Музеи Ватикана суммарно конечно не настолько огромны как тот же Лувр или Эрмитаж, но содержат большое количество произведений искусства на которых хочется остановится подробно, потому разделил материал на несколько кусочков, и первый будет посвящен музею Кьярамонти и музею Пио-Клементино.
К сожалению из-за того что визу мне выдали почти под выезд (за неделю) то я не успел купить билеты в музеи Ватикана в нужный мне срок. Пришлось воспользоваться сервисом перекупов, и купить билет за 40 евро (при номинале в 20 евро + 5 евро за бронь), причем на нужную мне дату (а переигрывать маршрут мне не хотелось) оставался билет только на 15:00. Увы, но как говорится зато посетил. С другой стороны, музей закрывался в тот день в 18:00, и у меня было всего 3 часа на осмотр.
После прогулки от Собора Святого Петра я попал ко входу в музей к 14:35, но охранник на входе отгонял всех страждущих от линии ожидания. Лавочек или хотя бы свободных камней где можно было присесть не было, так что пришлось толкаться в ождании свого времени.
Подъем к музеям от входа по эксалатору, но можно и вот по такому красивому спиральному пандусу.
Навигация в музеях Ватикана не ахти, указателей минимум, карту на входе не выдают, почти все ходят с экскурсоводами. Хорошо что я готовился к поездке и примерно представлял где что находится.
Дворик Шишки (Пинья) назван в честь почти 4-метровой шишки, которая установлена на площадке около Бельведерского дворца. Гигантская шишка создана в I веке до нашей эры, она полностью вылита из бронзы.
Пинья, состоящая из большой бронзовой сосновой шишки высотой почти четыре метра, с вершины которой когда-то била вода, первоначально стояла рядом с Пантеоном рядом с Храмом Исиды. В средние века шишка была перенесена во внутренний двор Старой базилики Святого Петра, а затем перенесена в 1608 году на свое нынешнее место.
Внутренний двор, где она стоит, изначально был частью Кортиле дель Бельведере, спроектированного Донато Браманте для соединения дворца папы Иннокентия VIII с Сикстинской капеллой. Когда Браманте умер, архитектор Пирро Лигорио завершил проект и пристроил стену и нишу, чтобы закрыть внутренний двор. Строительство Ватиканской библиотеки разделило Кортиле дель Бельведере на две зоны. Верхняя часть внутреннего двора, Кортиле делла Пинья, получила свое название от фонтана.
Бронзовые павлины по обе стороны фонтана являются копиями тех, что украшают гробницу императора Адриана, ныне замок Святого Ангела. Оригинальные павлины находятся в музее Браччо Нуово.
Музей Кьярамонти, посвященный античной скульптуре, был основан папой Пием VII из семьи Кьярамонти в 1805—1807 гг. (под руководством Антонио Кановы) и первоначально располагался в галерее Corridore della Libraria. Эта галерея соединяла дворец папы с Бельведером. Это музей классической скульптуры. Музей состоит из трех частей: основная часть музея Кьярамонти (Коридор), Braccio Nuovo и Galleria Lapidaria которая содержит более 3000 каменных табличек и надписей правда доступ к ней возможен только со специального разрешения, обычно с целью академического изучения.
Если честно то изучать располагающиеся в Коридоре 3000 экспонатов просто не было времени, потому я постарался заснять на видео, и отфоткать на что глаз упал, но в целом такой впечатляющей коллекции античных скульптур я не видел нигде и никогда ранее.
Папа Пий VII запланировал это ответвление от основного музея Кьярамонти (Braccio Nuovo означает новый рукав, ответвление) ещё в 1806 году, однако осуществить идею стало возможным лишь в 1817–1822 годах под руководством архитектора Раффаэле Стерна.
В нишах зала собраны классические произведения греческого и римского искусства, разделенные тематически на две части: греческая мифология и римская история. Наиболее значительные: Август из Прима Порта (I в.), найденная в 1863 г.; политик Демосфен (римская копия c бронзового оригинала Полиевкта III в. до н. э.), «Силен и Дионис» (копия с оригинала Лисиппа IV в. до н. э.), «Раненая Амазонка» (копия с оригинала Поликлета V в. до н. э.); статуя Нила с 16 «детьми» — притоками, крокодилами и сфинксами (римская копия скульптуры I в.) как олицетворение речного божества, найдена возможно в 1513 году на месте храма Исиды в Риме; Афина с совой (римская копия с греческого оригинала V в. до н. э.); пастух Ганимед и орёл, посланный Зевсом, чтобы похитить его (римская копия II в. до н. э. с оригинала Леохара IV в. до н. э.). Статуя Дорифора («копьеносцa») — римская копия с бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э., стала примером для нескольких поколений скульпторов вплоть до XIX века как пример истинного греческого искусства. Здесь хранится и прекрасная коллекция римской портретной скульптуры (наиболее значимый экспонат — портрет Цицерона). Зал в стиле классицизма украшен античными колоннами и напольной черно-белой мозаикой (II век до н. э.).
Август Прима Порта (итальянский: Аугусто ди Прима Порта) — это портретная статуя Августа, первого римского императора, в полный рост. Статуя была обнаружена 20 апреля 1863 года во время археологических раскопок под руководством Джузеппе Гальярди на вилле Ливии, принадлежащей третьей и последней жене Августа, Ливии Друзилле, в Прима Порту. Ливия удалилась на виллу после смерти Августа в 14 году нашей эры. Статуя была обнаружена в 1863 году и впервые обнародована немецким археологом Вильгельмом Хенценом в том же году.
Мраморная статуя, созданная искусными греческими скульпторами, как полагают, является копией утраченного оригинального бронзового изделия, выставленного в Риме. В нем сочетаются греческие и римские элементы для создания официального образа Августа, демонстрирующего его умение оказывать визуальное влияние. В то время как голова изображает реалистичного юного Августа, тело расходится с реальностью; несмотря на свою одетую форму, оно напоминает героическую стойку греческих статуй. Детально проработанные доспехи, изображающие парфянина, возвращающего римские штандарты, символизируют мир на восточной границе Римской империи. Статуя имеет высоту 2,08 метра (6 футов 10 дюймов) и весит 1000 килограммов (2200 фунтов).
Изображения на кирасе lorica musculata (типичные для легатов) отсылают к возвращению парфянами римских орлов, или знаков отличия, в 20 году до нашей эры, одному из самых значительных дипломатических достижений Августа. Следовательно, дата (гипотетического) бронзового оригинала позднее 20 года до н. э. Детально проработанные доспехи, изображающие парфянина, возвращающего римские штандарты, символизируют мир на восточной границе Римской империи. Тот факт, что Август изображен босиком, задуман как божественное изображение, поскольку это было стандартное изображение богов или героев в классической иконографии. Дата мраморной копии предположительно приходится на промежуток между этой датой и смертью Ливии в 29 году нашей эры.
Монументальная скульптура изображает греческого бога Нила. Статуя была создан в первом веке и является копией из мрамора, сделанной в соответствии с оригиналом неизвестного мастера из Александрии. Бог изображён в виде мужской фигуры, олицетворяющей силу. Он лежит в расслабленной позе на торжественном ложе, а вокруг него забавляются шестнадцать младенцев. Они являются символами могучей реки Нил и одновременно являются детьми божества. ногах божества лежит крокодил — вечный обитатель Нила, а в руках бог держит корзину, наполненную зерном. Это символизирует плодородные земли великой реки и высокую урожайность.
Обратно я вернулся также через коридор. Основной нюанс — экскурсионные группы не водят (или редко водят) по музею Кьярамонти, однако дальше было просто столпотворение.
Оставшуюся часть маршрута в музее я передвигался в такой толпе, примерно как на каком-нибудь концерте или в лютый час пик в метро. Это конечно сильно убило впечатление от музея, я снимал на ходу, а остановится и полюбоваться было фактически невозможно. Кто был в музях — напишите, это всегда так?
История коллекции музеев Ватикана начинается с мраморной скульптуры Лаокоон и его сыновья, найденной 14 января 1506 года в виноградниках Эсквилина. Папа Юлий II, узнав о находке, сразу же послал за ней архитектора Джулиано да Сангалло и скульптора Микеланджело Буонарроти. Сангало подтвердил достоверность работы, а Микеланджело рекомендовал приобрести её у владельца. Юлий II установил её для публичного доступа в специальной нише в ватиканском Бельведере ровно через месяц после обнаружения.
Статуя изображает момент Троянской войны когда на жреца Лаокоона нападают две змеи — жрец отговаривал взять дарённого Коня, а боги выступавшие на стороне Греков не желали раскрытия замыслов и наслали на жреца змей.
В 1770 году папа Климент XIV при поддержке своего казначея Джован Анджело Браски, будущего папы Пия VI, распорядился собирать все археологические находки и приобретать новые произведения для своего музея. Первыми приобретениями стали монументальные мраморные «канделябры Барберини», в то время находившиеся в коллекции Франческо Фускони, собрание скульптур из коллекции Маттеи. Сначала было решено разместить новые приобретения в галереях Ватиканской библиотеки, но обширность закупок потребовала нового места. Выбор пал на дворец Бельведер, где с XVI века хранились известные античные скульптуры. Лоджия здания и некоторые смежные комнаты были переоборудованы архитектором Алессандро Дори. С приходом Пия VI на папский престол в феврале 1775 года проект, в том числе стараниями неутомимого Джованни Баттиста Висконти, занимавшего в то время должность Уполномоченного по древностям Рима (Commissario delle Antichità di Roma), приобрел широкие масштабы за счет строительства новых залов, соединивших здание пятнадцатого века с верхними коридорами западной галереи постройки Донато Браманте.
При папе Юлии II квадратный внутренний дворик назывался итал. Cortile delle Statue: в нём среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи. В 1775 году М. Симонетти, осуществлявший реконструкцию дворца по заказу папы Пия VI, перестроил его в октагональный (итал. Cortile Ottagono). В 1803 году в четырёх углах дворика были устроены отделённые аркадами четыре ниши.
Например вот это статуя Тибра. Имперская скульптура римского периода бога реки с кувшином на утесах. Саркофаг украшен украшенный с сценами сражений между греками и амазонками.
Аполлон Бельведерский: одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130–140 годо в. н. э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара. Но почему то она стояла не во дворе.
В Зале животных (итал. Sala degli Animali) находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора и алебастра. Часть скульптур представляет собой копии греческих и римских оригиналов, выполненные по заказу папы Пия VI итальянским скульптором Франческо Антонио Францони, часть других составлена Францони из подлинных античных фрагментов.
Также здесь выставлены статуя Мелеагра с собакой и головой Калидонского вепря (римская копия греческого оригинала Скопаса IV век до н. э.), торс Минотавра (греческий оригинал, V век до н. э.), римские саркофаги, принадлежавшие членам известной патрицианской семьи Сципионов. Статуи были отреставрированы в конце XIX века.
Зал муз — зал, открытый для публики в 1784 году, был предназначен для демонстрации серии скульптур, найденных на так называемой вилле Кассия близ Тиволи, и включавших в себя множество статуй муз, Аполлона с лирой в руках, Афины, Гермы и портреты известных греческих художников мужчин, всех из времен императора Адриана. Статуи были значительно изменены реставраторами XVIII века: некоторые из них изначально не изображали муз и были модифицированы для того, чтобы дополнить все девять олицетворений искусства.
Фрески Томмазо Конки на сводчатом потолке изображают Аполлона и муз как вдохновителей искусства. В 1800-х годах помпейская красная краска использовалась для покрытия пейзажей, которые ранее служили фоном для различных статуй.
Торс Бельведера, фрагмент статуи, найденный в Риме в конце XV века, попал в коллекции Ватикана между 1530 и 1536 годами. Это произведение античной скульптуры всегда вызывало наибольшее восхищение у художников (особенно Микельанджело), вплоть до наших дней. На протяжении веков личность этого человека была предметом различных интерпретаций. В настоящее время наиболее распространенной гипотезой является то, что это греческий герой Аякс, сын Теламона, размышляющий о самоубийстве. Рассказывается история о том, как во время Троянских войн Аякс пришел в ярость, когда доспехи Ахилла достались Одиссею, а не ему самому, и покончил с собой. Иконография была реконструирована благодаря различным изобразительным знакам: голова печально склонялась к правой руке, сжимавшей меч, которым герой собирался покончить с собой. Скульптура датируется 1 веком до н. э. и подписана афинским скульптором Аполлонием, художником неоантичной школы, который, скорее всего, был вдохновлен бронзой первой половины 2 века до н. э.
Зал Ротонда (итал. Sala Rotonda) построен Микеланджело Симонетти в 1780–1782 годах в соответствии с идеалами неоклассицизма XVIII века — pал смоделирован по образцу Пантеона, вплоть до отверстия в потолке, правда тут её застеклили. Он разумеется меньше по масштабам, чем Пантеон, но вот статуи впечатляют куда больше.
В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона. В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев, среди них:
Статуя Антиноя, любимца императора Адриана в облике бога Диониса-Осириса. После трагической гибели Антиноя в Египте император Адриан обожествил его. Культ юноши достиг беспрецедентных для римской истории масштабов — недалеко от места его смерти был основан город Антинополь, его именем назвали новое созвездие, в различных городах империи в его честь были учреждены праздники и игры, возводились посвящённые ему храмы и алтари, чеканились монеты с его портретами, создавались многочисленные скульптуры. Статуи Антиноя стали вехой в истории римского искусства, благодаря этим портретам даже столетия спустя Антиной продолжал считаться символом юношеской красоты и изящества. Начиная с эпохи Возрождения, его изображения стали воспроизводиться в европейском искусстве.
Статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II век, найдена близ театра Помпея) — единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности;
Портрет императора Адриана в виде Дионисия;
Колоссальная голова Юпитера из Отриколи (IV в.);
Гера Барберини — мраморная римская копия греческого оригинала (II в.) беломраморная статуя императора Клавдия в облике Юпитера, увенчанного венком из дубовых листьев.
Пол украшает римская мозаика (III век) из терм Отриколи (в Умбрии), изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами.
Зал греческого креста — зал, спроектированный и построенный архитектором Микеланджело Симонетти во время понтификата папы Пия VI Браски (1775–1799), стал входным вестибюлем в музей Пио Клементино. Свидетельством этого является латинская надпись Museum Pium над внушительным входом, с каждой стороны которого установлены статуи-колонны в египетском стиле (telamones) из розового гранита, датируемые началом 1 века н. э.
В центре пола находится мозаика с бюстом Афины.
В Зале находятся порфировые саркофаги Констанции (из мавзолея Констанции, 350–360 года) и Елены (из мавзолея Елены, IV век), дочери и матери императора Константина. Первый украшен рельефом с изображением амуров, собирающих виноград (как символ радостей Диониса, бога виноделия, и христианства: вино как кровь Христа). На втором изображены римские всадники, торжествующие над варварами. Предположительно саркофаг предназначался для самого императора Константина.
Зал колесницы — зал был спроектирован архитектором Джузеппе Кампорезе одновременно с постройкой атриума Четырех врат этажом ниже. Работы, начатые в 1786 году, были завершены в 1795 году мощением пола, на котором можно увидеть элементы герба папы Пия VI Браски (звезды и северный ветер, колышущий лилии). В этом зале на статуях и саркофагах изображены сцены атлетических состязаний и цирковых игр, в том числе метание диска, борьба и гонки на колесницах. Античные произведения искусства, расположенные в нишах или на постаментах и алтарях, расположены вокруг монументальной мраморной колесницы, которая занимает центральное место.
Галерея канделябров — эта галерея получила свое название от массивных мраморных канделябров, которые вместе с колоннами из цветного мрамора делят выставочное пространство на шесть секций. Галерея, построенная при папе Пии VI Браски в период с 1785 по 1788 год, была полностью реконструирована во время понтификата папы Льва XIII Печчи (1878–1903), и именно это убранство вы видите сегодня. Эта перестройка была проведена Аннибале Анджелини, который назначил Доменико Торти и Людвига Зайца для создания картин, а Джузеппе Ринальди и Луиджи Медичи — для мраморных инкрустаций. Работы были расставлены подобно мебели, в соответствии с симметричными критериями, совместимыми с архитектурой галереи, доступ в которую осуществляется через монументальные бронзовые ворота, действующие и по сей день. Надо сказать что это галерея уже относится к Апостольскому дворцу
Музей Этрусков был закрыт, но мне и не очень интересен этот период потому я далее перешел в зал гобеленов. Но так как я почти превысил все разумные пределы по количеству фотографий и знаков, о Апостольском дворце речь пойдет в следующей части.