В норвежский Олесунн мы попали совершенно неожиданно и где-то даже случайно. Планировалась поездка в Гетеборг. Все шло хорошо, но незадолго до вылета авиакомпания прислала сообщение о том, что наш рейс отменен, и мы можем получить возврат, или сделать перебронировку билетов в другой пункт. Лететь планировали через Вильнюс двумя разными перевозчиками, поэтому возникли трудности с возвратом. Поиск подходящего направления из Вильнюса с приемлемой ценой, на эти же даты, ничего не дал. И тут я вспомнил, что еще есть аэропорт Каунаса. И, о чудо! Нашлись рейсы на Олесунн. Надо сказать, что в сентябре 2011, мы посетили Берген, брали однодневный тур «Маленькая Норвегия» с Фломской железной дорогой и были в восторге от этой страны. Решение возникло быстро. Сделали бронировки рейсов и отеля в Олесунне, но основательно «подготовиться» не успели. По аренде машин уже были проблемы. Подумали, что решим вопрос на месте. Прилетели в Вильнюс. Погуляли по, давно полюбившейся нам, литовской столице, и, переночевав, легко добрались до аэропорта Каунаса на удобном маршрутном микроавтобусе. В Каунасе аэропорт небольшой, но нас сразу поразила очередь в один из магазинчиков Дьюти-фри. Оказалось, что это единственный магазин с продажей алкоголя, и вся очередь состояла фактически из пассажиров рейса на Олесунн. Для нас трудности с приобретением алкоголя в Норвегии (особенно в выходные и праздничные дни) новости не представляли. Поэтому пришлось постоять в очереди. Следует отметить, что ассортимент крепких спиртных напитков, на тот момент, состоял из бутылок минимальной емкости в 1 литр. Неудобно конечно, но… И вот уже вся эта звеняще-булькающая компания пассажиров пошла на посадку.
Первые тихие восхищения начались уже на подлете к городу. Самолет шел по фьорду. Мы не смогли четко определить по какому, но это было очень захватывающе и красиво. Слева и справа обрывистые снежные берега, внизу вода, и все это искрится в лучах послеобеденного солнца. К сожалению, так были захвачены панорамой, что забыли сфотографировать. Осталась надежда на следующий раз.
Аэропорт Олесунна (Вигра) находится на одном из многочисленных островов в окрестностях города. Остров имеет то же название. Аэропорт маленький и удобный. Под каждый прибывающий рейс подают автобусы до города. Расстояние составляет 10–12 километров. По пути — тоннели под морем. Стоимость проезда около 10 евро. Автобус идет минут 20–25. В городе несколько остановок. Лучше спросить у водителя, на какой остановке выходить, чтобы было ближе к Вашему отелю или квартире. Рассчитываться можно картой или наличными у водителя. Сразу хочу предупредить любителей пеших путешествий. По тому, что мы видели по пути, мне представляется очень проблематичной пешая прогулка до Аэропорта. Особенно проблемны в этом отношении тоннели. Отмечу еще такой факт. В Олесунне нет железной дороги. Ближайшая железнодорожная станция находится в 108 км. от города. К ней можно добраться на автобусе.
Остановка оказалась в самом центре города. И здание нашего отеля, на котором видна надпись Scandic, было буквально в двух шагах от нее.
Отель, в котором мы жили, называется Scandic Parken. На тот момент проходила какая-то акция, и за 3 ночи отель обошелся нам в 198 евро, что для Норвегии является довольно дешевым вариантом. При этом, отель нам очень понравился. Завтраки тоже были отличные. Надо сказать, что прилетели мы в пятницу вечером и решили после поселения поужинать и отдохнуть, чтобы завтра, с новыми силами, броситься на изучение города и окрестностей. Но, как только мы вошли в номер, усталость, как рукой сняло. Перед нами было огромное панорамное окно, выходящее на залив и крыши ближайших домов.
Окно выходило частично на запад, и северное солнце начинало садиться в воды залива.
Мы сразу же забыли про ужин и сели «втыкать» у окна. Я только наскоро порезал апельсин и яблоко, купленные еще в Вильнюсе, открыл бутылку вина и коньяка и разлил все по бокалам. Мы предались восхищению закатом. Для полной романтической идиллии не хватало еще камина и расстеленной на полу медвежьей шкуры. Это, удивительной красы, вечернее небо, солнце, плавно погружающееся в море, огоньки в бухте были настолько красивы, что, в последующем, я создал фотоальбом Ах, как прекрасны в Олесунне вечера!
Следующий день начался с «пробега» по пунктам проката машин. Однако, по причине субботы и дальнейших праздников (1 Мая), работал из них только один, где нам торжественно отказали ввиду отсутствия транспортных средств. Поэтому, учитывайте, что если Вы хотите взять машину в Олесунне, то это нужно делать заранее. На нет, как говорится, суда нет. Мы пошли гулять по городу, попутно выясняя, как бы нам поехать на Гейрангер-фьорд.
Первое, что бросается в глаза в Олесунне — это его отличие от типичных норвежских городов. Каменные здания с башенками, барельефами, скругленными углами, разномастными оконцами
отсутствие характерных для Европы красных черепичных крыш, как, впрочем, и стандартных для Норвегии деревянных домов… создают особенный колорит. В первый момент, ты вообще не понимаешь, где находишься? Вроде бы в Европе, но это и Антверпен, и Рига, и Брюссель и, даже, Северная Америка… и много-много похожего, и все — в «одном бокале». Такой город со стилем архитектуры ар-нуво был создан, фактически, за три года, начиная с 1904 года после огромного пожара, унесшего «жизнь» всех деревянных домов Олесунна. Очень помог городу немецкий кайзер Вильгельм II, который любил отдыхать в Олесунне. Выйдя на набережную, сразу же обращаешь внимание на красный маяк и вход в гавань. Мы направились туда, за, быстро уходящим, «морским трамвайчиком».
Тихое море и остров Годой (в переводе — «Добрый остров») с рыбацким поселком Альнес и горой Сторхорнет.
Все это сразу создало атмосферу спокойствия и умиротворенности. Мы сфотографировались на фоне знаменитого 47 номера отеля Brosundet, который является маяком-гостиницей и называется Molja. Этот номер подробно был показан и описан в телепрограмме «Орел и решка».
Обратили внимание на квартал современных деревянных домов, который виден сразу же за молом, ведущим от берега к маяку.
А над ним, на горе видно красивое желтое здание школы. В доме с надписью OLUF HOLM (бывший рыбный склад) находится музей рыболовства.
С погодой нам откровенно повезло. Несмотря на то, что в Олесунне часты дожди и пронизывающие ветры, во время нашего путешествия светило солнышко, были чудесные весенние деньки. Радовали глаз распустившиеся цветочки
в обрамлении белоснежных гор.
На набережной наблюдалось небольшое скопление людей.
Оказалось, что это импровизированный рыбно-креветочный рынок.
Суда из моря прямо подходят к пирсу и торгуют уловом. К сожалению, на этот раз, мы жили в гостинице и не имели возможности купить свежих креветок и приготовить их. Только облизнувшись от вида сифуда, двинулись дальше.
По настоящему, главная гавань Олесунна
представляет собой пролив между двумя, можно сказать, главными островами, на которых расположена центральная часть города. Этот пролив называется Brosundet (так же, как и отель с маяком) и находится между островами Норвойа и Аспойя. А название города переводится: по одной версии, как «узкий пролив в море», по другой версии, как «пролив угрей». Мне больше нравится второй вариант, поскольку прямой перевод с норвежского «ål sund» означает «угорь пролив». На берегах островов, обращенных к гавани, сосредоточен почти весь «цвет» Олесунна: отели, престижные адвокатские конторы, главный офис Норвежской береговой администрации,
другие здания с причалами для яхт,
с понтонами, что очень модно в Норвегии,
у пристаней яхты и катера,
на которых часто завтракают их хозяева.
Тут же находится интересный памятник норвежским участникам сопротивления во Второй мировой войне. Группа называлась «Шетландский автобус» и действовала на Шетландских островах (Шотландия) и в Норвегии. В функции этой группы входило: эвакуация из Норвегии евреев и жителей, которым грозило заключение или смертная казнь от нацистов; а также, доставка бойцов сопротивления, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в Норвегию для ведения вооруженной борьбы. Все это осуществлялось на катерах местных рыбаков. Рыбаки вынуждены были выходить в море в непогоду, чтобы не встретиться с немецкой береговой охраной. Из вооружения на лодках был только пулемет. Многие участники группы погибли в штормах и перестрелках с немцами.
Через пролив проложен мостик. Сразу возле него находится Аптечная площадь, на которой можно увидеть статую рыбака, созданную в 1967 году, и памятник торговке сельдью (1990).
Это издавна были самые востребованные профессии в городе. Мужчины ловили рыбу (в основном сельдь и треску), а женщины ее сортировали, обрабатывали и продавали. Не зря на старом гербе Олесунна (герб), который я взял с сайта https://ru.qwe.wiki/wiki/%C3%85lesund,
изображена лодка с рыбаками, волнующееся море и рыба в нем. Раз уж мы вспомнили про рыбу, а Норвегия, надо сказать, является вторым экспортером в мире по морепродуктам, то не могу не упомянуть об одном интересном факте. Как вы думаете, что общего между южной страной Португалией и северной страной Норвегией? Между странами несколько тысяч километров. Их объединяет — рыба треска. Треска является одной из основных промысловых рыб Норвегии, у берегов Португалии треска не водится. Но именно эта рыба является основой блюд национальной кухни обеих стран. Соленая сушеная треска в Португалии — бакальяо, в Норвегии — террфиск. И вот это и есть тот продукт, который объединяет южан с северянами. Кто был в Португалии, не даст мне соврать в том, что любая хорошая хозяйка может приготовить около сотни различных блюд из бакальяо. В Норвегии известно блюдо — лютефиск. Присутствие таких яств на праздничных столах в обеих странах является подтвержденным фактом. Мало того, бакальяо очень помогло португальским морякам в эпоху великих географических открытий. Это был очень удобный продукт для питания в долгих походах по морям и океанам. В одно время, в средние века, португальцы содержали флот в количестве более 100 судов для ловли трески в северных морях. Сейчас эту рыбу дешевле покупать у тех же норвежцев и завозить на юг.
Но вернемся к нашему удивительному и прекрасному Олесунну. Аптечная площадь названа так в честь старой аптеки «Лебедь». На ее месте находится вот это красивое здание в стиле модерн с надписью «JUGENDSTIL». Саму статуэтку лебедя можно увидеть прямо над центральным входом. Сейчас здесь действует «Центр ар нуво». Его экспозиция рассказывает об использовании стиля «ар нуво», как при постройке города, так и во внутренних интерьерах, включая мебель. Аптека тоже есть, внутри здания.
А далее мы подошли к торговому центру Kremmergaarden Senter, который открылся 40 лет назад и является старейшим торговым центром Олесунна. Это здание позиционируется, как крытая улица из множества магазинов и кафе. Однако, нас заинтересовало другое. Вся площадка перед центром была занята старыми автомобилями. Так и не удалось выяснить о регулярности данной выставки, но некоторые экземпляры были довольно интересны
А здесь, мне кажется, что норвежки прикатили на этом автомобиле за покупками
Пока главная стоянка отдана «старичкам», их более молодые собратья ютятся на берегу моря и «взирают» на заснеженные горы.
Норвежцы, в отличие от южных европейских стран, не являются сильно религиозной нацией. Как минимум, около четверти населения страны вообще не верят в Бога. Этим объясняется отсутствие в Норвегии большого количества церквей. Олесунн не является исключением. В центре города мы обнаружили лишь одну большую каменную церковь. Да и то, построена она в 1909 году, когда уже, фактически, весь город, «возродился из пепла». Жители города, оставшись без крова, сразу на божью помощь в строительстве не рассчитывали, а больше полагались на себя. Поэтому, воздвижение церкви в первоочередные планы не входило. Тем не менее, мы двинулись к церкви и произвели ее осмотр, правда, лишь снаружи.
А это гора Аксла с зигзагообразной лестницей на вершину.
К сожалению, по причине травмы, я не смог подняться на вершину и отложил это мероприятие на следующий раз. Оставляем по правую руку гору. Движемся вдоль залива и через несколько сот метров, упираемся в своеобразный кемпинг, расположенный прямо в пределах города.
Вот так норвежцы, в своих трейлерах, встречают 1 Мая.
Еще, что бросилось в глаза в Олесунне — наличие вот таких вот красных телефонных будок. Может быть я и ошибаюсь, но думаю, что эти будки сохраняются в память о том, что именно в этом городе Норвегии, в позапрошлом веке, впервые был опробован телефон.
Ну и куда же деться без этих обаятельных троллей
На этом наша короткая, но очень содержательная прогулка по Олесунну закончилась. Мы еще не увидели очень многого: и гору Аксла со смотровой площадкой, и парк на горе, и Атлантическую дорогу, и единственный уцелевший во время пожара 1904 года дом, и океанариум, и остров Годой со старым маяком; коллекцией картин; норвежскими блинчиками; живописным озером Альнесватнет; камнем «Иоган Скит».
Это фото любезно предоставлено нашим гидом Вероникой, которая очень помогла нам с поездкой на Гейрангер-фьорд. Вероника Титова аккредитована на Туристере в разделе частные гиды по Олесунну.
Еще о Норвегии.
Фотоальбом Ах, как прекрасны в Олесунне вечера
Рассказ Гейрангер-фьорд. Стрела, пронзающая сердце навсегда
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия