На музейном острове в самом сердце Берлина расположились, как понятно из названия, несколько музеев. Сегодня обращу свое внимание на один из них. Не смотря на свое название «Новый», в этом музее хранятся экспонаты с начала времен и до Древнего Египта.
По задумке Карла Рихарда Лепсиуса все северное крыло музея египетской истории было украшено традиционной росписью стен как в храмах и гробницах Древнего Египта, чтобы перенести посетителя в древний мир. В центре находился Египетский двор, который наглядно демонстрировал порядок помещений в Египетском храме. Из Египетского двора посетители попадали в зал с колоннами — так называемый Гипостильный зал, в задней части которого уже находилось святилище. Стены этого двора внутри музея были украшены фресками с видами знаменитых храмов Египта, только несколько из которых дошли до наших дней. Но все это внутреннее убранство музея было разрушено в ходе Второй Мировой Войны. Когда музей восстанавливали, то сделали более скромные колонны, и Гипостильный зал и святилище оставили без прикрас. Из-за этого есть ощущение какой-то недоделанности в музейных залах, кажется, будто в залах идет ремонт. Но с другой стороны — это вечное напоминание о разрушениях.
А теперь пробежимся немного по экспонатам, которые мне понравились. Я очень люблю в подобных музеях находить предметы обихода, которые есть и сейчас. Вот, например, этому стулу 3500 лет. А выглядит отлично, уверена, даже вес человека бы выдержал. Вот умели же делать.
И даже игра в «зуму» была придумана древними египтянами. Вот этой табличке для игры больше 5000 лет. Да у меня в игре на телефоне была такая же!
Эти фигурки одни из самых древних, что мы нашли в музее. Длинной фигурке с бородой 5500 лет, маленьким фигуркам женщин с детьми 5000 лет. А трем фигуркам животных на первом плане может быть по оценке все 6300 лет! Как понимаете котиков и собачек любили всегда и хотели запечатлеть.
В Новом Музее хранится довольно большая коллекция папирусов. И основная часть экспонатов — это отрывки из «Книги мертвых». Если бы я в пятом классе знала, что однажды увижу это все вживую, то учила бы историю намного прилежнее. Да и, собственно, само название «Книга мертвых» было дано тем самым египтологом Карлом Рихардом Лепсиусом, который и создавал этот музей.
Главной жемчужиной египетской коллекции Берлина считается скульптурный портрет Нефертити. Ее саму фотографировать в зале нельзя, и становится очевидно почему, когда вы заходите в музейный магазинчик. Надо же как-то продавать мерч! Нефертити везде: открытки, чехлы для очков, пины, магниты, закладки и т. д. Поэтому фото будет из интернета. А вот история ее находки и последующей делёжки заслуживает отдельного внимания.
На рубеже 19 и 20 веков в Египте работали несколько крупных археологических экспедиций. Были созданы французский и британский исследовательские институты. И кайзеру Вильгельму II отставание Германии на этом поприще совсем не нравилось. Поэтому он требовал от немецких египтологов побольше открытий и находок. Была учреждена должность научного атташе Германии в Египте и им стал Людвиг Борхард, который уже раньше руководил раскопками пирамид в Абусире. Нефертити нашли 6 декабря 1912 года. Сначала был найдет бюст Эхнатона — мужа Нефертити, но у него сильно пострадало лицо. Борхард поручил одному из своих помощников внимательно исследовать данный участок раскопок на мелкие части бюста фараона. Сам же Борхард продолжил работу по направлению к восточной стене. И вскоре в песке показались фрагменты шеи телесного цвета с разноцветными лентами. Дальнейшие раскопки определили, что бюст лежит лицом вниз. После продолжительных и очень аккуратных раскопок бюст извлекли и стало понятно, что он идеально сохранился. Пострадали только ушные раковины и отсутствовала вкладка левого глаза. Весь мусор и песок вокруг были тщательно просеяны. Осколки ушей нашлись, а вот глаз так найти и не смогли.
А дальше перед немецкой экспедицией встал вопрос: как вывезти Нефертити так, чтобы египтяне не забрали ее себе. Ведь очевидно же, что она историческая находка, полностью оправдывающая значение своего имени «красавица пришла». И тут Борхард включает хитрость. В то время все находки делились 50 на 50. Половина оставалась Египту, а половину забирала страна, которая эти находки обнаружила. Борхард составил два списка, включив в один из них бюст Нефертити, который назвали «цветная голова принцессы», чтобы сильно не привлекать к ней внимание, а во второй список хитро включили складной Каирский алтарь. Борхард знал, что в музее Каира такого экспоната еще нет, а он является важным и, конечно, комиссия от Египта клюнет на алтарь. Так и произошло, немцы увезли Нефертити, а Египет остался с алтарем. Но потом египтяне осознали, что они наделали и стали требовать скульптурный портрет назад. Но как бы поздно. Просьбы «отдай по-хорошему» от Египта звучат до сих пор с разной периодичностью. Чтобы не сознаваться в своей оплошности, распускались слухи, якобы Борхард облепил статую гипсом, тем самым изуродовав ее до неузнаваемости и таким образом вывез или же вообще, что в Берлине стоит копия настоящей Нефертити. Но это все слухи, у которых нет никаких доказательств, а только обида за то, что их так провели. Нефертити на территории Германии пережила две мировых войны, каждый раз ее, как и другие экспонаты, прятали в шахтах и бункерах. А сейчас она является венцом всей египетской коллекции Нового Музея в Берлине.
Вот барышню выносят.
Египетской коллекции посвящено 3 этажа музея. 4 этаж отведен под еще более раннюю историю человечества или же про другие страны. Там и наконечники стрел, и камни, обтесанные под разные нужды. Вот так выглядели музыкальные трубы в бронзовом веке, например.
Но и в этой части музея есть свое сокровище. «Золотая шляпа». Она относится к концу бронзового века. Считается, что такие шляпы использовали жрецы культа Солнца. Найдена была на юге Швеции. Сделанная из тонких листов золота (87 процентов золото, остальное серебро, цинк и медь) шляпа вся покрыта орнаментом, часть из которого удалось расшифровать. Оказалось, что помимо чисто ритуального предназначения, орнамент относится еще и к календарному исчислению, только так и не получилось установить использовалась ли данная шляпа как календарь или ее доставали только для ритуалов.