Верона была первым городом, куда мы поехали, переехав из Милана в Падую. Как можно было упустить возможность познакомиться с этим древним городом, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, название которого знаешь практически с детства! Ехать сюда от Падуи от часа до полутора, в зависимости от того, на какой поезд купишь билеты.
С погодой в этот день нам не повезло: было ветрено, периодически капал дождь, но выбора нет, идем смотреть город. Начали с привокзальной площади, где напротив вокзала стоит церковь Непорочного Сердца Марии — Храм по обету (Tempio Votivo).
Как я поняла, этот храм 3 сентября 1943 года, когда было подписано перемирие между Италией и Союзниками во Второй Мировой войне, пообещал построить, если город не пострадает в войне, епископ Вероны на основании общего решения жителей. В это время юг страны уже был захвачен войсками Союзников, вскоре Италия капитулировала. Храм был построен в 1950—1952 гг. Людей немного, в основном с чемоданами, видимо зашли помолиться перед поездкой.
Путь лежал мимо площади Продаваль, где среди деревьев установлено несколько памятников. Один из них — известному веронскому архитектору Микеле Санмикели, который построил немало зданий в Вероне в первой половине XVI века, в том числе фортификационные сооружения. Запомните эту фамилию, вы еще не раз услышите ее сегодня.
Проходим через Портони дела Бра (Portoni della Bra), две зубчатые арки в городских стенах Вероны, построенных в конце XIV века. От этих стен осталась и оборонительная Пятиугольная башня (Torre Pentagona). Часы на башне установили в 1872 году, циферблат часов можно видеть с обеих сторон ворот, а время отбивает колокол, установленный сверху на пятиугольной башне.
Пройдя под аркой, не пропустите памятник Вильяму Шекспиру, без него что бы мы знали о Вероне? Рядом строки из его «Ромео и Джульетты»:
«Но мира нет за стенами Вероны:
Чистилище там, пытка, самый ад!
Изгнав отсюда, этим изгоняет
Из мира он меня; а это — смерть…»
Вильям Шекспир «Ромео и Джульетта» Акт III сцена III. Перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник.
Мы направляемся на самую большую площадь Вероны, ее общественный центр — пьяццу Бра. На площади слева от арок — Дворец Гран Гвардия (Gran Guardia), примыкающей к городской стене. Этот дворец начали строить в 1609 году для того, чтобы в плохую погоду отсюда дож мог наблюдать за войсками. Строить его рядом с городскими стенами стали для сокращения расходов, но не помогло: деньги кончились, строительство остановилось на два века, дворец был завершен только в 1853 году. Сейчас здание используют для выставок и конференций.
С западной стороны площади вдоль зданий проложен широкий тротуар, место для прогулок горожан, которое называется венецианским словом Листон. Здания здесь относятся к XV–XVIII векам, на многих закреплены памятные доски, напоминающие о разных событиях.
Например, на снимке ниже здание справа — Палаццо дельи Гонорий, построенное по проекту Микеле Санмикели. Почти пять веков это был дом известных благородных семей Вероны. Фасад дворца Фракассо-Джанфилиппи начала XVI века (слева) украшен фреской. На табличке рядом надпись, где говорится, что из этого здания Гарибальди приветствовал горожан клятвой «Рим или смерть».
Палаццо Гульенци - Брогнолиго построен в конце пятнадцатого века в стиле эпохи Возрождения.
В центре площади — сквер, где есть на что посмотреть: конная статуя короля Виктора Эммануила II, установленная в 1883 году, в центре сквера — фонтан Альп, в 1975 году подаренный Вероне городом-побратимом Мюнхеном.
Интересен памятник, посвященный павшим за свободу и открытый в 1947 году. На пьедестале — молодой человек с автоматом, его поза напоминает Давида Микеланджело. Это партизан, участник движения Сопротивления, сформированного в Италии в годы Второй Мировой войны. Автор скульптуры — Марио Салаццар, скульптор, поэт и музыкант, сам участник Сопротивления.
И, конечно, на площади Бра находится самая известная достопримечательность Вероны. Нет, это не балкон Джульетты, а Амфитеатр «Арена», построенный в первой половине I века нашей эры для гладиаторских боев. Сейчас это огромный концертный зал под открытым небом, известный своими оперными и концертными постановками. Ограничились осмотром снаружи, программа на день обширная, лишнего времени не было, да и погода непредсказуема.
На площади Бра находится резиденция муниципалитета Вероны — Дворец Барбьери, построенный в 1836–1848 годах. Назван в честь архитектора, по проекту которого он построен — Джузеппе Барбьери. Сзади дворец необычной формы, к нему пристроено полукруглое здание. Таким образом дворец расширили после Второй мировой войны, когда восстанавливали после бомбардировок 1945 года.
Мы обошли площадь Бра по кругу, осталось только посмотреть на сохранившийся участок городской стены. Ее строили в XII веке, но есть следы и более поздних достроек и реконструкций. На стене барельефы в память о победах и поражения в различных войнах, а их за века было немало.
Далее путь лежал по Stradone San Fermo. Эта улица, которая начиналась от монастыря Сан-Фермо-Маджоре, потому так и называется, застраивалась в XV–XVI веках. Только успевай крутить головой: то здание, похожее на дворец, с «ласточкиными хвостами» на крыше, то дом, похожий на башню.
Церковь Сан-Пьетро-Инкарнарио была построена на этом месте в середине X века. От древнего здания в церкви сохранился только склеп, в 1440 году церковь была перестроена, тогда появились существующие апсида и колокольня. Неоклассический вид церкви - результат реконструкции второй половины XVIII века.
Мы шли сюда к церкви Сан-Фермо-Маджоре, одной из главных церквей Вероны. Кстати, рекомендую купить общий билет на вход в четыре главных церкви города. Мы посмотрели все четыре: Кафедральный собор, церковь Святого Фермо, базилику Святой Анастасии и храм Святого Дзено. Хороши все, каждая заслуживает отдельного рассказа, возможно и дойдут когда-то руки, зря что-ли столько наснимала внутри.
Во внешнем оформлении церкви Сан-Фермо-Маджоре, которое было завершено к 1350 году, соединились элементы романского и готического стилей. Главный фасад — романский, отделан полосами из мрамора двух цветов, а по обе стороны от входа установлены гробницы.
Фасад со стороны апсиды — готический, украшенный остроконечными башенками, пинаклями и высокими узкими окнами.
В церкви и внутри шла реставрация, поэтому общий вид сфотографировать не удалось, внутри все перегорожено лесами. Здесь две церкви, верхняя — однонефный храм с пятью апсидами и великолепным деревянным покрытием. Главный алтарь находится за колоннадой и украшен фресками XIV века, туда нам удалось заглянуть.
Самая старая часть храма — нижняя церковь, сохранившая элементы первоначальной постройки середины XI века. Здесь сохранились фрески и надгробия XII–XIV веков.
За церковью Сан-Фермо сворачиваем влево на Via Leoni. Здесь можно увидеть античные римские ворота — Порта Леони («львиные ворота») I века нашей эры, в средние века их называли Порта Сан-Фермо. Обратите внимание на кирпичную кладку за мрамором ворот. Это фрагмент более древних ворот, возведенных в кирпичной стене в I веке до нашей эры.
Рядом с воротами проводили археологические раскопки, в результате откопали основание круглой оборонной башни из кирпичной кладки, остатки мостовой и гидравлической системы.
Via Leoni сменяет Via Cappello. Здесь находится Городская библиотека Вероны, открытая для публики еще в 1802 году. Библиотека была основана в 1792 году в помещениях бывшего монастыря иезуитов. Во время бомбардировок союзников в 1945 году была разрушена церковь Сан-Себастьяно, которую также занимала библиотека, от нее осталась только колокольня. В 1980 году для библиотеки рядом было построено новое здание. Установленная рядом скульптура, видимо, читатель, судя по зажатой под мышкой книге.
Неподалеку на Via Cappello дом № 19, через арку которого можно войти во двор Дома Джульетты. Мимо не пройдете, туда стремится людской поток. Массовое сумасшествие во дворе произвело впечатление, особенно стоящие в очередь, чтобы «облапать» бедную Джульетту, поэтому к дому Ромео мы уже не пошли.
Неподалеку площадь Независимости (Piazza Independenza), куда выходит один из фасадов Почтового дворца (Palazzo Poste). Это здание в стиле маньеризма и барокко построено в 1927 году. Как я поняла, его должны были реконструировать для элитного жилья.
Площадь Независимости была огорожена, велись какие-то работы, но над нею возвышался памятник Джузеппе Гарибальди, в Италии, я думаю, нет города без памятника ему.
По Via Cappello попадаем на Пьяццу делле Эрбе (площадь трав). Когда-то на этом месте был античный форум, а сейчас обычная ярмарка.
К дворцу Маффеи примыкает башня дель Гарделло (Часовая башня), построенная в 1370 году. В 1626 году над ней был возведён аттик с гибеллинскими зубцами.
В центре площади с 1368 года стоит фонтан «Веронская Мадонна». Интересно, что для фигуры Девы Марии использована римская статуя, которую датируют 380 годом.
Площадь окружают здания различных эпох. Вот Domus Mercatorum (Дом купцов), здание в готическом стиле, которое в средние века служило резиденцией профессиональных корпораций. Лоджия на арках к нему была пристроена в 1301 году по указанию Альберто I делла Скала, второму правителю Вероны из рода Скала.
Рядом памятник «Патриотам Италии», установленный в память о Первой мировой войне.
Фасад Дома Маццанти (Case Mazzanti) в XVI веке был расписан фресками на мифологические сюжеты.
В толпе можно подсмотреть что-то интересное.
Барочный Дворец Маффеи (Palazzo Maffei) украшают статуи античных божеств: Юпитера, Аполлона, Венеры, Минервы, Меркурия и Геркулеса. Перед дворцом стоит мраморная колонна, увенчанная крылатым львом — символом Венеции. Крылатые львы в Вероне встречаются часто, неудивительно, под властью Венеции город был четыре столетия.
Над площадью возвышается 83-метровая башня Ламберти, построенная для могущественной семьи Ламберти. Строить ее начали еще в XI веке, постепенно при реконструкциях наращивая высоту. В 1140 году ее назначили «гражданской башней», для чего установили первый колокол, извещавший о различных важных для города событиях. С башни подавали сигналы тревоги, сообщали о пожарах, о сборе ополченцев для защиты города и пр. В ней содержали некоторых заключенных и селили тюремных надзирателей, которым платили мало, но освобождали от налогов и воинских повинностей и не брали плату за жилье. Теперь башня Ламберти — смотровая площадка, так как это и сейчас самое высокое здание Вероны.
На площадь выходит и один из фасадов Палаццо делла Раджионе (Дворца правосудия), исторического здания, построенного в конце XII века как Дворец общин (Palazzo del Comune). Это было одно из первых общественных зданий Вероны, которое веками, сменяясь, занимали различные городские службы: городской совет, суд, налоговая палата, тюрьма и пр.
Фасад со стороны площади делле Эрбе, что на снимке выше, выглядит просто, все интересное во внутреннем дворе. Окружающие внутренний двор фасады здания разнообразны, так как дворец в течение веков не раз реконструировали, достраивали и перестраивали. Объединяет все кладка из чередующихся полос красного кирпича и светлых туфовых блоков. В конце XVI века в этом дворе разместился рынок — Меркато Веккьо.
Красивая деталь — лестница из красного веронского мрамора (Scala della Ragione) на верхний этаж здания, построенная в середине XV века. Над входом — фрагмент фрески Джованни Бевилаква «Аллегория Вероны среди искусств». Во второй половине XIX века часть здания передали Академии изящных искусств, внутренний двор стал местом для прогулок горожан. С 2007 года дворец занимает Галерея современного искусства «Achille Forti» .
Теперь перейдем на площадь Синьории, примыкающую ко дворцу делла Раджионе. Архитектурный ансамбль площади сложился в период правления властителей Вероны из рода Скалигеров. На площадь выходит самый нарядный фасад Палаццо делла Раджионе, детали на нем можно рассматривать долго.
Лоджия Совета (Loggia del Consiglio) с аркадой и венецианскими окнами была построена по заказу городского совета в последней четверти XV века, но еще долго продолжались работы по оформлению здания. Кровлю украшают скульптуры знаменитых уроженцев Вероны — Катулла, Плиния Старшего, Витрувия, Корнелия Непота.
В центре площади с 1865 года стоит памятник Данте, а до этого был фонтан. Данте тринадцать лет жил в Вероне во дворце Подеста, стоящем на этой площади, по приглашению Канграде I — властителя Вероны того времени.
Обратите внимание на статую, установленную слева над аркой. Это памятник Джироламо Фракастро, венецианскому врачу первой половины XVI века, писателю и ученому-исследователю в области медицины, географии, математики и астрономии. В школе его товарищем был Николай Коперник.
Самое интересное здание на площади — Палаццо дель Подеста, украшенный зубцами на крыше. Этот дворец называют дворцом Скалигеров, так как он был построен в конце XIII века по указанию властителя Вероны Альберто делла Скала, а с 1311 года стал резиденцией самого могущественного из Скалигеров — Канграде I. Обратите внимание на портал, украшенный барельефом Льва Святого Марка. Это Портал Санмикели, который получил имя по имени автора — знаменитого веронского архитектора Микеле Санмикели. Портал дополнил фасад здания в середине XVI века, когда Верона перешла во владения Венеции.
Дворец, замыкающий одну из сторон площади Синьории, построен в XIII веке, затем в XVI веке перестроен. Сейчас это неплохой, судя по отзывам, отель Domus Nova Verona типа «постель и завтрак».
Если пройти через арку справа от дворца Подеста, попадаешь к аркам Скалигеров, готическим надгробиям трех представителей рода Скалигеров, управлявших Вероной в XIII–XIV веках. К этому моменту пошел дождь, на тесной площадке толпились люди, выбирать ракурсы было некогда: что получилось, то получилось.
Арка Кансиньорио выполнена в 1375 году Надгробие шестиугольной формы поддерживается витыми колоннами. Грани украшены скульптурой, рельефами. На вершине установлена конная статуя Кансиньорио.
Греться пошли в Церковь Святой Анастасии (Chiesa di Santa Anastasia). С небольшой площади у храма увидеть церковь во всей красе невозможно, она вместе с колокольней хорошо просматривается с башни Ламберти. Эта готическая базилика, самая крупная из церквей Вероны, посвящена христианской святой великомученице Анастасии Узорешительнице. Она построена в 1290–1481 годах на месте древней церкви, посвященной этой же святой.
Это очень красивая трехнефная базилика, нефы которой разделены колоннами из красного мрамора.
В базилике удивительной красоты своды, украшенные растительными орнаментами.
Знамениты также водосвятные чаши XVI века, опирающиеся на гротескные статуи. Статуи называют горбунами святой Анастасии.
Рядом с базиликой Святой Анастасии на площади стоит церковь Сан-Пьетро-Мартире в готическом стиле, построенная в 1283 году для доминиканцев. В XV веке она была посвящена святому великомученику Пьетро из Вероны. Здесь проходили службы, пока строилась базилика Святой Анастасии.
У церкви в 1320 году установлен висячий саркофаг Гульельмо ди Кастельбарко, который считают предшественником арок Скалигеров.
Заглянули на набережную реки Адидже, на берегах которой стоит Верона. Через нее в городе построено более десятка различных мостов. Вот это — мост Понте Нуово дель Пополо, построенный в 1946 году взамен взорванного, как и остальные мосты Вероны, в ночь с 24 на 25 апреля 1945 года отступающими немецкими солдатами.
К этому времени степень нашего голода уже зашкаливала, тем более что приближалось время сиесты, рисковали вообще остаться голодными. Отправились на Via Sottoriva, улицу за базиликой Святой Анастасии, где много различных кафе и ресторанов.
Нашли тот, где нас вкусно покормили. К тому же мы ужасно замерзли, поэтому обед начался с граппы, что помогло выжить. Ведь день еще не закончился, и посмотреть нам еще оставалось немало!