Датой основания Южно-Сахалинска считается 1882-й год. Именно тогда, как явствует из мемориальной доски на памятнике, поселенцами на Сахалине было основано селение Владимировка, ставшее позднее городом. Правда, по другим сведениям, в частности, так написано у Чехова, Владимировка была основана в 1881 году. Путаница же с датами возникла, когда в 1981 году, в год празднования столетия Южно-Сахалинска, на остров обрушился тайфун Филлис, и в результате из-за больших разрушений празднование пришлось перенести на следующий год (а само событие задним числом назначили на год позже:)). Уж не знаю, насколько правдива эта версия — во всех источниках, что я видел, везде указан именно 1882 год. Возможно сам факт основания деревни был достаточно условным, тем более, как я прочитал, не совсем понятно, что там считать этой самой Владимировкой.
А на Сахалине, после того, как остров стал полностью русским, царское правительство организовало каторгу, принявшись ссылать туда для исправления уголовных преступников. Тем более что на острове обнаружили большие запасы угля, а желающих ехать разрабатывать его по доброй воле как-то не находилось. Так что в первые годы русской администрации Сахалин выглядел вот примерно так. Это добыча угля.
А это каторжники, прикованные к тачкам.
А вот так выглядела сама Владимировка.
В 1890-м году Сахалин посетил русский писатель А. П. Чехов, написавший по итогам своего путешествия книгу «Остров Сахалин». В ней он попытался привлечь внимание общества к невыносимым условиям содержания каторжников на Сахалине. Ну, интеллигенция конечно поохала, поохала, но все осталось, как и было. Но место свое в сахалинской истории Чехов заслужил, оставшись единственным в дореволюционной России известным человеком, побывавшим на острове.
Правда скульптурные группы, что стоят в парке у театрального центра им. Чехова, посвящены обычным его рассказам, не сахалинским. Вот, к примеру, «Дама с собачкой». Ужос, что за дурацкая традиция — тереть даме нос:)
А это «Толстый и тонкий».
А дальше последовала Русско-Японская война. Поскольку русский флот был полностью разгромлен в Порт-Артуре и Цусиме, противостоять японскому вторжению в июле 1905-го года было некому. Русский гарнизон на острове был крайне немногочислен и плохо вооружен, плюс еще и состоял в значительной мере из бывших каторжников, так что сопротивления превосходящим японским силам почти не оказал. И в результате по итогам войны та часть Сахалина, что находилась к югу от 50-й параллели, отошла к Японии.
И если в России Сахалин был таким «бедным родственником», то Япония, захватив его, взялась за дело освоения новоприобретенной территории основательно. Вот, к примеру, как строились на Сахалине железные и другие дороги.
1906 — всего за 60 дней японскими войсками построена 600-мм узкоколейка Отомари (Корсаков) — Тоёхара (Южно-Сахалинск)
1909 — построено автомобильное шоссе Маока (Холмск) — Тоёхара.
1916 — железная дорога Отомари — Тоёхара перестроена на колею 1067 мм
1920 — открыто движение поездов между Маока (Холмск) и Хонто (Невельск)
1921 — открыто движение поездов между Маока (Холмск) и Нода (Чехов)
1923 — построена железная дорога на самый север японского Сахалина: Тоёхара (Южно-Сахалинск) — Сикука (Поронайск) — Котон (Победино)
1928 — завершено строительство железной дороги Тоёхара — Маока (Холмск)
Посмотрите на современную карту — все железные дороги юга Сахалина построены японцами! Какой контраст с тем жалким существованием, что влачил Сахалин во времена Российской Империи! И это, напомню, государство, которое так гордилось своими железными дорогами — Транссиб же построили!
После того, как в 1945-м году СССР смог вернуть себе южную часть Сахалина, развитие острова продолжилось. Но, опять же, сравните темпы — дорогу от Победино и до станции Ноглики советские строители довели лишь… в 1979-м году!
Но ладно советская власть… Следом за ней пришло время свободы, демократии и рыночной экономики. И знаете, что сделали «рыночники»? Железная дорога из Южно-Сахалинска в порт Холмск оказалась не нужна и ее разобрали и разграбили! Также оказалась не нужна узкоколейка от Ногликов до Охи.
Собственно к чему я это все? А к тому, что в центре Южно-Сахалинска нам показали интереснейший железнодорожный музей, в котором собрана техника, ездившая по узкой сахалинской колее. Большинства экспонатов нет больше нигде в России!
Этот паровоз стоит отдельно от всей экспозиции, на привокзальной площади. Паровозы серии D51 использовали японцы в 30-40-х годах. Несколько таких машин были брошены ими при отступлении и использовались уже советскими железнодорожниками. Позже советское правительство заказало у Японии еще 30 штук, они проработали на сахалинских железных дорогах до тех пор, пока их не заменили тепловозы ТГ16 советской постройки.
Паровоз серии 4–78 постройки Новочеркасского завода им. С. М. Будённого, 1937-й год. Работал с 1940 по 1945 годы на вывозке угля с шахты в Александровском районе. Был обнаружен на заброшенных путях и отреставрирован.
Тепловоз ТУ7 постройки Камбарского машиностроительного завода в Удмуртии 1988-го года. Колея — 750 мм. Эксплуатировался на железнодорожной линии Ноглики-Оха.
Тепловоз ТГ16, специально строился на Людиновском заводе для сахалинской колеи 1067 мм.
А как вам вот такая штука? Это снегоочиститель колеи 1067 мм «Паровой ротор», построенный в Японии в 1936-м году. Работал на Сахалине до конца 1995-го года. Высота очищаемого снега — более 2 м, дальность отброса снега до 20 м.
Кстати, а вагончик, что выглядывает справа — тоже японского происхождения. Это дизель-поезд КиХа-58, такие строились в Японии, начиная с 1960-х годов. В 1980-х большинство из них были выведены из эксплуатации в связи с массовой электрификацией железных дорог. В 1993-м 28 таких поездов были переданы в качестве гуманитарной помощи Сахалинской железной дороге, где эксплуатировались до 2000-го года.
Снегоочиститель «Вадзима», построенный в Японии в 1939-м году. Работал на Сахалине до конца 1980-х годов. Ширина полосы очищаемого снега при раскрытых крыльях — 4.35 м, дальность отброса снега — 15 м.
Мощный отвальный плуг (МОП-10) постройки завода LOWA Lokomotivbau Windau VEB (Германия) 1949-го года. Колея 1067 мм. Работал на Сахалине на участке Южно-Сахалинск — Холмск на перевалах и в тоннелях.
Жалко конечно, что мы не смогли походить по этому музею подольше — в понедельник он был закрыт, так что фотографировать пришлось через забор.
Кстати, раз у ж речь зашла о железных дорогах. Вот это уже не экспонат, а самый что ни на есть действующий образец. Когда мы шли по Сахалинской улице, нам дорогу пересек вот такой поезд. Уже дома я выяснил, что это был дизель-поезд Д2 японской постройки, десять таких составов было поставлено в СССР в 1980-х годах для работы на сахалинских железных дорогах.
А тут нам попался автомобиль, на котором удобнее всего путешествовать по Сахалину. Судя по подаренному турфирмой атласу с генштабовскими картами, дорог на острове и правда очень мало.
А дальше мы катались на автобусе по городу и пытались найти хоть одно здание, оставшееся со времен японского владычества. Вот, оцените, как при японцах выглядел город Тоёхара!
Штаб Карафуто гвардии. Районный суд г. Тоёхара.
Железнодорожный вокзал Тоёхара
Но, к сожалению, сейчас в городе найти что-то, что напоминало о японском прошлом города, очень сложно. Одно из немногих таких зданий — краеведческий музей Южно-Сахалинска, бывший японский музей Карафуто. Фото из Википедии.
Куда делись остальные здания? Ну, те что были деревянные, наверно сгнили или сгорели. Из каменных наверно часть снесли, а часть перестроили. Про одно из зданий рассказывают же легенду, что к нему не приставал ни советский бетон, ни советская штукатурка, все отваливалось. Пришлось приглашать японцев, чтобы они сделали ремонт. Ну вот как можно жить в таких постройках — проще сразу снести:))
Приведу здесь комментарий от одной жительницы Сахалина —
Поскольку практически все японские дома были деревянной постройки, они все сгорели. Пожары бушевали до 50 годов. Здания отопливались печурками, имели тонкие, порою бумажные и фанерные стены, а приехавшие переселенцы мерзли. Выгорали целые улицы. Преднамеренно никто ничего не ломал. Жалко, что не сохранили многочисленные японские миниатюрные сады, от которых остались кое- где следы. Но кто об этом тогда думал!
Хотя вот по поводу Японии я могу так сказать. Мы вот ищем старые японские здания на Сахалине, сетуем, что они не сохранились. А между тем, много ли таких зданий сохранилось в самой Японии? Нет, почти не сохранилось! Все японские города, даже избежавшие бомбардировок, были в последние 50 лет перестроены в унылом стиле бетонных коробок. Не верите — поезжайте в Токио или Киото:)
А в этом доме, что стоял напротив нашей гостиницы, кто-то еще живет! Типичный представитель стиля «сахалинское баракко». Такого здесь еще тоже хватает.
Впрочем, сразу после войны в СССР тоже строились красивые дома — знаменитый «сталинский ампир». Несколько таких зданий можно увидеть и в Южно-Сахалинске. К примеру, универмаг «Сахалин».
Или кинотеатр «Комсомолец»
Жалко, что так уже не строят, а строят в основном вот так.
Вообще, надо сказать, что весь Южно-Сахалинск застроен хаотично, сплошные «хрущевки» и «брежневки», несколько осовремененные стилем «из 90-х», когда поверх старых зданий делается пластиковый сайдинг, навешиваются кричащие вывески магазинов и контор, достраиваются какие-то башенки, лестницы и т. п.
Наша гостиница «Якорь» — и опять башенка.
А в самом центре — дворец губернатора. Здесь хранился «золотой батон» арестованного губернатора Хорошавина:) Вечером здание красиво подсвечивается разными цветами.
А напротив — Международный театральный центр им. Чехова. Кстати, заметьте, он был перестроен не так давно.
Вот так он выглядел еще совсем недавно, даже на Google Street View фото 2013-го года еще сохранилось.
Пока мы катались по городу, все отметили, что неподалеку прямо над центром нависает довольно высокая гора. Вот бы туда подняться? Ну мы и поднялись — место называется «Горный воздух».
В зимнее время здесь катаются на лыжах, а летом отсюда можно взглянуть на город сверху.
Вид на проспект Победы, стадион «Спартак» и строящуюся церковь.
К сожалению, канатная дорога не работала, так что выше подняться не удалось.
Как-нибудь в другой раз:)
А у подножия горы расположен мемориал павшим в Великой Отечественной войне. Кстати, я вот давно заметил — на Дальнем Востоке на таких памятниках принято выбивать фамилии погибших. В Хабаровске вот точно так же сделано.
Тут же неподалеку стоит и боевая техника, самые мощные советские танки ИС-2 и ИС-3.
На этом наша обзорная экскурсия по Южно-Сахалинску закончилась, и нам пора было ехать в порт Корсаков для погрузки на теплоход до Курильских островов. Последняя остановка на Привокзальной площади — и едем.