Лиссабон очень разноплановый город. Столица Португалии разделена на несколько чётко различимых районов. Наиболее традиционными являются Байша, Байрру-Алту, Алфама, Шиаду и Белен. Каждый из них уникален по-своему. Байша — самый центр Лиссабона и пожалуй наиболее удобное место для проживания на время короткого визита. По этой причине отель зарезервировала именно там, недалеко от площади Рештаурадориш. В первый день гуляли по центру, а вечером любовались закатом на набережной у площади Праса-ду-Комерсиу. Переполненные пищей духовной задумались, где бы восстановить силы уставших от долгого перелёта и прогулки организмов.
Наш отель Rossio Garden Hotel находился в самой гуще туристической жизни. Все переулки вокруг были заставлены ресторанными столиками. Однако, ненавязчиво проинспектировав содержимое тарелок отдыхающих, решили поискать место получше. Прямо напротив отеля заметили ресторан Каса-ду-Алентежу (Casa do Alentejo). Заглянули внутрь и попали в настоящий мавританский дворец. Особняк был построен в последней четверти 17 века и принадлежал аристократической семье — Паес Амарал виконты Альверки.
В ресторане два зала. Один украшен оригинальными азулежу 17 века, другой изразцовыми панелями работы Хорхе Коласо (начало 20 века).
Заказали рыбу и баранину на гриле. Получилось неплохо, но не так, чтобы захотелось вернуться в то же место.
Все следующие вечера ужинали в Байрру-Алту. Вот где самая настоящая россыпь ресторанчиков без толп туристов и с хорошей кухней. Одна беда — Байрру-Алту находится на одном из семи лиссабонских холмов. В первый раз карабкались по бесконечной лестнице ступеней в 200, а может и больше.
Вторая попытка была более успешной. Сначала поднялись на эскалаторе вокзала Россиу и тем сэкономили ступенек 50.
Однако, как известно, нет предела совершенству. В третий раз нашли лифт и, что особенно приятно, бесплатный. О лифте написала в совете.
Если Байрру-Алту изучили с гастрономической точки зрения, то в прибрежном районе Белен получила культурный шок.
Каменные кружева монастыря Жеронимуш, знаменитое португальское мануэлино поразили воображение. Архитектурный стиль прославляющий великие географические открытия португальских мореплавателей не имеет ничего похожего в мире. В Белене провели целый день, о котором написала отдельный рассказ.
Лиссабон служит удобной базой для поездок по стране, поэтому, хотя и провели там неделю, на сам город потратили около трёх дней. Накануне поездки в Порту с раннего утра отправились в самый старый район — Алфама.
Алфама когда-то была мавританско-еврейским кварталом и является старейшим из сохранившихся подобных мест в Европе. Занимая самый высокий из холмов Лиссабона, район Алфама, уцелевший во время землетрясения 1755 года, по-прежнему представляет собой лабиринт узких улочек и крутых ступеней.
Карабкаться вверх в наши планы не входило, поэтому воспользовались услугами городского транспорта. Жёлтый трамвайчик номер 28 не только средство передвижения, но и сам по себе достопримечательность. По популярному туристическому маршруту курсируют исторические вагоны Remodelado, которые сохранили много оригинальных деталей, включая интерьер из полированного дерева, латунные циферблаты и веселую желтую окраску. В любом другом городе эти трамваи разместились бы в музее, но в Лиссабоне они всё ещё являются частью сети общественного транспорта. Тому есть вполне практическое объяснение: маршрут № 28 совершенно не подходит для современных трамваев из-за многочисленных резких поворотов, тесных улиц и крутых подъемов.
Скрипя и дребезжа трамвай упорно карабкался вверх пока не достиг самой высокой точки — Rua da Graça. Откуда и началось наше нисхождение по улицам Алфамы. От смотровой к смотровой перед нами открывались восхитительные виды старого города.
Самая высокая смотровая площадка города Мирадор Богоматери на холме — Miradouro da Senhora do Monte откуда виден район Байши и дальше устье реки Тежу.
Чуть ниже следующая площадка Miradouro da Graça с одноименным монастырём. Монастырь Граса — один из старейших монастырей Лиссабона был основан в 1271 году. Двойной фасад с отдельным входом в церковь и монастырь, над которым возвышается колокольня работы Мануэля да Коста Негрейруша 1738 года.
История Convento da Graça начинается с отвоевания Лиссабона у мавров в 1147 году. Среди иностранцев, участвовавших в битве под предводительством Афонсу Энрикеса, было несколько монахов ордена святого Августина. В награду им подарили место на горе, где они построили небольшой монастырь. Строительные работы начались 10 февраля 1271 года при поддержке короля Афонсу III и завершились в 1291 году. Первоначально помещения были рассчитаны на пятидесят монахов.
В убранстве церкви стоит обратить внимание на позолоченые алтари в стиле рококо, скульптуры 18 века, расписные потолки.
Вокруг клуатра располагались самые важные и богато украшенные помещения.
Стены залов и коридоров монастыря облицованы роскошными панелями, повествующими о жизни и деяниях самых прославленных членов Ордена Августинцев.
Некоторые из картин сохранились с 16-го века.
Другие были созданы в 17, 18 и 19-ом веках.
С террасы у церкви открывается панорамный вид на центр Лиссабона и замок Святого Георгия.
Внутрь замка не ходили, полюбовались только мощными крепостными стенами и отправились дальше к мирадору Санта Люция.
Спускались ниже и ниже к реке пока не дошли до порта.
В порту были пришвартованы сразу несколько круизных кораблей. Неплохо с одной стороны посетить город с круизом, а с другой, как много увидишь в таком огромном городе за один день.
Трамвайные пути привели к Лиссабонскому кафедралу.
Собор (Sé de Lisboa) определенно выглядит построенным на века. По сравнению с легкомысленной архитектурой мануэлино монастыря Жеронимуш романские линии собора кажутся особенно строгими. Зубчатые стены и бойницы в башнях придают церкви вид неприступной крепости. Простой фасад собора смягчает большое окно-роза.
Довольно мрачный и строгий интерьер отчасти объясняется значительным ущербом, нанесенным землетрясением 1755 года.
Исключением является центральная часть, которая была перестроена после землетрясения в более красочном стиле неоклассицизма и рококо с использованием цветного мрамора. Простой алтарь украшен панно, изображающим «Успение Богородицы». В соборе находятся три органа разных периодов. Самый старый инструмент был построен Хоакимом Антониу Пересом Фонтанесом между 1785 и 1786 годами.
В Алфаме можно было провести весь день, полазить по крепостным стенам, зайти в Монастырь Сан-Висенте-де-Фора с пантеоном семьи Браганса. Однако, в три часа нас ждал поезд в Порту.
Поэтому закончили поход у Дома с пиками и поспешили в гостиницу, а оттуда на вокзал.
Когда через три дня вернулись обратно, город было не узнать.
Площадь Росиу украшала большая ёлка.
Улицы и бульвары сияли новогодней иллюминацией.
Каждый дом был оригинально расцвечен яркими огнями.
Забыв про усталость, ходили от улицы к улице любуясь праздничным убранством португальской столицы.
Даже забрались внутрь большой ёлки на площади Комерсиу.
Полные впечатлений в отель вернулись после 10 вечера.
На следующее утро отправились на прогулку по самой центральной улице города — Avenida da Liberdade. Проспект Свободы начинается от площади Рештаурадориш и заканчивается у сквера маркиза де Помбала. Улица знаменита большой концентрацией дорогих бутиков, престижных отелей и изысканных ресторанов.
В центре кольцевой развязки установлен монументальный памятник маркизу Помбалу, который фактически правил Португальской империей с 1750 по 1777 год. На вершине 40-метровой колонны находится бронзовая статуя маркиза, рядом — лев — символ власти. Постамент окружён аллегорическими фигурами, символизирующими «перестроенный Лиссабон», и тремя скульптурными группами, напоминающими о реформах, проведенных маркизом.
Взобрались на холм парка Эдуарда VII. Парк назван в честь короля Великобритании, который посетил Португалию в 1903 году.
С холма свернули к супермаркету El Corte Inglés. Подкрепились кофе с вкусными пирожными и с новыми силами двинулись в Музей Галуста Гюльбенкяна. Про музей уже опубликовала альбом.
В этот день прогноз погоды нас сильно подвёл. Обещали дождь с утра, поэтому и пошли в музей, а на деле сильный ливень припустил после полудня. Планы однако менять было уже поздно. Промокшие до нитки, хлюпая по лужам бежали от метро через парк к Базилике Эштрела. В левом углу на фото видно, как идёт пар от тележки с чем-то жареным.
Богато украшенная базилика конца 18 века является главной достопримечательностью района Шиаду. Церковь в стиле позднего барокко и неоклассицизма известна своим огромным куполом и прекрасным интерьером из разноцветного мрамора в оттенках розового, желтого и серого.
Интерьер украшают несколько картин итальянского художника Помпео Батони. «Святое сердце» в главном алтаре. «Святая Тереза принимает подношения от королевы Португалии в присутствии монахинь-кармелиток» 1784 г. в боковой часовне.
Ещё одно полотно — «Тайная вечеря» 1783 г.
В базилике захоронена королева Дона Мария I. Гробница в стиле ампир была создана Фаустино Хосе Родригесом. Хотя королева умерла в Бразилии, в 1816 году ее прах перевезли в Базилику да Эштрела.
Из-за дождя не удалось подняться на террасу, с которой по слухам открывается фантастический вид на окрестности.
На следующее утро покинули гостеприимный Лиссабон.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия