Немного согревшись граппой и вкусной едой в ресторанчике, мы продолжили прогулку по Вероне. Как бы ни было холодно, но программу нужно выполнять. Тем более, что Верона не виновата в том, что оделись, не глядя на градусник. Мы, конечно, девушки сибирские, но забыли главную заповедь: «Сибиряк не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается».
По симпатичным узеньким улочками отправились к следующей цели на запланированном маршруте — старому мосту Понте Пьетра.
Выйти на мост можно через сторожевую мостовую башню.
Понте Пьетра (Каменный мост) — мост через реку Адидже, самый старый памятник римской эпохи в Вероне. Это единственный сохранившийся из семи римских мостов, когда-то пересекавших Адидже в разных точках города.
Мост длиной 95 метров и шириной около 4 метров — пятиарочный, две ближайшие к левой стороне арки — римского периода. Арка у правого берега перестроена в 1298 году Альберто I делла Скала, тогда же построена и мостовая башня. Была и вторая сторожевая башня на другом берегу, но ее снесли в XIX веке. Немецкие войска в 1945 годы взорвали Понте Пьетра, как и другие мосты Вероны, но в 1957 году мост был восстановлен из оригинальных фрагментов, поднятых со дна реки.
С моста открываются красивые виды на город. Но самые роскошные виды на Верону — со смотровой площадки у Святилища Богоматери Лурдской (Santuario della Madonna di Lourdes), что на холме в левобережной части Вероны. Видела снимки в сети, город оттуда как на ладони!
Более доступна церковь Санто-Стефано, что слева у моста Понте Пьетро. Это церковь очень древняя, несмотря на то, что в более поздние века она перестраивалась, часть сооружений относится к V веку. Эта церковь содержит архитектурные элементы различных веков и стилей. Например, возвышающийся над зданием фонарь — элемент ломбардского романского стиля конца XI — начала XII веков. На протяжении четырех веков эта церковь была местом захоронения веронских епископов.
На противоположной стороне реки возвышается колокольня кафедрального собора Вероны, рядом на берегу Адидже — христианская школа (Scuole Aportiane), где обучаются дети от одного года до 11 лет.
Там, где установлен кран, — церковь Сан-Джорджо-ин-Браида, сохранившаяся от бенедиктинского монастыря, основанного в XI веке. Там можно увидеть работы Паоло Вернезе, Якопо Тинторетто, Франческо Карото и др.
Справа за мостом также немало интересного. Начнем сверху: на холме Сан-Пьетро здание с зубцами — казармы Кастель-Сан-Пьетро (Castel San Pietro), австрийские казармы середины XIX века. Подняться туда можно с помощью фуникулера, станция которого находится недалеко от моста за церковью Санто-Стефано.
Обратите внимание на ограду в центре снимка. Любителям римских руин там понравится: за оградой — античный римский театр последней четверти I века нашей эры, его откопали в 1830 году. В здании рядом находится археологический музей.
С моста показала вам все, что можно увидеть за мостом, но мы туда не пошли. Погода продолжала портиться, ветер и моросящий дождь к прогулкам на холм не располагали. Комфортнее было в помещениях, поэтому отправились смотреть кафедральный собор, тем более, билет туда был уже оплачен.
Кафедральный собор Вероны в романском стиле был освящен в 1187 году, в середине XV века его надстроили и перестроили, в результате чего он приобрел готические черты. Фасад собора был завершен к 1587 году во времена епископа Агостино Валье, герб которого размещен наверху. Колокольня собора высотой 75 метров вторая по высоте в Вероне после башни Ламберти.
От первоначального романского собора сохранился входной портал с портиком на витых колоннах, опирающихся на крылатых грифонов. Это ценное произведение итальянского скульптора XII века Никколо. Портал украшают скульптуры ветхозаветных пророков, сцены охоты и фигуры рыцарей Роланда и Оливьера. Девица освобождать кадр не собиралась, так что вошла в историю.
У входа в собор стоит скульптура ангела.
Прямоугольное здание собора разделяют на три нефа колонны из красного веронского мрамора. К сожалению, и здесь шла реконструкция, внутри были установлены леса.
Пресвитерий, поднятый выше пола главного нефа, ограждает полукруглый турникет, выполненный по проекту веронского архитектура начала XVI века Микеле Санмикели, памятник которому стоит в Вероне на площади Бра.
Боковые нефы каждый разделены на пять отсеков, в которых расположены часовни, а возле апсиды с двух сторон установлены органы.
Часовня Картолари построена в 1465 году, посвящена Святому Архангелу Михаилу. Алтарь перестроен в XVIII веке, в нем находится полотно «Пресвятая Богородица со святым Михаилом, святым Георгием и святым Иеронимом». Работа Микеланджело Прунати (1690–1756).
В часовне Калькасоли, посвященной святому Антонию Венскому, фрески Джованни Мария Фальконетто, подписанные и датированные 1503 годом.
Первая от входа часовня в левом нефе — часовня Картолари-Никесола. Здесь слева — гробница Галезио Никесола, прелата Веронезе, ставшего епископом Беллуно в XVI веке. Часовня была построена каноником Бартоломео Картолари около 1468 года и перестроенная около 1532 года семьей Никесола по проекту известного архитектора Якопо Сансовино. В алтаре этой часовни картина Тициана «Успение Богородицы», датируемая 1535 годом.
К кафедральному собору примыкает баптистерий Сан-Джованни-ин-Фонте (церковь Иоанна Крестителя у купели). Баптистерий при соборе построен в 1123 году. Он трехнефный, стены украшают фрески и живописные полотна XII–XV веков.
В центральном нефе установлена купель восьмигранной формы конца XII века из цельного куска веронского мрамора. Грани купели украшают рельефы с евангельскими сюжетами.
В комплекс собора входит и церковь Святой Елены (chiesa di Sant’Elena). На этом месте стоял старейший христианский храм Вероны, название которого неизвестного, его называют «церковь А». Ее построил в IV веке святой Зенон, епископ, будущий покровитель Вероны.
Существующая церковь святой Елены построена в VIII веке, позже перестраивалась в XII и XVI веках. В XIX веке в церкви проводили археологические исследования, в результате обнаружили стены той самой «церкви А».
Еще одно здание в комплексе Веронского собора — Епископский дворец (palazzo del Vescovado), стены которого украшают венецианские зубцы. На люнете портала входа изображена Мадонна с младенцем на троне. Портал украшают три статуи: сверху — Святой Михаил, по бокам — святой Петр и святой Павел. Дворец построен в VIII веке, а в XII перестроен после мощного землетрясения.
По пути заглянули в церковь Святой Евфимии, строительство которой монахи-августинцы начали в 1275 году. Строили долго, в основном на пожертвования, освятили только в 1331 году. Здание не раз достраивали, перестраивали, внешний облик сложился к XV веку. Но, например, окно-роза появилось после Второй мировой войны, так как при взрыве соседнего моста в 1945 году фасад был поврежден. При восстановлении существовавшее большое прямоугольное окно заменили этой розеткой. Фасад над входом украшает статуя Святой Евфимии.
Церковь однонефная, покрытая цилиндрическим сводом. Роспись свода выполнена в 1930-х годах Гаэтано Миолато, на своде три картины «Рождество», «Благовещение» и «Представление Богородицы в Храме». На стенах церкви четырнадцать алтарей, посмотреть есть на что.
Рядом находится Понте делла Виттория (мост Победы). Мост построен 1926–1929 годах, название получил в честь битвы при Витторио-Венето в ноябре 1918 года и победы в Первой мировой войне. Этот арочный трехпролетный мост длиной 11 метров и шириной 17 метров выполнен из железобетона и облицован камнем. Простоял недолго, в ночь на 24 апреля 1945 года был взорван отступающими немецкими войсками вместе с другими мостами Вероны. Восстановлен, в 1953 году вновь открыт для движения.
Мост украшают четыре скульптурные группы работы Марио Салаццари и Анджело Бьянчини.
Мы перешли через мост Виктории и направились к следующему мосту через реку Адидже — знаменитому мосту Скалигеров.
Обратите внимание на Арку Гави — древнеримскую триумфальную арку, стоящую на берегу реки у замка Кастельвеккьо. Она была построена во второй половине I века архитектором Луцием Витрувием Цердоном в честь рода Гавиа, знатной веронской семьи того времени. Арку разобрали в 1805 году наполеоновские войска, она мешала проезду обозов. Восстановили в 1930 году из сохранившихся материалов неподалеку от первоначального места расположения.
Мост Скалигеров (Ponte Scaligero) соединяет левобережную часть города с замком Кастельвеккьо. Интересная конструкция моста: пролеты неодинаковые, их величина нарастает по направлению к замку, а опоры моста имеют форму башен. Как вы понимаете, в годы Второй мировой войны и этот мост постигла та же участь: взорвали, восстановили в 1945–1951 годах.
Мост был построен в 1354–1356 годах во времена правления Канграде II делла Скала одновременно с замком Кастельвеккьо. Замок внешне очень простой, выполнен из красного кирпича без каких-либо украшений, по периметру расположены шесть квадратных башен.
Не хочу пересказывать историю замка, кому интересно, найдут, где посмотреть. Публика любит фотографироваться на мосту с видом на самую большую башню замка. Пришлось подождать, хорошо, что в такой день было немноголюдно. Мы тоже приняли участие, тем более зубцы на крепости и мосту такие родные и с детства знакомые.
С моста оценили расстояние до нашей следующей цели — базилики Сан-Дзено Маджоре, колокольня которой виднеется вдали.
От замка Кастельвеккьо особенно хорошо видно, что пролеты моста Скалигеров неодинаковые.
Заглянули мы и на территорию замка Кастельвеккьо. С 1923 года в замке располагается Городской музей Кастельвеккьо, где богатая коллекция скульптур, картин, оружия. Здесь можно увидеть картины Тинторетто, Паоло Веронезе, Джамбаттиста Тьеполо. На музей у нас времени не было, заглянули, чтобы посмотреть внутренний двор замка, бывший оружейный двор, где и находится вход в музей.
Можно увидеть и конную статую Канграде I делла Скала. Эта статуя, выполненная в 1340–1350 годы, сначала украшала гробницу Канграде в комплексе Арок Скалигеров, в 1909 году ее заменили копией, а подлинник для сохранности переместили в Городской музей. Издали выглядит как статуэтка.
Часовая башня замка в 1797 году была снесена наполеоновскими войсками для расширения дороги, восстановлена во время обширной реставрации в первой половине XX века.
Времени оставалось немного, проложив далее кратчайший маршрут в maps.me отправились к базилике Сан-Дзено Маджоре.
Путь лежал через площадь Корруббио. Говорят, что площадь популярна у веронцев, здесь проходит множество различных мероприятий, фестивалей, вокруг кафе, клубы и рестораны. В этот день на площади было пустынно.
Заинтересовал памятник, пришлось поискать, кто на нем изображен в необычной шляпе. Это памятник берсальерам — стрелкам, элитному роду войск в итальянской армии. Корпус стрелков-берсальеров был учрежден в 1836 году указом короля Карла Альберта, короля Сардинии. В итальянской армии и сейчас существуют шесть полков берсальеров, полки № 1 и № 8 участвуют во всех военных действиях в составе миротворческих сил в различных горячих точках. Это памятник полку № 8, на нем перечислены горячие точки, где в военных действиях полк принимал участие.
У берсальеров особенная форма — характерная шляпа-«вайра» с боковым султаном из перьев глухаря или фазана. Изначально такой султан защищал шею солдата от сабельного удара.
Романская базилика Сан-Дзено Маджоре построена над захоронением первого епископа Вероны — Зенона Веронийского, умершего в 380 году. Первая небольшая церковь здесь была построена в V веке, но разрушена спустя четыре столетия. Современное романское здание базилики из местного золотистого туфа с мраморными вставками уже третье на этом месте. Оно построено в 967 году, восстановлено после разрушительного землетрясения 1117 года и расширено в 1138 году.
К началу XIX века базилику оставили верующие, она была заброшена и ветшала, пока ее не восстановили к 1993 году. Слева — башня XIII века, она осталась от не сохранившегося бенедиктинского монастыря.
Колокольня церкви построена в XI веке, ее башенки выполнены из кирпича, в том числе и самая большая, центральная.
В центре фасада базилики — окно-роза «Колесо фортуны», созданное скульптором Бриолото, работавшим в Вероне в конце XII — первой четверти XIII века. Название окно получило от фигур людей, изображенных по его окружности: одни возносятся вверх, другие низвергнуты судьбой вниз.
В люнете портала находится рельефное изображение святого Зенона в окружении пеших и конных воинов.
Вход украшен порталом XII века мастера Никколо. Видите, как похож портал на порта Кафедрального собора Вероны? Колонны портика тоже опираются на львов-грифонов, терзающих добычу. Обратите внимание на атлантов (или кариатид?) на капителях колонн, поддерживающих арку портала.
По обе стороны от портала размещаются в четыре яруса 16 барельефов на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, а также сцены из средневековых легенд. Ворота базилики облицованы 48 бронзовыми панно, самые старые из которых, работы немецких мастеров, относятся к XII веку, другие, — работы итальянских мастеров, датированы концом XIII века. На панно изображены библейские сюжеты и четыре чуда святого Зенона.
Базилика трехнефная, своды храма опираются на массивные колонны, а центральный неф на два поперечные полукруглые арки.
Алтарный образ главного алтаря базилики — триптих «Мадонна на престоле с ангелами и святыми». Панно в нижней части изображают «Моление о чаше», «Распятие» и «Воскресение Иисуса Христа». При Наполеоне триптих вывезли во Францию, а вернули в Верону без нижних панно, которые потом заменили копиями XIX века. А оригиналы, конечно, в Лувре!
Стены базилики покрыты фресками XIII–XIV веков.
В левой малой апсиде установлена статуя улыбающегося святителя Зенона, созданная неизвестным автором эпохи треченто (XIV век).
Частью аббатства Сан-Дзено был монастырь, от которого сохранился пристроенный к базилике клуатр XII века, обрамленный двойными колоннами. В клуатре можно увидеть средневековые надгробия, одно из которых принадлежит Джузеппе делла Скала и датируется 1313 годом. Сохранились также некоторые средневековые фрески.
Справа от базилики Сан-Дзено Маджоре стоит небольшая церковь Сан-Проколо. Церковь построена над могилой Святого Прокула, четвертого епископа Вероны (первая половина IV века), в V–VI веке, реконструкция выполнена в XII веке.
Мы посмотрели большинство достопримечательностей Вероны, в том числе его четыре главных храма. Пора было возвращаться в Падую.