Москва, как город, в который я хотела бы приехать на недельку или хотя бы на пару-тройку дней, никогда четко не обрисовывался. Но это не значит, что я полностью его игнорирую, отнюдь: в доковидную эпоху при любом удобном случае старалась задержаться в Москве хотя бы на день. Это удобство выражается в брони авиабилетов с длительным интервалом: прилет утром, вылет далее по маршруту — вечером. В крошечный промежуток времени я старалась увидеть хотя бы один, интересующий меня объект, если повезет, то и два. В майскую поездку я приехала в Москву на Ласточке вечером, успела даже погулять по близлежащим к отелю улочкам, переночевала и в запасе у меня оказался весь световой день, улетала ночью.
Как распорядиться таким подарком сомнений не возникало, я изначально запланировала поездку в одно, очень интересующее меня, село Быково! Вам о чем-то говорит это название? Мне — ДА!
Поэтому, ранний подъем, сдача багажа на рецепшн и уже в 8 утра я покинула станцию метро Котельники. Остановка нужного мне автобуса № 525 К, следующего до Раменского, находится рядом с выходом из метро. Уже с утра, ощущая желание распорядителя погодных температур поджарить меня, купила бутылку воды и уселась подальше от входа — как раз успела к отправлению автобуса. С содроганием вспоминая мое прошлое посещение столицы, я приготовилась к муторной бесконечной поездке. Но не смотря на ремонт дорог (куда же без этого), пробку в районе автомобильной развязки, до остановки «Храм», к моему удивлению, домчались минут за 40–45. Водителя желательно заранее предупредить, что имеется желание выйти. И вот я шагаю по сельской местности, по отличному новенькому асфальту в предвкушении встречи с удивительными архитектурными объектами. Но что это? Все домики по обе стороны от дороги, кое-где даже деревянные, забаррикадированы сплошными металлическими заборами! Ого, но то ли еще будет!
Село Быково впервые упомянуто в 14 веке в завещании князя Дмитрия Донского.
Позднее на лугах села откармливали скот для последующей его отправки в Москву, о чем в складских книгах упомянуто: «великого государя дворцовом селе у озера». Не отсюда ли произошло и название Быково? В этих же книгах было прописано и про старинную деревянную церковь Рождества Христова.
В 1704 году царь Петр I «за заслуги перед Отечеством» пожаловал село воеводе ряда провинций, сенатору и тайному советнику Иллариону Гавриловичу Воронцову, который и построил взамен старенького храма новый, но уже каменный.
В 1762-м году теперь уже императрица Екатерина II за «заслуги перед короной» пожелала наградить участника переворота, благодаря которому она взошла на престол и жалует земельные угодья в Быково Михаилу Михайловичу Измайлову, сенатору, московскому губернатору, действительному тайному советнику.
Михаил Михайлович и его горячо любимая жена Мария Александровна из рода Нарышкиных, троюродная сестра императрицы Елизаветы Петровны, жили в своем новом имении счастливо, облагораживали на свой вкус особняк, благоустраивали парк. Но в 1775 году Екатерина II, объезжая с инспекцией подмосковные усадьбы, была удивлена скромностью Быково. Резюме незамедлительно было высказано хозяину, что привело его сначала в замешательство, а потом желание, перестроить свои владения так, чтобы ни у кого в округе не было ничего более восхитительного и уникального, буквально захватило Измайлова.
Для реализации своих планов, он приглашает в имение архитектора, основателя русской псевдоготики, сослуживца по Кремлевской экспедиции дворцовых строений, Василия Ивановича Баженова. Выбор был правильный: талантливый Баженов с помощью перепланировок и перестроек из обычной сельской усадьбы создал архитектурную жемчужину Подмосковья.
Я изначально спланировала свой маршрут так, чтобы первым уникальным строением в Быково увидеть именно белокаменную церковь Владимирской иконы Божьей Матери,
поэтому рассказ о самой усадьбе и усадебном доме будет позже.
Когда Михаил Михайлович Измайлов вступил во владения усадьбой Быково, храм, построенный Воронцовым, изрядно обветшал, но пока служил исправно, а все мысли хозяина были заняты перестройкой парка и особняка.
Но в 1780-м году внезапно умирает любимая жена — Мария Александровна. Через несколько лет безутешный Измайлов все же решается снести старый храм и на его месте по проекту Баженова строится уникальный образец храмовой архитектуры в честь Марии Египетской, покровительницы его жены. Село Быково было переименовано в Марьино.
К 1789 году знаменитый памятник русской готики, овальный Владимирский храм, которому нет аналогов в России, был выстроен.
Я нетерпеливо шла по все больше раскаляющемуся асфальту, обогнала двух малышей — школьников, не очень-то и спешащих в школу и вдруг, поверх листвы ближайших деревьев, показались, знакомые по фото, шпили!
Я люблю такие мгновения, когда давно ожидаемое уже в поле зрения, оно практически осязаемо, а внутреннее восприятие запаздывает, оно сопротивляется, все еще отказывается верить в реальность и совершенно не готово объединить картинку в единое целое.
Самое древнее изображение уже нового каменного варианта храма-акварель 1804 года.
Вот оно, легкое, изящное, устремленное многочисленными шпилями ввысь, практически парящее или даже плывущее в воздухе сооружение, и я его вижу! Необыкновенно богатый декор, обилие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, башенки, высокие узкие окна, остроконечные шпили, облицовка белым известняком -невозможно отвести взгляд и сразу, одним взглядом охватить весь храм.
А значит надо медленно обходить его по кругу, столько раз, сколько потребуется для насыщения, внимательно изучая и рассматривая деталь за деталью.
Но начнем обзор с основных форм: оказывается, Владимирский храм состоит из двух частей — собственно самого храма овальной формы
и прямоугольной трапезной с двумя башнями — колокольнями по углам, пристроенной позднее.
Крыша храма сделана в виде ротонды с высоким центральным шпилем, увенчанным крестом. Саму ротонду окружают купола и восемь шпилей на них, но поменьше размерами, так же увенчанные крестами.
Почему именно такое количество? Восемь — это восьмой день, день Воскресения Христова и начала Нового времени.
В сооружении расположены сразу два храма: верхний, летний, освящен во имя Владимирской иконы Божьей Матери, нижний, теплый, расположенный в подклепе — Христорождественский.
И конечно, без сомнения, одно из главных украшений храма, создающее потрясающее впечатление — это двумаршевая парадная лестница, изящно изгибаясь, она словно обнимает своими крыльями все здание.
Лестница ведет в верхний храм, но увы — он закрыт из-за своего аварийного состояния!
Красиво сфотографировать лестницу не удалось — перед входом на площадке был установлен какой-то неопознанный мною объект, полушар что ли. Я была сердита на него, поэтому не сподобилась запечатлетьего полностью, слева он немного виден.
По всему периметру храма расположены стрельчатые высокие окна, между ними декоративные портики с колоннами, под кровлей богатый резной карниз.
Меня заинтересовали горельефы на фасадах, все они разные: старцы, женские головки в античных одеждах.
Есть два горельефа с изображением семейной пары Измайловых.
В 1884 году рядом с храмом со стороны центрального входа и лестницы, была построена колокольня в едином стиле с Владимирским храмом. Но ее увидеть не получилось — колокольня объята «лесами».
Тишину нарушили женские голоса и владелица одного из них направилась к входу в нижний действующий храм, отперла дверь, зашла, а я последовала следом.
Небольшое, уютное помещение сразу же легко на сердце и я не обратила внимание на предостережение женщины, что снимать нельзя, батюшка не приветствует. Сама же она зашла за стойку церковной лавки и занялась своими делами, что дало мне волю и свободу.
Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой.
Страшно даже представить, что здесь творилось прежде, после разорения и надругательства в 1937-м году. Уничтожив все церковные ценности, а также принадлежность здания к храмовой архитектуре: были сбиты кресты и сняты колокола- в здании разместили швейную фабрику, а затем склад кинофикации. Интересно, поблизости что, была киностудия?
Верующим храм был возвращен в 1989 году.
Кроме меня и двух работниц на территории храма так никто и не появился.
Выйдя из калитки и еще немного покружив рядом с Владимирским храмом, чем-то похожим на небольшой средневековый замок,
я повернула налево от входа и отправилась к следующему объекту. Чтобы не заблудиться в незнакомой местности, включила maps. me и следуя по построенному маршруту, прошла мимо школы и жилого дома, сразу за которым есть вход в усадебный парк.
С первых же шагов по тропинке, я поняла, что высокие вековые деревья долгие уже годы находятся без внимания и должного ухода. Предоставленные сами себе они так разрослись, что своей листвой полностью перекрыли доступ солнечным лучикам, создав темное и какое-то даже таинственно — тревожное пространство.
А ведь когда-то в парке специально высаживали самые разнообразные деревья: пихту, орех, каштан и акацию, лиственницу и ель. В общей сложности насчитывалось более 60 видов деревьев.
Не зная, что меня ждет впереди, замедлила шаг, прислушалась и невероятно обрадовалась женщине с собакой, показавшихся на соседней тропинке.
Почти сразу же за стволами деревьев, стоящими плотными рядами, разглядела голубую гладь пруда, а на другой его стороне мелькнули фигурки еще двух женщин — у меня отлегло от сердца: люди есть, значит место не такое уж дикое, как мне показалось сразу.
Пруды, прикрыты не только разросшимися деревьями и кустами, но и беспорядочно и вольно растущей по берегам травой. В парке существует два пруда и оба они искусственного происхождения.
В центре одного из них на островке с давних пор сохранилась беседка-павильон «Храм Цереры», возведенная Баженовым в честь римской богини земли и плодородия.
Когда-то к ней вел мостик, сейчас же я такого не увидела, да если честно особо и не искала — мой путь лежал к самому зданию центральной усадьбы.
По изначальной задумке главный усадебный дом должен был находиться выше остальных строений. Для воплощения этой идеи пришлось изменить рельеф, а поэтому в парке были выкопаны три пруда,
а из добытой земли соорудили холм.
В перестроенном Василием Ивановичем Баженовым барском доме Михаилу Михайловичу Измайлову и его жене не довелось прожить долго, как вы помните в 1780-м году Мария Александровна внезапно умирает не оставив наследников.
В 1787 году после смерти своего брата, сенатора Ивана Михайловича Измайлова, Михаил Михайлович берет на воспитание двух его осиротевших дочерей — Авдотью и Ирину, дает им прекрасное образование и делает девушек наследницами своего отнюдь не маленького состояния.
Когда приходит время, Авдотья Ивановна становится женой князя Сергея Михайловича Голицына, владельца усадьбы Кузьминки. Туда я еще не добралась.
Ирина Ивановна выходит замуж за камер — юнкера графа Иллариона Ивановича Воронцова, дядю княгини Екатерины Романовны Дашковой, статс-дамы императорского двора, подруги и сподвижницы Екатерины Великой.
Именно от Ирины Ивановны Измайловой (Воронцовой) и происходит род Воронцовых-Дашковых, унаследовавших имение Быково после ее смерти.
В 1807-м году княгиня Екатерина Дашкова предложила присоединить свою фамилию к фамилии Воронцовых и несовершеннолетний наследник Иван Илларионович, с позволения императора Александра I, конечно, стал первым графом Воронцовым-Дашковым.
Уф, вот это я влезла в историю и хитросплетение этих известнейших русских фамилий, но еще момент: матерью Авдотьи и Ирины Измайловых была княжна Александра Борисовна Юсупова! В общем, начав разбираться в родословной владельцев усадьбы, я уже не могла остановиться.
К концу 18 и наступлением 19 века хозяева подолгу не жили в усадьбе, предпочитая Петербург и заграницу. Как следствие наступила запущенность, парк одичал, в 1812-м году многие деревья были вырублены французами. А затем случился страшный пожар, практически полностью уничтоживший усадебный дом работы Василия Ивановича Баженова.
Чудом сохранились въездные пандусы с белокаменной балюстрадой, фундамент и подвалы.
Сохранившийся до наших дней особняк был построен по заказу наследника имения, сына Ирины Ивановны Измайловой (с 1807 года Воронцовой-Дашковой) и Иллариона Ивановича Воронцова- подросшего графа Ивана Илларионновича Воронцова-Дашкова.
В 1839 году в Россию прибыл швейцарский поданный Бернар де Симон, закончил Петербургскую академию художеств и по 1850 — е годы оставался в Петербурге и работал в качестве архитектора по заказам именитых столичных фамилий.
Для перестройки и возрождения усадьбы в Быково и превращением ее в летнюю загородную резиденцию Иваном Илларионновичем Воронцовым -Дашковым и был приглашен молодой и талантливый архитектор Бернар де Симон, разработавший проект главного дома усадьбы в стилизации под английский замок.
Все четыре фасада особняка выполнены по-разному, индивидуально.
Северный фасад — это главный вход в особняк, украшен барочной лестницей и аллеей для подъезда карет.
Восточный фасад оформлен в стиле эпохи Возрождения, окнами которого выходят на пруды.
В западной части особняка находится неоготическая башня с обсерваторией.
Но самый великолепный фасад главного усадебного дома — это конечно южный, выходящий на реку и построенный в классическом стиле.
Балюстрада украшена портиком с колоннами-кариатидами, выполненными в виде чудесных женских фигурок, на которые опирается балкон, на который выходили окна кабинета хозяина усадьбы.
Фасады дворца весьма богато и разнообразно декорированы: большие арочные окна, красивые наличники, лепнина. На аттике двух фасадов: северного и южного размещен объединенный герб двух графских родов Воронцовых и Дашковых, по обе стороны от которого изображены головы коней. Что-то же это значило?
В верхней части герба изображены геральдические символы фамилии Дашковых: ангелы и тяжелые орудия. В нижней части символы фамилии Воронцовых: лилии и розы. Девиз: «Semper immota fides», в переводе с латыни означает «Вечно непоколебимая верность»
По проекту архитектора Бернар де Симона были возведены и все прочие постройки усадьбы, утраченные к настоящему времени, как например скотный двор, оранжерея.
Но самым главным украшением усадьбы был парк, разбитый в английском стиле и аллея из черных роз, приобретенных во Франции. Глядя на сегодняшнее состояние практически заброшенного парка, сложно представить эту невероятную красоту.
Из воспоминаний очевидца: «Кругом был большой парк, который спускался к Москва-реке. От въезда в усадьбу шла аллея к большому дому, по одной стороне ее тянулись оранжереи и теплицы, и я помню, что они были полны ананасов и персиков; по другую сторону аллеи шли огромные огороды клубники и разных ягод».
В 1874 году великолепный усадебный комплекс Быково и окружающее его село были проданы Николаю Ивановичу Ильину, совладельцу первой российской частной железнодорожной компании. С 1891 года вплоть до Революции последним владельцем усадьбы был его сын, историк Андрей Николаевич Ильин. Внук Николая Ивановича Ильина — Михаил, провел в этом прекрасном месте свою детство. Возможно благодаря этому выбор профессии перед ним не стоял — впоследствии он стал выдающимся историком архитектуры и знатоком творчества Василия Ивановича Баженова.
Дальнейшая судьба усадьбы словно списана под копирку и идентична с судьбой многих архитектурных памятников прошлого. Сначала это национализация, затем в усадьбе разместили то ли детскую колонию, то ли приют для сирот, по большому счету одно и тоже. В дальнейшем усадьбу заняла школа подрывников. Усадьба стремительно теряла былой лоск и величие, предметы роскошного интерьера и многочисленные ценности некогда барского дома были разворованы, внутренняя отделка разрушена, (фото взято из интернета)
парк приходил в запустение…
После Великой Отечественной войны в усадьбе разместился туберкулезный санаторий, действовавший до 1980-х годов, часть парка была застроена деревянными жилыми корпусами.
Читала, что существуют проекты по восстановлению усадьбы, но, как видно невооруженным глазом — воз и ныне там же.
В полном одиночестве я еще какое-то время покружила по заросшим аллеям парка, представляя было величие усадьбы, а потом нехотя побрела на остановку. Через минут пять оглянувшись, поняла, что совершенно не узнаю окрестности — где я, кто я?
Включила спасительную карту, а уж она отыгралась на хозяйке, направив маршрут по каким-то катакомбам из заборов! Да, уж, таких тоннелей я нигде не видела!
Чудесно проведенное время, увиденная некогда великолепная усадьба и потрясающий храм, навсегда останутся в одной из драгоценных шкатулок моей памяти.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия