Бордо классифицируется как город Искусств и Истории. Он обладает самой большой во Франции зеленой зоной (150га). Для ее сохранения трамваи используют энергию солнца на большей части своего пути.
28 июня 2007 г. город был объявлен ЮНЕСКО Мировым наследием за исключительный городской архитектурный ансамбль. Но город также имеет и современные черты.
Центр Современных Пластических Искусств до 1995 г. представлял собой смешение современных видов искусства, второй по значительности после Парижа.
Небесный Свод (Arc en Rêve) одно из первых мест, где можно увидеть смешение архитектуры и урбанизма в провинции.
Среди общеизвестных памятников — Нуар Дезир (Noir Désir) — памятник известной французской рок-группе Les Nubians.
Классическая архитектура
Памятник жирондистам
В 1881 г., в столетнюю годовщину Великой Французской Революции, в Бордо появился памятник жирондистам и Республике, в память жирондистам — жертвам террора, преданным 3-ей Республике и ее истокам. Но памятник был построен только в 1894—1902 гг. в г. Квинконс, в этом необъятном месте в самом центре Бордо, где раньше располагался знаменитый замок Château Trompette (Шато Тромпетт). Памятник был выполнен архитектором Виктором Ришем, бордоским скульптором Ахиллом Дюмилатром, а также Феликсом Шарпенти и Гюставом Дебри. Он поднят на колонне, расположенной в центре полу-бассейна, на высоту 43 метра от земли, в честь Свободы, превосходящее все остальное. Другие скульптуры, украшающие ансамбль: le Coq Gaulois, la Tribune, l'Éloquence et l’Histoire повернуты в сторону реки, таким образом окружая памятник жирондистам; на другом берегу, в направлении города, можно заметить три статуи женщин, одна из них — Бордо, другая — Гаронна, а тритья — Дордонь. Они были разрушены во время Второй Мировой Войны ввиду нехватки металла и восстановлены только к 1983 г.
Далее с другой стороны бассейна стоит Большой Театр, «Триумф Республики», который был выбран наряду со статуями как символ усердия и силы, Кузнец и Лев соответственно. Рядом со вторым бассейном располагается общественный сад, «Триумф Мира», который покровительствует Братству и Изобилию, процветанию Торговли и Промышленности, изображенными в виде трех детей слева, в то время как Искусства представлены тремя детьми справа. В этом бассейне — кони работы Гюстава Дебри, везущие Благополучие — его символизирует дельфин — и херувим.
Большой Театр
Театр располагается на месте бывшего галло-романского форума, на улице Piliers de Tutelle (Тутела — покровительница города). Место освобождено по приказу Луиса XIV во время Фронды и кровопролитного восстания, направленного против налогов, чтобы разместить здесь пушки и облегчить обстрел восставшего города.
Большой Театр, признанный историческим памятником, был построен архитектором Виктором Луисом в 1773—1780 гг. Прекрасный пример итальянского театра. Последняя реставрация прошла в 1991 г. Была возвращена оригинальная декорация (мрамор голубоватого цвета). Сегодня он считается одним из самых красивых французских театров.
Перистиль фасада, образцом для которого послужила Античность, включает 12 колонн коринфского ордена. Балюстрада украшена 12 каменными статуями, представляющими 9 муз и 3 богини: (Юнона, Венера, Минерва). Некоторый сцены фильма «Дерзкий Бомарше» были сняты именно здесь.
Алле де Турни (Allées de Tourny)
Эта площадь была обустроена в 1743—1757 гг. интендантом Турни. 65 метров в ширину и 265 метров в длину, она граничит сбоку с фасадом замка Луиса XV. Последний заметно отличается от оригинального строения высотой в один этаж. Большинство из них были перенесены после разрушения замка Тромпетт (Trompette) на месте современного Квинконса так, чтобы огонь пушек их не доставал. Сооружения вокруг площади были построены в XIX веке. Конные состязания проводятся на площади в течение всего года.
Понт де Пьер (Pont de Pierre)
Он связывает левый берег с кварталом ла Бастид (la Bastide). Первый мост через Гаронну, он был построен по приказу Наполеона Первого в 1810—1822 гг. Первые строительные работы начались с построения кессонного потолка длиной в 23 м, шириной 7,4 м и высотой 6 метров. В течение всех 12 лет постройка моста сопровождалась серьезными проблемами ввиду сильного течения под будущим мостом. Только благодаря водолазному колоколу, заимствованному у англичан, опоры моста удалось закрепить. Всего насчитывается 17 арок (по одной на каждую букву имени Наполеона Бонапарта). По бокам, каждая каменная опора украшена белым медальоном в честь императора. Также здесь вы увидите маленьких герба города (три полумесяца, переплетенные между собой). Этот мост был единственным вплоть до постройки моста Сен-Джин в 1965 г.
Внутренние дворики Мэрии
Простираются от Большого Театра к местечку Гамбетта. Вместе с дворами Жорже-Клеменсо и аллеей Турни он образует треугольник, центром которого является площадь Великих Людей (la place des Grands Hommes), а сам треугольник жители Бордо называют золотым, потому что здесь сконцентрированы самые лучшие магазины города. Дворы Мэрии расположены ровно над тем местом, где раньше находился северный ров, выполнявший защитную функцию в IV веке.
В XI в. ров был засыпан и на его месте появилась улица, которой дали название «канал Кампор» («fossés de Campaure»). В последствии эта улица сменила несколько названий: «канал Мэрии» (" fossés de l’Intendance «) в 1707 г., «канал Марат» («fossés Marat»)во время Революции.
Собор Святого Андре и Башня Пей-Берланд
Назван в честь городского архиепископа в 1430 г. (умер в 1458 г.), который основал первый университет в Бордо в 1440 г. Он похоронен позади алтаря в соборе.
Освященный Вторым Римским Папой в 1096 г., собор построен по плану латинского креста с единственным нефом длиной 124 метра, шириной в 18 метров в трансепте, 23 метра высотой у нефа и 29 — у хора. Этот собор известен своими четырьмя колокольнями, только две из них сегодня работают (со стороны улицы Виталь-Карл), поскольку в противном случае звук получается слишком громким. Две других колокольни заброшены. От оригинального сооружения XI в. в романском стиле остались только внутренние стены нефа.
Королевские ворота(первая половина XIII в.) — прекрасный образец готического стиля (украшены статуями апостолов; тимпан с Последним Судом). Тимпан северного портала (XIV в.) украшен в три уровня, снизу вверх: Тайняя Вечеря, Воскресение и Триумф Искупителя. Апсиды и трансепт восходят к XIV—XV вв.
Много событий связано с этим зданием, в частности, свадьба Элеоноры Аквитанской с Луисом VII, будущим французским королем в 1137 г. Собор назван ЮНЕСКО Памятником Мирового Наследия в 1998 г.
Башня Пей-Берланд, изолированная от остального сооружения, была построена в 1440—1450 гг. Она четырехугольной формы, с контрфорсами, наружной галереей и восьмиугольными шпицем со статуей Богоматери Аквитании, выполненной в 1862 г. и отреставрированной впоследствии, на вершине.
Церковь Сент-Круа (Église Sainte-Croix)
Основана на месте бывшего аббатства в VII в., разрушена сарацинами, реконстрирована каролингами, затем дважды разрушена викингами, в 845 и 864гг. От старого аббатства бенедиктов, построенного в XII—XIII вв. остались только стены нефа и кое-какие остатки мебели. В действительность церковь была почти полностью реконструирована Полом Абади в XIX в., он также добавил вторую колокольню, симметричную первой, слева от фасада.
На фасаде в романо-сентонжском стиле вырезаны скульптуры, представляющие собой скупость и роскошество. Внутри вы увидите орган, выполненный в 1774 г. доном Бедос де Селль. Старый монастырь бенедиктов сегодня служит школой изящных искусств г. Бордо.
Базилика Сен-Мишель
Церковь в стиле пламенеющей готики, построенная в XIV—XVI вв. Алтарь работы Фейно представляет Святую Мишель, сраженную драконом. Витражи были разрушены во время бомбардировок в 1940 г. Колокольня 114 метров в высоту, построена в XV в. В 1881 г. здесь было обнаружено гало-римское кладбище и катакомбы под башней. Считается историческим памятником.
Площадь Шапеле (Place du Chapelet)
Построена в 1675 г. Расположена между аллеей Турни и площадью Великих Людей.
Церковь Богоматери (Église Notre-Dame)
Церковь Богоматери (Сен-Доминик и Конкордат) была построена Пьером Дюплесси-Мишель (1684–1707) по образцу церкви Жесю в Риме. Ее фасад выполнен в стиле иезуитского барокко. Считается историческим памятником. Обладает великолепной акустической системой, поэтому здесь часто проходят организованные концерты. Обязательно обратите внимание на 6 картин художника Андре Джина, по религиозному: Брата Андре, выполненные в 1712, 1714, 1718, 1731, 1732 и 1735гг. Также интересны барельефы, главный алтарь из белого мрамора работы Перю (1759) и решетки, выкованные Моро (1780), который так же работал над хором церкви.
Ее монастырь — Кур Мабли (Cour Mably). Построен в 1684 г. по проекту архитектора Мишеля Дюплесси, этот сооружение — второй якобинский монастырь. Первый был разрушен в 1678 г. С 1797 по 1885 г. здесь была военная база. С 1886 г. здание реконструировано и здесь располагается Муниципальная Библиотека.
Также с 1887 г. здание приютило Музей Античности. С 1994 г. сюда переехало Региональное Отделение Счетной Палаты.
Площадь Парламента
Это не другое имя Королевской Площади, это бывшая площадь Свободы (называлась таким образом во времена Революции). Принадлежит к стилю Луиса XV.
Соседние сооружения относятся к первой половине XVIII в. Фасады богато украшены. Они соответствуют трем нефам, присутствует иерархия по величине проемов, фасады горизонтально разделены карнизами. По высоте находятся над балюстрадами. Центральный Фонтан относится к эпохе Второй Империи. Пол, переделанный в 1980 г., представляет собой большие плиты позолоченного известняка.
Дворец Роан (резиденция современной мэрии)
Бывший архиепископский дворец, построенный в 1771—1784 гг. Название было дано дворцу архиепископом Фердинандом Максимилиеном Мериадеком де Роаном, т. к. дворец был построен именно по его распоряжению. Роан начинает разрушать близлежащие останки собора, бывшего архиепископства. В 1771 г. он получает от короля Луиса XV разрешение на постройку вышеупомянутого дворца на участке в 30 гектаров заболоченных земель, расположенных неподалеку. Жозеф Этьен стал первым архитектором, в 1776 г. его заменил Ричард Бонфин. Господин Пуари руководил работой. К 1780 г. дворец был почти закончен. Монсиньор Роан — имя архиепископа из Камбре. Он закончит свою карьеру в качестве духовника императрицы Жозефины.
В 1835 г. дворец становится отелем города Бордо, а перед этим — резиденцией императора Наполеона Первого. Закончен в 1786 г. архитекторами Этьеном и Бонфином. Сооружения по двум сторонам от двора связывают корпуса в единую колоннаду. Фасад переходит в два невысоких павильона, проемы которых возвышаются над гирляндами.
Несмотря на множество реконструкций, внутри сохранилась большая почетная лестница и гостиная с деревянной обшивкой стен и тромплеем. Две декорации (одна помпейская, другая античная) демонстрируют любовь к изяществу жителей Бордо XVIII в.
Дворец Галлиена, последний след галло-римской эпохи
Амфитеатр Дворца Галлиена получил свое название в честь императора Галлиена, правившего в 253-268гг. Тем не менее, здание было построено еще раньше. Галло-римский город Бурдигала, столица провинции Аквитания, переживал эпоху расцвета во II в. н. э. Амфитеатр, построенный на окраине города, мог вместить до 15.000 человек. В 276г. он был сожжен во время вторжения варваров. Также он серьезно пострадал во время Революции. Здание считается историческим памятником. Не осталось ничего, за исключением нескольких пролетов и аркад, выживших в разрушенном городе. Часть памятников можно увидеть с улиц Доктора Альберта-Баррода, Эмиля-Фурканда или с Дворца Галлиена.
Улица Сен-Катерин
Главная улица Бордо, самая длинная пешеходная улица в европе.
До 1772 г. рядом с Большим Театром находились Ворота Медок. После возникновения Бордоской Галлереи в 1833 г. по проекту Дюранда появляются Ворота Дижо.
Ворота Дижо
Монументальный въезд в город в XVIII в., построен Вуазином в 1748—1753 гг. по проекту архитектора Андре Портие. Оформление выполнено Клер Клод Франсин. Ворота выполнены из твердого и прочного камня из Фронтенака, который обычно используется для построения фундамента (для верхней части, как правило, используется камень из Бурга). Стоит заметить, что камень имеет небольшие поры и остатки прилипших ракушек. Название связано с храмом Юпитера, воздвигнутым в галло-римскую эпоху. Сокращенное название на гасконском (официальным и исконным языком Бордо) — «Де Жу»(" De Jòu « — от de Jupiter).
Площадь Победы (Place de la Victoire)
На другом конце улицы Сен-Катерин находятся Ворота Победы.
Когда Турни упразднил средневековые ворота, они были заменены четырьмя суровыми башнями по бокам готических ворот, ворота Сен-Жульен были воздвигнуты в 1302 г. (получили название в честь близлежащего госпиталя, основанного в 1231 г. для прокаженных и больных чумой) на южном конце улицы Сен-Катерин, на территории современной площади Виктории, так где когда-то соединялись два пути — в Испанию и в Лангедок — настоящей триумфальной аркой, достойной столицы Гиени.
8 июня 1748 г. причетником была начата постройка ворот.
Они получили название Ворот Аквитании 18 ноября 1753 г., в честь второго сына жены Дофина, герцога аквитанского Хавьера Французского по рождению.
Ворота Аквитании украшены, с одной стороны, королевскими войсками в двустворчатых раковинах и морским богом, держащим герб; с другой — городскими войсками, выступающими из воды вместе с кубком с цветами и фруктами. Они сделаны из прекрасного камня, добываемого в Сент-Макер (твердого и розоватого), проем составляет более 11 метров в высоту и около 5 в ширину, украшен выступающими камнями. После Второй Мировой Войны ворота получили название Ворота Победы.
В центре улицы Сент-Катерин — площадь Сент-Прожет (овернский епископ, умерший в 674г.). Место их пересечения было отреставрировано в 1977 г.; площадь находится в центре бывшего погоста (с 1392 г.). Церковь расположена южнее этой площади, ее башню с колокольней видно издалека. Фонтан был выполнен в 1715 г.
Ворота Кэльо (Дворцовая Площадь)
Были частью каменной стены, окружавшей город. В X в. Дворцовая Площадь простиралась вокруг Дворца Омбриер (Palais de l’Ombrière), резиденции герцогов Гиени. Будущий французский король Луис VII пребывал здесь во время своей поездки в Бордо для свадьбы с Элеонорой Аквитанской. В XIII в. дворец был заменен другим. С 1462 г. здесь заседает Парламент Бордо. Несколько раз случались пожары (1597, 1704), был разрушен в 1800 г., дал название современной улице. Во Дворце воздвигнуты Ворота Кэльо. Возможно, название произошло от слова «булыжник» («cailloux» по-французски, «calhaus» на гасконском), которые скапливались на дне Гаронны и мешали судоходству. Также вероятно, что в средние века существовала знатная бордоская семья Кэльо, к которой принадлежало несколько мэров города (XIII—XV вв.).
Выполнены в готическом стиле эпохи Возрождения (машикули, остроконечная башенка высотой в 35 метров, слуховые окна, башни на куполе) в XV в., как память о победе, одержанной Карлом VIII у Форно, была создана триумфальная арка и оборонительные ворота (можно увидеть на фотографиях улицы).
Считаются историческим памятником. Были отреставрированы в XIX в. (1822), барельефы сохранены в Музее Аквитании.
Большая Колокольня, вторые ворота, сохранившееся от древней ограды
Это один из тех редких памятников гражданской архитектуры (наряду с воротами Кэльо), которые сохранился со времен Средневековья. Несколько раз были отреставрированы. Это колокольня бывшего городского отеля; она изображена на гербе города. Построена в XV в. на развалинах бывших Ворот Сен-Элой XIII в. (названы в честь церкви Сен-Элой, построенной в XII в.). Представляет собой две цилиндрических башни 40 метров высотой, опирающиеся на центральное строение. Первоначально было 6 зубчатых башен. Колокол вылит в 1775 г. Тюрмелем, его вес составляет 7800кг. Башенные часы изготовлены в 1759 г. по проекту математика Ларрока.
Бургундские Ворота
Также называются Ворота Солеваров, расположены напротив Каменного Моста, недалеко от дома Виктора Гюго. Турни пожелал, чтобы в дополнение к воротам была сделана Королевская Площадь (Биржевая Площадь), посвященная Принцу-Герцогу Бургундскому, родившемуся 24 января 1757 г. Их идея близка к идее Триумфальной Арки, посвященной Титусу. Некоторое время называлась Аркой Наполеона.
Церковь Сен-Элуа
С тех пор, как церковь предоставлено в распоряжение братства Saint-Pie-X мэром города Аленом Жуппе, памятник постоянно оказывается поводом для спора. 10 декабря 2002 г. административный трибунал Бордо аннулировал решение от 28 января 2002 г. касательно этого решения мэра. Это постановление было подтверждено административным судом 27 апреля 2004 г. Наконец, обжалование кассации этого «Сообщества церкви Сен-Элуа» было снова отвергнуто Государственным Советом 2 марта 2005 г. Приговор суда еще не был исполнен, а в церкви уже стали служить бордоские сторонники католичества. Первого февраля 2007 г. в этом споре была поставлена точка: кардинал Рикард приписал церковь к Пасторскому Институту, где церковь была отреставрирована и названа приходом Сен-Элуа.
Вид левой набережной, в особенности Биржевой Площади
Выполненная королевским архитектором Жаком Анже Габриелем в 1730—1775 гг., Биржевая Площадь в Средневековье находилась прямо за крепостной стеной и служила для празднований и конных соревнований. Разрушена во время Революции королем Франции Луисом XV. Открыта в 1749 г. как символ процветания города. Постепенно стала называться Королевской Площадью, а также Площадью Свободы во время Революции, Императорской Площадью в годы правления Наполеона Первого, и снова Королевской Площадью после Реставрации. В 1848 г. после падения короля Луис-Филиппа Первого, стала Биржевой Площадью.
Интендант Буше хотел увидеть город на реке. Он хотел модернизировать Бордо и предложил придумать лицо города, чтобы привлечь как можно больше иностранцев, путешествующих по правому берегу Гаронны. Для этого нужно было снести часть стен, окружающих Бордо и построить Королевскую Площадь. В центр площади была помещена фигура Луиса XV на коне.
Во время Революции статуя была замещена на «Дерево Свободы». Название «Императорская Площадь» получила по случаю прибытию Наполеона Первого в город. В 1828 г., во время Реставрации, в городе появился скромный фонтан, в форме колонны из розового мрамора и белой капители с глобусом вместо конной статуи, символизировавшей Революцию. Современный фонтан Трех Граций появился в 1869 г. (императрица Евгения, королевы Виктория и Изабелла II Испанская), работа архитектора Висконти (1865).
Эта площадь — один из лучших образцов классической французской архитектуры XVIII в. Севернее стоит Биржевой Дворец (современная Торговая и Индустриальная Палата, а также Почтовая Служба), южнее находится Отель де Ферм (современный Межрегиональный Центр Таможни и Прав Человека, который располагает собственным Музеем Таможни). Последний был выполнен Жаком Анже Габриелем в 1735—1738 гг., скульптуры представляют Минерву, покровительницу искусств и Меркурия, покровителя торговли.
Фронтоны других зданий, а также маскароны выполнены Вербектом, Вернетом и Проме. Фронтоны изображают: чествование принцев; Нептуна, ведущего торговлю; воссоединение Гаронны и Дордони; Время, обнажающее Правду.
Маскароны представляют собой бородатых мужчин и их молодых дочерей. Циферблат башенных часов работы Гюстина, владельца бордоского фаянсового завода, внутри табло украшено гобеленовыми коврами. В конце июля 2006 г. Бордо получил в подарок огромное водяное зеркало площадью в 3450 м². Система, созданная по проекту парижского водопроводчика Джина-Макса Ллорка, позволяет вызвать эффект зеркала (с 2 сантиметра стоячей воды, разлитой на граните), а эффект тумана может достигать 2 метров в высоту. Открытие запланировано на май 2008 г.
Церковь Сен-Пьер (площадь Сен-Пьер)
Площадь Сен-Пьер не существовала во времена галлов и римлян. Некогда через эту площадь проезжали в город. Церковь Сен-Пьер построена около северной стены переправы в XV в. и была отреставрирована почти полностью вплоть до конца XIX в., за исключением портала в стиле пламенеющей готики, южных ворот и хора, сохранившихся в первозданном облике.
Маленький отель Лаботтьер
Маленький отель Лаботтьер — частный отель, расположенный в двух шагах от Общественного Сада. Представляет собой замечательный пример неоклассической архитектуры XVIII в. Считается историческим памятником, построен в 1783—1788 гг. архитектором Этьеном Лаклоттом для Этьен Лаботтьер.
Отель кажется чем-то новым и необычным для своей эпохи.
Отель де Сеж (Hôtel de Saige)
Построен Виктором Луисом в 1775—1777 гг. по образцу дворца Мансини (Рим). Расположен по адресу улица Шапо Руж (Chapeau Rouge), дом № 25 (место пересечения с улицей Луиса).
Церковь Сен-Серин раннехристианского периода
Это самая старая церковь в Бордо, посвящена святому Серину, бывшему епископу города. Ее построение началось в VI в., но до 1873 г. она оставалась базиликой. Здание считается историческим памятником, признано ЮНЕСКО Мировым Наследием.
В XI в. к церкви добавлен портик, украшенный капителью, алтарь и трансепт — в XII в., еще один неф — в ХIII в., а также часовни в XI и XVвв. Также был найден склеп XI в. с могилой святого Форта, а также меровингские саркофаги. Это одновременно и христианское кладбище с захоронениями IV—XVIII вв. Базилика Сен-Серин находится на пути пилигримов из Сен-Жак-де-Компостель, которые останавливались здесь в Средневековье, чтобы почтить святую Мартиаль, увидеть рог Роланда и мощи святых Серина и Форта.
Церковь Сен-Бруно
Французский Кардинал Сурди, вступивший в должность в 1611 г., способствовал монахам картезианского ордена (возникшего в Бордо в 1381 г. (обосновались около города, в болотистой местности, называвшейся Шартро/ Chartreux) и просуществовавшего вплоть до Столетней Войны), а особенно двум из них, Блезу и Гаску.
Основанный в 1611 г., монастырь получил церковную часовню, посвященную святому Бруно (основателю Ордена), освящен 29 марта 1620 г. кардиналом Сурди. Фасад оформлен по итальянскому образцу, ближе к стилю барокко, все за исключением хора. В единственном сорока шести метровом нефе собраны прекрасные произведения искусства, большинство из них не без помощи Кардинала Сурди. Хор и заалтарное пространство декорированы мрамором, привезенным из Турции, предназначавшимся для Мекки. Различные полотна XVIII и XIXвв., портрет святого Бруно (XVII в.), деревянная обшивка XVII в. Сводчатый неф длинной 46 м украшен фресками (XVII в.), итальянский художник Джан Антонио Беринцаго организовал античное архитектурное оформление, включающее ряд бюстов. Слева от хора, в сводчатом зале, захоронен сам Сурди (1691 г.)
Сад Шартро продолжал развиваться, в том числе во время Революции, как центральное городское кладбище (кладбище Шартрез/ Chartreuse).
Дворец Правосудия в Бордо
Дворец Правосудия был построен в 1839—1846 гг. на месте старого форта по проекту архитектора Жозефа-Адольфа Тиака, разработанному в 1836 г. Разработки по дизайну дворца (1831—1864 гг.) того же архитектора были отвергнуты. Его построение обошлось в два раза дороже, чем планировалось (два миллиона франков).
Вдоль его длинного главного фасада (по образцу храма в Афинах) простирается величественная колоннада (по образцу Пантеона) из 12 колонн дорического ордера, возвышающихся на трех треугольных фронтонах, за ней два массивных выступа на фасаде около широкой лестницы.
На ровной крыше со стороны переднего фасада изображены 4 персонажа, имеющие прямое отношение к городу: Монтескье и Мишель Л’Оспиталь справа, Мальшерб и Д´Агессо слева.
Неоклассический стиль говорит о греко-римском влиянии, ансамбль демонстрирует торжество и суровость правосудия.
Зал заседаний располагается в центре, залы для аудиенций Королевского Суда и Гражданского Трибунала слева и справа от широкого зала прямоугольной формы, а тюрьма du Hâ, широко известная благодаря пенсильванской камерной системе, находится в задней части здания.
Судебные процессы над Мари Беснард и Морисом Папоном происходили именно здесь.
В 1998 г. дворец правосудия был расширен, добавлен кабинет для Ричарда Роджерса. Во время судебного следствия на Папоном.
Синагога Бордо
Синагога Бордо (36, Кур Пасте/ Cours Pasteur) была построена по нео-романо-византийскому плану в конце XIX в., синагога на улице Коссеруж (Causserouge) была разрушена в результате пожара (Работа архитектора Карла Дюрана, это великолепное здание сочетало в себе готические и восточные мотивы, завершено к 1882 г., место заседания центрального иудейского архиепископства, пришедшего из Испании. Была покинута в конце 1943 г., незадолго до Освобождения; мебель разрушена и разворована в ноябре 1943 г., однако архитектура не тронута). Сверху покрытие здания представляет собой металлическую структуру из листового железа, выполненную в мастерской Гюстава Эйффеля; это позволяет максимально освободить внутреннее пространство. Металлический каркас скрыт под слоем искусственного мрамора.
В синагоге укрыт монументальный подсвечник на 7 свечей, высота которого более 10 метров.
Фонтаны
Фонтан Амеде-Ларрье (Amédée-Larrieu): группа из трех фонтанов, установленных в 1901 г. архитекторами Эдуардом Бохеном и Барбодем, при участии скульптора Рауля Верлета.
Построен на средства города, на территории, принадлежавшей Эжену Ларрье. Сквер открыт 15 мая 1902 г.
Площадь Карла-Груета: фонтан в стиле эпохи Возрождения выполнен в 1865 г. архитектором Луисом Гарро; находится рядом с небольшим круглым храмом, украшен скульптурой нимфы Фонтана д´Одеж (Fontaine d’Audège) работы скульптора Луиса Кеффарда де Мазеролль.
Современная архитектура
База для субмарин
Построена в 1942 г. итальянскими инженерами. Этот внушительный след Второй Мировой Войны (сюда заходили немецкие, итальянские и японские субмарины), нерушимый, интересный культурный объект для посещения.
Дом профсоюзов
Сооружение принадлежало нескольким профсоюзам под руководством Адриана Маркета и мэрии, построено архитектором Жаком д´Веллем. Дом профсоюзов был открыт первого мая 1938 г. Смешанная функциональная архитектура и целый пласт исторической эпохи с некоторой утонченностью. Фасад декорирован барельефом Альфреда Жанниота.
На первом этаже царит декоративный бордоский стиль. Металлические конструкции, перила, люстры — все замечательно. С другой стороны зала открывается вид на две фрески, выполненные бордоскими художниками: Бузоном, Рогано, Каверном и Бегодом. Сцена в зале для спектаклей украшена фреской Джина Дюпаса, представляющей собой аллегорию Бордо. С правой стороны Джин Дюпас выполнил большую фреску. К сожалению, этот зал, своего рода цветок в здании, сегодня занят ужасными бараками, которые препятствуют обзору и оценке элегантности.
Мост Аквитании
По нему проходит объездная дорога, пересекающая Гаронну на протяжении 1000 м. Мост был открыт в 1967 г.
Стадион Шабан-Дельмас
Построен в 1935 г. На этом стадионе в Бордо выступали жирондисты.
Зеленые зоны
- Общественный сад Бордо
- Ботанический сад Бордо
- Лес Бордо
- Цветочный парк
- Берега Гаронны
- Бордоский парк
- Ривьера
- Ботаническй сад (правый берег)
- Сад мэрии
- Сад Бешад (Jardin de la Béchade)
- Сады Верующих Женщин (Jardins des Dames de la Foi)
- Сквер Винет: первый современный сквер с вертикальным садом, расположенный в самом центре Бодо
- Сквер Джин Бюро
Музеи
Музей изящных искусств
Музей изящных искусств Бордо — один из самых старых музеев во Франции, именно этим объясняется большое разнообразие его коллекций, особенно XIX и ХХвв. Среди вкладов Государства выделяются такие полотна, как L’Embarquement de la duchesse d’Angoulêmede Gros, la Chasse au Lion de Delacroix и le Rolla de Gervex. Также здесь вы найдете известные работы Рубенса, Веронеза, Тициана, Ван Дика, Корота, Бугеро, Жерома, Матисса, Дюфо, Пикассо…
Музей Аквитании
Музей унаследовал коллекции бывшего Каменного музея, созданного в 1783 г. Академией Бордо по запросу интенданта Дюпре де Сен-Мор для того, чтобы собрать воедино остатки романской культуры и провести важные урбанистические исследования истории XVI—XVIII вв.
В 1962 г. появился музей региональной истории, археологии и этнографии: следы доисторических эпох, римско-католических и палео-христианских поселений на месте города, средневековые коллекции, этнографические коллекции и т. д. Также музей принял коллекции бывшего Музея Гупиль, хранилища индустриальной живописи.
Музей декоративных искусств
Располагается в Отеле Лаланд, здание построено в 1779 бордоским архитектором Этьеном Лаклоттом, благодаря Пьеру Раймонду де Лаланде музей приобрел бесценные коллекции французского декоративного искусства, в особенности бордоского, XVIII и XIX в., также как коллекции живописи, гравюр, миниатюр, скульптур, мебели, керамики, изделий из стекла, золота и серебра и т. д.
Музей естественной истории
В доме XVIII в., расположенном в общественном саду Бордо, находится Музей естественной истории Бордо, здесь представлены тематические выставки, для которых отобраны лучшие экспонаты постоянной коллекции музея.
Музей современного искусства Капк, бывший центр современных пластических искусств Бордо
На прекрасной территории старого зернового склада располагается музей современных искусств Бордо, выставляющий коллекции от 60-х годов прошлого века до современных экспонатов, представлены более 140 художников.
Национальный музей Таможни
Располагается в одном из прекраснейших павильонов на Биржевой площади. Национальный музей Таможни изучает ее историю и иллюстрирует миссии, выполняемые таможенными службами.
Центр Джин Мулин
Этот документационный центр, посвященный Второй Мировой Войне, представляет публике документы и предметы, сохранившиеся с тех недалеких дней. Все объекты распределены по категориям и позволяют полностью оценить вклад участников движения сопротивления, боровшихся за освобождение родной земли.
Музей этнографии Бордо 2 (MEB)
Основанный в конце XIX в., музей этнографии представляет коллекции, имеющие антропологическую ценность, описывающие социальную и религиозную жизнь Африки, Азии и Океании (временно закрыт для публики).
Музей Путешественников по Франции
Представлено около 500 документов и объектов, музей рассказывает об истории открытия г. Бордо и всего региона
Институт Сервантеса
Раньше был известен как «Дом Гойя», располагается во дворе Мэрии, в самом центре города. Дом был последним местом жительства живописца Франсиско Гойя, который переехал в Бордо в 1824 г., убегая о абсолютизма Фердинанда VII, и умер в 1828 г. Выставка работ художника. Испанский культурный центр в Бордо.
- Музей де Шартронс (Musée des Chartrons)
- Винорама (Vinorama)
- Кап-Сайенс (Cap-Sciences)
- Консерватория Аквитании (САЕА, Conservatoire de l’air et de l’espace d’Aquitaine)
- Телекоммуникационный Музей Аквитании (Musée des télécoms d’Aquitaine)
- Ряд Музеев Бордо, справочник (Catégorie Musées de Bordeaux de l’annuaire dmoz)
- Музеи Аквитании (Site des Musées d’Aquitaine)
- Мэрия (Site de la Mairie)
Чем заняться
Мероприятия
Ниже представлен полный список мероприятий, которые можно посетить при помощи Туристической Службы в Бордо:
- Антикварный Салон (январь)
- Карнавал двух рек (начало марта)
- Ярмарка удовольствий (ярмарочный праздник, три последних недели октября и три первых недели марта в Квинконсе)
- День книги (конец марта/начало апреля)
- Фестиваль короткометражного кино (апрель)
- Международная ярмарка в Бордо (май)
- Шаутс (Фестиваль сказок, середина июня, квартал Сен-Мишель)
- Винэкспо
- Праздник вина (Квинконс, 4 дня с четверга по воскресенье в конце июня, по четным годам)
- Искусственный огонь на Биржевой Площади (Праздник Воды на Винэкспо-2008)
- Праздник воды (4 дня с четверга по воскресенье, конец июня, по нечетным годам, чередуется с праздником вина): судна и музыка со всего мира
- Лез Эпикюриаль/ Les Épicuriales (15 дней, конец июня): еда и концерты
- Европейский Фестиваль Короткометражных Фильмов
- Танцы на пирсе (июль—август, на пирсе)
- Международный фестиваль женского кино (октябрь)
- Арт Шартрон/ Art Chartrons, Обзор Галерей Современного Искусства в Бордо, проводится два раза в год, весной (с 15 по 18 мая 2008 г.) и осенью (с 27 по 30 ноября 2008 г.)
- Новарт/ Novart (ноябрь)
- Рождественский Базар (декабрь)
- Международный Кинофестиваль CinémaScience (с 1-го по 6-е декабря 2009 г.)
Спортивные состязания
- Международные конные скачки с препятствиями в Бордо (февраль_
- Полумарафонский бег
Музыкальные фестивали
- Международный органный фестиваль
- Международный фестиваль классической музыки
- Джаз-Фестиваль в Бордо
- Рок-Фестиваль в Бордо
Ночная жизнь
В Бордо протекает очень живая и разнообразная ночная жизнь ввиду испанского, португальского магрибского влияния… Основные кварталы — Сен-Пьер (площадь Парламента, площадь Сен-Пьер, площадь Камиль-Жулиан) и окрестности площади Гамбетта. Площадь Виктории также известна своими прекрасными вечерами. Здесь сконцентрировано множество баров, пабов… Пирс де Палюдат/Le Quai de Paludate (напротив скотобойни) — квартал ночных кафе, кабаре и кабаков. Также множество ресторанов представлено в квартале Шартрон, одни из самых популярных — в квартале Сен-Мишель.
Кино
Бордо прекрасно оснащен кинозалами и кинотеатрами. Они располагаются: l’UGC Cinécité, рядом с Площадью Гамбетта.
Центр Джин-Виго, обустроенный на месте бывшего зала Трианон, специализируется на профессиональном и экспериментальном кино. Утопия — независимый кинотеатр, оборудованный пятью залами в здании бывшей церкви Сен-Симон (квартал Сен-Пьер) , закрытой после французской Революции. Он имеет статус «профессионального и экспериментального кинотеатра» и «театра исследований» и представляет множество «свежих» фильмов в оригинальной интерпретации.
Также в Бордо можно найти множество мультиплексов Méga CGR и Mégarama, на правом берегу Гаронны, на старом вокзале Орлеана (исторический памятник).
Еще недавно в городе были другие известные кинотеатры, исчезнувшие сегодня: каждый квартал имеет несколько залов, продолжающих показ. Здесь был Рекс в квартале Медок (копия Гранд Рекс/ Grand Rex в Париже), Эден (l’Eden), Аламбра (l’Alhambra), Клуб и Мэрия (le Club et l’Intendance), Мондьяль (le Mondial) и Мариво (Marivaux).
Недавно Гомон (Gaumont), расположенный на перекрестке Жорж-Клеменсо был разрушен, чтобы построить на его месте зал для прослушивания и записи; теперь он располагается в Таленс (Talence).
Французский CGR (CGR Le Français) располагался в старом театре на площади Гамбетта (пересечение улиц Кондильяк и Монтескье), он был закрыт в марте 2005 г. ввиду недостаточной безопасности. Но спустя два года компания CGR представила свой проект реконструкции (начат в 2008 г.)
Бордо имеет собственный международный кинофестиваль: фестиваль CinémaScience. Второй раз CNRS проведет этот фестиваль 1—6 декабря 2009 г.
Залы для выступлений
Бордо один из тех редких французских городов, где нет достойного большого концертного зала. Тем не менее, готовится проект зала вместимостью 15000 человек. Это зал типа Арена, если вы когда-нибудь такой видели, он будет называться Арена Монтекристо и будет располагаться в Флуараке (Floirac).
Искусственный каток в Мериадеке используется как концертный зал для крупных выступлений. Его вместимость — 7500 зрителей, это самый крупный зал в агломерации. Не смотря на множество проблем наконец-то было улучшено качество звука, т. к. акустическая система была неадаптированна для подобного рода мероприятий.
В Бордо и его пригородах насчитывается множество небольших концертных залов и театров.
- Каток Мериадек — Бордо (Patinoire de Mériadeck à Bordeaux, 7500 мест — различные виды представлений)
- Зал Медокин в Таленс (Espace Médoquine à Talence, 3000 мест — концерты)
- Театр Фемина в Бордо (Théâtre Femina à Bordeaux, 1175 мест — различные виды представлений)
- Рок-Школа Барбей в Бордо (Rock School Barbey à Bordeaux, 1000 мест — концерты)
- Кракатоа в Мериньяке (Krakatoa à Mérignac, 1000 мест — концерты)
Данный список не является полным.
Спорт
В Бордо насчитывается 420 спортивных учреждений: 21 гимнастический зал/26 спортивных залов/2 спортивных холла/10 городских стадионов/13 площадок для занятий легкой атлетикой/60 крупных игровых комплексов/63 небольших игровых комплекса/94 теннисные площадки/5 площадок для игры в баскскую лапту/2 фехтовальных зала/1 зал для настольного тенниса/1 стена для лазанья/1 открытый тир/1 спортивный центр с тиром/1 площадка для роликов/скейтбордов/1 трасса для велосипедов/1 каток/1 боулинг/1 велодром/легкая атлетика в спортзале/1 парусный центр/1 клуб гребного спорта.
- Гребля: Морские соревнования в Бордо, Клуб Первой Лиги (Emulation nautique de bordeaux, Club de Ligue 1)
- Баскетбол: после исчезновения клуба Ваити Бордо/ Waïti Bordeaux (женский элитный клуб) крупнейшим клубом города стал JSA Бордо (JSA Bordeaux) в NM1 (3-я мужская лига)
- Крикет: Команда Бордо регулярно выигрывает юго-западный Чемпионат (Championnat du sud ouest) Франции.
- Футбол: команда Жирондисты Бордо (Girondins de Bordeaux) играет в Первой Лиге Чемпионата Франции по футболу (Ligue 1 du Championnat de France de football)
- Хоккей на льду: Бордо-Жиронда Хоккей-2000 (Bordeaux Gironde Hockey 2000)
- Регби:
- Союз Бордо — Бегле (Union Bordeaux Bègles), участвующий в Чемпионате Франции Про Д2 (Championnat de France Pro D2)
- СА Лормон-Сенон Правый Берег (CA Lormont-Cenon Rive Droite), участвующая во 2 Федеральном Чемпионате Франции по регби (Fédérale 2 du Championnat de France de rugby)
- Жирондисты Бордо НВС (Girondins de Bordeaux HBC), мужская команда, участвующая в 1 Национальной Лиге (Nationale 1)
- СА Бегле Гандбол (CA Bèglais Handball) — женская команда, 2 Лига (Division 2)
- SA Мериньяк Гандбол (SA Mérignac Handball) — женская команда, 2 Лига (Division 2)
- US Миос-Бигано Гандбол Клуб (US Mios-Biganos Handball Club) — женская команда, 1 Лига (Division 1)
- Парусный центр Бордо-Лак (Bordeaux-Lac)
- Теннис: Вилла Примроз (Villa Primrose)
- Гольф: Гольф Бордо — Бордо-Лак (Bordeaux à Bordeaux-Lac), международные открытые соревнования в Бордо (l’Open international de Bordeaux)
- Обучение:
- CREPS (Региональный центр общедоступного обучения спорту) Бордо, расположен в Таленс, один из самых старых центров подобного рода во Франции. Основан в марте 1941 г., изначально предназначался для организации EPS, с 1985 г. превратился в CPEF (Постоянный центр тренировок и обучения), в настоящее время переименован в Поль де От Ниво (Pôle de Haut Niveau), часто называемый просто «Поль Франс» («Pôle France»). CREPS в Таленс широко известен благодаря своему уровню обучения, 8 гандболисток играют в Элитной Женской Сборной, 1 Лига (Élite feminine, Division 1), выпущено несколько профессиональных велосипедистов (Фабиан Санчес, гонщик FDJ, или Мэттью Ладагнус, представляющий J.O. d’Athènes), а также профессиональные волейболисты, тренировочный центр для французской команды по фехтованию и т. д.
Другое
Библиотека в квартале Мериадек площадью 26.000 м² (7.200 м² доступны для посетителей) — одна из самых крупных публичных библиотек во Франции. Ее архив составляет более 1 миллиона документов, размещенных на десятках километров полок, среди которых более 300.000 принадлежит различным фондам (редких, ценных, старинных книг).
И, конечно же, посетите винодельни, винные погреба и музей «Город вина» в Бордо. Отправляйтесь в гастрономический тур по городу, дегустируйте французские вина и узнавайте много нового и интересного о виноделии во Франции.