Этот довольно малоизвестный музей находится в городке Уэстон-супер-Мэр, что недалеко от Бристоля. Утверждается, что это крупнейший в мире музей, посвященный исключительно вертолетам. Добраться сюда не так просто — музей находится на окраине города, примерно в 5 км от центра. Если нет машины, то скорее всего придется брать такси. Ну и до самого Бристоля тоже надо еще доехать.
1
Музей достаточно просто оформлен — это всего лишь большой ангар, в котором расставлено несколько десятков вертолетов всевозможных моделей, от достаточно известных до очень редких, про которые в курсе только специалисты. Вроде меня;)
Ну вот, к примеру. Это Hafner R II, один из первых вертолетов, был построен австрийцем Раулем Хафнером в 1932 году
А это автожир Avro Rota, один из целого семейства автожиров, разработанных испанским авиаконструктором Хуаном-де ла Сиервой, который позже перебрался в Англию. Кстати, а вы знаете, чем автожир отличается от вертолета? У вертолета винт имеет привод от двигателя. У автожира винт не имеет привода и раскручивается исключительно за счет набегающего потока воздуха, тягу же создает обычный самолетный пропеллер.
1
Один из первых вертолетов конструкции Игоря Сикорского — Sikorsky R-4. Был построен еще во время войны, в 1942 году.
А это английский Westland Dragonfly, лицензионный вариант американского Sikorsky R-5, построенного Игорем Сикорским в 1943 году.
Английский вертолет Westland WS-55 Whirlwind, лицензионная версия американского Sikorsky S-55, производившегося с 1950 года. Данный вертолет был построен в 1964 году для британской королевской семьи.
Westland WS-55 Whirlwind HAS Mk.7 — противолодочная версия того же вертолета
1
А это Westland Wessex (1958), переделанный в Англии американский Sikorsky S-58 с турбовальным двигателем.
Английский транспортный вертолет Bristol Belvedere (1958). Как видим, в 1950-х годах не только в США строили вертолеты такой схемы. В Монино вот стоит советский Як-24, тоже с тандемным расположением винтов. Сейчас такие вертолеты остались только у США — знаменитые «Чинуки».
1
Piasecki HUP Retriever (1948) — один из предшественников знаменитого «Чинука». Именно американский авиаконструктор Фрэнк Пясецкий был основателем компании, строившей вертолеты тандемной схемы. Позднее компания была переименована в Vertol, потом в Boeing-Vertol, а сейчас является подразделением Boeing.
1
Английский легкий вертолет Saunders Roe Skeeter (1948), разработанный фирмой изобретателя автожира Хуана-де ла Сиервы. Сам Сиерва, правда, погиб в авиакатастрофе еще в 1936 году.
Тяжелый французский вертолет Sud Aviation SA321 Super Frelon (1962). Выпускался и в военных, и в гражданских модификациях. Представленный в музее экземпляр ранее выполнял пассажирские рейсы между греческими островами.
Английский автожир Campbell Cougar (1973). Помните, чем автожир отличается от вертолета? В отличие от автожира Avro Rota у этого винт, создающий тягу, стоит сзади. Несущий же винт раскручивается набегающим потоком воздуха.
Bolkow Bo.102 Helitrainer (1957) — это не вертолет, а всего лишь тренажер, который, тем не менее, мог подниматься в воздух на несколько метров, находясь на привязи. Однако позднее германская компания Bolkow построила довольно удачный вертолет Bo.105.
1
А это советский вертолет Ми-4 (1952). Если сравнить его с американским вертолетом Sikorsky S-55, то сразу будет видно, чем вдохновлялся генеральный конструктор Михаил Миль. Но оно и понятно, был приказ Сталина — в срочном порядке разработать вертолет, пригодный для транспортировки солдат и техники.
1
Однако первым вертолетом Миля был Ми-1. Он в музее тоже вроде бы есть, но я его не заснял. Здесь же на фото польский WSK-Swidnik SM-2 (1959) — дальнейшее развитие советского Ми-1.
Американский легкий вертолет Hiller UH-12 (1948)
1
Довольно малоизвестный английский вертолет соосной схемы Cierva Grasshopper III (1970). Проходил испытания, но в серийное производство не пошел.
Watkinson CG-4, вертолет с педальным приводом. Испытывался в 1977 году, его конструктор намеревался получить премию в 50,000 долларов за первый полет на мускульной тяге. Однако в том же году конструктор заболел и умер. Позже все его наработки были переданы музею.
Westland Wisp — один из первых беспилотников
Английский сверхлегкий вертолет Murray M-1 (1954) и американский автожир Bensen B-8M Gyro-Copter (1955). Вообще в послевоенные годы был период, когда считалось, что скоро вертолеты будут стоять на заднем дворе у каждого примерно так, как машина в гараже. Однако энтузиазм через некоторое время сошел на нет - все же вертолет оказался довольно сложным в управлении аппаратом.
Одним словом, вертолетов в музее много, я далеко не все из них заснял.
Более подробно о том, как работает музей и что там еще можно посмотреть, читайте у них на сайте — helicoptermuseum.co.uk
Интересно, как выросла стоимость посещения за 16 лет. В 2001 году я заплатил 3.75 фунтов, сейчас же вход ровно вдвое дороже — 7.50 GBP.