Прошло уже более трех лет со времени нашей весенней поездки в Италию, а я рассказы о ней так и не закончила. Причина этого мне самой непонятна. Затягивать не стоит, уходят эмоции.
Обзорный рассказ о маршруте: Весеннее путешествие по северу Италии
Падуя была нашей промежуточной базой в 16-дневной поездке, отсюда мы съездили в Верону, Болонью, Виченцу. Жили в отеле в районе Прато-делла-Валле, об этом я успела рассказать — Падуя вокруг Прато-делла-Валле, и пообещала продолжение. Получилось, как в той самой присказке, что обещанного три года ждут.
Падуе три тысячи лет, по преданию она была основана в X веке до нашей эры героем Антенором. Так что думаю, что эти три года для города с такой историей — мелочи! В этот раз отправимся на прогулку от Собора Святого Антония, о котором я уже рассказала.
Шли мы по Via San Francesco, узкой улочке, окруженной домами с аркадами. Фотографировать очень сложно, лучше просто идти, заглядывая под аркады. Как можно втиснуть в кадр огромную церковь Сан-Франческо-Гранде? Эта церковь в готическом стиле построена в 1414–1430 годах, позже еще достраивалась и перестраивалась. Ее длинный портик из тридцати семи арок соединяет различные постройки, церковь — часть большого готического комплекса, в составе которого были монастырь и больница. Стены перехода под сводчатыми сводами во второй половине XV века были украшены картинами художника Фраческо Скварчоне, сейчас разглядеть что-то сложно.
Здание с башней — Палаццо Забарелла. Дворец был построен на руинах зданий римской эпохи в XIV веке семьей Забарелло, позже достроены башня и атриум входа. Семья владела им до XIX века, потом во дворце был банк, казино. После реставрации 1996 года дворец принадлежит некоммерческой организации, здесь также устраивают художественные выставки и культурные мероприятия.
Два красивых дворца стоят напротив Префектуры Падуи и сквера с гробницей Атенора, с которым связывают основание города. Гробницу сфотографировать не смогла, все было закрыто щитами для каких-то работ.
Дворец Сала-Франческони построен в 1507 году. Автором его считают итальянского архитектора XV чека Лоренцо да Болонья, о котором сохранилось мало сведений. Авторство приписывают в основном на основании характерных элементов. Стиль этого дворца называют феррарским (каменная кладка с ромбовидными наконечниками, архитравы, балконы и пр.).
Рядом Палаццо Романин Жакур (Palazzo Romanin Jacur) в стиле венецианской готики. Здание построено в XV веке и значительно отреставрировано в XIX веке. Слева от балкона есть надпись, что Данте Алигьери жил здесь в 1306 году. Но пишут, что это маловероятно, хотя Данте бывал в Падуе. Тем более, что здание датируется более поздним периодом.
Небольшая церковь Сан-Канциано (chiesa di San Canziano) построена в средние века на месте церкви XI века. Перестраивалась не раз, современный фасад относится к XVI веку. На фасаде фреска французского художника Ги Людовика II Вернансаля (первая половина XVIII века), изображающая Непорочное зачатие среди святых. На крыше — статуи четырех Евангелистов, в нишах между колоннами — статуи Смирения и Девственности работы Антонио Бонацца.
Заканчивается Виа Сан Франческо у площади Эрбе (Piazza delle Erbe). На этой площади в историческом центре города, как и на соседней Пьяцца делла Фрутта, на протяжении веков располагался рынок. Правда не все было так радостно: со средних веков площадь была местом казней.
Самое большое здание на площади — Палаццо делла Раджоне (Дворец Разума) был построен в первой четверти XIII века и до 1797 года служил резиденцией муниципального суда. Сейчас здание принадлежит муниципалитету и используется для выставок и общественных мероприятий. На первом этаже здания, как и прежде, находится рынок.
В здание попадаешь по лестнице на лоджию, а затем в зал. Из лоджии открывается прекрасный вид не площадь Эрбе.
Огромный зал производит впечатление своими размерами — 27×80 метров и ни единой опоры! Здание изначально было ниже, и помещение было разделено на три части, в первом десятилетии XIV века по проекту монаха-архитектора Джованни дельи Эремитани его надстроили и выполнили новое покрытие. Тогда же стены были украшены живописными полотнами работы Джотто и его мастерской.
В 1420 году в здании произошел пожар, после пожара его восстановили и превратили верхний этаж в один огромный зал. Темный деревянный свод создает в зале впечатление полумрака. Это не нравится моей камере. До пожара в зале темно не было, на своде были изображены сияющие золотом символы звезд и планет.
В пожаре произведения Джотто, конечно, погибли. В 1425–1440 годах падуанцы Николо Миретто и Стефано да Феррара повторили на стенах астрономические сюжеты Джотто. Всего в зале 333 сюжета, основной мотив росписей астрологический, есть также сцены суда и религиозные.
В зале стоит огромный конь, но даже он здесь теряется. Этот конь был изготовлен в 1466 году по заказу семьи Каподилиста для какого-то публичного мероприятия. В разных источниках пишут по-разному — для турнира, для карнавала и даже для карусели (это какого размера должна быть карусель?).
Красивое здание в неороманском стиле рядом с палаццо делла Раджоне — Дворец должников (Palazzo delle Debite), построенный в 1874 году, архитектор Камилло Бойто. Как я поняла, дворец получил такое название потому, что на этом месте раньше находилась тюрьма для неплатежеспособных должников.
Обойдя палаццо делла Раджоне, попадаешь на Пьяцца делла Фрутта (Piazza della Frutta). Эта площадь на протяжении веков вместе с площадью делле Эрбе была коммерческим центром города. На этих двух площадях расположен один из крупнейших рынков Италии.
Людей на удивление немного, а ведь это католическая Пасха — 16 апреля. Сейчас я сравниваю с Пасхой 2019 года, празднование которой мы видели в Испании. В Италии никакого ажиотажа ни в храмах, ни на улицах не заметили.
Башня старейшин (Torre degli Anziani) высотой 47 метров построена в XII веке, в конце XIII века слева пристроили Палаццо дель Консильо, а справа — Палаццо дельи Анциани. Оба здания с башней входят в огромный комплекс муниципалитета — Палаццо Коммунале. Наверху в башне находятся три колокола, но звонят они не часто.
На площади есть еще колонна Перонио (colonna del Peronio). На углах капители колонны изображены тыква, айва, груша и пальма, что говорило о коммерческом предназначении площади. Сверху — обелиск из истрийского камня, на котором изображен герб города и святой Просдоцимо — первый епископ Падуи. Венчает колонну старинный флюгер. Назначение колонны непонятно, есть разные версии.
Теперь перейдем на следующую площадь — площадь Синьории (Piazza dei Signori). Эта площадь появилась в городе в XIV веке в результате сноса старого района. Она всегда была местом главных официальных городских торжеств и праздников: здесь проходили турниры, концерты, фестивали. Сейчас по утрам на площади работает городской рынок.
Площадь окружают здания с аркадами разных стилей и эпох, большинство их них — XIV–XV веков, на многих сохранились средневековые и ренессансные украшения. На колонне стоит крылатый лев Святого Марка, символ Венецианской республики.
Украшает площадь элегантное здание в стиле ренессанс Лоджии-дель-Консильо (Loggia del Consiglio), построенное в 1496–1553 годах. Название — Лоджия совета она получила, так как была построена как резиденция городского совета. Иногда ее называют Loggia della Gran Guardia, так как во время австрийского господства здесь размещалось военное командование. Сейчас используется для культурных мероприятий.
Главное здание на площади — Часовая башня (Torre dell’Orologio), построенная в первой половине XIV века в качестве ворот стоявшего здесь дворца Каррарезе, синьоров Падуи. В 1426–1430 года была выполнена реконструкция башни и на ней установлены астрономические часы, на циферблате которых размещены знаки Зодиака. Обратите внимание, — среди знаков отсутствуют Весы. В те времена созвездия Весов и Скорпиона были объединены. Триумфальную арку в основании башни добавили в 1531 году, чтобы сделать площадь более торжественной. Башня находится между двумя дворцами — Палаццо дель Капитанио и Палаццо дей Камерленги.
В пятницу после обеда и в субботу до обеда волонтеры водят на башню экскурсии. Записываться нужно заранее по телефону, так как экскурсии всего две и на них записывают по четыре человека.
На площадь Синьории смотрит фасад церкви Сан-Клименте, основанной на этом месте в XI веке. Современный вид — результат реконструкции XVIII века.
Отправляемся на следующую площадь Падуи — Пьяцца Дуомо (Piazza Duomo), здесь немало интересного. Хотя, говоря о храмах Падуи, первой называют Базилику Святого Антония, кафедральный собор или Дуомо — Собор Успения Девы Марии (Cattedrale di Santa Maria Assunta). Современное здание собора уже третье на этом месте, его начали строить в середине XVI века по проекту Микеланджело Буонаротти. Работы возглавил архитектор из Истрии Андреа делла Валле. Работы были закончены только спустя два столетия, например, в XVIII веке выполнен купол.
Справа к собору примыкает баптистерий — пример романско-ломбардийского искусства XII века. Баптистерий посвящен святому Иоанну Крестителю. Внутри он расписан флорентийским художником Джусто-де’Менабуи. На стенах Джусто выполнил фрески с изображениями Иисуса и Иоанна Крестителя.
Рекомендую заглянуть вот в это скромное на вид здание. Если вы ничего не знали о том, что там скрыто, впечатление гарантирую! Это Епархиальный музей Падуи, расположенный в здании епископского дворца. Музей открыт в 2000 году, для чего были восстановлены и сделаны доступными для публики помещения дворца. Особенно хорош Зал епископов.
На площади обычно многолюдно, немного людей было только в понедельник после пасхи, когда мы ходили в собор и музей.
На площадь Дуомо выходит фасад Палаццо дель Монте ди Пьета Нуово, дворца, построенного в XIII–XIV веке. Дворец принадлежал семье Скровеньи, родоначальником которой стал ростовщик Ринальдо Скровеньи. Все предыдущие Скровеньи имели скромное происхождение и ничем не прославились. А Ринальдо — ростовщик, живший в XIII веке, прославился тем, что разорил многих, после его смерти в дом ворвалась разъяренная толпа. Данте упомянул его в своем произведении, как символ класса ростовщиков, и поместил в седьмой круг Ада.
Слева от дворца — Арка Валарессо. Эта триумфальная арка построена в 1632 году и посвящена Альвизе Валарессо, итальянскому политику и дипломату. Интересно, что поставили арку еще при жизни Валарессо. Он с июля 1631 по декабрь 1632 года был капитаном Падуи — наместником Венецианской республики и сделал для города много полезного. Например, ввел чрезвычайные меры, которые спасли город от чумы — карантин, правила гигиены, велел покойников хоронить за городом. Что-то мне это напоминает…
Теперь немного посмотрим на здание Муниципалитета Падуи. Ратуша или Палаццо Коммунале — это комплекс зданий разного срока постройки и первоначального назначения.
Здание выходящее на Via VIII Febbraio построено в 1919–1932 годах как торжественный вход в ратушу и памятник павшим в Великой войне. Над входным порталом возвышается башня, увенчанная крылатой Победой. В комплекс входит и современное здание по соседству.
На площадь Эрбе выходит фасад Палаццо дель Подеста XVI века, также входящего в комплекс ратуши.
К этому симпатичному рисунку на стене мы выходили несколько раз. Кстати, исторический центр города свободен от «наскальных росписей». Интересно, как они этого добились?
Напротив стоит здание Палаццо дель Бо, в котором находится Падуанский университет, один из старейших в Европе. Это историческая резиденция университета с 1493 года, здесь и сейчас находится ректорат, факультет права, а также самый старый анатомический театр в мире. Хотели попасть на экскурсию, но не получилось.
А это можно увидеть под аркадами дворца Бо.
В этом районе многолюдно, можно, воспользовавшись этим, немного пофотографировать и людей.
Самое знаменитое кафе Падуи — кафе Педрокки. Кафе предпринимателя Антонио Педрокки было открыто в Падуе в 1831 году, сначала это была пекарня и зал для посетителей. Место было удачное, рядом университет, оно быстро стало популярным, здесь собиралась публика из самых разных слоев общества. Говорят, здесь Стендаль писал «Пармскую обитель».
Архитектором здания бы Джузеппи Яппелли, это он построил в начале галереи «каприз в стиле цветистой готики», который, несмотря на разницу ахитектурных стилей, прекрасно дополняет классическое здание. А всего-то нужно было скрыть некрасивый вид примыкающих к нему старых домов.
Сейчас на первом этаже здания по-прежнему кафе, а на втором — Музей Рисорджементо. Так чем же знаменито кафе Педрокки? Тем, что с 1831 года его двери никогда не закрывались целых 85 лет: оно работало круглосуточно, и цены были демократичными. По первому этажу залы кафе, оформленные в разных стилях, следуют один за другим, можно зайти с одной стороны и выйти с другой. Но сейчас кафе на ночь закрывается.
О фонтане на маленькой площади Garzeria не нашла никакой информации.
На небольшой площади перед зданием банка стоит памятник графу Камилло Бенсо ди Кавуру, итальянскому государственному деятелю XIX века, премьер-министру Сардинского королевства. Кавур сыграл большую роль в объединении Италии под властью сардинского монарха и стал первым премьер-министром объединенной Италии.
В Италии очень любят собак, здесь их очень много, ухоженных и красивых. Я даже сделала альбом на эту тему: Италия — страна, где любят собак
Площадь Гарибальди получила свое название в 1867 году после посещения Джузеппе Гарибальди Падуи. А когда-то она называлась площадью Ноли, так как здесь можно было нанять карету или почтовых коней, которых называли «ноли». В 1756 году прихожане находившейся неподалеку церкви установили на площади статую Непорочного зачатия «Мадонну деи Ноли», чтобы сократить использование нецензурной брани среди извозчиков. 8 декабря каждый год современные извозчики — таксисты возлагают венки к подножию статуи, которую называют Падуанской девой таксистов.
Путь лежит по Corso Giuseppe Garibaldi. В начале XX века город стал расширяться и застраиваться по новому генеральному плану, сносились старые здания и строились новые. Широкая прямая улица должна была соединить центр города и железнодорожный вокзал и стать главной городской артерией. Сейчас она называется Корсо Гарибальди, а ближе к вокзалу — Корсо дель Пополо.
Улицу застраивали солидными зданиями, отличавшимися от существовавших тогда в Падуе. Это должно было придать городу более представительный и прогрессивный вид. Вот здание почтового отделения.
К нему примыкает Дворец Цукерманна, построенный в 1912–194 годах для промышленника Энрико Цукерманна, владельца компании про производству мелких металлических деталей. Сейчас здание занимает Городской музей Падуи. На первом этаже — Музей декоративного и прикладного искусства, в коллекции которого произведения от средневековья до наших дней. На втором — Музей Боттацина, созданный на основе коллекции, подаренной городу в 1865 году нумизматом Никола Боттацином.
Напротив здание, которое сейчас занимают банки. Оно и построено было в 1916 году для штаб-квартиры Сбербанка — Cassa di Risparmio. В Первую мировую войну здесь размещался штаб Верховного Главнокомандующего армией.
За зданием банка находится вход на территорию общественных садов Арены (Giardini pubblici dell’Arena). На их территории много интересного:
- остатки Арены — древнеримского театра, построенного около 70 года нашей эры;
- капелла Скровеньи;
- комплекс Эремитани с монастырем, где сейчас находится Музей Эремитани;
- церковь Эремитани.
Не стоит пропускать церковь Эремитани, второй половины XIII века. Она была построена как церковь Ордена отшельников святого Августина, и августинцы ею владели до 1806 года. Мы сходили в церковь специально. В первый день не попали, вечером была закрыта после пасхальных мероприятий, поехали на следующий. Покажу отдельно, там много интересного, начиная от конструкции, до произведений искусства.
К церкви примыкают помещения бывшего монастыря Эремитани. Сейчас их занимает Археологический музей и Музей средневекового и современного искусства.
Мы зашли ненадолго только в археологический музей, в ожидании времени, на которое были записаны в капеллу Скровеньи. А в Музее средневекового и современного исксства множество шедевров XVI–XVIII века, в том числе несколько картин Веронезе, работы Якопо Тинторетто, Джамбатисты Тьеполо, распятие Джотто из капеллы Скровеньи.
В археологическом музее выставлены коллекции археологических находок доримского и римского периодов, а также есть египетский отдел.
В парке стоит скромное здание капеллы Скровеньи. Нужно видеть, что там скрыто! Эта часовня, посвещенная Деве Благовещения, была построена в самом начале XIV века по заказу Энрико Скровеньи в качестве семейной усыпальницы. Для украшения ее был приглашен Джотто, расписавший фресками стены. Но об этом также расскажу отдельно.
После посещения капеллы немного погуляли по парку, посмотрели на открытую экспозицию музея современного искусства.
У кромки парки стоит памятник Джузеппе Гарибальди. Памятник этому национальному герою есть в каждом итальянском городе, за поездку у меня уже собралась коллекция.
Назначаю свидание у памятника. От него мы и отправимся на следующую прогулку по Падуе. В этот раз ждать продолжения три года не придется, обещаю.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия