Падуя была вторым базовым городом в нашем весеннем путешествии по северу Италии. Мы приехали сюда вечером поездом из Милана. Билет на поезд я покупала за месяц еще дома по интернету, брала на вторую половину дня, так как на это время предлагали значительно дешевле билеты.
Заранее по интернету были заказаны (и оплачены) туристические карты Падуи — Padova Card на 48 часов. Сделала это, так как рекомендовали заранее забронировать время посещения капеллы Скровеньи, а это делается одновременно. Купить карту можно здесь или в туристическом информационном центре, который находится в здании вокзала. Поверните направо, как войдете в него с перрона, но не путайте с информационным центром самого вокзала, над которым висит ожидаемая буква i. Туристические карты именные, работница центра проставляет время начала её действия по вашему желанию. Мы приехали в Падую вечером, поэтому активизировали карты сразу, чтобы добраться по ним на трамвае до отеля.
Отель Casa Prato Della Valle был заказан у площади Прато-дела-Валле на виа Альберто Кавалетто. Отель занимает часть помещений втором этаже. Окна нашего номера смотрели как раз на памятник этому самому Кавалетто, итальянскому политику XIX века, в честь которого названа улица.
Прато-делла-Валле — это площадь к югу от исторического центра Падуи. До центра можно и пешком дойти, но какой смысл зря тратить силы? Удобнее всего перемещаться на трамвае. Кстати, о трамваях Падуи, они здесь необычные, — это трамваи на шинах, или однорельсовые трамваи, которые перемещаются по направляющему рельсу. Интересно наблюдать за движением этих трамваев: некоторые участки маршрута не электрифицированы, на них трамвай опускает токоприемник и продолжает движение на аккумуляторной батарее.
Линия всего одна, не ошибетесь, она проходит мимо вокзала в сторону Прато-делла-Валле. Билет на 75 минут стоит 1,5 евро, но его нужно покупать заранее, в трамвае их не продают. В Италии билеты продают в табачных киосках, обозначенных буквой Т. Лучше купить книжечку с пятью отрывными двухсторонними билетами (карнет), тогда один обойдется в 1,2 евро. При входе в трамвай билет нужно компостировать.
А пока посмотрим, что можно увидеть рядом с Прато-делла-Валле, никуда не уезжая. Главное, конечно, сама площадь, самая большая не только в Падуе, но и во всей Италии. Посреди площади располагается зеленый остров эллиптической формы под названием Меммия, окруженный каналом. В центре площади — светомузыкальный фонтан, который мы увидели в первый же вечер, в остальные дни после прогулок по городу и поездок в соседние города, ждать, когда стемнеет и включат подсветку уже не было сил.
Площадь на этом месте была еще во времена римлян, она использовалась для их любимых шоу — военных парадов и театральных представлений. С XIII века здесь стали проводить скачки, позже — использовать площадь для ярмарок. Площадь полностью перестроили в конце XVIII века: осушили заболоченную территорию, прорыли канал, а центральную часть превратили в остров. Работами руководил архитектор Доменико Черато.
Через канал перекинули четыре моста, два из них украшены обелисками, один называется Папским, так как на нём стоят скульптуры римских пап. По обеим сторонам канала установили статуи выдающихся людей, родившихся в Падуе или каким-то образом связанных с этим городом — дожей, военачальников, ученых, поэтов, художников. Статуи создавали с 1775 по 1838 года, есть работы известных скульпторов. Остров назвали Меммия в честь венецианского патриция Андреа Меммо, отдавшего распоряжение о перестройке Прато-делла-Валле, среди 78 скульптур есть и его скульптура.
Интересно сидеть после тяжелого туристического дня на бортике канала и наблюдать за гуляющей по площади публикой, проезжающими мимо велосипедистами. На Прато-делла-Валле проходят самые значительные городские праздники, по вечерам часто звучит живая музыка, а вокруг канала катаются роллеры.
Как и в прежние века на Прато-делла Валле устраивают ярмарки. Мы приехали в субботу, официальный день городской ярмарки. Вся площадь была заставлена самыми разными палатками, но торговля уже сворачивалась. Дешевле клубники, чем мы купили там в этот день, больше не встречали — 2 евро за килограмм. Каждое третье воскресенье месяца на площади торгуют антиквариатом. Заглянули вечером перед закрытием. Чего там только не было! Можно было купить что угодно, от огромных львов, до портретов Муссолини и ценников на услуги публичного дома мадам Джеммы.
Площадь окружена зданиями в три-четыре этажа бывших особняков, среди них есть несколько интересных. Самое красивое здание в неоготическом стиле — Лоджия Амулеа, построенная в начале XVII века для размещения студенов, обучавшихся в Падуанском университете. В прошлом столетии его занимала пожарная команда, а сейчас какие-то муниципальные организации.
Под аркадами на первом этаже Лоджии установлены статуи Данте Алигьери и Джотто, работы швейцарского скульптора Винченцо Вела.
На углу с Виа Умберто I стоит Палаццо Анджели. В восемнадцатом веке этот дворец был резиденцией Андреа Меммо, гостями которого были Джакомо Казанова и Джованни Антонио Каналь, знаменитый художник, прозванный Каналетто. Последний этаж здания занимает Музей Precinema («до кино»), где выставлена крупная итальянская частная коллекция оборудования, связанного с историей периода до появления кино: различные оптические приборы, «волшебные фонари», проекционные машины и много еще интересного, начиная с восемнадцатого века.
Дворец Закко, построенный в 1550 году для Марко Закко. Его ещё называют «армянским», так как в 1839 году его передали конгрегации армян, для размещения молодых армян, поступающих в Падуанский университет. Сейчас здание принадлежит военным.
Главная достопримечательность на Прато-делла-Валле, конечно, Базилика Санта-Джустина. Святая Джустина — покровительница Падуи, согласно легенде, она много перенесла во время гонений на христиан, ее крестил первый епископ Падуи Проскодим. Во время правления римского императора Максимиана святая погибла — ее зарубили мечом. Сегодняшней базилике предшествовало три здания, первая раннехристианская базилика была построена в первой четверти IV века на могиле Святой Джустины, сейчас её мощи находятся под алтарем.
Современное здание базилики начали строить в 1530-х годах и завершили только через сто лет, поэтому, несмотря на то, что главный архитектурный стиль базилики — ренессанс, заметны и элементы византийской архитектуры. Базилика принадлежала бенедиктинскому монастырю.
Базилика огромна, в плане она имеет форму латинского креста длиной 122 и шириной 82 метра. Вход в здание охраняют два грифона.
Базилика трехнефная, центральный неф заканчивается пресбитерием, где в алтаре находится картина Паоло Веронезе «Мученическая смерть Святой Джустины», которая датируется 1575 годом. Интерьер базилики Санта-Джустина создавался во второй половине XVI века, алтарь и хоры расписал Веронезе.
Эта базилика — одна из наиболее почитаемых церквей не только в Падуе, но и во всей Италии. Под её сводами похоронены несколько святых. В этом ковчеге, например, находятся мощи одного из четырех евангелистов — Луки.
В этой огромной базилике два десятка капелл, посвященных великим святым-бенедиктинцам и местным святым, чьи останки были обнаружены на раннехристианском кладбище рядом с первой базиликой. Капеллы украшены великолепными мраморными скульптурами, картинами известных итальянских художников XVI–XVII века, инкрустированными алтарями. Например, в капелле делла Пьета (Милосердие) можно увидеть шедевр итальянского скульптора эпохи барокко Филиппо Паради, который завершил его в 1689 г.
У базилики восемь куполов разного размера, покрытых свинцом. На самом высоком куполе установлена пятиметровая медная статуя Святой Джустины.
Считаю, что эту базилику нужно увидеть обязательно, она открыта ежедневно с 8–00 до 20–00. Но не забывайте, что итальянские церкви обычно днем с 12–00 до 15–00 закрываются.
На Прато-делла-Валле мне больше всех нравится вот это здание.
Справа от него начинается Via Beato Luca Belludi — улица, которая через триста метров приведет к главному собору Падуи, — Базилике дель Санто или Базилике Святого Антония. Еще один огромный красивейший собор рядом с Прато-делла-Валле, по конфигурации чем-то похожий на базилику Святой Джустины. Базилика Святого Антония не только важнейший религиозный центр Падуи, но и одно из самых знаменитых в мире святых мест, не зря она принадлежит Ватикану и находится под его юрисдикцией.
Святого Антония почитают во всем мире и считают падуанцем, хоть родился он в Лиссабоне. Строительство церкви началось через год после смерти святого в 1232 году и продолжалось 78 лет. В последующие годы в здание вносились некоторые изменения, проводили реконструкцию, поэтому стиль храма несколько эклектичен.
Попали мы в базилику не с первого раза, так как приехали в город вечером в субботу, а на следующий день 16 апреля была пасха, во всех церквях шли бесконечные службы. Зашли в храм в понедельник к вечеру, после окончания службы, все рассмотрели, немного постояли в очереди к саркофагу с мощами Святого Антония и в сокровищницу. Фотографировать в базилике Святого Антония запрещено, поэтому времени понадобилось значительно меньше.
В одной из капелл базилики находится гробница правителя Падуи первой половины XV века Гаттамелаты, знаменитая конная статуя которого работы Донателло стоит на площади у церкви. Сфотографировать в приличном ракурсе статую невозможно, так как вокруг сплошные ларьки с сувенирами и пасхальной продукцией.
На Piazza del Santo, площади перед базиликов Святого Антония есть еще два места, на мой взгляд, которые обязательно нужно посетить. Это стоящие рядом справа от собора два здания из кирпича с простым романским фасадом — Часовня Сан Джорджо и Скуола дель Санто. Входной билет стоит 5 евро, фотографировать разрешается. Причем служитель находился в часовне, а в скуолу просто открыл нам вход и ушел. Часовня слева, на её фасаде барельеф со знакомым сюжетом — Святой Георгий, убивающий дракона. Внешне все просто.
Но насколько неожиданно содержание! Свод и стены часовни Сан-Джорджо расписаны в 1379–1384 годах знаменитым художником Альтикьеро да Дзевио. На стенах капеллы размещены 22 больших композиции и около ста маленьких. Фрески посвящены сюжетам жития святого Георгия, Екатерины Александрийской и святой Люции.
В капелле Сан-Джорджо находится фреска «Распятие Христа», которая считается шедевром эпохи раннего Возрождения.
Здание справа от капеллы — Скуола дель Санто, было построено в середине XV века как приватная часовня братства Святого Антония.
В 1499 году простое здание было увеличено на один этаж и Скуола дель Санто приобрела свой сегодняшний вид: скромная капелла на первом этаже, а наверху зал капитула, известный благодаря росписям Тициана.
В центре стены зала капитула в алтаре находится скульптура богоматери с младенцем работы Андреа Бриоско (1520 г.), по обеим сторонам которой изображения Святых Антония и Франциска, выполненные Домеником Компаньолой в 1533 г.
Вдоль стен зала расположены шестнадцать фресок известных итальянских художников, посвященные чудесам Святого Антония. Три фрески из них выполнены молодым Тицианом, которые переехал в Падую из Венеции, спасаясь от чумы. Это «Святой Антоний дает младенцу дар речи, чтобы он доказал невиновность матери» и две фрески рядом: «Святой Антоний приживляет отрезанную ногу» и «Святой исцеляет женщину, раненую ревнивым мужем».
Что в симпатичном здании рядом, точно не установлено, табличек нет. Если верить карте Гугл, относится к музею.
Ненадолго свернем на Via Cesarotti, что проходит слева от Базилики Святого Антония. Если придется поехать в Падую, не пропустите здесь неподалеку Лоджию Корнаро и Одеон, я про них забыла.
Не могу пройти мимо таких замечательных деталей, в части конструкции дверных ручек итальянцы очень изобретательны.
А свернули мы на эту улицу, чтобы посмотреть на базилику Святого Антония с другой стороны. Только отсюда можно увидить две её похожие на минареты звонницы.
Между двух базилик рядом с Прато-делла-Валле находится еще одна достопримечателность Падуи — Ботанический сад. Мы приехали весною, когда дома еще не растаял снег, хотелось зелени и цветочков!
Если от базилики Святого Антония пойти по Via Orto Botanico, пересекаешь ручей, где можно увидеть вот таких птичек.
Ботанический сад Падуи знаменит тем, что в 1997 году внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как старейший в мире постоянно действующий ботанический сад и «прототип всех ботанических садов». Он был учреждён в 1545 году решением Венецианского Сената с целью выращивания «лечебных трав» для медицинского факультета Падуанского университета. Билет в Ботанический сад стоит 10 евро, а для владельцев Padova Сard — 5 евро. К билету прилагается карта сада.
Самая старая часть сада находится за стеной, расположенной по кругу. Эта старейшая часть сада до сих пор сохраняет форму первоначального проекта — квадрат, вписанный в круг.
В центре круга фонан, в котором живут лотосы, квадрат разбит на участки, а те, в свою очередь, на 250 грядок. Каждое растение на грядках имеет табличку с полной информацией.
Еще не так много цветущих растений, но любое радует глаз жителей севера.
Современный вид ботанический сад приобрел в XVII–XVIII веках. Коллекция растений составляет больше шести тысяч видов, многие из них уникальные, а общая площадь насаждений — 2,2 га. Есть деревья исторические, например, пальма Святого Петра, посаженная в 1585 году. Её называют пальмой Гёте, так как она вдохновила немецкого поэта во время его путешествия по Италии в 1786 году. Здесь растет самая старая в Европе магнолия грандифлора, посаженная в 1786 году, и есть еще много интересного. Сад украшают фонтаны и мраморные статуи. Есть еще фигуры животных и птиц с цифрами на боку, что означают эти цифры, понять или узнать не удалось.
В ботаническом саду есть очень современная оранжерея, где демонстрируются обширные коллекции субтропических и тропических растений всех континентов.
Что еще можно посмотреть в районе Прато-делла-Валле. Недалеко от площади на Виа Умберто I есть церковь Святого Даниила Падуанского, на фасаде которой скульптуры Святых Даниила и Джустины, покровителей Падуи. Первая церковь на этом месте построена в 1076 году, а существующая — в 1706 году. В этой небольшой однонефной церкви великолепные интерьеры. Свод украшен фресками Себастьяно Санти: «Мученичество Святого Даниила», «Открытие мощей преподобного Даниила» и «Обет епископа».
Напротив церкви обратите внимание на здание XV века. Это дворец Дзара, в XIX веке оно принадлежало видному падуанскому семейству Дзара. Мемориальная доска на стене сообщает, что в XV веке здесь родился знаменитый драматург и актер Анджело Беолько по прозвищу Рудзанте. Он похоронен в церкви Святого Даниила. Есть еще одна доска в память о том, что здесь останавливался Джузеппе Гарибальди.
У нас вечером было свободное время и от Прато-делла-Валле на трамвае мы доехали до церкви Санта Кроче (Святого креста). Она построена в первой половине XVIII века на месте церкви более ранннего периода. Первая часовня Святого Креста возле лепрозория была построена здесь еще в XI веке. Отличающаяся по стилю колокольня построена в 1907 году. В храм мы не попали, все было закрыто, по информации интернета там интерьеры в стиле барокко.
От Санта Кроче увидели ещё одну церковь и пошли смотреть. Оказалось, что там находится Святилище Святого Леопольдо Мандича. Храм при нем раньше назывался Преображенским и был построен в XVI веке как церковь при монастыре капуцинов. Во время Второй Мировой войны он был почти полностью разрушен, восстановлен в 1945–1948 годах. Интересная однонефная церковь с открытыми балками деревянного перекрытия. В церкви шла служба, мы только заглянули. У входа на территорию установлены памятники Леопольдо Мандичу.
Леопольдо Мандич — это монах-капуцин, который сорок лет жил в этом монастыре и весь день с утра до вечера проводил в исповедальне, где принимал верующих. Его сострадательность к кающимся привлекала к нему многочисленных паломников со всей Италии, и он принимал исповедь, находясь в исповедальне многие часы, несмотря на слабое здоровье. Он умер в монастыре в 1942 году. Незадолго до этого во время бомбардировки монастырь был разрушен, но келья Мандича не пострадала, это воприняли как подтверждение его святости. Он проповедовал восстановление единства христианской Церкви. Канонизирован в 1976 году. Святилище посещает постоянный поток паломников, которые приезжают, чтобы посетить могилу святого Леопольдо Мандича и увидеть его келью.
Это основные достопримечательности, которые можно увидеть рядом с Прато-дделла-Валле. Но это далеко не всё, там есть еще много интересного!
Я второй раз была в Падуе, первый раз это было с экскурсией во время стандартного тура в 2003 году. Тогда нам показали только Прато-делла-Валле и Базилику Святого Антония, все остальное в Падуе мы не увидели. Хорошо, что теперь имеем возможность путешествовать самостоятельно! Мы еще погуляем по Падуе!
Теги:
Самостоятельные путешествия