Это за окном рассвет, это города весной
Это одинокий свет, зовущий за собой.
Это только ты и я где-то на краю земли
Отпускаем в небеса воздушные шары.
@ Браво
Курс — на Запад.
«Давай поедем в Питтсбург?» — подумали однажды мы. И поехали. На Запад. Через всю Пенсильванию — штат невысоких зеленых гор, некогда богатых углем
Дорога туда — извилистая, проходит через множество туннелей. Самым живописным въездом в Питтсбург считается шоссе, проходящее через туннель Форт Питт
В момент, когда, вырвавшись из темного чрева горы, машина выскакивает прямо на ажурный мост над рекой, просто дух захватывает от открывшейся глазам панорамы
Город и три реки.
Питтсбург расположился на стрелке двух рек: Мононгахилы («Река с осыпающимися берегами» в переводе с одного из индейских языков) и Аллегейни («Прекрасный поток»).
Правая река на снимке - Моногахила, левая - Аллегейни
Сливаясь, они образовывают третью реку — Огайо, которая впадает в Миссисипи, Миссисипи в свою очередь — в Мексиканский залив Карибского моря, а уже оттуда можно держать путь куда хочешь — хоть в Атлантический океан, хоть — через Панамский канал — в Тихий. Так что, из Питтсбурга по воде можно добраться в любое полушарие нашей планеты
В этой точке мы находимся в акватории реки Огайо. Справа - Мононгахила, слева - Аллегейни
По-хорошему, Питтсбург надо смотреть с трех ракурсов: с воды, с земли и с воздуха. Начинать лучше именно с воды, тем более, что город предлагает как просто обзорные экскурсии, так и туры с образовательным уклоном
Три реки, а также то, что в давние времена Питтсбург был сталелитейной столицей США, обусловило в нем наличие большого количества мостов. Их там даже больше, чем в Венеции — аж 446 штук!
Самый старый — Мост улицы Смитфилд — непрерывно работает с 1883 г.
Три одинаковых подвесных моста на фото ниже называют Мосты «Три сестры».
Один из них назван в честь Роберто Клементе — звезды бейсбола, игравшего за местный клуб, второй — в честь самого знаменитого из питтсбуржцев — художника Энди Уорхола, чье настоящее имя было Андрей Вархола и чьи родители были родом из Закарпатья, а третий — в честь морского биолога Рейчел Карсон (тоже уроженки Питтсбурга)
Следующий мост — Мост Форт Дюкейн. У него одно время было прозвище — «Мост в никуда». Его возвели в 1960 г., но не запускали в эксплуатацию, потому что никак не могли доделать развязку-съезд с одной стороны
Так он бессмысленно стоял 4 года, пока однажды ночью какой-то парнишка на авто не запутался в развязках и не въехал прямо на мост. В темноте он доехал до недостроенного конца и свалился вниз
Герою этой курьезной истории повезло:
а) его машина упала прямо на строительный вагончик, что отчасти смягчило удар при падении
б) американские авто в то время были качественные и прочные, а потому машина не развалилась при ударе о строение
В итоге, пацан выбрался из автомобиля живой и почти не покоцаный, смог поймать такси и уехать с места происшествия. Этот случай вызвал такой общественный резонанс, что городские власти поднапряглись и доделали необходимую развязку
Вы, наверное, обратили внимание на то, что в Питтсбурге много мостов, крашенных в желтый цвет (оттенок «ацтекское золото»)? Дело в том, что черный и желтый — это официальные цвета города. Именно они присутствуют на флаге и городской печати Питтсбурга. А прообразом для них послужил родовой герб английского лорда Уильяма Питта, активно сочувствовавшего американским колонистам. Собственно, город и получил свое имя в его честь.
Кроме мостов с воды еще удобно разглядывать набережные. Например, прогулочную зону Пойнт Стейт Парка (Point State Park),
украшенную огромным фонтаном
Интересно, что с суши в парк можно попасть только пройдя под аркой моста, под которым, в свою очередь, спрятались водоем и пешеходный мостик над ним. Прямо как в сказке: игла — в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце и т. д.…
Вообще, история Питтсбурга началась именно здесь, на месте Пойнт Стейт Парка. В XVII в. на этих землях хозяйничали французы, договорившиеся с местными индейскими племенами о возведении форта Дюкейн (Fort Duquesne) на стрелке Мононгахилы и Аллегейни. Через некоторое время их вытеснили англичане, построившие новое укрепление — форт Питт. Сейчас от него остался только блокгауз (на 3-м слайде ниже)
Как я поняла, это мемориал, посвященный сотрудничеству местных индейцев и европейцев
Если перейти по бывшему «мосту в никуда» на другой берег Аллегейни, то можно увидеть три мемориала:
1. Беседку в форме ананаса, посвященную погибшим во Вьетнаме
2. Частокол с полупрозрачными вставками, напоминающий питтсбуржцам об их предках, погибших на фронтах Второй Мировой
3. Гигантскую рамку для фотографии — памятник Фреду Роджерсу — автору и ведущему детской передачи «У мистера Роджерса на районе», на которой выросло не одно поколение американцев
Спорт — это жизнь!
На этом же берегу находятся две главных спортивных арены города: Acrisure Stadium и PNC Park. Первый стадион раньше назывался Heinz Field («Хайнцово Поле»). Дело в том, компания »Хайнц» — производитель знаменитого на весь мир кетчупа (рецепт которого родился тут же, в Питтсбурге) — сразу по завершении строительства арены приобрела право ее именования аж на целых 20 лет. Избавиться от «именного рабства» стадион смог только в 2022 г., перекупив у «Хайнц» право называться так, как ему хочется. Правда, только на 15 лет.
Этот стадион просто космически популярен среди спортивных болельщиков. Все билеты на его футбольные матчи раскуплены на 20 (!!!) лет вперед. Питтсбуржцы даже шутят: «Подарите новорожденному билеты на ближайшие доступные даты на матч на Acrisure Stadium — и это будет как раз день его совершеннолетия».
Второй стадион (PNC Park) посвящен бейсболу — игре, смысл которой понимают только американцы)))
PCN Park знаменит тем, что некогда тут блистала бейсбольная звезда пуэрториканского происхождения — Роберто Клементе. Говорят, что этот спортсмен очень много занимался благотворительностью.
Николай, памятник бейсбольному мячу и мост имени Роберто Клементе
Собственно, он и погиб, совершая доброе дело: самолет, на котором Клементе вез гуманитарную помощь пострадавшим от землетрясения в Никарагуа 1972 г., потерпел крушение и разбился на территории Пуэрто-Рико. Странная шутка судьбы: прожив большую часть своей жизни в США, бейсболист умер на том же острове, на котором когда-то родился.
Памятник Роберто Клементе у стадиона PCN Park
В общем, набережные (как и виды с них) — хороши!
Городская среда
Для того, чтобы изучить Питтсбург «с земли» стоит пройтись по его центру. Гуляя по даунтауну, можно понять, что раньше это был очень богатый город. Примером тому — замысловатая архитектура зданий
и восхитительные декоративные элементы, наводящие на мысль о Чикаго нач. XX в.
Даже типичные представители американской городской архитектуры выглядят вполне себе достойно
Свое благосостояние город нажил на металлургии. Во втор пол XIX — нач. XX вв. Питтсбург был известен во всем мире как Steel City — сталелитейная столица США. Этого получилось достичь благодаря транспортной доступности (речной и ж/д), богатым залежам угля в местных горах и активному внедрению в производство металлопромышленником Эндрю Карнеги конвертера Бессемера, что позволило лить сталь нового уровня качества
В память об этом на одной из площадей Питтсбурга — бывшей Вокзальной (Station Square)- установлен памятник конвертеру — кормильцу, украшенный музыкальным фонтаном
Вид на Вокзальную площадь и мост Смитфилд с обзорной площадки
Однако, также можно понять, что сейчас Питтсбург переживает не самые лучшие свои времена. Центр города выглядит повеселее даунтауна того же Детройта, но печальнее Балтимора, например. Свидетельством тому: изрядное количество пустующих зданий, мусора, бомжей и городских сумасшедших. Впрочем, три последних пункта — это обязательные декоративные элементы любого крупного американского города (из тех, что мы видели)
Вид со смотровой Маунт Вашингтон на даунтаун Питтсбурга
Говорят, сейчас Питтсбург медленно, но верно выползает из кризиса: его даунтаун, известный под именем «Золотой Треугольник» активно украшается новыми высотками. О некоторых даже есть, что рассказать.
Например, небоскреб со ступенчатой крышей в стиеле ар-деко, так похожий на Эмпайр Стейт Билдинг (в левой части на фото выше), на момент своей постройки (1932 г.) был самым высоким зданием города и принадлежал нефтяной компании. Верхние части пирамидальной крыши сейчас украшены иллюминацией, которая меняет цвет в зависимости от местного прогноза погоды.
Черная высотка справа от него — головной офис компании US Steel Corp — считается самым высоким зданием за пределами Нью-Йорка и Чикаго. Поверхность ее плоской крыши имеет площадь в 1 акр (почти 4047 кв м). А еще она получила печальную славу «убийцы городских тротуаров». На этапе строительства небоскреб был обработан специальным антикоррозийным составом, который оказался ужасно нестойким, и во время дождя начинал стекать со стен здания и разъедал пешеходную зону так, что городские власти замучались ее ремонтировать. Потому эту проблему каким-то образом решили, но как — я то ли не поняла, то ли просто не запомнила.
Фуникулеры.
Изучать Питтсбург «с воздуха» можно с одной из его обзорных площадок. Для этого нужна набережная реки Мононгахилы. Она не может похвастаться стадионами или мемориалами, зато один из ее берегов — очень похожий на высокий берег Волги — прочертили две фуникулерные линии
Фуникулерная линия "Мононгахила"
Сейчас этот берег называют Mt Washington (Гора Вашингтона), а раньше он звался просто Coal Hill — Угольный холм. Окрестности Питтсбурга (и вышеупомянутый холм в особенности) были известны в свое время богатыми залежами битуминозного угля, который прекрасно подходит к использованию в металлургической промышленности. Во втор пол XIX — нач. XX вв. тут вовсю кипела жизнь: работали шахты, порт, ж/д станция, производства. Над городом висел густой черный смог, исторгаемый бесчисленными трубами заводов, поездов, пароходов
И в этом задымленном аду трудились тысячи рабочих. Чтобы доставлять их, живущих на вершине горы, к подножию, где располагались производства, порт и жд станция, были сооружены 23 фуникулерные линии, из которых до наших времен сохранились только две. Первая из них — «Фуникулер Мононгахила», построенная в 1870 г., — считается также самой старой непрерывно действующей фуникулерной линией США.
Вагончики линии "Мононгахила"
Для тех, кто любит технические подробности сообщаю, что длина линии — 194 м, высота — почти 113 м, угол наклона 35 градусов, скорость — почти 10 км/ч. Тем, кто скептически хмыкнет: «Да это детский лепет!» не советую недооценивать эти цифры. Когда, находясь на самом верху, кабинка конвульсивно вздрагивает, и ты смотришь на станцию у подножия горы, и представляешь с какой скоростью эта коробчонка с твоим бренным тельцем внутри может слететь вниз и снести все к чертовой бабушке до самой реки, если трос — не дай Бог — оборвется, сразу проникаешься уважением к вышеуказанным показателям. А еще и эта, и вторая линии имеют необычную для США ширину колеи — 1,5 м (что является стандартом для России, Финляндии и Монголии)
В ролике о городе, который мы смотрели перед поездкой, говорилось о том, что виды с площадок «Мононгахилы» похуже, чем виды с площадок второй линии — «Форт Дюкейн». Мы попробовали обе (тем более, что купленный билет действует как проездной на оба фуникулера) и категорически не согласны.
Вид на даунтаун Питтсбурга с одной из обзорных площадок линии Мононгахила
Панорамы города с обзорок Мононгахилы нам показалась разнообразнее. И сам вагончик разноуровневый, отчего смотреть из него удобнее, и очередь на этот фуникулер гораздо меньше, чем на второй линии.
Тут будет к месту рассказать о парочке зданий питтсбургского даунтауна, которые притягивают взгляд туриста. Высотка со скошенным верхом (в правой верхней части нижеследующего фото) — высокотехнологичное здание, практически все пространство крыши которого — солнечные панели.
А у подножья гигантов, справа, у самого края набережной, присмотревшись можно увидеть ряд старинных домов, сохранившихся еще с XVIII в.
Но больше всего внимание привлекает стеклянная высотка в виде средневековой башни с зубцами.
С ней связана забавная история. В конце XIX — нач. XX вв. Питтсбург был знаменит не только как Сталелитейная, но и как Стекольная столица США. Ныне слава лидера страны в этой отрасли осталась в далеком прошлом, но кое-кто из бывших промышленных гигантов до сих пор продолжает работать. Один из них — PPG — местная компания, производящая стекла для небоскребов. В 1983 г. она решила не мелочиться и забабахать свой головной офис в виде комплекса, повторяющего силуэт лондонского Тауэра. Начали бодренько, но к концу строительства выяснилось, что собственного стекла на весь архитектурный ансамбль не хватает. Чтобы завершить работу, компании пришлось пойти на крайние меры и закупить недостающий материал у конкурентов. :)
Летом на Плазе работает музыкальный фонтан, а зимой устанавливают большой каток.
Вообще, приезжать на обзорные площадки лучше всего на закате, чтобы оценить город как в лучах заходящего солнца, так и в сиянии ночных огней.
Вторая линия — подъемник «Форт Дюкейн» — кроме живописного вида на стрелку и меандры реки Огайо
может похвастаться маленьким музеем, посвященным фуникулерным линиям Питтсбурга (с возможностью посмотреть на работу механизма в действии)
Когда эта линия только была запущена в 1877 г., проезд на ней стоил 5 центов. Для рабочих это было не так-то дешево. Они не хотели таким образом тратить свои кровно заработанные, а потому для спуска и подъема на гору пользовались бесплатной тропой, которую называли «Индейской». Получалось так, что подъемник практически не перевозил людей и не окупал себя от слова «совсем».
Линия Форт Дюкейн. Запущена в эксплуатацию в 1877 г. Высота ее -122 м, длина - 244 м, угол наклона - 30 градусов, скорость движения вагона почти 7 км/ч.
Тогда владелец линии пошел на хитрость: он подговорил группу местных подростков нацепить на себя простыни и по вечерам выскакивать из кустов, растущих вдоль тропы, изображая призраков и пугая рабочих, возвращавшихся в сумерках домой. Тинейджеры, обрадовавшиеся возможности похулиганить и получить за это деньги, взялись за дело с таким пылом, что вскоре Индейская тропа приобрела славу дурного места с привидениями. Люди стали бояться по ней походить, начали использовать фуникулер, и потихоньку бесплатный путь был заброшен, а вскоре вообще исчез с лица горы.
На фото - Индейская тропа, которая позже приобрела славу "Тропы с привидениями".
Пивной ресторан в помещении бывшей церкви.
Я уже писала о том, что в кон XIX — нач. XX вв. Питтсбург был мощным производственным центром. Его заводы и шахты требовали постоянного притока рабочий силы. И главным ее источником стали иммигранты из Центральной и Восточной Европы. В первую очередь, из Польши. Именно поляки привезли с собой блюдо, которое сейчас считается местным специалитетом. Это польские вареники, обжаренные на сковороде, — пирОги. Самые популярные — с начинкой из смеси творога и картофеля. Приехать в Питтсбург и не отведать пироги — это все равно, что в нем вообще не побывать.
ПирОги с картошкой и творогом.
Для знакомства со специалитетом мы отправились в пивной ресторан, который находится в помещении бывшей церкви. Для тех, кто занервничал, поясняю: американцы с течением времени становятся все менее и менее религиозными. Уже сейчас по стране очень много зданий бывших храмов, которые либо стоят заколоченными и ветшают, либо приспосабливаются под другие нужды. Как в России, в советское время, в бывших церквях организовывают музеи, библиотеки, клубы ночные, или, как в Питтсбурге — рестораны. Естественно, чтобы не оскорблять чувства верующих, в помещении не сохранена никакая религиозная символика.
Нам этот ресторан очень понравился. Кормят там просто божественно: пироги были наивкуснейшие, а такого ароматного и сытного лукового супа я нигде больше не ела. И пиво варят отменное.
Земля Рэнди.
Еще одним ярким, туристическим аттракционом, который нельзя пропустить в Питтсбурге, можно считать Randyland — «Землю Рэнди» — музей на открытом воздухе.
Один местный художник (возможно, проникнувшись Музеем Генри Мерсера) насобирал артефакты из вещей, которые мы используем в повседневной жизни, и устроил в своем дворе яркий психоделический хаос, который поднимает настроение.
Находится музей в очаровательном районе с узенькими улочками со странным названием «Улицы им Мексиканской войны» (Mexican War Streets): тихими, сонными и чем-то неуловимо напоминающими улицы родного городка из полузабытого детства
Ряды старинных домов (в одном из которых когда-то жил Джордж Феррис — создатель колеса обозрения!),
украшенных милыми глазу деталями вроде керамических горшков с цветами, кованных решеток, статуэток и барельефов
неожиданно прерываются то палисадниками, то миниатюрными сквериками, посвященными странным буквам алфавита из всех языков мира, то огородами.
И, пока ты бродишь в этом зачарованном полусонном царстве, в голове крутятся строки из старой песни Анжелики Варум:
Ах, как хочется вернуться,
Ах, как хочется ворваться в городок.
На нашу улицу в три дома,
Где все просто и знакомо, на денек.
Где без спроса ходят в гости,
Где нет зависти и злости.
Милый дом,
Где рождение справляют
И навеки провожают всем двором…
Вот такое очаровательное место, идеально подходящее для того, чтобы на хорошей ноте распрощаться с городом на берегу трех рек, затерянным среди невысоких зеленых гор Пенсильвании
Вместо заключения.
Питтсбург — интересный город, со своим уникальным, ни на что не похожим лицом. Я считаю, что его (наравне с теми же Нью-Йорком или Чикаго) надо смотреть обязательно. У него яркая, насыщенная событиями, история и совершенно потрясающий ландшафт. Кроме того, он богат на объекты культурного досуга, которые, мы, к сожалению, в рамках нашего краткосрочного визита, посетить не успели. Специально для тех, чьи туристические приоритеты отличаются от наших (ну или для тех, у кого просто есть побольше времени) список достойных внимания мест:
Музей Энди Уорхола
Научный центр им. Карнеги
Национальный Авиарий
Ботанический сад
Но самое крутое место (которое нам все-таки удалось посетить) — это Cathedral of Learning (Храм Знания) Питтсбургского университета, которое считается вторым по высоте университетским зданием в мире. И о нем я обязательно расскажу в отдельном отзыве. Не переключайтесь! :)
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Отдых с животными, Самостоятельные путешествия