15 веке крепость постигла участь многих — она была разрушена, однако, ее восстановили и она простояла до 18 века.
В начале 19 века прусский король Вильгельм Четвертый восстанавливает, перестраивает и обновляет родовое гнездо. Это была третья по счету перестройка.
Крепость — замок никогда не служил жильем для Гогенцоллернов, только местом, куда они заезжали на несколько дней, по пути, в своих путешествиях, и после ВМВ, в замок переехал на некоторое время кронпринц.
Проход в замок был сложен, но не в наше время: сегодня от парковки наверх можно подняться на шаттле, либо, пешком, по дороге или по тропинке через лес.
Затем, после первых ворот, внутрь ведут множественные ворота с подъемными мостами, ловушками и серьезной фортификацией.
Начинается осмотр с внутреннего двора.
Пушка во дворе с забавной надписью, которая просит не лазить на нее, так она уже старенькая!
Преобразование частных пространств в музейные требуют времени и терпения. Помещения княжеских апартаментов, которые до сих пор принадлежали личным комнатам хозяев замка, были объединены в музейную территорию. С этой целью была переделана вся электрическая система комнат 1970-х годов, а также водопровод и канализация.
Тонкая работа над обрамлением стен, дверями и порталами продолжается. Она может выполняться только специально обученными реставраторами и требует очень много времени. Но, «Хорошее достанется тому, кто умеет ждать».
Вход во внутренние покои замка пролегает через Представительный вестибюль. Бывшая открытая лестница соединяла винные погреба с кухней на первом этаже, так, чтобы еда была доставлена в Графский зал слугами, которые не были видимыми гостям. Стены вестибюля украшены камином, и росписями генеалогического древа рода Гогенцоллернов, начиная с 11 века.
Банкетный и бальный зал под названием «Графский зал» является самым большим и представительным залом замка. Зал очень напоминает трехнефную церковь с ребристым сводом, покоящимся на отдельно стоящих колоннах из красного мрамора Нассау. Действительно, архитектура Графского зала вдохновлена Сен-Шапель в Париже, и часовней в замке Карлштайн неподалеку от Праги. Камин из итальянского мрамора, причем, доминирующими цветами являются белый и черный, что соответствует цветам герба Гогенцоллернов. На спинках стульев из красного бархата вытеснен орел, геральдическое животное рода. Бра из бронзы несут 288 свечей. Днем их зажигают один раз в год, на специальных торжественных мероприятиях, в честь принцессы Киры Кирилловны Романовой — Прусской, во время благотворительной акции в поддержку детей из неблагополучных семей, чтобы они могли бесплатно отдыхать в замке.
Библиотека — длинная галерея переход с камином и каминной полкой. После вхождения на престол Вильгельма Первого, были созданы 8 картин с его замком Гогенцоллерн — история строительства. разрушения, мифы, и вывешены в этой комнате. Сама библиотека, насчитывающая более 100 экспонатов, хранилась в деревянных шкафах. Позже замку была пожертвована библиотека с историческими, научными и архитектурными материалами. После 1950 года на каминную полку поставили бюсты немецких королей и императоров, а сегодня, в честь праздника — декор из корон.
Королевская комната. Гостиная и кабинет короля Вильгельма Первого (1797–1888), впоследствии первого немецкого императора. Он бывал в ней по несколько часов, когда проезжал через замок. Окна украшены изображениями пожалованных орденов. На шторах — подхваты с изображением дубовых листьев, которые можно интерпретировать как военный символ генералов. Круглый медальон над камином — с профильным портретом короля Фридриха Великого, как напоминание о военных успехах Пруссии 150 лет назад, и о победе над Австрией в 1866 году. На круглом журнальном столике — гостевая книга Гогенцоллернов, записи в которой ведутся с 3 октября 1867 года, после открытия третьего замка королем Пруссии Вильгельмом Первым. На фото на столе: молодой император Вильгельм Второй; его сын, кронпринц Вильгельм; принц Луи Фердинанд-старший, а также глава Дома Гогенцоллернов Георга, принца Прусского (1976 год); Вильгельм Первый, вскоре после прихода к власти в 1861 году; его мать Луиза, работы французской художницы Элизабет Виже-Лебрен.
Королевская спальня. За 150-летнюю историю использования замка спальня, предназначенная для короля Вильгельма Первого, была занята только одним членом дома Гогенцоллернов в течении более длительного времени, когда кронпринц Вильгельм останавливался здесь на несколько недель летом 1945 года. Он представлен на нескольких картинах и скульптурах, выставленных в комнате. Первоначально в спальне были декоративные бумажные обои. В описи 1867 года не упоминается кровать, что указывает на то, что в этой комнате никогда не было этого предмета мебели. В 18–19 веках было принято возить с собой удобную дорожную раскладушку. Упоминается, правда, альков с занавесками, туалетный столик с зеркальной столешницей, посуда, изготовленная на Королевском фарфоровом заводе Берлина. Все это является частью оригинальной обстановки комнаты. За зеркальной дверью слева изначально был туалет. После смерти Кронпринца, эта комната, как и последующие, претерпела несколько изменений. В 1956 году она была переделана в картинную галерею. Переделка включила удаление оригинальных стеновых панелей и светильников и превращение стен в монохромные, чтобы картины висели на нейтральном фоне. В 1986 году комната вновь была отремонтирована и украшена стеновыми панелями из спальни королевы, чтобы вернуть помещению почти первоначальный вид. Хлопковые дамасские шторы обновлены в 2003 году.
Комната камердинера. Эта маленькая и узкая комната с одним окном примыкает к спальне кайзера Вильгельма Первого. На передней стене находилась изразцовая печь, а с правой стороны дверь вела на внутреннюю лестницу для прислуги. Печатные бумажные обои были сняты в начале 50-х годов 20 века, и заменены тканью из набивной хлопчатобумажной ткани. Мебель комнаты полностью сохранилась. Туалетный сервиз был поставлен Королевским фарфоровым заводом в Берлине. На портретах изображены родственники Вильгельма Первого, в том числе, его отец, Фридрих Вильгельм Третий и старший брат Фридрих Вильгельм Четвертый. Слева — портрет старшей сестры, Российской Императрицы Александры Федоровны. Статуэтка — Фридрих Вильгельм Четвертый.
Комната горничной. Она была задумана, как зеркальное отражение комнаты камердинера, и была одной из самых простых комнат в королевских покоях. Обои и шторы соответствовали тем, что были в комнате камердинера. Из исторической меблировки не хватает только стола и кресла. Всю уцелевшую мебель снова поставили в эту комнату в 2021 году. Картины — пейзаж из коллекции Вильгельма Первого, изображения Берлина и королевского снаряжения, в том числе — въезд принца Фридриха Третьего и принцессы Великобритании и Ирландии Виктории в Берлин в 1858 году, художника Хьюго Райхенбаха. Серебряная буква «S» снята с яхты «Идуна» императрицы Августы Виктории. Части туалетного сервиза, которые выставлены здесь, произвелись на королевской фарфоровой мануфактуре в Берлине.
Спальня и туалетная комната королевы. Без сомнения, эта комната была бы одним из самых важных пространственных творений Фридриха Августа Штюлера в замке Гогенцоллерн, если бы спальня была реализована в соответствии с первоначальными планами. Однако реализованы были только стеновые панели из желтого дуба высотой до двери и две зеркальные угловые двери, ведущие в гардеробную, и, как и в спальне короля, современному туалету с английской сантехникой. Дверь шкафа была повторно использована в спальне короля в 1980-х годах. Зеленые стены и желтые витражи — из Саксонии. Герб говорит о происхождении Августы, принцессы из дома Заксен-Веймар-Эйзенах. После ВМВ внутренняя обстановка и настенные украшения были сняты, чтобы представить ряд портиков Фридриха Второго, большинство из которых были расписаны прусским придворным художником и до сих пор сохранились в этой комнате. Всю мебель сохранили после ремонта. Только шезлонг остался совсем без изменений. Изразцы печи — с королевской мануфактуры Берлина. Флаконы для духов с литой буквой «С» на короне принадлежали наследной принцессе Сесилии.
Голубой салон королевы. Комната относится к покоям королевы, и является одной из самых роскошных комнат замка. Она являлась гостиной и кабинетом прусской королевы Августы, и ее называют «Голубой салон», из-за цвета мягкой мебели. Так называемый берлинский синий был также любимым цветом короля Фридриха Второго, напоминая ему выгоревшие мундиры солдат после их возвращения с Семилетней войны. Первая немецкая императрица — на портрете справа от Камина рядом с ее мужем — Кайзером Вильгельмом. Слева портреты сына и преемника Вильгельма Первого, Фридриха Третьего и его супруги Императрицы Виктории. Она была одаренной художницей, и создавала пейзажи и виды замков.
Приемная королевы. Вход в апартаменты королевы проходили через эту приемную, оформленную в желтых, красных и синих тонах, символизирующих женские добродетели Августы. Образцом для потолка послужила комната в монастыре Хельсбронн, который на протяжении веков был местом захоронения Гогенцоллернов. На перемычках каминной полки изображены гербы родителей королевской четы. Первоначально в комнате доминировали два широких дивана, реставрируемых в Париже. Два небольших круглых столика и узкий столик между оконными проемами дополняют обстановку. Две картины Вильгельма Барта, изображают Борнштедт и замок Райнсберг. Первоначально они висели в замке Кобленца, который использовался в качестве летней резиденции Вильгельма Первого и его жены августы. Великолепная берлинская ваза, приобретенная после войны, посвящена королеве Августе.
Живописная комната. Здесь вывешены портреты королевы Пруссии Елизаветы Людовики, короля Фридриха Первого Прусского, короля Фридриха Вильгельма Первого — «Солдатского Короля» Пруссии, королевы Софии Доротеи Прусской (урожденной принцессы Ганноверской), короля Пруссии Фридриха Второго Великого, королевы Елизаветы Кристианы Прусской, урожденной принцессы Брауншвейг-Беверн, короля Фридриха Второго Великого в качестве наследного принца.
Соединительная гостиная. Простая комната служила соединительной гостиной между покоями короля и королевы. Отсюда можно было попасть на внутреннюю лестницу для персонала, которая шла на все этажи замка. Архитектурно комнату разделяет только камин. Встроенные скамейки служили местом отдыха для прислуги. Два портрета: последняя чета наследных принцев Вильгельма и Сесилии. Сесилия изображена Карлом Ларгхорстом через несколько лет после замужества. Диадема Фаберже в виде маленького кокошника принадлежала ее русским родственникам. (она была правнучка Николая Первого, дочь великого герцога Фридриха Франца Третьего, брата великой княгини Марии Павловны, жены великого князя Владимира Александровича и великой княжны Анастасии Михайловны, дочери великого князя Михаила Александровича и великой княгини Ольги Федоровны Баденской). В сокровищнице дворца хранится рубиновая брошь Сесилии.
Лестница для персонала. Внутренняя лестница для персонала соединяет все покои замка. Это давало слугам возможность невидимого доступа ко всем покоям. Комнаты придворных и лакеев находились на двух верхних этажах.
Планировка лестничной клетки напоминает средневековые винтовые лестницы в замках, ступени ведут вверх по часовой стрелке. Причина этого кроется в изначально оборонительной концепции замков. если враг хочет захватить башню, он должен подниматься налево, веретено лестницы будет справа от него, что не позволит размахивать мечом. Хозяин замка, напротив, подошедший сверху и обогнувший его слева, может свободно двигать рукой с оружием.
Комната Адъютанта. Гостиная, предназначенная для военной свиты Вильгельма Первого, находится в конце жилых помещений дворца. Монограмма над камином WR — Вильгельм Регент. Всего через несколько лет после завершения строительства он стал германским императором. Он представлен портретом Франца фон Ленбаха, на котором изображен незадолго до смерти в 1888 году. слева от двери в библиотеку находится крупноформатный портрет его преемника, императора Фридриха Третьего. Две алебарды — из дворца кайзера Вильгельма, привезены сюда в 1938 году. В дополнение к двум шкафам с гербами по бокам двери, комната была дополнена в 2021 году дополнительным инвентарем, большая часть которого относится к оригинальной обстановке комнаты. В дополнение к пяти стульям и вешалки для одежды, здесь хранится уменьшенная копия скульптуры короля Фридриха (оригинал — на улице Унтер дер Линден в Берлине), подчеркивающая военный контекст комнаты.
Спальня принцессы. В дополнение к покоям короля Пруссии Вильгельма Первого и его жены королевы АвгустыЮ двоюродный брат короля Карл Антон фон Гогенцоллерн-Зигмаринген также имел свои покои и покои своей жены Жозефины фон Баден в замке. Эти помещения использовались для редких ночлегов. Однако Карл Антон и его сын Леопольд приезжали в однодневные поездки из Хехингена, где находиласт их вилла. Княжеские аппартаменты имеют историческое значение: это единственная сохранившаяся резиденция Отто фон Бисмарка в качестве премьер — министра Пруссии. Апартаменты, состоящипе из 8 комнат, находятся на втором этаже, в Княжеском корпусе замка. Они занимают лишь половину от королевских под ними, поэтому гораздо более уютные. В спальню принцессы можно попасть через дверь, оклеенную обоями. Современные обои повторяют первоначальный темно-синий с золотым оттенком комнаты. Два портрета из семьи Гогенцоллерн — Зигмаринген — Карла Антона и Жозефины, художника Генриха фон Ангела. К комнате примыкает комната горничной.
Будуар Принцессы. Фиолетовые и желтые цвета и интимность маленькой комнаты делают ее одним из самых изысканных комнатных творений Штюлнра в замке Гогенцоллерн. Прихожая отделена со стороны окна ажурной драпировкой из узорчатой ткани. За ней — диван-кровать, так называемый шезлонг, и полукруглая скамья в нише перегородки. Принцесса Жозефина могла уединиться здесь для личных бесед или для отдыха. Ее бюст стоит на постаменте у входа в ее гостиную.
Гостиная принцессы. Одно из важнейших творений пространства в княжеских апартаментах. Комната, оформленная в коричневых и черно-коричневых тонах, производит впечатление частной молельни. Стена дымохода увенчана куполомпохожим на скинию, на котором изображена Мадонна, наступающая на змею. Внизу, перед каминным зеркалом, находится бюст принца Антона, погибшего в 1866 году в результате ранения в битве при Кениггреце (Автро-Прусская война). Он получил представленный здесь орден от короля Вильгельма Первого на смертном одре. Статуэтки изображают его родителей, принца Карла Антона и принцессу Жозефину. Оба обрамляют бюст сына, как-бы защищая его. Диван в виде церковной скамьи и первоначально расположенная над ним средневековая сцена распятия усиливают впечатление своеобразной мемориальной комнаты рано умершего князя. На потолке изображены владения Дома Гогенцоллернов-Зигмарингенов. Мебель полностью сохранена. Покрытие мебели и оконные драпировки красной репсовой шерстью заменило очень похожий материал в 1911 году.
Гардеробная. Комната относилась к княжеским жилым покоям. Первоначально в комнате были бумажные обои и набивная льняная занавеска, которые, к сожалению, не сохранились. К оригинальной обстановке почти полностью сохранившегося инвентаря относятся два шкафа, в которых сегодня выставлены столовое и постельное белье из имцщества прусской королевской семьи. На представленной здесь ливрее слуги изображен герб прусской королевской семьи.
Гостиная и спальня принца. Апартаменты принца в замке Гогенцоллерн состоят всего из двух комнат, разделенных перегородкой до потолка и соединенных узким проходом. На красных стенах монограмма принца: «КА» — Карл Антон. Гостиная была обставлена рабочей мебелью — письменными столами, картотечными шкафами. Принц, и его преемник, использовали эту комнату, как рабочий кабинет. Стены были украшены династическими портретами дома Гогенцоллернов. К сожалению, из оригинальной мебели остались только сервант и несколько стульев. За двумя маленькими дверьми расположены современный туалет и небольшая ванная комната.
Прихожая княжеских апартаментов. Из этой комнаты можно попасть в жилые помещения принца и его жены. Эта комната никогда не была полностью меблирована. Единственным украшением на стенах была трафаретная роспись по зеленому фону, и три средневековых изображения: рождение, распятие и воскресение Христа. Сегодня здесь висят изображения двух святых, из коллеции принцев. Вся меблировка — спальное место для прислуги и две табуретки. Перед каминным зеркалом установлена фигура архангела Михаила, поражающего черта.
Возвращаемся вниз через бывшую Сторожевую башню, которя теперь называется Башня Флага. С верху баши открываются виды на Швабский Альб и Шварцвальд. Вершина башни увенчана флагом. По флагу по сей день определяется присутствие хохяина в замке — поднят ли он до конци или слегка приспущен.
Винтовая лестница с открытым лестничным колодцем, как архитектурный элемент, появилась в Эпоху Возрождения. В Италии ее прославил Андреа Палладио. Он проектировал лестницы этого типа с полым шпинделем, сплошными колоннами, и описал их в своих трактатах. В Германии эти лестницы, в основном, делались из дерева. Свой неоготический дизайн Штюлнр, по-видимому, основывал на итальянских мотивах.
Есть несколько историй о происхождении рождественского «Немецкого огурца». Легенда гласит, что традиция зародилась в начале 20 века. В некоторых семьях не было достаточно денег, чтобы купить подарок каждому ребенку. Так что кое-что доставалось только тому ребенку, который нашел огурец на елке. Но еще более распространена легенда о солдате Джоне Лоуере. Немецко — американский солдат был захвачен в плен во время Гражданской войны, ему грозила голодная смерть, но его спас соленый огурец. В США и Великобритании вешают на елку игрушку в виде корнишона и называют это немецкой традицией, немцы изумляются — они понятия не имеют о таком. На фото виден этот корнишон.
Елка из сувенирного магазина на автобусной парковке. Без огурцов.
Во дворе замка проходит шоу мыльных пузырей, которое порадовало не только детей, но и взрослых.
Очень мило!
Вечерние пузыри ничуть не хуже.
В честь Рождества и Нового года во дворе замка проходит небольшая рождественская ярмарка: глинтвейн, пунш, сосиски, вафли и прочие вкусности.
А на стенах замка показывают проекции, на самые разные тематики, и это очень красиво!
При замке обустроены две церкви, католическая Святого Михаила, наиболее интересная, так как она частично уцелела от разрушений и была интегрирована в постройку 19 века. Ее окна датируются 13 веком и считаются одними из самых старых в Германии:
И протестантская:
Есть еще сокровищница, где строжайшим образом запрещено фотографировать (прусская корона в старом отзыве есть — нелегально).
Обратите внимание на цифру на «4». Это половинка священного числа 8, написанная готическим шрифтом.
И, в довершении прогулки, с наступлением темноты проходит световое шоу-проекции на замок, он переливается разными цветами.
Замок окружает платформа, на которой можно «познакомиться» с скульптурами прусских императоров.
Можно сходить прогуляться по подземным сооружениям — казематам, но у нас уже не было желания, после красоты по подземельям бродить. В прежние времена из этих сводов к бастионам вели различные выходы. В позднем Средневековье проход из казематов также вел к воротам.
Жаль, конечно, что такое показывают в очень небольшой период времени — рождественско-новогодний.
А виды, открывающиеся с платформы замка на долину, восхитительны не только днем, но и в вечернее время.
Кормушки для птиц возле замка.
Часы работы:
ежедневно
с 1 ноября по 27 ноября с
с 28 ноября по 7 января с 15.00. до 20.00. по пятницам и субботам до 21.00.
с 8 января по 15 марта с 10.00. до 16.30.
с 16 марта по 31 октября 10.00. до 17.30.
Стоимость билетов:
взрослый 12 евро
льготный 10 евро
детский 6 евро
на шоу 22 евро.
Адрес:
Burg Hohenzollern
72379 Bisingen