Продолжу знакомить вас с очаровательным, провинциальным Торжком, который не вызвал у меня такого потока сожалений о состоянии его исторических объектов, которым вы все поделились под предыдущим рассказом. Да их немало, да, есть уникальные, да, не избавиться от опасения за их дальнейшую судьбу. Но чему удивляться? В нашей стране к огромному сожалению зачастую так. Ведь даже в Москве и ее области есть огромное количество брошенных сооружений, храмов и уникальных усадеб, одну из которых я недавно вам показывала — прекрасное Марьино . А сколько брошенных людьми, увядающих и погибающих исторических строений, роскошных памятников архитектуры разбросано по всей стране! Не буду оригинальна, если скажу, что большая их часть в ближайшем столетии так и разрушится, не дождавшись вмешательства человека.
Поэтому и в этом моем материале будет не только масло—масляное и отреставрированные объекты, но и буквальны взывающие о помощи — это наша настоящая жизнь.
И вот как раз следующий один из таких — Воскресенский женский монастырь, расположенный на левом берегу Тверцы, на улице Степана Разина.
Наверное, совершенно не случайно, на двух противоположных высоких берегах реки сооружены два монастыря: Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь — один из древнейших Российских православных монастырей, основанный в 1038 году
и женский монастырь в честь Воскресения Христова, первое упоминание о котором датируется 1584-м годом.
Оба монастыря словно главенствуют над городом, являясь основной составляющей городской панорамы, ее неотъемлемой частью, хотя в настоящее время Борисоглебскому монастырю уделено больше внимания, чего не скажешь о Воскресенском — он предоставлен сам себе.
Изначально все строения в монастыре были деревянные, а первый каменный собор на территории — Воскресенский, от которого и получил названия монастырь, был построен в 1702-м году, затем перестроен в 1796-м и 1851-м годах.
Самая ранняя постройка, сохранившаяся до наших дней — это колокольня, позднеборочное сооружение, воздвигнутая взамен деревянной в 1766-м году.
В конце 18 и начале 20 веков Воскресенский православный монастырь переживал период расцвета и являлся одним из значительнейших женских монастырей епархии, он много занимался просветительской работой и благотворительной деятельностью.
Во время Отечественной войны 1812-го года монастырь мог позволить себе сделать большое пожертвование на создание ополчения. В 1820-м году на территории был построен каменный келейный корпус, перестроен в 1880-м.
В 1838–1840-х годах по проекту губернского тверского архитектора Ивана Федоровича Львова, однофамильца знаменитого архитектора Николая Александровича Львова, была построена каменная церковь Иоанна Предтечи. Выполнена она в форме ротонды, цилиндрический объём храма украшен ионическими пилястрами, круглый барабан с арочными прёмами увенчан куполом.
В 1842-м году на средства монастыря был открыт приют и училище для девушек из бедных семей, многие из которых в последствии стали сельскими учительницами. Также в те годы в Торжке были открыты две церковно-приходские школы. По данным на начало 20 века в Воскресенском монастыре проживало 250 монахинь и послушниц. Монастырь был закрыт в 1923-м году, храмы подверглись разорению. Большая часть монахинь еще долгие годы проживала в келейных домиках. Другие сооружения монастыря были заняты различными советскими учреждениями: вдовий дом, комсомольский клуб, обычное жилье, швейное производство, кстати действующее до сих пор.
В 1929-м году территорию монастыря переименовали в Красный городок, отождествляя этот цвет с цветом пролитой крови в борьбе за народное дело.
В настоящее время некоторые из них продолжают использовать под частное жилье, а некоторые постройки заняты под склады, общежития. Вокруг и на большинстве сооружений монастыря лежит тяжелый, плотный слой запустения и печали.
Фото монастыря Прокудина — Горского 1913-й год.
Рядом с монастырем, на улице Степана Разина, раздвоенной и словно обнимающей холм, расположена православная церковь Воздвижения Креста Господня.
Этот старинный храм, изначально деревянный, впервые упоминается в 1625-м году. К 1750-му году храм существенно обветшал и на средства зажиточных прихожан к 1750-му году был отстроен новый каменный с двумя приделами: главный (холодный) в честь Воздвижения Креста Господня и трапезный (теплый) — в честь святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Менее чем через сто лет, в 1842-м году, в храме провели ремонт, по периметру его оградили каменной оградой.
Но наступила Революция, глобальные изменения в жизни и обустройстве нового государства коснулись и церковных сооружений по всей стране. Крестовосдвиженскую церковь закрыли осенью 1929-го года, звонницу разрушили. В настоящее время храм передан Борисоглебскому монастырю, но он у себя на территории еще не все привел в порядок, куда уж до храма, стоящего отдельно.
Покидаю гору запустения и забвения, отправляюсь на набережную Торжка, уже давно манящую меня. Здесь красота, простор, свежий ветерок и потрясающие панорамы на окрестности.
Между двумя мостами — автомобильным и пешеходным, находится самая знаменитая и очень небольшая благоустроенная часть набережной — улица Красная гора, которую прежде заселяли новоторжские купцы.
Двухэтажные старинные дома постройки 18 века, в которых традиционно первый этаж занимали различные лавки и магазинчики, а вторые — жилье хозяев, дошли до наших дней в разной степени сохранности. Поэтому в конце 1990-х годов этот отрезок набережной, своего рода променад, особенно востребованный для прогулок, был воссоздан и максимально приближен к исторической застройке.
Интересна история мостов Торжка, несмотря на то, что река Тверца делит город на 2 части, их в городе всего два. До второй половины 19 века и вообще был один, плавучий и, чтобы пропустить суда по судоходной в то время Тверце, на ночь его разводили. Весной Тверца разливалась и тогда, для переправы с левого берега на правый и наоборот использовали паромы, баржи.
Работы по возведению и установке автомобильного моста велись в 1881–82 годах. После войны, в 1946-м году его отремонтировали, но позднее поток транспорта все возрастал и мост уже не справлялся с нагрузкой. В 1967-м году, недалеко от старого, был построен новый автомобильный мост через реку Тверца.
На месте старого моста к 1000-летию города построили новый, пешеходный мост,
который очень гармонично вписался в окрестности и с него открываются очень красивые виды на город.
Прежде чем мы с вами пройдемся по мосту и отправимся на Правый берег, немного расскажу про пешеходные пути, которые от этого моста соединяют набережную и холм — Красная гора.
Первый путь — это улица Красная, но в народе ее называют по-старинному — Ильинская улица и ведет она прямо к Ильинской площади, о которой я вам уже рассказывала.
Второй путь — это 140-метровая Почтовая лестница, соединяющая набережную и площадь Революции. Название лестница получила от здания Почты, расположенной на углу Ямской улицы и Дворцовой площади.
В 1930-е годы Почтовая лестница разъединила гребень холма и два комплекса, расположенные на нем: Путевой дворец и Воскресенский монастырь.
Третий путь — это менее крутая лестница, прозванная в народе «хромой».
На вопрос о таком необычном названии существует местная легенда: «Лестницу возвел граф, страдающий хромотой, поэтому он самолично создал проект лестницы с учетом того, чтобы ее ступени распологались таким образом, чтобы каждый поднимающийся по ней человек визуально прихрамывал." Эта лестница проходит рядом с задним фасадом Путевого дворца и с холма открываются красивые виды на город.
Возвращаюсь к Пешеходному мосту, перехожу его. Сразу за мостом слева расположена Крестовоздвиженская часовня, возведенная в 1804-м году в виде ротонды,
но меня заинтересовал памятник, расположенный за ротондой — установленный в 2004 году знаменитому новоторжцу, архитектору Николаю Александровичу Львову. Проект памятника выполнил архитектор Городович Владимир Петрович, бюст выполнен скульптором Карпенко Юрием Павловичем.
«Гений вкуса», талантливый буквально во всем, увлеченный и изобретательный, от всей души отдававшийся любимому детищу — архитектуре, Львов прожил короткую жизнь, всего чуть более 50 лет, но оставил после себя великолепное наследие, восхищавшее не только его современников, но и ценителей нашего времени: Невские ворота Петропавловской крепости, Борисоглебский собор в Торжке, Приоратский дворец в Гатчине, комплекс зданий почтового двора, усадеб и парковых ансамблей в Подмосковье, в Новгородской, Тверской губерниях.
— Добрый день — вдруг услышала приветствие и повернувшись от памятника, увидела молодого человека.
— Вижу вас интересует Николай Александрович? Ну так едемте с нами! Сегодня же уникальный день — 15 мая, а это День Рождения Львова! Мы собираем экскурсию и в 11 часов отправляемся в Раменское-Раек, любоваться одним из его творений!
С огромнейшим сожалением мне пришлось отказаться от поездки, а потом весь день, гуляя по Торжку, я мысленно возвращалась к такому удивительному стечению обстоятельств! Оправдывала себя — был бы у меня еще хотя бы один день на Торжок, ни за что не отказалась бы, непременно поехала.
Передо мной центр Торжка, что называется его сердце — треугольная площадь 9-го Января, в прошлом Торговая и справа расположено красивое здание — бывшая усадьба новоторжского купца, богатейшего предпринимателя — Ивана Яковлевича Кутафьева.
Будучи в родстве с самым успешным и богатейшим в то время семейным кланом новоторжских купцов Морозовых, он позволил и себе замахнуться на строительство большой усадьбы прямо на центральной площади города. Проект был заказан архитектору Ивана Парфентьеву и в 1768-м году великолепный пример чистого барокко с множеством деталей в виде карнизов, наличников окон, ажурной решетки балкона был возведен. Согласно генеральному плану 1767-го года именно эта усадьба была первым каменным строением. В 1770-м году будучи старообрядцем - раскольником Кутафьев женится на дочери посадского, чем вызвал возмущение православного священника Торжка и этим своим поступком практически подписал себе приговор!
Буквально на следующий год на него пишут донос об утайке векселей и о прочих провинностях. Следующий шаг — все имущество пускают с молотка, а его самого более 10 лет, пока идет нудное разбирательство, держат под стражей в цепях и кандалах! В 1782-м году прежде известный и богатейший купец всей Тверской области умирает!
Здание выкупают городские власти, в нем расположились несколько различных заведений — суд, управа, училище, городская Дума и другие. Дошедшее до наших дней здание было перестроено в середине 19 века.
Здание магистрата в настоящее время занимают отделы районной администрации и ЗАГС Торжка.
С левой стороны площади и далее по улице Торговые ряды растянулись возведенные в 19–20 -х веках и сохранившиеся до наших дней корпуса бывших Торговых рядов в разной степени сохранности.
Корпус № 5 улица Торговые ряды, 4, постройка 2-я пoловина 19 века, перестроено в 1913 году. В настоящее время отреставрировано.
Классические одноэтажные торговые ряды в 18–19 веках занимали и большую часть Парка имени Кирова,
попавшего в программу реновации и разбитого в 2019-м году: разрушенные во время бомбежек в годы войны они не подлежали восстановлению.
В парк я пойду попозже, когда придет время немного передохнуть, а пока направляюсь по исторической, очень атмосферной улице имени Луначарского, словно сошедшей с картины художника. Все дома на ней яркий пример купеческой архитектуры 18–19 веков, это и отдельно стоящие каменные дома, и целые фамильные усадьбы с флигелями и воротами.
В настоящее время некоторые, в прошлом жилые дома, отреставрированы и в них расположены различные учреждения. В историческом центре на разных улицах города в нескольких зданиях — архитектурных памятниках, разместились экспозиции Всероссийского историко-этнографического музея. Этот музей появился в Торжке в 1988-м году благодаря российскому академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву.
В доме по улице Луначарского, 3 один такой музей и называется он «Дом России»,
Жилой дом на улице Луначарского, 3
Постройка конец 18-начало 19 веков. Памятник архитектуры федерального значения.
а далее по улице в доме под № 21 находится Этнографический центр.
Усадьба на улице Луначарского, 21 Постройка начало 19 века. Памятник архитектуры федерального значения. Усадьбу занимает Всероссийский историко-этнографический музей.
На улице Луначарского, 10, расположена очень красивый Клементовский храм, купола которого манили меня еще со смотровой у музея Пушкина.
Впервые об этом храме в честь священномученика Климента I папы Римского было упомянуто в летописях в 1372-м году, когда князь Михаил Тверской захватил и разгромил Торжок. Церковь уже в те давние времена была каменной, что было редкостью.
В 1685-м году старый храм обветшал и на его месте на средства Новоторжского купца Михаила Мишурина был возведен новый, ставший на тот момент одним из лучших в городе как по благоустройству так и по богатому внутреннему интерьеру. В 1835 году на средства Новоторжских купцов, одним из которых был Штансковский, храм был реставрирован и обновлен. Выдержав натиск Революции в 1931-м году храм все же был закрыт, в 1999 году опять же передан Борисоглебскому монастырю.
Клементовский храм очень красивый, я все кружила вокруг него, любуясь каждым новым ракурсом и сожалея о его увядании.
Далее по улице, по этой же стороне под № 20 большой угловой участок занимает типичная купеческая усадьба, памятник архитектуры регионального значения, дом купца Штанковского.
Дом Штанковского на улице Луначарского, 20, начало 19 века. Памятник архитектуры регионального значения
Еще немного прогулявшись по улице Луначарского
Жилой дом на улице Луначарского, 1 и площади Ананьина, 2 Постройка конец 18-начало 19 веков. Памятник архитектуры федерального значения.
я вернулась назад и прошлась по очень крошечной улочке, огибаемой ромбовидную площадь Ананьева, заглядывая во все закоулки, представляющие для меня хоть какую-то ценность.
Жилой дом на улице Луначарского, 1 и площади Ананьина, 2
Постройка конец 18-начало 19 веков. Памятник архитектуры федерального значения
Жилой дом, (с левой стороны на фото) по адресу площадь Ананьина (бывшая Успенская улица), № 5, постройка 2-й половины 19 века, памятник архитектуры регионального значения. В этом здании в 1918–1922 годах размещались первые советские военно-железнодорожные курсы командного состава рабоче — крестьянской Красной армии.
Следующее здание по адресу площадь Ананьина, № 6 — это бывшая усадьба дворян Полторацких — Марка и Агафоклеи, постройки 18–19 веков, пожертвованная ими в 1825-м году для Новоторжского духовного училища, начального учебного заведения русской православной церкви.
Зайдя во двор, я с трудом смогла узнать в здании, прилепившемся между домами, Домовую церковь, возведенную на средства купца Шачковского. Церковь при училище была освящена в честь святого Благоверного Великого князя Александра Невского и Преподобного Александра Свирского.
Довольно странно смотрится сильно перестроенная церковь без куполов, которые по всей видимости были разрушены в годы борьбы с религиозными сооружениями.
На небольшом искривленном участке земли, словно на островке, на пригорке,
по улице Володарского, № 2 находится еще одна жертва, если можно так выразиться, перестроек времен борьбы с религией- церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Первое упоминание об этом храме в Писцовой книге было в 1625-м году. Сохранившийся до наших дней каменный храм был возведен в 1746-м году в стиле барокко на средства новоторжских купцов Морозовых. После Отечественной войны с французами в 1814-м году церковь была перестроена в стиле классицизма. До 2013-го года в здании размещалась типография, да и сейчас не понятно — действующий ли храм, потому как на фасаде видела вывеску какого-то магазина.
Далее по улице Володарского, № 4 в одноэтажном, ярком новеньком здании, расположен музейно-выставочный комплекс «Дом гончара».
Гончарное ремесло зародилось в Торжке еще в 11 веке и город всегда славился своими мастерами и умельцами, а глиняные посуда и игрушки давно стали символами города. В музее можно не только полюбоваться на изделия быта, игрушки, украшения, понаблюдать за творческим процессом современных гончарных дел мастеров, но и самим испытать себя в роли художника — творца.
Ну что, устали уже, утомила я вас. А уж я как устала, хотя время даже не приблизилось к полудню. Но все равно — пора в парк Кирова. Обновленный, в 2019-м году отреставрированный, с проложенными аллеями, лавочками, озеленением он хоть и совсем небольшой, но выглядит красиво и уютно.
В начале парка в 1936-м году установлен памятник Кирову в связи с его 50- летием.
На живописном холме высится массивное белоснежное здание с колоннами и портиком -это городской Дом культуры.
В общем чтобы я там не говорила, но исторический Торжок отчаянно нуждается в финансировании. Очень многие здания объявлены памятниками архитектуры, а это, как известно, полный запрет на снос. Восстановить многие из них не предоставляется возможным, вот и получается, если перефразировать крылатую фразу: Казнить нельзя помиловать — Снести нельзя восстановить.
Но не все плохо, реставрация видна, а значит надежда есть и не будем ее терять.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия