Ноябрь в Португалии хотя и относительно тёплый, но довольно мокрый. Прогноз погоды заставлял на ходу менять планы. Первые два дня собирались провести в Лиссабоне, а в результате на второй день поехали в Томар. Решили, что бродить по крепости тамплиеров радостнее в солнечный день.
Следующим было воскресенье. Выглянули в окно, а там обложные тучи и мелкий, нудный дождик. Раннюю прогулку пришлось отложить. Дождались 9 утра, когда открылись кафе, и отправились завтракать в Fábrica da Nata. Завтрак в отеле я попробовала в день приезда и он меня нисколько не впечатлил. Забегая вперёд скажу, что хороший завтрак искали долго и нашли в кафе Zenith, которое также посетили в Порту.
Дождик не утихал, но и не усиливался. Взяли зонтики и пошли к остановке трамвая 15E на площади Фигейра (Praça da Figueira). Трамвай идёт в прибрежный район Белен.
Расположенный на берегу реки Тежу, недалеко от её впадения в Атлантический океан, Белен знаменит тем, что в XVI веке отсюда отплывали каравеллы Васко да Гама и других португальских мореходов. Корабли плыли в Индию, Африку, Америку и возвращались нагруженные заморскими богатствами. Португалия процветала.
Главная достопримечательность Белена — старинный монастырь. В 1501 году в честь успешной экспедиции Васко да Гамы в Индию Король Мануэл I повелел заложить монастырь иеронимитов Жеронимуш (Jerónimos). Затраты на строительство финансировались за счёт налогов на импортируемые товары.
Несмотря на дождь, у билетных касс выстроилась длинная очередь. Билеты продавали автоматы, у каждого из которых дежурил смотритель, помогая растерянным туристам разобраться в неочевидном дизайне.
Первым делом зашли в монастырскую церковь (Igreja Santa Maria de Belém).
Богато украшенный Южный портал с витыми колоннами, резными статуями и сценами из жизни святого Иеронима на тимпане увенчан крестом Ордена Христа. Между дверьми, опираясь на меч стоит сам Генрих Мореплаватель.
Обратила внимание на арку окна. Вдоль рамы одна за другой вырезаны всевозможные морские раковины.
Просторный неф пересекают шесть тонких, резных колонн. Восьмиугольные колонны разделены ободками на секции украшенные изысканными, причудливыми ренессансными узорами. Первоначально церковь строили в готическом стиле, а затем добавили элементы ренесссанса.
Узоры ребристого свода похожи на снежинки. В своде трансепта опоры вообще отсутствуют, создавая впечатление, что он парит в воздухе.
Рамы витражей снова украшены резными каменными раковинами.
Все детали интерьера связаны с достижениями эпохи великих географических открытий. Королевские гробницы покоятся на мраморных слонах. В церкви захоронен Король Мануэл I и другие монархи.
Надгробия Васко да Гамы и великого поэта и летописца эпохи открытий Луиса де Камоэнса были созданы скульптором XIX века Коста Мота в стиле нео-мануэлино.
Однако, настоящая жемчужина мануэлино монастырский клуатр.
Вошла и ахнула. Такая красота кругом. Каждая поверхность украшена каменной резьбой. По стенам ползут неведомые зверушки.
Потолки радуют каменными узорами перехваченными верёвочками и скреплёнными пряжками из цветов, гербов и астролябий.
Арки, как будто крючком, обвязаны узелками.
Стиль мануэлино возник в Португалии во времена правления Мануэла I в. начале XVI века. В те времена благосостояние Португальской Империи зависело от морской торговли, что и определило стиль современного декора.
Лепнина в форме кораллов и раковин, гирлянды из водорослей. Корабельная атрибутика превратилась в архитектурные мотивы.
Каменные верёвки и канаты, обрамляющие фасады и колонны. Окна и двери украшенные гербами и крестами.
Якоря и навигационные инструменты, поплавки и спасательные круги.
Каждое крыло клуатра состоит из шести пролетов. Четыре внутренних пролета опираются на массивные контрфорсы, образующие широкие аркады. Угловые пролеты соединены широкими диагональными арками, за которыми просматриваются богато украшенные колонны.
Ажурные арки придают всей конструкции утончённый вид.
Типичные морские мотивы сочетаются с атрибутами из истории португальской экспансии, такими как экзотические львы и раскидистые пальмы.
Декоративный орнамент и династические символы: армиллярная сфера, герб и крест Ордена Христа были призваны демонстровать растущую мощь Португалии как мировой державы.
Широкие колонны покрыты узорами в стиле платереско.
Фонтан с львёнком был устроен для того, чтобы монахи могли мыть руки перед едой.
За фонтаном находится монастырская трапезная.
Построенная в 1517–18 гг. трапезная знаменита своими панно из трёхцветной плитки азулежу, датируемыми 1780–85 гг.
На северной стороне находится картина XVII-го века, изображающая Святого Иеронима, которую приписывают придворному художнику Авелару Ребело.
Поднялись на верхнюю галерею, чтобы рассмотреть вблизи статуи и барельефы внешних стен.
Каменные верёвочки опоясывают контрфорсы. На фигурном мостике устроили соревнование мифические гады. Второй уже ухватил за хвост победителя гонки.
Галереи клуатра надёжно защищают от непрекращающегося дождя.
Оказалось у мокрой погоды есть свои преимущества. Не часто удаётся увидеть как работают гаргульи.
Редкие капли собираются в довольно ощутимый поток, под который лучше не попадать.
Да и посетителей намного меньше. Можно рассматривать детали и не ждать конца очередной фотосессии.
Западное крыло мнастыря занято Музеем Мореплавания. Было воскресенье и нас пропустили в музей бесплатно. Про коллекцию можно посмотреть в альбоме.
Монастырь Жеронимуш был построен прямо на берегу реки Тежу. Однако со временем вода отступила и на освободившемся пространстве теперь находится Имперский парк и площадь Praça do Imperio.
Парк разбили в 1940 году по случаю Всемирной выставки Португалии. Лужайки украшены 30 гербами из самшита, представляющими 18 португальских округов, архипелаги и бывшие колонии Империи.
Пёстрые утки угнездились на прудах со скульптурами морских коней — гиппокампов.
Пока наблюдали за утками, включился центральный фонтан. Побежала, чтобы запечатлеть поближе. Однако водяные струи исчезли так же внезапно, как и появились. Осталось только ходить по кругу и пересчитывать старинные гербы.
Над парком доминирует Памятник первооткрывателям. Первоначально констукция была временной, как театральные декорации. Однако, позже решили изваять монумент в камне. Камень использовали местный из Лейрии и Синтры.
Белая каравелла на всех парусах летит навстречу ветрам. На носу Генрих Мореплаватель с моделью корабля в руках. Генрих руководил постройкой корабля нового типа, каравеллы, управление которой не зависело от преобладающего направления ветра. Моряки могли использовать корабль для навигации по рекам и мелководью, также как и по океану.
По обеим сторонам идут фигуры известных португальцев, связанных с открытиями, среди которых мореплаватели, воины, монахи, ученые, поэты.
Наверху находится смотровая площадка, с которой открываются великолепные виды на Белен и реку Тежу. С одной стороны Мост 25 Апреля.
Монастырь и парк выглядят как мастерски изготовленный макет.
Если перевеситься через перила можно разглядеть огромную розу ветров — подарок из Южной Африки. Мозаичная картина создана из бежевого, черного и красного известняка. В центре обозначены маршруты португальских каравелл в эпоху географических открытий. Туристы под разноцветными зонтиками кажутся декоративными украшениями экзотических коктейлей.
Спустившись с монумента, отправились вдоль набережной.
У Башни Белен выстроилась огромная очередь, стоять в которой не хотелось. Решили погулять вокруг.
Башня датируется примерно 1515 годом и была построена как морская крепость для защиты гавани Лиссабона. Каменная кладка фасада с богато украшенными балконами, веревками, животными и гербами показывает явную принадлежность дизайна стилю мануэлино. На каждом углу устроен сторожевой пост в мавританском стиле.
По пути к трамвайной остановке зашли в знаменитую кондитерскую Паштел-де-Белен. Корзиночки с заварным кремом оправдали заслуженную славу монастырских кондитеров. Даже совет написала на кулинарную тему:
Где попробовать настоящие пирожные Паштел-де-Ната
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия