Итак, наше первомайское путешествие близится к завершению: «Путешествие из Волгограда в Астрахань…» https://www.tourister.ru/responses/id_23157
Итак, наше первомайское путешествие близится к завершению: «Путешествие из Волгограда в Астрахань…» https://www.tourister.ru/responses/id_23157
Позади удивительное солёное озеро Баскунчак: https://www.tourister.ru/responses/id_23151
«Степь да степь кругом…». https://www.tourister.ru/responses/id_23152
Также позади интересные полтора дня в рыбной столице России Астрахани:
«По музеям Астраханского Кремля» https://www.tourister.ru/responses/id_23155
«Прогулка по Астраханскому Кремлю…»
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/astrakhan/castles/21983/responses/4107
«У самовара я и моя Маша…»
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/astrakhan/cafe/29878/responses/4098
«Прогуляемся по Астрахани?» https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/36110
Но впереди нас ещё ждал ночной город-герой Волгоград: https://www.tourister.ru/responses/id_23149
И впереди ещё был удивительный памятник Мишке и Машке в Ахтубинскке «Мы победили», о котором я Вам рассказал в материале от 9 мая 2018 года: https://www.tourister.ru/responses/id_23150
Посмотрите на эти фото как разлились многочисленные рукава Волги-матушки!
Даже столбы под водой. Фото сделано на ходу из окна автомобиля.
Прямо за посёлком Селитренное что в 130 км от Астрахани крутой поворот влево на просёлочную дорогу. Ещё километров пять по бездорожью и мы в воссозданной киношниками столице Золотой Орды — «Сарай Бату» или «Старый Сарай».
«Сарай» переводится с татаркого на русский как «дворец». А по русски сарай и есть сарай. Действительно — Сарай. Точнее и не скажешь.
Ну разве это небольшое киношное поселение похоже на столицу великой Золотой Орды?
Тут создали имитацию Сарай-Бату.
Ну не могла огромная кочевая империя захватившая искуссных рабов и завоевавшая (видевшая) каменные величественные города построить такой жалкий глинобитный город.
Правда перед киношниками, что слепили наспех эти декорации, не стояла задача воссоздать историческую достоверность. Задача была по заказу православного церковного центра показать подвиг Святого подвижника.
Вот и слепили «столицу» из того что было. И сняли фильм «Орда».
Но не проподать же добру? И теперь сюда возят туристов автобусами. Вход в город стоит 150 рублей.
Плюс по сто рублей за всякие «допы» — пыточную, юрту хана, закуток шамана, сувениры, пострелять из лука и т. п.
По телефону нам сказали что гулять тут надо часа 2–3.
На самом деле мы управились за час.
Кратко о сюжете фильма для тех кто его не видел.
В фильме Андрея Прошкина «Орда» рассказывается как в 1357 году прибывший в столицу Орды митрополит Алексий вылечил от слепоты мать хана Джанибека Тайдулу.
Тайдула стала старшей женой Узбек-хана после смерти его жены Баялун в 1323 г.
Баялун сбежала от хана в Константинополь к своему отцу императору Андронику. По словам Ибн-Батуты предпочтение, которое оказывал ей Узбек, было связано с физиологической особенностью: «Султан любит её за одну свойственную ей особенность, которая (состоит) в том, что каждую ночь он находит её как бы девственницей».
Старший сын и наследник Узбека Тимур умер ещё при жизни отца в 1330 году.
Дети Тайдулы соперничали за право наследования.
Старший сын Тайдулы Тинибек пользовался благосклонностью отца, ему поручались ответственные посты, одним из которых было наместничество в Хорезме. Однако на этом посту он чем-то не угодил отцу, и с 1339–1340 года монеты Золотой Орды чеканились с указанием имен Узбека и Джанибека, а в дипломатических письмах в приветствиях упоминались Узбек, Тайдула и Джанибек.
Когда в 1341 умер хан Узбек, власть в столице оказалась в руках Джанибека и Тайдулы, которая целиком поддерживала младшего сына. Несмотря на это, верхушка Орды не пошла на нарушение законов и провозгласила ханом Тинибека, который был в Хорезме.
Однако, ещё до прибытия Тинибека в Сарай Джанибек и Тайдула смогли убить возможного конкурента — Хызрбека, сына Узбека от другой жены.
Убийство Хызрбека вызвало у Тинибека желание наказать Джанибека, но тот с помощью матери собрал достаточное количество сторонников. В результате междоусобной борьбы Тинибек погиб при неясных обстоятельствах, и с 1342 г. ханом стал Джанибек.
Тайдула при этом получила в качестве подарков от младшего сына существенные источники доходов, в частности, ей была передана Тула, которой в те времена управляли её баскаки, и часть торговых сборов в Азове.
Джанибек и его мать вели сложную политику в отношении русского духовенства. Джанибек вопреки монгольским обычаям обложил церковь некоторыми налогами. Вероятно, в качестве компенсации Тайдула в 1347 г. выдала Сарайскому епископу Иоанну грамоту, в которой подтверждалась независимость церковного суда от княжеского.
В 1357 г. возвращающийся после завоевания Азербайджана хан Джанибек серьёзно заболел. Современные исследователи считают, что Тайдула вызвала для его лечения митрополита Алексия, который славился искусством лечения, но не смог излечить хана. Тайдула при этом использовала как предлог для вызова свою болезнь, так как не могла допустить разглашения сведений о болезни самого хана.
В русских источниках на основании её послания сообщается, что Алексий ездил для лечения глазной болезни ханши и вылечил её. В память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы митрополит Алексий в 1365 г. основал Чудов монастырь.
В 1357 году после смерти Джанибека к власти пришёл его сын и, соответственно, внук Тайдулы — Бердибек, при нём, как и при его отце, Тайдула участвовала в управлении державой.
Бердибек был свергнут и убит в результате переворота, совершённого в 1359 год Кульпой. Тайдула вступила с ним в борьбу за власть.
Р. Ю. Почекаев сообщает, что в поисках достойной кандидатуры хана она сначала рассматривала кандидатуру шибанида Хызра, но затем склонилась к Наурузбеку.
В 1360 г. Тайдула пошла на активные действия, чтобы вернуть себе былую власть. Кульпа был свергнут и убит вместе с сыновьями.
Вот в таком «джакузи» принимали ванну.
Тайдула вступила в брак с Наурузом, чтобы подкрепить права своего ставленника на престол Золотой Орды. Однако их совместное правление продолжалось недолго. Хызр смог найти поддержку среди столичной знати. В том же 1360 г. он напал на столицу, используя помощь своих сторонников в городе. В результате переворота Науруз и Тайдула были убиты.
Как видите события рассказанные в фильме очень отличаются от первоисточника.
Но что мы хотим от ХУДОЖЕСТВЕННОГО, а не документального фильма?
К тому же созданного по заказу патриархии!
Теперь об истории города.
Город основан вначале 1250-х чингизидом Батыем (тем самым что разорил Русь и не только её).
Первое упоминание в источниках относится к 1254 г. — в книге францисканца Рубрука «Путешествие в восточные страны» («новый город, построенный Бату на Этилии»).
В начале это была ставка кочевья, со временем переросшая в город.
Сарай-Бату был главным политическим центром Золотой Орды, но экономическим центром, вероятно, стал не сразу. Первые монеты были выпущены здесь примерно через 30 лет после основания, около 1282 года, при хане Туда-Менгу.
Сарай-Бату протягивался вдоль левого берега реки Ахтубы на 10–15 километров. Площадь его составляла около 36 км², только если учитывать окружавшие собственно город поместья и усадьбы.
Городские кварталы, по современным археологическим данным, занимали площадь примерно равную 10 км².
10 кв. км. это грубо — 3×3 км.
Где же тут подобная площадь?
Колесо для подъёма воды в город.
В Сарай-Бату проживало около 75 тысяч человек.
Население было многонациональным: здесь жили монголы, кыпчаки, аланы, черкесы, русские, булгары, византийцы.
Каждая этническая группа селилась в своём квартале, где было всё необходимое для жизни: школа, церковь, базар, кладбище.
В городе имелись кварталы ремесленников: гончаров, ювелиров, стеклодувов, косторезов, мастеров по выплавке и обработке металлов.
Дворцы и общественные здания возводились из обожжённого кирпича на известковом растворе, дома рядовых жителей — из сырцового кирпича и дерева.
А теперь посмотрите на это. Где тут хотя бы сырцовый кирпич или дерево?
Ну разве что в некоторых немногочисленных местах имитация слегка похожа на оригинал.
Участник археологической экспедиции историк Егоров вспоминал о раскопках дворца, видимо, принадлежавшего одному из потомков Чингисхана:
«Там примерно 30 комнат. Есть печки, на которых можно лежать („каны“ называются). Стены внутри покрыты израсцами с сусальным золотом (таким кроют купола церквей) и расписаны персидскими стихотворными строчками. Пол тоже выложен изразцами с шестиугольными кирпичными плитками».
А теперь посмотрите на эти жалкие глинобитные дома, что сделали кинематографисты.
Вадим Рудаков, кандидат исторических наук, консультировавший создателей фильма, отказался от сотрудничества со съёмочной группой из-за антинаучности самой картины:
«„Орда“ выдержана в худших традициях старых советских фильмов о татаро-монголах и кочевниках» (из интервью Радио «Азатлык»).
Историк отмечает, что хотя «работа художника достойна уважения, но к историческому Сараю этот город не имеет никакого отношения».
По мнению Рудакова, в построенной декорации «нет ни одного золотоордынского здания».
Впрочем, историк отметил, что с художественной точки зрения фильм должен получиться весьма удачным и понравится массовому зрителю. Так и получилось. Короче, Голливуд зрелищный.
Даже кизяки навозные лежат для созданеия атмосферы правдоподобия.
В 1261 г. Сарай-Бату стал центром новообразованной Сарайской епархии русской церкви, а в 1315 — католического епископства.
При хане Узбеке (правил в 1313–1341) столица Золотой Орды перенесена в Новый Сарай.
Вскоре после этого город Старый Сарай пришёл в полный упадок, а многие его здания разобраны. Кирпич и другие материалы, из которых были возведены постройки старой столицы, использовались при строительстве других городов, например, Хаджи-Тархана (Астрахань).
Сам город Сарай-Бату располагался не здесь, а в районе современного села Селитренного.
Там, на Селитренном городище в ходе многолетних раскопок были обнаружены слои XIV–XV веков. Однако слои XIII века отсутствуют.
Существует версия, по которой город Сарай первоначально располагался в районе современного села Красный Яр (А. В. Пачкалов). На месте Красного Яра предполагается наличие городских слоёв XIII века, кроме того, рядом с городищем располагается некрополь Маячный Бугор, захоронения которого датируются второй половиной — концом XIII века.
Возможно, что столица была перенесена в район Селитренного только в 1330-е годы (с этим переносом может быть связано появление сведений о Новом Сарае в это время).
В общем будем считать что киношники воссоздали тут столицу Орды — Сарай Бату.
А Старый или Новый Сарай какая разница?
По замыслу режиссёра после ночёвки во взаимно изолированных помещениях в подвалах, отсюда по ходам выползали рабы на работы.
Пыточная. Монгольские кочевничьи пытки несколько отличаются от того что я увидел в музеях пыток в Тульском Кремле, камбоджийской тюрьме смерти в Пном Пене и приднестровской крепости Бендеры.
Вот обсуждение особенностей «технологического процесса» пыток и медленных казней с ряженым кочевником.
Но не буду шокировать читательниц дам подробностями.
Давате лучше прогуляемся с шаманом в его закуток.
Тем более что монголы завоевали полмира не являясь ещё мусульманами, а поклоняясь своим языческим богам.
Заходим в довольно узкое помещение где нас встречают деревянные идолы.
Богиня плодородия. Посмотрите как у неё чётко обозначены «женские начала».
Богиня войны. Без её одобрения предстоящего похода в него кочевники не отправлялись. Одобрение или отсутствие такового озвучивал умеющий беседовать с духами специально обученный шаман.
Бог Солнца.
В центре пантеона богов стоит верховный Бог. У восточных славян это Перун, у древних греков Зевс. Всю эту чушь о Богах и духах монголов мы услышали от ряженого «шамана».
А теперь ниже выдержка из более серьёзного источника:
http://tilindir.blogspot.ru/2013/02/blog-post_25.html
Монголы представляли Вселенную трехчастной, состоящей из Верхнего, Срединного и Нижнего мира. Срединный мир населяют люди, животные и птицы. Верхний и Нижний — бог и духи, с которыми могут общаться посредством камланий шаманы.
Главное божество верхнего мира — Ульгень — творец Вселенной.
Главное божество Нижнего мира — Эрлик, владыка подземного царства, которому служат эрлики или элчи. В нем же живут демоны. При этом не всегда Эрлик-хан отождествляется с тёмными силами (он создал людей), и не всегда Ульгень выступает на стороне сил добра (на небесах он бесконечно далек от мира людей).
Небо почиталось как верховное божество. Оно — безначальное, несотворенное, источник жизни и создатель всего сущего, владыка и судья мира; оно определяет судьбы человека, санкционирует государственную власть: традиционной формулой, предварявшей содержание чингизидских ярлыков, были слова «Силою вечного неба».
Поклонялись также Солнцу и Луне — «великому владыке». Солнце называли матерью Луны.
Почитание умерших предков, прародителей и сородичей, составляли одну из важнейших частей языческих верований кочевых народов. В их основе лежит вера в то, что духи умерших предков остаются самыми могущественными членами рода, от которых зависит его благосостояние. Интересно, что духи предков делились на добрых и плохих: добрые покровительствовали и помогали живым, а злые — вредили. Обычно злыми становились души умерших неестественной смертью и грешников.
Важным элементом почитания предков являлось выделение сульде-правителя. Сульде — духовная сила и мощь владыки, часть его души, после смерти становящаяся духом-хранителем всего народа. Зримым воплощением сульде являлось боевое знамя — тук.
В военное время для поднятия духа армии знаменам приносились жертвы. Особое место занимал культ сульде Чингис-хана, являвшийся составной частью культа самого Чингиса. Почитанием пользовались знамена Хара сульде (чёрное) и Цаган сульде (белое).
Цаган сульде состояло из девяти частей: главное знамя водружалось в центре, вокруг него с четырех сторон — восемь малых. При знамени состояло девять знаменосцев. Белое знамя изготавливалось из грив белых жеребцов, чёрное — из грив вороных жеребцов. К острию копья, игравшего роль древка, гривы привязывались длинными кистями. Для знамён были устроены святилища, разработан ритуал жертвоприношений.
В исторической трилогии Василия Яна «Нашествие монголов» понятие приобретает иную трактовку. У Яна Сульдэ — великий и свирепый бог войны, дающий победу самым доблестным, покровитель монголов. Сульдэ доносит свою волю через шаманов, с которыми «беседует». Даровав монголам очередную победу, он требует кровавых жертв. В жертву Сульдэ принесены русские князья и военачальники, задавленные досками после битвы на Калке.
«Для этого бога за Чингис-ханом всюду следовал никогда не знавший седла молочно-белый жеребец с черными глазами».
Тенгрианство не имело письменного изложения своей доктрины, все основывалось только на устной и визуальной базе. Но, однако, комплекс монгольских верований имел и свое жречество — шаманство. Шаман («удоган») Тэб-Тэнгри сыграл существенную роль в становлении державы Чингис-хана, провозгласив решение курултая об избрании Тэмуджина ханом всех монголов.
Даже в период исламизации Золотой Орды (XIII—XIV вв.) древние верования остаются чрезвычайно популярны среди простых монголов — они регулярно зовут шаманов и спрашивают их советов, они почитают предков и Великое Небо.
Для закрепления услышанного материала ряженый шаман предлагает нам бить в ритуальный бубен. В шаманском бубне позади натянутой шкуры находится деревянный щит. Звук получается глухой.
Несмотря на многие сотни лет под владычеством мусульманской и буддийской религии, тюркские и монгольские народности сохранили элементы своих древних верований.
Сейчас происходят определенные попытки по возрождению тенгрианства в качестве «исконной веры». Возрождаются национальные обряды, обычаи, исконные имена и одежды, музыка и пища.
Наибольший интерес к неотенгрианству наблюдается в интеллигентных слоях общества и проходит в плоскости возврата к национальным традициям.
Видимо ряженный «шаман» что проводил нам тут ликбез относится к тем самым интеллигентским слоям.
Также известно что монгольские завоеватели были веротерпимы, в отличие от католических крестоносцев. При дворе ханов были представители самых разных религий, которые свободно отправляли богослужения своих культов.
Но будет о шаманстве. Выходим из уголка шамана на свет Божий.
Пора и перекусить.
Однако ничего из представленного здесь в меню в кафе-юрте не оказалось.
Всё поели приехавшие на первомай туристы из Астрахани.
Пришлось терпеть до ближайшего придорожного кафе.
Воодушевлённые шаманским напутствием мы прогулялись по живописному берегу на котором стоит киношная столица.
А некоторые из нас никогда не бывшие в Египтах-Тунисах с удовольствием прокатились на огромных мохнатых верблюдах местной породы.
Чему были безмерно счастливы.
Определённо, чтобы получать от таких простых вещей счастье надо меньше путешествовать.
И меньше читать и умничать, тогда и в Сарай-Бату понравится.
Затем прогулялись вниз к юрте хана.
Юрта хана оказалась закрыта.
Ну и хорошо.
Что мы могли увидеть здесь правдоподобного если из вышеприведённых источников известно, что во времена визита Алексия в Орду в городе ханы жили не в юртах как показано в фильме, а во дворцах?
Впрочем, ханы тоже кочевали и ходили в походы.
И тогда эта юрта имеет право на существование.
Через плохо закрытую дверь в щёлку я всё же сделал фото внутри «юрты хана».
Неподалёку от юрты божества-столбы, окружённые круглым неглубоким рвом.
Тут же элементы кочевого монгольского быта.
Но нам пора двигаться дальше.
На обратном пути недалеко от Сарай-Бату видели кучу змей.
Много из них раздавленных на дороге. Гадючки есть.
Одну мы преследовали бегом чтобы сделать удачный кадр.
Змеи всегда стараются вначале убежать. Если видят что это им не удаётся, то меняют тактику. Начинают злобно шипеть и приготавливаются к броску.
Так случилось и на этот раз. Поэтому уже мы испуганные шипением бросились наутёк.
Как видите это не безжизненная степь и что-то тут выращивают.
Что может вырасти в этих песках? Астраханские арбузы?
Это был заключительный материал о поездке в Астрахань на майские праздники.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.