Наше нормандское автопутешествие — позади! Завершив круг по побережью Атлантики от Кале до священного островка Мон-сен-Мишель и заехав по пути в Париж в вотчину Клода Моне — в городок Живерни, к вечеру прибыли в пункт проката аэропорта CDG для сдачи арендованной машины. Подъезды к нему — сплошные развязки-завязки и нам пришлось сделать два круга, прежде чем мы попали в нужную точку аэропорта для возврата машины. Такси, минут сорок езды и мы в отеле в районе Марсового поля с видом на Эйфелеву башню!
Конечно, когда заселились, вышли прогуляться к этой, самой знаковой точке Парижа. Великолепная погода, завтра наступает осень — самое восхитительное время года. Уже видны первые ее шаги, а скоро мы воочию увидим одетые в багрянец и золото прекрасные парижские улицы.
С наступлением темноты, башня засияла золотистыми огнями. Говорят, когда надо, она сияет и в цветах флагов различных стран.
А еще говорят, что Париж — это праздник! Праздник, который никогда не прекращается. Последний раз я был в этом городе несколько лет назад зимой по пути в горнолыжный Шамони-Монблан, но даже тогда он оставил о себе самые теплые воспоминания. И, что интересно — хоть мы и побывали раньше во многих самых знаменитых местах Парижа, да и просто бродив по его улицам и набережным, хочется вновь все это повторить.
Итак, у нас в Париже будет два полных дня. Что лучше всего посетить за это время? Конечно, в незнакомых городах первым делом я всегда предпочитаю совершать обзорную экскурсию на туристическом автобусе типа Hop/on-Hop/off (Зашел/Вышел). Как правило, они идут по самым популярным туристическим местам, относящимся к разряду Mast See — обязательного знакомства и имеют радио-гид на разных языках. В Париже есть несколько таких маршрутов с немного различающимися программами. Прямо рядом с нами под башней на Набережной Жака Ширака было начало одного из них — TOOT Bus.
Конечная остановка тур автобуса ТООТ-bus
Решили взять двухдневный билет — сегодня сделаем обзорную экскурсию и, посмотрев и вспомнив, определимся с наиболее интересными местами, чтобы на следующий день, доехав до определенной точки и погуляв по ней, опять сесть и ехать до следующей локации. Стоимость для одного человека за два дня = 52 евро/чел. Неприятным сюрпризом стало отсутствие выбора русского языка в программе радио-гида. Пришлось пользоваться английским или польским.
Как известно, Эйфелева башня, высотой 324 метра, от которой мы начали нашу экскурсию, была построена Гюставом Эйфелем в качестве временного сооружения ко Всемирной выставке в 1889. Эта выставка была приурочена к 100-летию Французской революции и поэтому ее игнорировали почти все европейские монархии за исключением частных компаний. После выставки башню, по многочисленным просьбам жителей и гостей Парижа, было решено оставить на месте.
Итак, наш маршрут в первой его части будет включать в себя самые знАковые места Парижа — Эйфелеву Башню, от которой мы начинаем наш путь, Дом Инвалидов, Мост Александра III, Площадь Согласия, Галерея Лафайет, Опера, Лувр и несколько мостов на реке Сена.
Маршрут первой части экскурсии по Парижу
Выехав, направляемся по Набережной им. Жака Ширака (1932–2019) — одного из президентов Франции (1995–2007). На этой улице есть интересный Музей, который тоже носит его имя и который собрал в своей коллекции образцы традиционного искусства народов Африки, Азии, Океании и Америки. Можно взять на заметку, но я, побывав много где на этих континентах, довольно ясно представляю себе весь ассортимент этих экспонатов. May be…
У моста Александра III сворачиваем направо и подъезжаем к Дому Инвалидов — популярному комплексу зданий под этим общим названием.
Его строительство было начато в 1670 году по инициативе Людовика XIV как дом призрения заслуженных армейских ветеранов («инвалидов войны»). В те времена это был один из первых инвалидных домов в Европе. Сегодня он по-прежнему принимает инвалидов, но в нем также располагаются несколько музеев и некрополь военных.
Дальше проезда нет, поэтому разворачиваемся и едем по мосту Александра III на другой берег реки Сена. Она не такая уж и широкая. Все ее русло сейчас упрятано в каменные берега и оборудовано причалами. Этот мост был создан в 1896 году как символ дружбы между Парижем и Санкт-Петербургом. В С-Петербурге у него есть «побратим» — спроектированный французами Троицкий мост через Неву.
Вид с моста Александра III
Очень оригинальна отделка этого моста. По сторонам от въезда на него возвышаются четыре 17-метровых фонарных столба, над которыми парят бронзовые фигуры, символизирующие Науку, Искусство, Промышленность и Сражение. В центре мостовых арок расположились нимфа Сены с гербом Франции и нимфа Невы с гербом императорской России, которые были выполнены из меди Жоржем Ресипо.
Доминирующим объектом на другом берегу реки Сена является дворец Петит Палас (Малый дворец) — бывший выставочный павильон проходившей в Париже в 1900 году еще одной Всемирной выставки. Как известно, ее символом стала встреча нового XX века, на который все возлагали большие жизненные и творческие планы. Никто, конечно, и предположить не мог, что в наступающем веке случатся еще Революция и аж две Мировые войны. Главенствующим стилем на выставке стал стиль ар-нуво — эдакая необычность, которая приветствовала и находила себя во многом — в живописи, одежде, архитектуре, интерьере. За семь месяцев выставку посетило более 50 млн человек (все — наземным транспортом! Ведь самолеты тогда еще только-только начинали летать). Свои экспозиции в 18 тематических отделах тогда представили 35 стран.
Этот дворец был возведён в период с 1897 по 1900 годы. Сейчас в нём находится городской музей изящных искусств (Musée du Petit Palais), включающий коллекции греческого, римского и египетского видов искусств, предметов эпохи Средневековья и Ренессанса, собрания книг и эмалей, картины голландских и фламандских мастеров XVI и XVII веков, коллекции мебели и гобеленов XVIII века, а также полотна французских художников XIX века, включая работы Делакруа и Сезанна. В общем, там можно достойно провести если не целый день, то полдня — точно.
Перед поворотом направо и выездом на Проспект Елисейские Поля, видим уютный сквер со стоящим в нем, в тени деревьев, памятником Жоржу Клемансо (1841–1929) — французскому премьер-министру, выдающемуся государственному деятелю, который за свой жесткий характер получил прозвище «Тигр». В жизни Франции он дважды становился премьер-министром — в 1906—1909 гг. и в 1917—1920 гг. и был ярым противником Октябрьской революции и большевизма. Возглавив страну в 1917 году в 76-ти летнем возрасте, он стоял до последнего, сохраняя боевой дух армии и Франция победила тогда в Первой Мировой войне.
Сквер на площади Жоржа Клемансо с его скульптурным памятником
Можно сказать, что Франции повезло дважды — с Клемансо и де Голлем, которые хорошо проявили себя в обеих Мировых войнах. Он был большим любителем Жизни и, даже в день своего 80-ти летия, при виде какой-то красивой девушки, воскликнул: «О, если бы мне снова стать хотя бы семидесятилетним!»
Выруливаем на самый популярный проспект, который у всех на устах — Елисейские поля. С одного его конца мы видим Триумфальную Арку,
а с другой — направо — Площадь Согласия и направляемся туда.
Эта площадь была устроена в середине 18 века специально для установки конной статуи короля Людовика XV, именем которого площадь поначалу и стала называться. Потом пошли революционные потрясения, смена названий, установка на этом месте гильотины, под лезвием которой погибли не только царственные особы — король Людовик XVI со своей женой Марией-Антуанетой, но и еще больше тысячи человек.
Ну, а позже, в период царствования короля Луи-Филиппа, площадь была украшена фонтанами, колоннами, статуями, дабы хоть как-то уменьшить напоминания о трагических событиях, происходивших здесь во время революции.
Проезжая мимо и глядя на рекламные щиты, было видно, что город готовится к знаменательному событию, которое начнется со следующей недели — с 8 сентября по 28 октября 2023 года во Франции был проведен Чемпионат Мира по Регби. Сейчас мы знаем, что в тройку призеров вошли команды ЮАР, Новой Зеландии и Англии.
На бульваре Осман, на который мы выехали с площади Согласия, невозможно не заметить очень красивое здание магазина «Au Printemps», основаное в 1865 г. Это был очень прогрессивный бренд для того времени, продававший очень модные вещи и не дававший скидок покупателям, даже если они были бедно одеты.
О! А вот уже позади и знаменитый Дворец Гарнье! В нем сейчас расположен один из самых известных и значимых театров оперы и балета в мире. Он был построен в 1862 году по проекту архитектора Шарля Гарнье. Какие только названия не были у этого здания — и Национальная академия музыки, и Парижская опера, и Гранд-опера…
Проезжая по улицам города удивляешься и, одновременно, восхищаешься тем — как это все было спланировано, неоднократно перепланировано, прежде чем придти к тому, что мы видим сейчас. Структура плана города как звездочек, вызвала к необходимости строительства вот таких домов с острыми углами.
А вот и Лувр. Ну, мы в него приедем завтра. Нужно будет только вечером забронировать сюда билеты на сайте музея. Стеклянная пирамида, которую мы видим слева в т.н. Дворе Наполеона, является входом в Лувр. Там находятся раздевалки, магазины, кафе и туалеты и оттуда начинаются маршруты по этому знаменитому на весь мир, музейному комплексу. Эта пирамида была построена относительно недавно — в период 1985—1989 гг., но уже считается эдаким интеллектуальным символом Парижа.
Выехав со Двора Наполеона через арку, сразу попадаем на Мост Каррузель (Pont du Carrousel) Он был построен в 30-ые годы 20 века и заменил собою более ранний мост 1834 г. постройки. По нему из Лувра мы попадаем на другой берег реки на набережную Вольтер. На мосту установлены четыре аллегорические скульптуры: Парижа, Сены, Изобилия и Промышленности.
Переехав мост, сворачиваем влево и оттуда видим часть Лувра во всей его красе.
А вот и Мост Искусств (Pont des Arts) — первый железный мост Парижа через реку Сена. Ныне он пешеходный и соединяет по прямой линии Институт Франции и квадратный двор Луврского дворца. Этот мост был возведен в 1801—1804 гг. по приказу Наполеона и в день открытия по нему прошли около 65 тыс. человек — столько народу собралось посмотреть на эту диковинку. И там было на что посмотреть и чему удивиться — хоть, на первый взгляд, он и выглядит незатейливо, но очень изящно — тонкие металлические арки кажутся почти невесомыми в контрасте с массивными основаниями.
Хорошим дополнением к релаксу на этом мосту служат скамейки, располагающие к отдыху и созерцанию. Ну, а его главной фишкой являются десятки тысяч замочков на его перекрытиях и возможность, при случае, оставить свой — существует поверье, что если повесить такой замочек и выбросить от него ключ в Сену, можно навсегда обрести счастье и любовь.
Следующий после него — выше по течению Сены будет еще один интересный мост — Новый (Pont Neuf). Он был построен еще в XVI–XVII веках и наряду с Лувром, Триумфальной аркой, Эйфелевой башней и другими достопримечательностями, тоже считается одним из символов Парижа. С точки зрения архитектуры он и сегодня сохраняет в своем облике особенности того времени. Опираясь на перекрытые полукруглыми архаичными арками пролеты, он выглядит очень массивно. Мост украшают крепостные башенки и свойственные уже ренессансу каменная резьба и гротескные маски.
Глядя на это и другие мостовые сооружения Парижа, остается только восхищаться наличием в городе реки Сена, которая дала жизнь стольким творческим сооружениям для ее пересечения!
Еще выше по течению Сены находится Мост Менял (Pont Au Change), имеющий довольно богатую историю. Он пересекает Сену и проходит через остров Сите, на котором стоит Собор Парижской Богоматери. Его название напоминает о той функции, которую в древние времена выполняли предыдущие мосты когда-то стоявшие на этом месте. Быть менялами и ростовщиками, предлагавшие свои услуги горожанам, могли далеко не все. В основном этим занимались выходцы из Ломбардии, а позже к ним присоединились дельцы французского и еврейского происхождения.
Мост Менял и здание Большой Шатле́ (Grand Châtelet de Paris)
На другой стороне этого моста - уже на острове Сите, мы видим красивое здание в стиле ренессанс. Это — Большой Шатле́ (Grand Châtelet de Paris) — замок в Париже, охранявший в Средние века подходы к мосту Гран-Пон (Большой мост) через Сену, позднее — известнейшая парижская тюрьма. Через 300 лет, в начале XIII века, по приказу короля Филиппа II Августа, вокруг Парижа возввели новые оборонительные стены. В связи с этим, Большой Шатле своё стратегическое значение утратил. Позже оно было передано в распоряжение парижского прево, который сделал из замка управление городской юстиции и свою резиденцию. В последующие годы Большой Шатле использовался также как место заключения преступников.
Ну, вот, половину маршрута мы проехали. Дальше нас ждут встречи с легендарным собором Нотр-Дам де Пари, который сейчас стоит на реконструкции после грандиозного пожара, случившегося 15 апреля 2019 года, музеем Д’Орсе, Елисейскими полями и дворцом Трокадеро, со ступенек которого открывается грандиозный вид на Париж.
Какой вывод можно сделать и где выйти на следующем кругу? Конечно, интересно сходить на Монмартр и посмотреть на его вольную жизнь и творения художников. Там же можно выпить и чашечку хорошего ароматного кофе и понаблюдать за творчеством парижских мастеров кисти. Чтобы попасть туда, с помощью нашего автобуса ТООТ Bus мы доедем до Галереи Лафайетт и дальше пройдем уже пешком. И оттуда до отеля — тоже пешком. Ну, а уже завтра первой остановкой будет Лувр!
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Автопутешествия, Самостоятельные путешествия