Транспорт в Пекине представлен автобусами, троллейбусами, метро, речным транспортом, такси, а также такой экзотикой, как велорикши и просто велосипеды. Не обошли мы вниманием ж/д-транспорт и воздушное сообщение. Кроме того, в этой статье вы узнаете о стоимости проезда и способах оплаты.
Автобусы
Автобусы по улицам Пекина курсируют с начала XX-го века. Сегодня в автотранспортную сеть города объединены автобусы и троллейбусы, имеющие общую нумерацию, маршруты и расценки на проезд.
Рейсовые автобусы Пекина имеют номера с 1 по 140, ночные маршруты обозначены номерами с 1 по 38 (начинаются с иероглифа '夜'), пригородные автобусы — номера с 300 по 998. В автобусной сети города имеются также специальные обозначения для автобусов с кондиционерами (их номера начинаются с 8) и для двухэтажных автобусов (начинаются с иероглифа '特').
В пекинских автобусах рядом с дверью имеются стрелки, указывающие, через какие двери осуществляется вход, а через какие — выход. Остановки объявляются электронной голосовой системой и кондуктором. В некоторых туристических районах города названия остановок дублируются также на английском.
Названия автобусных остановок написаны по-китайски, поэтому, чтобы выйти на нужной остановке, запишите название необходимого вам места на китайском языке и покажите водителю или кондуктору. На автобусных остановках указаны номера маршрутов, начальные и конечные остановки того или иного маршрута, время первого и последнего рейса и названия остановок всего маршрута, естественно, по-китайски. Так, время первого и последнего рейса обозначены соответственно иероглифами 首班 и 末班. Названия остановок написаны вертикально под номером соответствующего маршрута. Часто под номером маршрута на автобусной остановке можно увидеть стоимость проезда.
Билеты на проезд в автобусах оплачиваются за расстояние. Оплатить проезд можно наличными или транспортной картой при посадке кондуктору. Если в автобусе нет кондуктора (об этом говорит надпись у входных дверей — '无人售票'), то оплата производится прямо у водителя, оплачивать проезд рекомендуется без сдачи — ее может просто не быть. Максимальная стоимость проезда в городском автобусе Пекина может достигать 10-12 юаней. Дети ростом до 1,3 метра могут проезжать в транспорте бесплатно.
Интерактивная карта общественного транспорта Пекина на www.bjbus.com
Вид автобуса | Стоимость проезда и способ оплаты |
---|---|
Городской автобус, троллейбус | Первые 10 км — 2 юаня, каждые след. 5 км — + 1 юань |
Ночной автобус № № 1–38 | Первые 10 км — 2 юаня, каждые след. 5 км — + 1 юань |
Рейсовые автобусы № № 300–998, двухэтажные автобусы | Первые 12 км — 2 юаня, каждые след. 5 км — + 1 юань |
Автобусы дальнего следования | Первые 10 км — 2 юаня, каждые след. 5 км — + 1 юань |
Междугородние автобусы |
Разовый билет от 35 юаней |
IC-карта
Оплатить проезд можно также специальной магнитной картой — IC-картой «Икатун» (IC-card Yikatong, 一卡通). Эта карта, дающая существенную скидку на проезд (до 50%), представляет собой пластиковую карточку стоимостью 20 юаней, на которую нужно будет положить некоторую сумму на проезд. Карту можно купить в билетных киосках, обозначенных вывеской «IC Card Vending and Recharging». Пополнить её можно в этих же киосках, в кассах вокзалов или в билетных автоматах. Через автомат деньги на карту можно класть суммами, кратными 10 юаням. Минимальная сумма пополнения — 10 юаней, максимальная — 500 юаней.
Чтобы оплатить проезд в автобусах Пекина IC — картой, её нужно приложить к специальному считывающему устройству при входе. Если в данном автобусе плата взимается за расстояние, нужно приложить проездной к устройству также и при выходе.
Если вы в Пекине больше двух дней, то IC-карту купить стоит. Кроме того, ею можно расплачиваться и в метро, и в такси, оборудованных соответствующими терминалами. Всю информацию о городских автобусах можно увидеть на специальном сайте.
В Пекине также работает множество автобусных перевозчиков, рейсы которых соединяют Пекин с различными городами Китая (Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Гуанчжоу, Чжухай, Нанкин, Фучжоу, Куньмин и т. д.). Билет на междугородний автобус можно купить в кассе автовокзала перед отправлением, или непосредственно в автобусе, что более удобно.
Туристический автобус
В Пекине имеются также туристические автобусы, которые курсируют по специальным маршрутам. Туристические автобусы принадлежат государственной службе Beijing Hub of Tour Dispatch (北京旅游集散中心), которая устраивает однодневные туры по достопримечательностям Пекина и окрестностям.
Автобусы отправляются от площади Тяньаньмэнь (天安门广场发车中心) и от перекрёстка Хуаньвумень (宣武门发车中心). Стоимость экскурсий (в зависимости от расстояния и количества посещённых достопримечательностей) — от 90 юаней.
Билеты можно купить в офисах компании Beijing Hub of Tour Dispatch или забронировать на сайте компании.
Метро Пекина
Метро — самый быстрый, удобный и самый недорогой вид транспорта в Пекине. Сеть пекинского метрополитена состоит из 22 линии с номерами 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, S1, Batong Line, Daxing Line, Yizhuang Line, Changping Line, Fangshan Line, Fangshan Line, Yanfang Line, Western Suburban Line и Airport Line. Станции метро обозначены синими табличками с буквой «D» (地铁 — Di Tie, Subway).
Пассажиры пекинского метро перед поездкой должны пройти проверку безопасности — сумки кладут на транспортёрную ленту и просвечивают сканером. Далее нужно пройти через турникеты, купив билет или воспользовавшись проездным.
На табло на станциях метро указаны направления движения и конечные станции маршрутов. Поэтому, чтобы правильно определиться с направлением движения и найти промежуточные станции, желательно заранее обзавестись картой пекинского метрополитена (воспользоваться интерактивной картой, скачать и распечатать, купить в билетных кассах, газетных киосках или в центрах туристической информации). Вопрос определения промежуточной станции особо актуален на линии № 10, поскольку на её станциях практически для каждого направления имеется отдельная платформа. Линия № 2 — кольцевая, и для неё вообще не указаны конечные станции, поэтому нужно ориентироваться на месте, найдя название текущей станции на табло над путями.
Вход в вагон пекинского метро осуществляется согласно стрелкам на полу, обозначающим вход и выход (как правило, входят через крайние слева и справа двери вагона, а выходят — через центральные). Остановки в вагонах объявляют и на китайском, и на английском языках, они также дублируются на информационных мониторах или табло.
Для проезда в пекинском метро предусмотрена фиксированная плата — 3 юаня, плюс 1 юань за каждые 6 км расстояния. Единственное исключение — проезд в аэропорт по линии Airport Express (25 юаней).
Билет на метро (Single Journey Ticket) — магнитная карта, которая продаётся в автоматах или в билетных кассах. Хотя автоматы принимают и монеты, и банкноты, монеты (по 1 юаню) всё-таки предпочтительнее. Билет сохраняйте до конца поездки, он необходим не только для входа в метро (прикладывается к кардридеру турникета), но и для выхода (вставляется в щель турникета, который «проглатывает» его и выпускает вас с платформы). Одноразовый билет Single Journey Ticket действителен только на день покупки. Он позволяет также бесплатно провезти одного ребенка ростом менее 1.1 м.
Оплатить проезд в метро можно также проездным билетом IC-card, который прикладывается к сканеру турникета, как при входе, так и при выходе.
Железная дорога
Поездка в китайском поезде относительно дешева и безопасна, к тому же весьма комфортна, особенно на большие расстояния. Пекин — один из главнейших железнодорожных транспортных узлов Китая, отсюда отправляются поезда во все уголки страны.
Поезда, прибывающие в город, делятся на классы в зависимости от скорости. Чем выше скорость поезда, тем выше его класс (обозначен буквой или цифрой перед номером): лучше сервис и уровень комфорта.
Следующий за буквой номер обозначает направление: нечетный номер — поезд движется из Пекина, четный — прибывает в Пекин.
Некоторые обозначения поездов:
- С — скоростной поезд между Пекином и Тяньцзинем
- D — скоростной поезд
- G — самый быстрый скоростной поезд
- Z — прямой экспресс, движется практически без остановок
- T — экспресс, останавливается только на главных станциях
- K — скорый с некоторыми остановками
Если поезд не обозначен буквой, только цифрой, это говорит о том, что данный поезд региональный, и его класс невысок (1–5 — обычный, останавливается почти на каждой станции; 6–9 — обычный, останавливается на всех станциях).
В вагонах китайских поездов различают 4 вида купе, в зависимости от чего варьируется и цена билета:
- мягкий спальный (soft sleeper — 软卧)
- жесткий спальный (hard sleeper — 硬卧)
- мягкий сидячий (soft seat — 软座)
- жесткий сидячий (hard seat — 硬座).
Объявления в поезде, в основном, делают на китайском языке, хотя на некоторых направлениях (Харбин — Пекин, например) дублируют и на английском.
На междугородние поезда билеты можно купить за 12 дней. При покупке билетов на поезд обязательно предъявление паспорта. На некоторых пекинских вокзалах (Западный вокзал, Пекинский вокзал) открылись специальные стойки для иностранных туристов, сотрудники которых оказывают помощь в приобретении билетов по Китаю.
Сайт железных дорог Китая — china-railway.com.cn
Железнодорожные вокзалы
В Пекине имеется 5 больших ж/д вокзалов: Пекинский Вокзал, Западный Вокзал, Восточный Вокзал, Южный Вокзал и Северный Вокзал. Два первых — самые большие станции местного и международного сообщения. Однако со всех 5-ти станций можно уехать в большинство столиц провинций, в крупные города Китая.
На всех пекинских вокзалах введена система безопасности, согласно которой все пассажиры должны просканировать свои вещи перед посадкой. Сканеры расположены на входах в залы ожидания. Проход на платформу без билета запрещен, все встречающие и провожающие остаются за зоной безопасности.
Информация о рейсах расположена на больших табло у входов. Поскольку не все надписи дублируются на английском, ориентироваться следует по номеру поезда.
Все пекинские вокзалы оборудованы камерами хранения, но перед сдачей все вещи должны пройти проверку сканером. Цены за хранение багажа достаточно высоки.
Воздушное сообщение
Пекин связан воздушными путями со многими городами Китая и мира.
Пекинский международный аэропорт
Пекинский Международный Аэропорт, или «Шоуду» — главный аэропорт столицы, расположенный в 27 километрах северо-восточнее центра Пекина. По итогам 2009 года Пекинский аэропорт занял 9 место в мире по пропускной способности, обслужив 53 736 923 пассажиров. Главными международными направлениями являются Франкфурт, Лондон, Париж, Вашингтон, Лос-Анжелес, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Ванкувер, Торонто, Дубай, Сидней.
В пекинском аэропорту базируются такие авиакомпании, как Air China, обслуживающая около 120 воздушных маршрутов, Hainan Airlines, China Southern Airlines, China Xinhua Airlines.
Билетные кассы в Пекине расположены в Здании Гражданской Авиации (Civil Aviation Building (民航营业大厦) по адресу:15, Xi Changan Jie (西长安街).
Водный транспорт
С апреля по октябрь ежегодно в Пекине работает несколько водных маршрутов, популярных, в основном среди туристов. С их помощью гости города могут добраться до некоторых достопримечательностей, совместив полезное с прелестями водной прогулки.
Первый маршрут называется Куньюй (Kunyu), время в пути в одну сторону — около часа. Лодки отправляются с озера Баи (八一湖 Bayihu), расположенного в Парке Юйюаньтань (Yuyuantan), следуют мимо Башни Центрального Телевидения (中央电视塔), порта Биньюйюань (滨鱼园码头 Binyuyuan), парка Линлун (玲珑公园 Linglong) и попадают в Летний Дворец. Взять лодку напрокат можно также в порту Летнего Дворца или в порту Биньюйюань.
Второй маршрут проложен по реке Чанхэ (长河 Changhe), вдоль которой расположены такие достопримечательности Пекина как Летний Дворец, Выстовочный Центр, пекинский Зоопарк и Аквариум, Храм Пяти Пагод (五塔寺), Национальная Библиотека Китая, Парк Цзычжуюань (Zizhuyuan), Храм Долголетия (万寿寺) и т. д.
Третий популярный водный маршрут соединяет 2 пекинских озера — так называемые Переднее и Заднее озёра, и дает возможность туристам осмотреть строения парка Бэйхай: Храм Белой Дагобы, Павильон Пяти Драконов и т. д.
Такси в Пекине
Такси в Пекине — ещё один удобный вид транспорта. Как правило, автомобили такси — новые машины отечественного или импортного производства, окрашенные в разные цвета, но с обязательной желтой полосой по центру кузова. Такси оборудованы счетчиками и светящимся знаком на крыше, их регистрационный номер начинается с «京B». Если такси свободно, то на лобовом стекле имеется красный знак 空车. Как только пассажир сядет в такси, водитель опускает этот знак и включает счетчик.
Стоимость проезда считается следующим образом: 13 юаней за посадку (включает проезд первых 3 км), плюс 2,3 юаня за каждый километр. Ночной тариф (с 23:00 до 05:00) выше на 20%. Дополнительная плата взимается за дорогу, превышающую 15 км (50% за км после 15-го км). По окончании поездки таксист обязан выдать пассажиру чек.
По-английски говорит очень небольшой процент пекинских таксистов, поэтому рекомендуется иметь при себе визитку вашего отеля или название нужного вам места на китайском языке.
Велосипеды
Велосипед — популярный среди китайцев вид транспорта. Он очень удобен на загруженных дорогах Пекина в час пик. А поскольку аренда авто в Китае туристам недоступна (нужны китайские водительские права), многие гости Пекина для передвижения по городу выбирают именно велосипед.
Велосипеды напрокат предоставляют большинство отелей Пекина. Кроме того, в городе имеется обширная сеть пунктов проката велосипедов (около 30 пунктов и более 100 терминалов), оснащенная в общей сложности более чем 5000 велосипедами. В терминалах аренду велосипеда можно оплатить наличными или картой. Велосипед в аренду можно взять на любой срок — от 1 часа до года, заплатив залог в 400 юаней независимо от длительности аренды. Стоимость аренды зависит от длительности — от 5 юаней в час при краткосрочной аренде, и до 100 юаней в год при долгосрочной.
Все велосипеды помечены специальными номерами, в которых заложена информация о прокатной компании, типе велосипеда, о дате его изготовления.
Велорикши
Велорикши в Пекине — аутентичный вид транспорта. Они выполняют функции такси наряду с обычными машинами, их стоянки находятся у крупных магазинов или рынков, в туристических местах. Велорикши также являются лучшим видом транспорта в исторических районах Пекина, состоящих из узеньких улочек — хутунов, куда не могут проехать машины и автобусы, и в которых водители-рикши, уроженцы Пекина, прекрасно ориентируются. Среди подобных районов города — парк Бэйхай, район озер Шичахай, хутуны вокруг Башни Колокола, Барабанной Башни и улицы Люличан. Поездка на велорикше выйдет дороже, чем на такси — 150–200 юаней за пару-тройку часов езды, но позволит насладиться видами старого города.
Согласно китайским законам, каждый официальный велорикша должен иметь на груди табличку с именем и телефоном надзирающих органов. Велорикши работают, как правило, в первой половине дня — с 9:00 утра и часов до 14:00—15:00.
Вопросы от туристов
Советы от туристов
10 мая 2016 г.
17 ноября 2015 г.