Как «редкая птица долетит до середины Днепра», так и не каждый турист, заглянувший в Дрезден, доберётся до собрания фарфора в Цвингере (Zwinger), а ведь это одна из значительных коллекций фарфора в Европе. Я и сама долгое время откладывала своё знакомство с этим музеем, но вот — это знакомство состоялось и я хочу поделиться впечатлениями с вами.
Начнём с того, что музей фарфора (Porzellansammlung) можно посетить отдельно (за 6€), или по комплексному билету Цвингер (за 10€), а есть ещё однодневная и двухдневная карты для посещения государственных художественных собраний Дрездена. Даже за 2 дня обойти все эти собрания утомительно, т. ч. выбирать, что посмотреть — вам.
Вход в музей под часами с мейсенскими фарфоровыми колокольчиками. Кстати, зимой эти колокольчики не только отбивают каждую четверть часа, но также в 10:15, 14:15 и 18:15 играют мелодии. Летом такие мелодии звучат 4 раза. Время установлено так, чтобы колокола близлежащих церквей не заглушали мелодию.
Этот бюст выставлен в картинной галерее «Старых мастеров» и он не фарфоровый, но уж больно здесь Август хорош.
Август Сильный был просто одержим фарфором, он скупал китайский и японский фарфор на ярмарках в Лейпциге, выменивал и принимал в качестве подарков. Не удивительно, что именно при дворе Августа Сильного получили первый европейский фарфор, хотя хотели, конечно, получить золото с помощью философского камня. Коллекция Августа насчитывала более 30000 предметов, он даже прикупил Японский Дворец (Japanisches Palais), чтобы там выставить свой фарфор. К сожалению, он вскоре умер, его сын Август III мечту отца воплотил, а вот следующие наследники такой страсти к фарфору не испытывали, упаковали фарфор в ящики и отправили его в подвалы. Лишь в 19-м веке часть его выставили в Иоханнеум (Johanneum). Во время второй Мировой войны коллекцию удалось сохранить почти полностью, с 1945 по 1958 гг. она находилась в Советском Союзе, а с 1962 г. она вновь расположилась в Цвингере.
В семи залах выставлены около 2000 экспонатов: в 2-х залах восточной подковы выставлен китайский и японский фарфор, в остальных 5-и — мейсенский фарфор.
Китайский и японский фарфор удивляет тонкой росписью, чем дольше разглядываешь изображения, тем больше находишь интересного, да и разнообразие форм тоже удивляет, жаль, что нельзя ничего взять в руки.
Правда, мне всё-таки мейсенский фарфор нравится больше, чем китайский и японский. Конечно, первые изделия очень напоминали восточные образцы, но довольно быстро европейский фарфор приобрёл своё лицо. Самые известные мастера Мейсенской мануфактуры: Иоганн Фридрих Бёттгер, Готтлиб Кирхнер и Иоганн Иоахим Кендлер
Август Сильный решил украсить парадные лестницы своего дворца фигурами диковинных зверей из фарфора. Каких-то зверей моделировали с натуры, а каких-то по рисункам художников и натуралистов. Всех их сегодня собрали в Зале зверей.
В зале зверей есть два носорога (белый сейчас в турне) созданных по гравюре Дюрера.
Известно, что первый носорог прибыл в Лиссабон 20 мая 1515 года. Король Португалии Мануэль I планировал отправить носорога в подарок папе Римскому Лео X, но носорог погиб во время кораблекрушения. Однако неизвестному художнику удалось создать несколько зарисовок. Немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471 — 1528), увидев эскизы и описания, создал гравюру на дереве с изображением носорога, в дальнейшем известную как Носорог Дюрера (Dürer’s Rhinoceros), и это изображение на протяжении нескольких столетий определяло внешность носорогов в западном искусстве. Во время создания фарфоровых носорогов они уже были известны в Европе, но авторитет Дюрера победил, да и о чём говорить, если в немецких школьных учебниках до конца 1930-х гг. в качестве изображения настоящего носорога приводился рисунок носорога Дюрера. В описаниях Дюрера написано, что носорог «цвета пестрой черепахи». На одном носороге сохранили оригинальную краску, а вот с других зверей краску сняли, т. к. крупные фигуры после первого обжига трескались и после покраски их уже не обжигали, и краски со временем потемнели. С мелкими скульптурами и статуэтками было проще: их обжигали и после покраски, т.ч. и сегодня краски такие же сочные, как 300 лет назад.
Из зала зверей можно попасть в длинную галерею со столовым фарфором и посмотреть на чём ели знатные персоны. Там есть на что посмотреть.
В двух витринах у Коронных ворот выставлены малые скульптур классической античности, для которых были характерным сдержанная строгость и умеренный аскетизм. Модели этих скульптур созданы в прохладном и напоминающем мрамор бисквитном фарфоре.
Но самый мой любимый экспонат во всём собрании — это кувшин Дракон. Эта маленькая голодная жадина очаровывает и молодых и старых. Сидит открыв рот и прямо выпрашивает чего-нибудь поесть.
Очень красиво, и даже торжественно в зале профессора доктора Циммерманна.
Все барышни замирают у витрины с букетом из фритте-фарфора(Frittenporzellan) — подарком внучки Августа Сильного своим родителям из Франции.
Конная скульптура Августа III в. центре зала впечатляет,
и парочка бюстов самых известных придворных шутов Августа Сильного здесь-же.
Йозеф Фрёлих (Joseph Fröhlich) и «барон» Шмидель («Baron» Gottfried Schmiedel) и сегодня вместе в зале Циммермана. Вообще, Фрёлиха изображали на полотнах, в камне и фарфоре чуть ли не так-же часто, как и его господина. А у «барона» была боязнь мышей и Кендлер изобразил его в насмешку с мышами, лезущими отовсюду.
В малом зале — малая скульптура, а точнее, изящные статуэтки.
Ну и если хватит сил и времени, то поднимитесь в зал Бёттгера и посмотрите с чего начинался мейсенский фарфор. От керамики, к фаянсу, и к фарфору. Там собраны удивительные вещи, только не ленитесь рассматривать.
И самое классное, что в государственных художественных собраниях Дрездена можно фотографировать, но только без вспышки.