Когда я ехал в Астрахань, то помнил из курса школьной истории, что город почти сто лет был столицей Астраханского ханства. По идее здесь должно было быть много мечетей, но это оказалось не так. Я обнаружил 7 мечетей, из них — 6 были дореволюционной постройки.
Хотя согласно исторических сведений первые мечети в городе были построены в 1616 — 1620 годах, но постройка самой старой сохранившейся мечети Астрахани датирована 1810 годом. Может мечети были деревянными и исчезли во мраке времён из-за пожара или ветхости.
Сколько всего мечетей в городе я так и не понял, но исторических, которые были построены до 1917 года, осталось только 8, причём некоторые из них до сих пор не отреставрированы. В 1910 году по одному из исследований астраханских краеведов в городе было 18 мечетей, остальные в советское время были снесены и не восстановлены.
Впервые в своих поедках столкнулся с тем, что многие мечети Астрахани имеют свой номер, причём если до революции был один номер, то это не означает, что после революции он не поменялся. Самый большой номер, который встречался мне в современных описаниях Астрахани — это 47, но такого количества мечетей явно в городе нет.
Так случилось, что до мечетей я добирался один. В первый день спутники отдыхали после обеда, на следующий день еще спали, а я прогулялся ранним утром и еще на 5 мечетей набрёл.
Когда я отправился на базар в Больших Исадах, то мне встретились две мечети.
Первая особо на мечеть похожа не была. Ведь у мечетей обычно присутствует минарет.
У этой мечети минарета не было.
Когда была построена мечеть — сведений не нашел, но названа она в честь Махмуда-эфенди Алмали Дагестани (1810 -1877). Другое название мечети у местного населения — «дагестанская», ибо родился устаз-муршид на территории Дагестана, правда сейчас его родные места находятся в Азербайджане. Последние годы Махмуд-эфенди провёл в Астрахани, здесь же он умер и был похоронен.
Прямо на территории базара Большие Исады находится Красная мечеть или Кавказская мечеть, современный № 1. До революции мечеть Вагабия носила № 13. Была построена в 1900 году, в 1935 году была закрыта и затем передана Дому санитарного просвещения. В 1990 году возвращена верующим, в 2013 — 2014 году проведены большие реставрационные работы.
Со стороны рынка находится вход в мечеть.
Но я сначала увидел минарет в проулке, вошёл туда, но оказалось — дальше хода нет, а у забора мечети разместились автомобили, то ли официальная, то ли стихийная парковка.
Кстати, местный житель утверждал, что в проулке вход и находится. Шутил или откровенно врал — непонятно.
На следующее утро отправился к зданию ТЮЗа — скульптуру Конька-Горбунка сфотографировать. Вроде просто и без затей нужно было пройти по улице Бабушкина, где находилась наша гостиница, и упереться в здание театра. Дошёл, сфотографировал и хотел назад возвращаться, но чёрт дернул глянуть в сторону Набережной имени 1 мая. Показалось, что за каналом имени Варвация виднеется минарет. Дошёл до канала — точно минарет мечети!
Жажда новых открытий погнала меня вперёд. Так оказался возле Чёрной мечети.
Изначально мечеть была домом для молитвы Бухарского двора. Астрахань долгое время была торговыми воротами для торговли с Востоком: Бухарой, Индией, Персией.
Деревянное здание в 1816 году было перестроено в каменное. Мечеть стала носить № 10. В 1930 году мечеть закрыли, в ней разместилась сначала школа, но постепенно здание обветшала и разрушилось. В 2005–2008 году была фактически построена новая мечеть на месте бывшей. Вот она и приманила меня своим минаретом.
Практически рядом нею мечеть № 1, известная под многими именами: Центральная, Соборная, Красная (как и мечеть в Больших Исадах), Казанская (из-за сравнения по своей красоте с мечетями Казани). Официальное название — Ваххабия.
Была построена в 1898 году и имела дореволюционный № 9 Гилянского двора, т. к. находилась на территории Гилянской слободы.
В советское время долгое время была одной из двух мечетей, которые не были закрыты. Но с 1941 по 1950 год всё же её закрывали.
А вот до следующей мечети пришлось немного поплутать.
Мечеть Бакы получила свое новое название после восстановления её в 2004 — 2008 году из полуразрушенного состояния. Когда была построена в 1909 году, то носила название Криушинская мечеть из-за расположения в районе Криуши.
В 1932 году мечеть была закрыта и до 1952 году служила складом, затем получила повышение — в её стены въехал Дом Культуры артелей кооперации инвалидов Астраханской области. Инвалиды довели мечеть до ручки, т. е. до развалин. Эти развалины передали верующим в 1997 году и присвоили № 38.
От мечети Бакы возвращаюсь к Чёрной мечети и иду вдоль канала имени Варвация в противоположную сторону той, где только что побывал.
Среди старых домов увидел самую старую каменную мечеть Астрахани — Белую мечеть, построенную в 1810 году на месте более старой деревянной мечети.
До революции носила № 11.
С 1930 года до момента возвращения мечети верующим в 1992 году сменила множество квартирантов. С 2000 по 2008 году была осуществлена огромная реставрация.
Посмотрел на солнце и мечеть, понял, что пора в гостиницу возвращаться.
Но, оглянувшись назад, увидел еще один минарет.
Ногайская мечеть ныне носит № 2, а до революции была мечетью № 12. Была построена в 1830 году и по описанию является деревянной, но что-то в этом я сомневаюсь, по внешнему виду более походит на каменную.
Еще одним названием мечети является «Зелёная», но дело в том, что есть в Астрахани еще одна мечеть с таким же названием, правда не восстановленная до сих пор. Не будем путаться.
Фактически это единственная мечеть Астрахани, которая вообще не закрывалась при советской власти.
Осмотревшись по сторонам и не обнаружив более ни одного минарета, я отправился в гостиницу завтракать, ведь там меня заждались.
Прогулки по весенней Астрахани.
Часть 1. Архитектура
Часть 2. Мечети
Теги:
Самостоятельные путешествия